Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФУТУРОЛОГИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от латинского futurum — будущее и ...Логия)
        в широком значении — совокупность представлений о будущем Земли и человечества, в узком — область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования (См. Прогнозирование) и прогностики (См. Прогностика). В СССР термин «Ф.» большей частью употребляется для обозначения современных немарксистских концепций будущего (буржуазный Ф.). Термин «Ф.» предложил в 1943 немецкий социолог О. Флехтхейм в качестве названия некоей надклассовой «философии будущего», которую он противопоставлял идеологии (См. Идеология) и утопии (См. Утопия). В начале 60-х гг. этот термин получил распространение на Западе в смысле «истории будущего», «науки о будущем», призванной монополизировать прогностические (предсказательные) функции существующих научных дисциплин. Но так как перспективы социальных процессов изучаются многими науками, термин «Ф.» ввиду многозначности и неопределённости с конца 60-х гг. вытесняется термином «исследование будущего», который подразумевает совокупность теории и практики прогнозирования. Понятие Ф. на Западе сохранилось преимущественно в виде образного синонима «исследования будущего». С 1973 существует Всемирная федерация исследований будущего, в которую входит ряд прогностических научных обществ, в том числе Исследовательский комитет по Ф. Международной социологической ассоциации.
         В буржуазной Ф. можно выделить несколько течений: апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. В 60-х гг. господствовало открыто апологетическое, которое опиралось на разного рода Технологические теории (см. также «Постиндустриальное общество») и пыталось доказать жизнеспособность государственно-монополистического капитализма, возможность его модернизации [Д. Белл, Г. Кан (США), Р. Арон, Б. де Жувенель (Франция)]. Представители реформистского течения доказывали необходимость «конвергенции» капитализма с социализмом [Ф. Бааде (ФРГ), Р. Юнгк (Австрия), Ф. Полак (Нидерланды), И. Галтунг (Норвегия)], леворадикального — неизбежность катастрофы «западной цивилизации» перед лицом научно-технической революции [А. Уоскоу (США) и др.]. С конца 60-х гг. буржуазная Ф. переживает кризис. В начале 70-х гг. на передний план выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом сложном, апологетическом по своей сути течении приобрёл т. н. Римский клуб, включающий видных западных учёных, политиков, бизнесменов. По его инициативе развернулось «глобальное моделирование» перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ. При этом участники этих исследований разделились на два основных направления: одни из них развивают идеи социального пессимизма [Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Гейлброунер (США)], другие («технооптимисты») пытаются обосновать возможность избежать катастрофы с помощью «оптимизации» государственно-монополистического капитализма [А. Тофлер, М. Месарович, Э. Ласло (США), Э. Пештель (ФРГ), К. Фримен, В. Феркисс (Великобритания), И. Кайя (Япония), Г. Линнеман (Нидерланды), А. Эррера (Аргентина) и др.].
         Многообразным и противоречивым концепциям буржуазной Ф. противостоит марксистско-ленинское научное предвидение, которое опирается на теоретические положения диалектического и исторического материализма. См. Научный коммунизм, Предвидение научное.
         Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О научном коммунизме. [Сб. ст.], М.. 1963; Какое будущее ожидает человечество, Прага, 1964; Эделинг Г., Прогнозирование и социализм, пер. с нем., М., 1970; Будущее человеческого общества, М., 1971; Ожегов Ю. П., Проблема предвидения в современной буржуазной идеологии, Новосиб., 1971; его же, Социальное прогнозирование и идеологическая борьба, М., 1975: Араб-Оглы Э. А., В лабиринте пророчеств, М., 1973; Лавалле Л., За марксистское исследование будущего, пер. с франц., М., 1974; Jungk R.. Die Zukunft hat schon begonnen, Hamb., 1964; Jou. veneldes Ursins B. de, L'art de la conjecture, Monaco, 1964; Flechtheim О. К., Futurologie. Der Kampf um die Zukunft, Koln, 1970; Toffler A., Future shock, N. Y., 1970; BeII D., The coming of postindustrial society. A venture in social forecasting, N. Y., 1973; The limits to growth, N. Y., 1972; Mesarovic М., Pestel E., Mankind at the turning point, N. Y., 1974.
         И. В. Бестужев-Лада.
Современная Энциклопедия
ФУТУРОЛОГИЯ (от латинского futurum - будущее и...логия), в широком значении - общая концепция будущего Земли и человечества, в узком - область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики.
Орфографический словарь Лопатина
футурол`огия, футурол`огия, -и
Словарь Ожегова
ФУТУРОЛ’ОГИЯ, -и, жен. (спец.). Применительно к современным концепциям будущего: прогнозирование социальных процессов.
прил. футурологический, -ая, -ое.
Толковый словарь Ефремовой
[футурология]
ж.
Комплексная дисциплина, основывающаяся на данных общественных и естественных наук, ставящая целью предвидение будущего человечества и отдельных сфер жизни общества; прогнозирование социальных процессов.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. futurum - будущее и греч. logos - учение) - англ. futurology; нем. Futurologie. 1. Совокупность представлений о будущем человечества. 2. Область научных знаний, исследующая перспективы развития соц. процессов. см. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПРОГНОСТИКА. X ностей халифа как носителя духовно-религиозной власти. 2. Распространенное название арабо-мусульманского государства, созданного в VII в. и возглавлявшегося халифами.
Новый философский словарь
обобщенное название концепций о будущем человечества; в узком значении - область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов и явлений (в этом смысле Ф. синонимична прогнозированию и прогностике). Термин "Ф." был предложен немецким социологом О. Флехтхеймом как название "философии будущего", альтернативной всем предшествовавшим социальным учениям. В этом значении термин не получил распространения. С начала 1960-х под Ф. понималась "наука о будущем", "история будущего", ориентированная на познание перспектив всех явлений, и, прежде всего социальных. Такое понимание Ф. было связано с появлением в этот период специальных учреждений, разрабатывавших научно-технические и социально-экономические прогнозы, и содержало претензию на монополизацию прогностических функций существовавших научных дисциплин. Однако отсутствие у понятой таким образом Ф. собственного предмета и ограниченность понимания будущего по аналогии с прошлым выявило несостоятельность данного подхода, что к концу 1960-х привело к практическому выходу такого значения термина "Ф". из употребления. На смену ему пришла трактовка Ф. как комплекса широко понимаемого социального прогнозирования (тесно взаимосвязанной совокупности прогностических функций общественных наук и прогностики как науки о законах прогнозирования). С начала 1970-х ввиду многозначности и неопределенности термин "Ф". вытесняется термином "исследование будущего". Понятие Ф. преимущественно используется как образный синоним "исследования будущего". В 1960-е преобладающим в западной Ф. было технократическое направление Ф., апологизировавшее научно-технический прогресс как главное средство разрешения социальных проблем. Данным направлением была выдвинута концепция "постиндустриального общества", трактовавшая перспективы развития человечества со сциентистских позиций (Белл, Г. Кан, 3. Бжезинский и др.). В рамках леворадикального течения Ф. (А. Ускоу) научно-технический прогресс трактовался как катализатор неизбежного краха западного общества. В конце 1960-х - начале 1970-х в на первый план в Ф. выходит изучение глобальных проблем. Ведущей организацией данного направления стал Римский клуб (А. Печчеи, А. Кинг, Д. Медоуз, Э. Пестель, М. Месарович, Э. Ласло, Дж. Боткин, М. Эльманджра, М. Малица, Б. Гаврилишин, Г. Фридрихе, А. Шафф, Дж. Форрестер, Я. Тинберген и др.), инициировавший компьютерное глобальное моделирование перспектив развития человечества и "пределов роста" технологической цивилизации. В целом в рамках Ф. последней трети 20 в. можно выделить направления "экологического пессимизма" (Форрестер, Медоуз, Р. Хейлбронер), прогнозирующего негативные последствия наличных перспектив развития человечества, и научно-технического оптимизма (Тоффлер, Месарович, Ласло, Пестель), обосновывающего возможность реализации позитивных потенций технологического развития.
М.Н. Мазаник
Философский словарь
(лат. futurum — будущее и греч. logos — учение, слово) — представления о будущем человечества, область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин “Ф.” предложил в 1943 нем. социолог О. Флехтхейм, имея в виду некую надклассовую “философию будущего”, противостоящую идеологии и утопии. С начала 60-х гг. это понятие распространилось на Западе в смысле “истории будущего”, “науки о будущем”, призванной выявить прогностические (предсказательные) функции всех научных дисциплин. Поскольку перспективы социальных процессов изучаются мн. науками, термин “Ф.”, ввиду его многозначности и неопределенности, с конца 60-х гг. вытесняется понятием “исследование будущего”, к-рое охватывает теорию и практику прогнозирования. В зап. Ф. выделяются апологетическое, реформистское, лево-радикальное и др. течения. В 60-х гг. господствовало первое, выдвинувшее “постиндустриального общества” теорию (Белл, Г. Кан, Арон, Б. де Жуве-нель). Реформисты выступали с позиций теории конвергенции (Ф. Бааде. Ф. Полак, И. Галтунг), леворадикалы доказывали неизбежность катастрофы “зап. цивилизации” перед лицом научно-технической революции (А. Уоскоу и др.). С конца 60-х гг. в Ф. выдвинулось течение, доказывающее неизбежность “глобальной катастрофы” при существующих тенденциях общественного развития, а затем, с конца 70-х гг., — течение, отстаивающее необходимость перехода к “новой цивилизации”, построенной на принципах демилитаризации, экологизацин, гуманизации об-ва.
Философский энциклопедический словарь
ФУТУРОЛОГИЯ – в широком значении общая концепция будущего Земли и человечества; в узком – наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов, происходящих как в практической жизни, так и в сфере научно-технического прогресса, а также разработкой математических методов обработки статистической и иной информации для составления верифицируемых прогнозов, которые могли бы послужить основой для планирования не только в области экономики, науки и техники, но и в социальной и политической сфере.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от лат. futurum — будущее и греч. — слово, учение), в широком значении — совокупность представлений о будущем человечества, в узком — область науч. знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики. В СССР термин «Ф.» большей частью применяется для обозначения совр. немарксистских концепций будущего (бурж. Ф.). Термин «Ф.» предложил в 1943 нем. социолог О. Флехт-хейм в качестве названия некоей надклассовой «философии будущего», крую он противопоставлял идеологии и утопии. В нач. 60-х гг. этот термин получил распространение на Западе в смысле «истории будущего», «науки о будущем», призванной монополизировать прогностич. (предсказательные) функции существующих науч. дисциплин. С кон. 60-х гг. термин «Ф.», ввиду многозначности и неопределённости, вытесняется термином «исследование будущего». Понятие Ф. сохранилось преим. в виде образного синонима последнего. В бурж. Ф. выделилось неск. течений: апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. В 60-х гг. преобладало открыто апологетическое, которое опиралось на разного рода технологич. теории, сводившие социальный прогресс общества только к росту уровня тех-нико-экономич. развития (см. также «Постиндустриальное общество») и пыталось доказать жизнеспособность гос.монополистич. капитализма, возможность его модернизации (З.Бжезинский, Г. Кан, Р.Арон, Б. де Жуве-нель, Ж. Фурастье). Представители реформистского течения доказывали необходимость «конвергенции» капитализма с социализмом [Д. Белл, А. Тофлер (США), Ф. Бааде (ФРГ), Р. Юнгк (Австрия), Ф. Полак (Нидерланды), Ю. Гальтунг (Норвегия)], леворадикального — неизбежность катастрофы «зап. цивилизации» перед лицом науч.-технич. революции [А. Ускоу (США) и др.]. С кон. 60-х гг. бурж. Ф. переживает кризис. В нач. 70-х гг. на передний план выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом течении приобрёл т. н. Римский клуб, по инициативе которого развернулось «глобальное моделирование» перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ. Участники этих исследований и др. футурологи разделились на два осн. направления; одни из них развивают неомальтузиажские идеи социального пессимизма [Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хейлбронер (США)], другие пытаются доказать возможность избежать катастрофы с помощью «оптимизации» гос.-монололистич. капитализма [Тофлер, М. Месарович, Э. Ласло, В. Фер-кисс (США), Э. Пестель (ФРГ), К. Фримен (Англия), И. Кайя (Япония), Г. Линнеман (Нидерланды), А. Эр-рера (Аргентина) и др.] (см. «Научно-технический оптимизм» и «Экологический пессимизм»).
        Концепциям бурж. Ф. противостоит марксистско-ленинское науч. предвидение, которое опирается на тео-ретич. положения диалектич. и историч. материализма.
        Какое будущее ожидает человечество?, пер. с французского, Прага, 1964; Эделинг Г., Прогнозирование и социализм, пер. с нем., М., 1970; Будущее человеч. общества, М., 1971; Араб-Оглы Э. А., В лабиринте пророчеств, М., 1973; Лавалле Л., За марксистское исследование будущего, пер. с франц., М., 1974; Ожегов Ю. П., Социальное прогнозирование н идеологич. борьба, М., 1975; Бовш В. И., Футурология и антикоммунизм, Минск, 1977; Косола-пов В. В., Лисичкин В. А., Критика бурж. концепций будущего, М., 1978.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФУТУРОЛОГИЯ


будет выглядеть так: Что такое ФУТУРОЛОГИЯ