Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГАЛЕН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Клавдий (Claudius Galenus) [129, Пергам, — 201 (), Рим], римский врач и естествоиспытатель, классик античной медицины. В Пергаме изучал медицину и философию Платона, Аристотеля (См. Аристотель), стоиков, эпикурейцев. Совершил путешествие в Александрию, Смирну, Коринф. Переехал в Рим (164), стал врачом императора Марка Аврелия. Оставил более 400 трактатов по медицине философии, из которых сохранилось около 100 (преимущественно по медицине). Изучал анатомию и физиологию, широко пользуясь опытами над животными (производил вскрытие трупов обезьян и т. д.). В клинических концепциях Г. продолжал разрабатывать гуморальное учение Гиппократа. Г. опровергал мнение Аристотеля о мозге как о железе, выделяющей слизь для охлаждения теплоты сердца, считал его средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности. Описал четверохолмие, Блуждающий нерв, 7 пар черепномозговых нервов (См. Черепномозговые нервы). В опытах с перерезкой на разных уровнях спинного мозга свиней показал значение функций корешков спинного мозга: чувствительных задних и двигательных передних (в 19 в. описаны шотландским врачом Ч. Беллом и французским Ф. Мажанди). Г. изучил многие мышцы: им точно описаны мышцы позвоночного столба, спины и др. Выделил 3 слоя в стенках артерии. Обнаружение им на трупах недоношенных младенцев овального отверстия в межжелудочковой перегородке, а также отсутствия крови в левом сердце и артериях (следствие острой смерти животных и гладиаторов) послужило основанием для создания им по существу первой в истории науки концепции о движении крови, просуществовавшей вплоть до открытий А. Везалия (См. Везалий) и У. Гарвея (См. Гарвей). Согласно этой концепции, центр кровообращения — печень, ею вырабатывается кровь из материала, всасывающегося после приёма пищи (хилус). Из печени кровь попадает в правое сердце, из которого разносится по всему телу и поглощается тканями. Небольшая часть крови через межжелудочковую перегородку попадает в левое сердце для питания «пневмы», наполняющей артерии. Левый желудочек толще, т. к. это необходимо для уравновешивания сердца и поддержания его в вертикальном положении. Г. описал известные в его время способы получения лекарств.
         Физиологические представления Г. предопределили характер понимания им душевной деятельности: трактовку психических явлений как порождений органической жизни, стремление раскрыть их телесную основу. Это выразилось в его учении о Темпераменте. Г. полагал, что смешение 4 основных соков, входящих в состав организма, обусловливает не только здоровье или болезнь тела, но и различие в психических свойствах людей. В учении об органах чувств и о произвольных движениях у Г. можно усмотреть разграничение понятий психики и сознания; последнее толкуется как способность человека не только иметь восприятия и мысли, но и осознавать их принадлежность ему. В учении о пневме — своеобразной эфирной субстанции, подобной разогретому воздуху и являющейся носителем душевной жизни, Г. различает жизненную (физическую) пневму, находящуюся в печени, и психическую пневму, находящуюся в мозгу и нервах.
         Систематизировав представления античной медицины в виде единого всеохватывающего учения, Г. оказал огромное влияние на последующее развитие медицины вплоть до начала нового времени; в качестве врача считался непререкаемым авторитетом в течение всего средневековья.
         Соч.: Opera omnia, Venetiis, 1541—45; Oeuvres anatomiques, physiologiques et medicales, Р., 1854—56.
         Лит.: Ковнер С., История древней медицины, ч. 1, вып. 1—3, К., 1878—88; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, 2 изд., т. 1—2, М., 1960; История медицины, под ред. Б. Д. Петрова, М., 1954.
         М. М. Левит, М. Г. Ярошевский.
Мультимедийная энциклопедия
(129 - ок. 200), один из самых знаменитых древнегреческих врачей и естествоиспытателей. Нередко Галена, в латинизированной форме, называют Клавдием Галеном (Claudius Galenus). Родился в Пергаме, важном центре эллинистической культуры в Малой Азии, расположенном в 75 км севернее Смирны (совр. Измир). В 15 лет Гален начал изучать философию, но уже в 18 серьезно занялся медициной. Среди его преподавателей было несколько выдающихся греческих ммедиков того времени - Сатир, Фициан, Стратоник. В 150 он написал философский трактат О медицинском опыте, который сохранился в арабском переводе. Затем учился некоторое время в Смирне; посетив Грецию, отправился для изучения анатомии в Александрию, главный центр греческой науки и медицины, где практика вскрытия человеческих трупов началась при греческой династии Птолемеев ок. 300 до н.э. Некоторое время Гален работал в Александрии, совершенствуя свои познания в медицине и уделяя особое внимание изучению человеческого скелета. После возвращения в Пергам в 157 он стал лечащим врачом гладиаторов и атлетов. Приобрел большой опыт в практической медицине и хирургии, начал проводить физиологические эксперименты. Около 159, ставя эксперименты на свиньях, Гален открыл функции нервов, контролирующих голос: например, затягивая или ослабляя лигатуры, он мог регулировать деятельность этих нервов. Примерно в это же время изучал сложное строение и функции мышц, принимающих участие в дыхании. В 162, имея уже солидную репутацию, Гален покидает Пергам, чтобы работать в Риме. Гален был чрезвычайно удачливым практикующим врачом, нередко он брался лечить тех больных, от которых, как от безнадежных, отказывались другие врачи. Имел множество учеников, производил вскрытия и экспериментировал. Мы знаем о нескольких знаменитых его пациентах в Риме. Среди них были император Марк Аврелий, римский претор и будущий наместник Палестины. Четыре года спустя Гален едет в Грецию (такие поездки характерны для той эпохи) и по неясным причинам вновь остается в Пергаме. Однако, когда в 168 в Аквилее в войсках начинается эпидемия чумы, император посылает за Галеном. Тот немедленно приезжает, а затем возвращается в Рим вместе с императором в качестве личного врача его одиннадцатилетнего сына и наследника Коммода. Судя по научным трудам Галена, последующие шесть лет были самыми продуктивными в его жизни. Обязанности при дворе не отнимали много времени, он мог спокойно заниматься с учениками, навещать пациентов и проводить эксперименты и вскрытия. В 175 Коммод отправляется на Восток, где находился тогда его отец, а Гален в Риме ведет постоянную и весьма успешную практику. Три года спустя умер император Марк Аврелий, в 192 был убит Коммод. Гален благоразумно возвращается в Пергам. Там он заканчивает последний большой труд и составляет каталог собственных сочинений. Это наиболее ценный источник данных о его жизни, который нередко считается одной из первых (из известных в литературе) автобиографий; во всяком случае, это несомненно первая автобиография врача. Умер Гален в Риме или Пергаме ок. 200. Собрание сочинений Галена, дошедших до нашего времени, превышает по объему все медицинские сочинения, написанные до него; для нас они - основной источник сведений по античной медицине. Большинство произведений той эпохи, за исключением тех, что дошли под именем Гиппократа, были утрачены. А медицинские сочинения, написанные после Галена, большей частью основаны на его трудах либо просто являются их повторениями или компиляциями. Обычно на его сочинения ссылаются по единственному "современному" изданию, которое претендует на относительную полноту. Это издание К.Кюна (1754- 1840) в 22 томах, вышедшее в 1821-1833. В него включено 122 отдельных произведения. После выхода в свет этого издания был обнаружен еще ряд работ Галена. Многие из его произведений окончательно утрачены, некоторые дошли до нас лишь в арабских переводах, сделанных в 9 или 10 вв. Как на Востоке, так и на Западе Гален считался непререкаемым авторитетом почти до 16 в. Вне всякого сомнения, его сочинения существенно повлияли на развитие медицины. Особенно авторитетным в Средние века было его огромное произведение Метод врачевания (De methodo medendi), известное также под названием Великая наука (лат. Ars magna, греч. "Мега технэ"), которое существовало в нескольких сокращенных версиях. Именно оно в более или менее вульгаризированной форме составляло основу образования средневековых врачей. Однако начиная с 17 в. эта книга уже почти не оказывала влияния на медицину: в употреблении остались лишь некоторые упоминаемые в ней ценные растительные препараты, названные "галеновыми". Книги по анатомии и физиологии содержат обширный фактический материал и ближе всего к науке по своему духу. Они оказали и самое большое влияние: переведенные на латынь и опубликованные в 16 в., эти работы стали основой развития современной научной медицины. Многие термины современного медицинского языка непосредственно восходят к Галену или к латинским переводам его трудов. Другие сочинения посвящены патологии, гигиене, вопросам диететики и терапии, фармакологии. Здесь имеются комментарии к сочинениям Гиппократа, полемические сочинения по медицине, труды по философии, логике и филологии. Многие из его медицинских сочинений имели большой вес в Средние века, но вклад в развитие современной медицины внесли только книги по анатомии, физиологии, гигиене и патологии. Мировоззрение и теории Галена. Гален верил в единого Бога-творца, вся его научная деятельность проникнута сознанием божественности творения всей природы и в первую очередь человека. Гален считал, что все в строении человеческого организма, вплоть до мельчайших деталей, было создано Богом. Излюбленным примером для доказательства этого служила Галену человеческая рука. Каждый ее мускул, сухожилие, нерв, кость, кровеносный сосуд созданы, по его мнению, настолько совершенным образом, насколько это вообще возможно. Рассуждениям о руке Гален посвятил немало страниц огромного труда О назначении частей человеческого тела (De usu partium corporis humani). Правда, имеющиеся здесь описания относятся скорее к конечности макаки резус, чем руке человека. Гален хорошо знал человеческий скелет, однако внес путаницу в анатомию человека, пытаясь "навесить" на человеческий скелет мышечную систему обезьяны. Учение о пневме. Те теории Галена, которые мы назвали бы теперь физиологическими, также были связаны с его религиозными воззрениями. Он твердо верил в существование пневмы, т.е. "духа" или "дыхания жизни". Он верил, что мир полон пневмы, которая при дыхании втягивается в организм, а также в то, что, когда мировая пневма перестает вдыхаться, человек или другое живое существо погибают. Попадая в печень, пища перерабатывается там в "природный дух" (греч. "пнеума фюсикон"). Кровь из печени идет ко всем частям тела и к сердцу, где проходит через поры (на самом деле не существующие) в перегородке, разделяющей левый и правый желудочки. Там она смешивается с "мировым духом" и превращается в "жизненный дух" (лат. spiritus vitalis), а проходя из левого желудочка в артериальную систему и затем в мозг, попадает в "чудесную сеть" (лат. rete mirabile) (также не существующую), где превращается в "душевный дух" (лат. spiritus animalis), распределяющийся по нервам, которые ошибочно считались полыми сосудами. Учение Гиппократа о четырех "соках". Гален придерживался и учения Гиппократа о четырех соках (гуморах), которым соответствуют четыре типа темперамента. Это кровь (сангвиник), флегма (флегматик), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик). Данные соки Гален соотносил с четырьмя классическими первоэлементами: землей, воздухом, огнем и водой. Основные сочинения. Наиболее полно анатомические взгляды Галена изложены в его великом труде Об анатомии (De anatomicis administrationibus). Первоначально он включал 16 книг, из которых только первые девять дошли до нас на греческом языке, прочие сохранились в арабских переводах. Приложением к этой работе является небольшой трактат о костях. Это единственный античный анатомический труд, непосредственно основанный на изучении человеческой анатомии в эпоху, когда вскрытие человеческого тела запрещалось. Описания отличаются большой точностью, особенно ценны описания костей черепа. Гален считает зубы костями и приводит вполне правдоподобную версию их происхождения. Он насчитывает 24 позвонка, расположенных над крестцом, который полагает самой важной костью позвоночного столба, и дает точные и подробные описания ребер, грудины, ключицы и костей конечностей. Гален определил два основных типа сочленений, назвав их диартрозами и синартрозами. Первые - подвижные суставы, вторые - неподвижные сочленения, такие, как швы черепа. Эти термины, как и многие другие, сохранились и в современной медицинской номенклатуре. Нет сомнения в том, что работы Галена по системе мышц во многом носили новаторский характер. Он написал специальную книгу О движении мышц (De motu musculorum). Вероятно, в его работах с наибольшей точностью описаны именно мышцы. В сочинениях Галена часто упоминаются форма и функции мышц различных животных. Так, мышцы глазницы и гортани описаны на примере быка, а мышцы языка - на примере обезьяны. Часто он отмечает разницу между определенными мышцами животных, которые описывает, и соответствующими мышцами человека. Описания головного мозга у Галена менее оригинальны, чем описания мышц или эксперименты со спинным мозгом. Очевидно, чаще всего он имел в виду мозг быка, так как обращает особое внимание на "чудесную сеть", которая хорошо развита у этого животного, но отсутствует у человека. Эксперименты с полным или частичным перерезанием спинного мозга на разных уровнях описаны ясно и точно, они явились основой современных исследований центральной нервной системы. Ученый знал о существовании ганглиев (нервных узлов) и проследил симпатическую нервную систему во всех ее элементах. Кровеносные сосуды описаны Галеном хуже, чем кости, мышцы или нервная система. Он посвятил им специальную работу Об анатомии вен и артерий (De venarum arteriarumque dissectione), но ложные представления о кровообращении препятствовали исследованиям в этой области. Вслед за Гиппократом венозная система сравнивалась с деревом, корни которого идут от органов брюшной полости. Ствол - большая вена груди и брюшной полости, ветви находятся в легких и других частях тела; особенно важно то ответвление, которое мы сейчас называем правым желудочком. Вены представляются выходящими из печени. У Галена имелось здравое представление об общем направлении кровотока в венах. Он считал, что вены получают питание из кишок и несут его в печень через "ворота" (греч. "пюлэ", лат. porta), отсюда современное название "воротная вена". У него были четкие представления о венах головного мозга, а некоторые из них до сих пор носят его имя. Внимание, которое Гален уделяет поверхностным венам, современному читателю может показаться чрезмерным. Гален дал сравнительное описание артерий. "Корни" артериальный системы исходят из артериальной вены (в легких), которую мы называем теперь легочной артерией. Левый желудочек и аорта рассматриваются как ствол, от которого отходят ответвления. Гален заметил, что у артерии стенки намного толще, чем у вен. Он доказал, что его предшественники-анатомы, которые считали, что артерии содержат воздух, или пневму, или то и другое вместе, и что кровь попадает в них только после надреза, заблуждались. Для этого Гален поставил в высшей степени наглядный эксперимент: он открыл артерию на достаточную длину и в двух местах ее перевязал, а затем перерезал ее между двумя лигатурами, после чего потекла кровь. Через перевязки она пройти не могла, а значит, должна была находиться в артерии до их наложения. С 16 в. было известно, что большинство вскрытий Гален проводил на обезьянах и что именно они описаны им в практическом трактате Об анатомии. Впоследствии неоднократно обсуждался вопрос, производил ли он вскрытия человеческих тел. В ряде мест Гален упоминает о вскрытиях человека, в других можно увидеть намек, что он сам их производил. У Галена было множество учеников, но из-за наступившего смутного времени его работа не получила продолжения. С его смертью развитие экспериментальной физиологии остановилось по крайней мере на 1300 лет. ЛИТЕРАТУРА Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994
Современная Энциклопедия
ГАЛЕН (Galenus) (около 130 - около 200), древнеримский врач. В классических трудах "О частях человеческого тела" дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Ввел в медицину вивисекционные эксперименты на животных. Обобщил представления античной медицины в виде единого учения, оказавшего большое влияние на развитие естествознания. Одностороннее истолкование сочинений Галена способствовало трансформации его учения в систему схоластических анатомо-физиологических и других медицинских положений (так называемый галенизм), господствовавших в медицине вплоть до 15 - 16 вв.
1000 кратких биографических данных
знаменитый врач древности, родился в Пергаме в конце II века до нашей эры. Галену принадлежит ряд работ по анатомии и физиологии человека.
Античные писатели
    Гален, Galenos, лат. Galenus Claudius, из Пергама, 129-199 гг. н. э., греческий врач. Сын математика и архитектора Никона; учился сперва математике и философии, затем медицине в Александрии. Работал врачом у гладиаторов в Пергаме и в Риме. В конце концов снискал славу хорошего диагноста. В 166 г., чтобы избегнуть заразы, уехал в Пергам. Однако вскоре императоры Марк Аврелий и Луций Вер призвали его обратно, назначив своим личным врачом. Умер, по-видимому, в Риме. — Наряду с медицинской практикой Г. развил оживленную писательскую деятельность. Он оставил нам 2 списка собственных произведений. Сохранилось примерно 150 сочинений Г. в оригинале, несколько — в арабском и латинском переводах. Кроме медицины Г. занимался также философией, например в сочинениях Влечение к медицине (Protremptikos epi iatriken), О том, что лучший врач всегда философ (Hoti ho aristos iatos kai philosophos), Введение в логику (Eisagoge logike), или в многочисленных комментариях к сочинениям Платона, Аристотеля, Теофраста и др. (фр.). Многие философские и риторические сочинения Г. утрачены. В медицине следовал за Гиппократом, личность и произведения которого он, однако, понимал чрезвычайно субъективно. Сохранились комментарии Г. ко многим произведениям из Корпуса Гиппократа и глоссарий Пояснения к Гиппократу, выстроенные в алфавитном порядке. Г. делал упор на рациональное изучение медицины и старался сделать ее точной наукой. В сочинении Врачебное искусство (Techne iatrike) он предприянл попытку объединить до того раздробленную на специальности медицину. Отдельно он изложил свои взгляды в работе О собственных мнениях (Peri ton heauto dokunton). Г. интересовался почти всеми областями медицины, менее всего, как представляется, хирургией и гинекологией. Особенно плодотворно он трудился как физиолог и анатом. Практикуя вскрытие животных и анализируя полученные данные, он собрал воедино и исправил выводы своих предшественников. Важнейшие его сочинения: О назначении частей тела человека (Peri chreias ton en anthropu morion) в 7 книгах, Практическая анатомия (Peri ton anatomikon encheireseon) в 15 книгах, сохранившаяся частично в оригинале, а частично в арабском переводе, а также О костях (Peri oston), О сокращении мышц (Peri myon kineseos) и другие. В области патологии Г. опирался на гиппократову доктрину 4 гуморов (жидкостей). Некоторые термины, введенные Г. в патологию, используются в современной медицине. Необычайно велик вклад Г. в терапию, основы которой он изложил в Методах лечения (Therapeutike methodos) в 14 книгах. Много в сочинениях Г. и теоретических спекуляций и именно они (порой в неузнаваемой форме) оказали большое влияние на медицину средних веков. Несмотря на ошибки и недочеты, Г. был, без сомнения, одним из наиболее выдающихся врачей и не только в древности.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
((ок. 130-ок. 200) – др.-рим. врач) Все, что о Галене Гортанно и арабски клегчет бес И шепчет гений. П919 (I,529)
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Гален и синтез античной медицины
Жизнь и сочинения Галена
    Гален родился в Пергаме около 129 г.н.э., где начал он учиться, затем продолжил в Коринфе, Александрии. В 157 г. вернулся в Пергам, где был какое-то время врачом гладиаторов. В 163 г. приехал в Рим, где пробыл около трех лет; когда там началась эпидемия, он поспешил вернуться в Пергам. Затем в Смирне он слушал лекции медиоплатоника Альбина, от которого немало перенял.
    В 168 г. император Марк Аврелий пригласил Галена в Рим в качестве личного врача в его походах против германцев. Серия непредвиденных событий заставила императора вернуться в Рим, где Гален обосновался медиком при Коммоде, сыне императора. Как придворный врач (оставаясь им и после смерти Марка Аврелия), Гален посвящал все свое время исследованиям и составлению книг. Его слава была настолько грандиозна, что даже при его жизни то и дело появлялись фальсификации, подписанные его именем. Сам Гален рассказывал с нескрываемым удовольствием историю, коей был очевидцем, как однажды в лавке один образованный римлянин разоблачал книгопродавца, вопя, что книга, которую тот хотел продать как галеновскую, написана таким скверным греческим, что она недостойна пера Галена. Умер Гален около 200 г.
    Литературное наследие его безмерно, несколько тысяч страниц. Многие из них утрачены, но значительное их число сохранилось (около сотни названий). В каталог, отредактированный и названный самим Галеном "Мои книги", вошли: 1) сочинения терапевтические, 2) книги по теории прогнозирования, 3) Комментарий к Гиппократу, 4) полемические против Эрасистрата, 5) книги, относящиеся к Асклепию, 6) работы, посвященные различным медицинским методам, 7) книги, используемые при доказательствах, 8) книги по философии морали, 9) книги по философии Платона, 10) книги, относящиеся к философии Аристотеля, 11) книги, касающиеся разногласий с философией стоиков, 12) работы по философии Эпикура, 13) книги об аргументах грамматических и риторических.
    Среди наиболее значительных его работ назовем: "Анатомические процессы", "Полезность частей", "Естественные способности", "Терапевтический метод", "Учебное руководство по медицине", "Комментарий к Гиппократу".
Новая фигура врача: истинный медик должен быть также философом
    Гален ставит целью восстановить античный образ врача, достойным примером которого, более того, живой парадигмой, был Гиппократ. Медикам своего времени, отвернувшимся от Гиппократа, Гален предъявляет три тяжких обвинения: 1) невежество, 2) коррупция, 3) абсурдная разобщенность.
    1) Невежество новых медиков он усматривает в том, что они: а) не утруждают себя методичным познанием природы человеческого тела, б) как следствие, не умеют отличать болезни по родам и видам, в) не располагают отчетливыми логическими понятиями, без чего не могут ставить верно диагнозы. Утратив все это, искусство врачевания превращается в ползучую эмпирическую практику.
    2) Коррупция медиков состоит в а) небрежении обязательствами, б) ненасытной жажде денег, в) лени и праздности духа. Пороки эти влекут за собой атрофию ума и воли врача. "Личность, которая хочет стать истинным врачом, - пишет Гален, - не только презирает богатство, но она в крайней степени приучена к перегрузкам, любит напряженный ритм работы. Нельзя и представить себе, что такой работяга может позволить себе напиваться, объедаться, предаваться усладам Венеры, короче говоря, служить своей нижней части тела. Все это потому, что истинный медик - друг умеренности, сколько и истины". Гении масштаба Фидия среди скульпторов, Апеллеса среди художников, Гиппократа среди врачей, - не появляются более по причине коррупции. Можно было бы, изучив все, открытое Гиппократом, весь остаток жизни посвятить применению познанного, открыть недостающее. И эта была бы цель медицины. Но, - добавляет он, - "невозможно, считая богатство самой ценной из добродетелей, изучая и применяя искусство не на благо людей, но ради наживы, достичь ее цели".
    3) Что касается разделения на секты, то необходимо помнить, что уже после Эрасистрата медицина пережила раскол, в результате чего выделились три позиции: а) т.н. "догматики", они утверждали, что факторы болезнетворные и излечивающие целиком и полностью определяются разумом, б) т.н. "эмпирики", считавшие, что искусство врачевания опирается всегда и только на чистый опыт; с) т.н. "методисты" (таково их самоопределение и самоотделение от "догматиков"), напротив, полагавшие основой медицинского искусства некоторые очень простые понятия (схематично "выделение", "сокращение" и т.п.). Гален отвергает все три позиции, видя в их поверхностности большую опасность. Его метод соотносит момент логический с экспериментальным, полагая и тот, и другой одинаково необходимыми.
Великая энциклопедическая конструкция Галена и ее компоненты
    Заслуга Галена состоит в придании новой формы уже известному знанию. Его достижения можно суммировать следующим образом: а) анатомические исследования, полученные медиками александрийского Музея, и обобщенные им; б) элементы зоологии и биологии, воспринятые от Аристотеля, приведенные и адаптированные в контексте строгого телеологизма; в) теория элементов, качеств и жидкостей системы Гиппократа; г) теория "врожденной теплоты" и "пневмы" (модифицированная идея Посидония); д) идеи "Тимея", прочитанные в медиопла- тоническом ключе (воспринятые от Альбина), в качестве общей схемы и основы медицинской энциклопедии. К этому всему должна быть присоединена теологическая концепция самого Галена специфически преломленная в платоническо-аристотелевской традиции.
    Что касается анатомии, то очевидно, что Гален прошел солидную подготовку в процессе аутопсий и вивисекций (опыты над обезьянами и даже слонами), это отражает его трактат "Анатомические процессы", составленный по результатам собственноручно проделанных опытов.
    Что касается теории элементов, качеств и жидкостей, то в трактате "О природе человека" он развивает и завершает ее теорией темпераментов, ставшей знаменитой. Из четырех элементов и четырех качеств - холодного, горячего, сухого и влажного, должным образом соотнесенных, происходит все прочее. "Темперамент" не есть простая смесь их, но такая, где присутствует взаимопроникновение решительно всех частей смеси. Специфическое качество любого тела проистекает из "удачного смягчения" противоположных качеств, это совпадает с тем, что классики называли "истинной мерой". "Хороший темперамент" человека есть результат "удачной темперации", соразмерности различных частей тела. "Жидкости", т.е. кровь, флегма, желчь желтая и желчь черная не суть первоначальные элементы, но происходят от других элементов и их качеств. Они являются по преимуществу влажными, сухими, горячими или холодными, но не в абсолютном смысле, а скорее, в смысле преобладания одной из характеристик.
    Что же касается телеологической концепции Галена, то это абсолютизация принципа финализма, который представлен, особым образом, в "Федоне" Платона, а также аристотелевской максимой: "природа не делает ничего понапрасну". Вот суждение из трактата "О полезности частей": "Первая причина всего выступает, как заметил Платон, в виде цели действия. Поэтому, если тебя спросили, зачем ты идешь на рынок, нельзя дать толковый ответ, пренебрегая этой причиной; смешон был бы тот, кто, вместо того, чтобы объяснить, что хочет купить какую-то вещь или раба, или встретить друга, раскатал бы тираду о том, что у него есть две ноги, могущие держать его на земле и передвигаться. Такой тип, вместо реальной причины, подсунул бы вам инструментальную, необходимое условие, но не причину". И еще одно суждение Галена, концентрирующее суть его мысли: "Мы показали достаточно ясно, что ни одна из частей, предназначенных для жизни, как ни одна, предназначенная для лучшей жизни, не могла быть создана иначе, лучше того, что она есть".
    Финализм есть то, что исходит от Божественного Зодчего, "искусства Природы". Оно - во всем: в человеке, в животных, в букашках.
    "Какое бы животное ты не захотел разъять, - пишет Гален, - тебя ошеломит искусность, равно как мудрость его Творца, и, чем меньше оно, тем большим будет изумление, подобно тому, какое вызывают тончайшие резные изделия мастеров".
    Трактат, о котором мы ведем речь, может быть сравним с грандиозным "гимном Богу", с "эподом". Известно, что такие стихи складывали мелические поэты, где за строфой и антистрофой следовал эпод, когда пред ликом алтаря все пели, воздавая хвалу Богам.
Осевые моменты медицинских теорий Галена
    Галеновская доктрина "естественных способностей", которой посвящен целый трактат, предстает как завершение античных теорий.
    Все вещи происходят из четырех качеств, взаимодействующих между собой, посредством их изначальной специфической способности. Любой организм рождается, развивается в соответствии со специфической активностью. Эта активность подчиняется строгому правилу природы, и Гален называет ее "способностью". Способностей великое множество: кровеносная способность вен, переваривающая способность желудка, пульсирующая способность сердца и т.п. Гален изучил и систематизировал их все. Среди них две базовые: "втягивающая", т.е. та, благодаря которой нечто усваивается, делается своим, и "выталкивающая", т.е. та, что не принимает, оставляет нечто чужеродным. Это доктрина Галена в контексте глобальной "симпатии" различных органов и различных частей между собой имела фундаментальное значение, ибо в соответствии с точным применением ее гарантировала успех в рамках теории финализма в целом.
    Вторая его теория опирается на платоновское деление души на: 1) душу рациональную, 2) возбудимую (гневную), 3) вожделеющую. Причем, Гален вписывает это в новый антропологический, анатомический и физиологический контекст. Рациональная душа сидит в мозгу, возбудимая - в сердце (средоточие эмоций), вожделеющая - в печени. Рациональная душа имеет своим проводником животную, или психическую, пневму (дыхание, воздух), которая циркулирует через нервную систему (что поддерживается вдыханием воздуха). Кроме того, есть пневма витальная, циркулирующая в сердце и в артериях; он с осторожностью принимает гипотезу "натуральной пневмы", которая, должно быть, содержится в печени и венах, где циркулирует кровь в процессе питания. Такое прочтение Платона, очевидно, означает материализацию души, ибо рациональная душа выступает функцией мозга, другие - сердца и печени. Будучи заключенными в рамки организма, они соотносятся посредством пневмы психической и витальной, наделены врожденным теплом и кровью.
Причины большого успеха Галена
    Грандиозная систематизация знания в рамках медицины и ее дисциплин, ясная теоретическая схема, высокий религиозный и моральный смысл философского учения Галена обеспечили ему в эпохи Средневековья и Возрождения неувядаемую славу.
    Однако с Галеном случилась та же беда, что и с Аристотелем: его теория стала догмой и, повторяемая буквоедами, была извращена недоучками в самой ее сердцевине. Его ошибки усердно консервировались и передавались, образовывая со временем серьезное препятствие прогрессу медицины. Необходимо, впрочем, отличать Галена от гале-низма, как Аристотеля от аристотелизма. Как в эпоху Нового Времени необходимо было опровергать Аристотеля, чтобы разрушить аристотелизм, также было необходимо оспаривать Галена, чтобы покончить с галенизмом.
    Тем меньше оснований сегодня оспаривать исключительное историческое значение этого мыслителя.
Философский энциклопедический словарь
ГАЛЕН (рим. имя Claudius Galenus) (род. ок. 130, Пергам – ум. ок. 200, Рим) – личный врач императора Марка Аврелия, философ греч. происхождения. Писал об общей сущности лечения и в течение многих столетий оставался авторитетом в медицине. Кроме того, занимался философией, т. к. считал, что настоящий врач должен быть также и философом. Источником познания и истины, по его мнению, кроме чувств, является рассудок. Он связывал с учением перипатетиков учение стоиков. Особую известность получили названная его именем четвертая (галеновская) фигура силлогизма, а также его учение о четырех типах темпераментов (см. ТЕМПЕРАМЕНТ) – сангвиническом, флегматическом, холерическом, меланхолическом – и лежащих в их основе четырех телесных соках (кровь, слизь, желтая и черная желчь). Его произв. «История философии» – учебник для студентов-медиков, составленный ок. 500.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
ГАЛЕН (Galen) (ок. 129 - ок. 199), греческий врач, чьи работы и записи легли в основу развития медицинской практики. Пытался систематизировать все, что на то время было известно в практической медицине, развил теоретическую основу для объяснения всех нарушений в организме. Ему принадлежат многочисленные анатомические и физиологические открытия, связанные с СЕРДЕЧНЫМИ клапанами, секрецией ПОЧЕК, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВНОЙ СИСТЕМАМИ. Был среди первых, кто стал изучать физиологию посредством вивисекции животных. Теория Галена, хотя во многих отношениях и неточная, влияла на развитие медицинской практики на протяжении многих веков.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГАЛЕН


будет выглядеть так: Что такое ГАЛЕН