Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФУКИДИД

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Thukydides)
        (около 460 — 400 до н. э.), древнегреческий историк. Происходил из знатной и состоятельной афинской семьи. Во время Пелопоннесской войны (См. Пелопоннесская война) в 424 был стратегом и командовал афинской эскадрой у берегов Фракии. Не сумел помешать спартанскому полководцу Брасиду овладеть Амфиполем, вследствие чего подвергся осуждению в Афинах и должен был уйти в изгнание. В течение 20 лет, находясь вдали от родины, занимался сбором материала для своего исторического труда. В Афины вернулся в 404. «История» Ф. (в 8 книгах) — труд, посвященный истории Пелопоннесской войны 431—404 (изложение доведено до осени 411). Несмотря на незавершённость отдельных частей, «История» является цельным произведением. В отличие от Геродота, Ф. придавал большое значение критической проверке сведений, которыми историк располагает для изложения своей темы; только после этого, по мнению Ф., возможно обращение к реконструкции прошлого. Главную задачу историка Ф. видел в «отыскании истины» (I, 20). Выясняя происхождение того или иного исторического явления, Ф. обращал особое внимание на причины и поводы событий. Рационализм Ф. исключает непосредственное вмешательство божественных сил в исторические события, хотя историк и не отвергал в принципе существования богов или божественного начала. Придавая первостепенное значение объективным историческим факторам, не только политическим, но и экономическим, Ф. в отличие от последующей историографии ещё не склонен подчёркивать роль отдельной личности, хотя от его взора и не ускользает значение ума и воли выдающихся деятелей, как это видно из его характеристики Перикла. В центре внимания Ф. — судьба Афинской морской державы; в непомерном росте могущества и в агрессивной политике афинян историк усматривает главную причину межэллинского конфликта. Хотя Ф. пишет прежде всего военную историю, его отличает большое внимание к вопросам социально-политической борьбы. Одним из первых он оставил обстоятельные описания гражданских конфликтов, столкновений демократических и олигархических группировок.
         По своим политическим взглядам Ф. — сторонник умеренной, разумно упорядоченной власти. Он враждебно настроен по отношению к радикальной демократии, её вождям Клеону и Гиперболу он даёт уничтожающую характеристику. Напротив, Ф. высоко оценивает умеренно-олигархическое правление 5000 (в Афинах в конце 411), считая, что тогда существовало разумное смешение олигархических и демократических элементов. Однако ни симпатии, ни антипатии Ф. не выступают сколько-нибудь заметно на первый план и в целом его изложение отличается высокой степенью объективности. Ф. считается величайшим историком древности, оставившим яркое и достоверное описание одного из наиболее значит. событий древней истории.
         Изд.: Thucydides historiae, ed. С. Hude, v. 1—2, Lipsiae, 1908—13; Thucydides, v. 1, ed. O. Luschnat, Lipsiae, 1954; в рус. пер. — История, пер. Ф. Мищенко в переработке С. Жебелева, т. 1—2, М., 1915.
         Лит.: Мищенко Ф. Г., Опыт по истории рационализма в древней Греции, ч. 1 — Рационализм Фукидида в Истории Пелопоннесской войны, К., 1881; его же, Фукидид и его сочинения, в. 2, М., 1888; Бузескул В. Г., Введение в историю Греции, 3 изд., П., 1915; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета, М. — Л., 1947; Finley J. Н., Thucydides, Camb. (Mass.), 1942; Romilly J. de, Thucydide et l'imperialisme athenien, P., 1947; Grundy G. B., Thucydides and the history of his age, 2 ed., v. 1—2, Oxf., 1948; Diesner Н. J., Wirtschaft und Gesellschaft bei Thukydides, Halle, 1956; Fritz K. von, Die griechische Geschichtsschreibung, Bd 1, B., 1967.
         Э. Д. Фролов.
Мультимедийная энциклопедия
(ок. 460 - ок. 400 до н.э.), афинский историк. Даты рождения и смерти Фукидида устанавливаются предположительно, на основании его собственных косвенных сообщений, а также того, что в его Истории, незавершенном труде, посвященном Пелопоннесской войне между Афинами и Спартой (431-404 до н.э.), нет указания на события, происходившие в 4 в. до н.э. Фукидид приступил к написанию Истории в самом начале войны и собирался дойти до 404 до н.э., однако изложение обрывается зимой 411. Семья историка владела золотыми приисками во Фракии. Его отец Олор - тезка (вероятно, родственник) фракийца, который был тестем знаменитого Мильтиада, так что Фукидид был родственником Кимона, сына Мильтиада. Плутарх (Кимон 4) видел нагробие Фукидида среди могил семьи Кимона в Афинах. Почти наверняка родственником историка был другой Фукидид, сын Мелесия, противник Перикла. Таким образом, Фукидид принадлежал к знатному роду, унаследовал немалое богатство и к тому же располагал таким преимуществом, как источник существования вне Афин: его фракийские связи оказались весьма кстати, когда в 424 до н.э. Фукидид подвергся изгнанию за то, что не смог спасти Амфиполь (во Фракии) от захвата спартанским полководцем Брасидом. В молодости Фукидид вращался в кругу известных государственных деятелей, что дало ему наилучшую подготовку для написания труда по истории. Знатное происхождение не помешало Фукидиду сделаться пылким приверженцем демократии Перикла, идеалы которой он превозносит в надгробной речи, вложенной им в уста Перикла (II 35-46). Однако Фукидид не был последовательным демократом, поскольку полагал, что олигархическая конституция 411 до н.э. являлась лучшим государственным устройством из всех, какие только знали современные ему Афины. Фукидид сообщает, что переболел страшной болезнью, опустошившей Афины в 430-427 до н.э. Отправившись в изгнание, Фукидид посетил Пелопоннес, а возможно и Сицилию - его описание Сиракуз обнаруживает хорошее знание местной топографии. Фукидиду, от природы склонному к беспристрастности, пошло на пользу изгнание, которое позволило ему ознакомиться с врагами Афин. Некоторые замечания относительно Спарты позволяют предполагать, что в это время Фукидид встречался с Алкивиадом. После капитуляции Афин в 404 до н.э. Фукидид недолгое время пробыл в городе; сообщается, что его смерть была насильственной, однако это предание, возможно, появилось в связи с неожиданным прекращением повествования в VIII книге. Согласно другому малодостоверному источнику, сочинение Фукидида подготовил к публикации историк Ксенофонт; и в самом деле, Ксенофонт начинает свою Греческую историю с того места, на котором остановился Фукидид. Но кто бы ни был редактором Истории Фукидида, он проявил при работе над ней чрезвычайную сдержанность. Вступление к I книге подчеркивает важность избранного предмета в сравнении со всеми предшествовавшими событиями мировой истории. После краткого, но весьма основательного очерка ранней истории Греции Фукидид рассматривает причины войны. Хотя поводом к ней послужил спор афинян с Коринфом из-за Керкиры, истинные причины надо искать гораздо глубже: Спарта опасалась возраставшей мощи Афин. Война должна была разразиться, даже если бы инцидента с Керкирой не произошло. Война оказалась общегреческой, она расколола надвое всю Грецию, причем демократы, как правило, становились на сторону Афин, а олигархические правительства поддерживали Спарту. Чтобы показать могущество Афин, Фукидид дает очерк роста Афинской архэ (державы) начиная с 479 и до 440 до н.э., перекидывая таким образом мост от своего труда к истории греко-персидских войн Геродота. Фукидид подробно излагает жизненный путь Фемистокла, который чем-то напоминает Алкивиада: на обоих Афины возлагали величайшие надежды, и оба удалились в изгнание к врагам Афин. Из трех гениальных политиков, появившихся в Афинах в этом веке, лишь Периклу оказалось по силам удержать власть в демократическом государстве, но и он в конце жизни навлек на себя неблагосклонность граждан. С начала II книги и по главу V 24 Фукидид описывает первый этап войны, называемый Десятилетней (или Архидамовой) войной, вплоть до Никиева мира (421 до н.э.). Изложение здесь неизменно сопровождается указаниями на "зиму" или "лето", так что год оказывается разбитым на две части. После 424 до н.э., когда Фукидид удалился в изгнание, повествование о событиях в Афинах становится менее подробным, а ход дипломатических переговоров с Персией изложен плохо. Вслед за Никиевым миром наступил завершившийся сицилийской экспедицией период, когда войны вроде бы не было, но вчерашние враги продолжали активно выводить из строя союзников противника. Победой при Мантинее в 418 до н.э., которую Фукидид подробно описывает, спартанцы восстановили свой престиж. В "мелосском диалоге" (V 85-111) читателю предлагаются фактически две речи, излагаемые параллельно, тезис за тезисом. Афиняне не делают осажденным островитянам никаких уступок, они открыто заявляют, что по закону природы слабый подчиняется сильнейшему, и пока Афины остаются владыками морей, Мелос обязан повиноваться и платить им дань. В VI и VII книгах описана афинская экспедиция на Сицилию, предприятие, изначально обреченное на провал из-за бегства Алкивиада и окончательно загубленное очевидной некомпетентностью Никия. VIII книга - это неполный отчет о Декелейской войне, когда спартанская армия, базировавшаяся в Аттике, держала Афины в постоянном напряжении и лишила их территории вне городских стен. Здесь же рассказывается о захвате власти в Афинах олигархами (411 до н.э.) и о происках Персии во время войны на море в Ионии. Фукидид пишет сжато (Дионисий Галикарнасский, О Фукидиде 24, называет это качество "быстротой"), избегая украшательств. В изобилии встречаются отвлеченные понятия, выраженные прилагательным или причастием с артиклем среднего рода. Фукидид склонен к противопоставлениям, однако ради симметричной фразы никогда не отклоняется от хода повествования. Иногда Фукидид убирает слова с их законного места, словно для того, чтобы застать читателя врасплох, или изменяет конструкцию предложения. Результат бывает подчас резким, но никогда не оказывается грубым. Проза Фукидида - это прекрасно настроенный инструмент острого аналитичного ума. Значительная часть истории была написана по горячим следам. Однако труд складывался медленно и с большими усилиями, Фукидид правил и делал вставки, с учетом полученных дополнительно сведений или последующих событий. Датировать определенные куски Истории очень непросто, выводы чаще всего ненадежны; нет сомнения в том, что в ней имеются периоды, внесенные в черновой текст, причем некоторые - уже после капитуляции Афин (например, II 65, 12). Повествование пересыпано речами, когда контекст оправдывает их появление. Проза этих речей сложна, местами даже темна. Фукидид не мог в точности передать все, что говорилось афинскими и спартанскими военачальниками, да он и не ставил себе такой задачи. Он передает мысли деятелей в своей собственной манере, а в тех случаях, когда нет возможности прибегнуть к записям или памяти, сам сочиняет соответствовавшую случаю речь. Эти речи вносят в чисто повествовательный труд драматические эффекты. Фукидид установил себе очень строгие правила отбора материала, и иногда они принуждали его опустить события, которые современный историк не мог бы оставить в стороне, не навлекая на себя нареканий. Так, он упоминает, что Гипербол подвергся остракизму лишь тогда, когда описывает смерть этого демагога на Самосе в 411 до н.э., и ни словом не упоминает о хитроумном ходе, которым Алкивиад добился изгнания этого политика, в то время как Гипербол первый затевал изгнание Алкивиада. Фукидид не проявляет особого интереса к социальным или экономическим проблемам, хотя и вкладывает в уста Перикла перечень ресурсов, которыми располагали афиняне к началу войны, доказывая таким образом, что в тот момент они были вправе рассчитывать на окончательную победу. Перикл не мог предвидеть мора, после которого афинянам оставалось надеяться в лучшем случае на ничейный исход. Не всегда Фукидид скрывает свои пристрастия. Клеона он ненавидел как демагога, а Перикловой мощью восхищался. Однако к Клеону Фукидид несправедлив. После неудачи, постигшей Никия, Клеон в 425 до н.э. взял Сфактерию, а его гибель на поле боя после в целом успешной кампании во Фракии подтверждает, что Клеон был настоящим воином. Стратегия, которой придерживался Клеон, весьма схожа с рекомендованной Периклом, но Фукидид этого как бы не замечает. Впрочем, трактовка Клеона - исключение, которое, несомненно, возникает вследствие аристократического презрения к вульгарности и дурным манерам, а не из зависти или злобы. ЛИТЕРАТУРА Фукидид. История. М., 1993
Современная Энциклопедия
ФУКИДИД (около 460 - 400 до нашей эры), греческий историк. Автор "Истории" (в 8 книгах), посвященной Пелопоннесской войне (до 411 до нашей эры); это сочинение считается вершиной античной историографии.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ФУКИДИД, сын Олора (ок. 460 — 400 до н.э.) — др.-греч. историк. Происходил из знатной и состоят. афин. семьи; от родственников унаследовал золотые рудники на побережье Фракии. Получил хорошее образование, был знаком с совр. философскими и естественнонауч. направлениями, представл. Анаксагором, Гиппократом и др., испытал сильное воздействие со стороны старших софистов (Протагора, Горгия, Антифонта).     Большое впечатл. произвели на него личность вождя афин. демократии Перикла и его деятельность. Ф. принимал участие в политич. жизни; во время Пелопоннесской войны в 424 был стратегом и командовал афин. эскадрой у берегов Фракии. Однако Ф. не сумел помешать спарт. полководцу Брасиду овладеть Амфиполем, вследствие чего подвергся осуждению в Афинах и должен был уйти в изгнание. В теч. 20 лет, находясь вдали от родины, он занимался сбором материала для своего ист. труда, к-рый задумал и к работе над к-рым приступил еще в самом начале войны. В Афины Ф. вернулся по окончании войны в 404; ни обстоятельства, ни место его смерти достоверно не известны. Ф. — автор «Истории», соч. в 8 кн., труд посвящен истории Пелопоннесской войны 431 — 404 (причем, изложение доведено до осени 411). Первая кн. служит как бы общим введением к истории Пелопоннесской войны; ее начало (гл. 1 — 23), где излагается древнейшая греч. история, наз. обычно «Археологией». Последняя кн. (8) представляется исследователям менее отделанной, чем предыдущие; по-видимому, смерть помешала Ф. довести соч. до конца Пелопоннесской войны.
Античные писатели
    Фукидид, Thukydides, ок. 460–ок. 396 гг. до н. э., греческий историк. Сын Олора (фракийское имя), афинского аристократа, получил глубокое образование (вероятно, ученик философа Анаксагора и софистов Антифона из Рамна и Продика с Кеоса). В Пелопонесской войне был стратегом, но ему не удалось воспрепятствовать занятию спартанцами города Амфиполя в 424 г., за что он был осужден афинянами на изгнание и пребывал в нем 20 лет, в основном в своих родовых владениях во Фракии, где у него был золотой прииск. По-видимому, провел некоторое время при македонском дворе. В Афины возвратился только в 404 г. до н. э., уже после взятия города спартанцами, умер несколькими годами позже. По политическим убеждениям был умеренным олигархом, в демократическом устройстве Афин при Перикле его более всего устраивала личность самого Перикла, который благодаря своему огромному авторитету долгие годы руководил государством, формально демократическим. Произведение Ф., которое сегодня известно нам под заглавием Пелопонесская война, является неоконченной историей Пелопонесской войны (431–404 гг. до н. э.). Александрийские ученые разделили его на 8 книг: Кн. I заключает в себе вступление и описывает причины войны; кн. II, III, IV и одиннадцать разделов кн. V описывают так называемую Архидемову войну (430–421 гг. до н. э.); кн. V (остальные разделы) — события после Никиева мира до 415 г.; VI и VII — Сицилийская экспедиция афинян; VIII — Афины после поражения на Сицилии, войну на побережье Малой Азии, политические перевороты в Афинах в 411 г. до н. э. Произведение обрывается 411 годом, следовательно, недостает описания последних семи лет войны. Пелопонесская война Ф. является первой в греческой историографии монографией — автор сознательно ограничил предмет своего рассмотрения исключительно историей Пелопонесской войны, исключив из историографии географию и этнографию. Он описал военные события в хронологическом порядке, год за годом, разделяя лето и зиму. В начале кн. I находится так называемая археология, или картина древнейших отношений в Греции (до и после троянской войны). Этот обзор служил историку среди прочего для доказательства того, что до Пелопонесской войны не было не могло быть более значительной. В момент начала этой войны Афины и Спарта стояли на вершине своей мощи. В войну включились все остальные греческие города, выступая на одной или на другой стороне. Война охватила также часть варварских народов. Ее протяженность во времени, масштаб поражения и катастроф, которые она за собой повлекла, ставят над всеми войнами, что велись до того дня. Археология послужила Ф. не только доказательством необычности Пелопонесской войны, но и обеспечила возможность представления на практике новых принципов исторического анализа (вычленение правды из поэтической и логографической традиций, поиск исторических свидетельств в материале, который сегодня назвали бы археологическим). В ходе дальнейшего изложения в кн. I Ф. изложил свой исторический метод, представляющийся вершиной достижений античной историографии. Автор Пелопонесской войны противостоит своим противникам, а особенно Геродоту, утверждая, что его произведение не носит легендарного характера (<чуждо басен>), оно не является произведением для развлечения слушателей, но <достоянием навеки>. Оно должно в будущем служить политикам и государственным деятелям, которые на основе знания событий прошлого могли бы легче принять решение в конкретной ситуации. Главной задачей историка, по Ф., является отыскание истины и верная передача событий. Но прийти к правде можно только через критическое рассмотрение свидетельств о событиях. Ф. производит отбор и критический анализ источников — благодаря этому он стал создателем исторической критики. Военные действия и события он описывает на основании личных наблюдений и рассказов очевидцев; однако он не довольствуется версией первого информатора, а производит вдумчивый, порой дотошный анализ различных известных ему версий данного события. Личные впечатления и свидетельства очевидцев — не единственный для Ф. источник исследования современных ему событий. Он использовал также документы и официальные дипломатические акты, не раз цитируя их в оригинале (например, протокол перемирия 423 г. до н. э., текст Никиева мира, текст афино-спартанского мира). Ф. включает в свое произведение и речи (всего их ок. 40), но приводит их, как он сам об этом предупреждает, не в дословной передаче, а выстраивает сам соответственно ситуации, хотя и придерживается смысла в действительности произнесенных речей. Часто, стараясь показать какую-либо проблему или ситуацию с различных сторон, Ф. дает слово защитникам двух противоположных мнений (например, зачинщиками войны в Афинах называли коркирейцев и коринфян, а в Спарте — коринфян и афинян, относительно Сицилийской экспедиции — Никий и Алкивиад в Афинах, Гермократ и Афинагор в Сиракузах сталкиваются в процессе произнесения 15 пар коротких речей и ответов на них). В речах этого рода Ф. неоднократно излагает собственный взгляд на скрытые причины событий. Лучшими среди речей Ф. являются речи Перикла, а особенно прославилась речь в честь погибших афинян, в которой Перикл непревзойденно описал сущность афинской демократии и ее заслуги перед греческой культурой. Речи служат также средством опосредованной характеристики лиц, которые их произносят, в чем Ф. показывает себя хорошим наблюдателем и психологом, хотя он редко прямо характеризует своих героев (исключение представляют, например, краткие характеристики Фемистокла или Никия). Психологическая глубина позволяла Ф. охарактеризовать не только отдельных людей, но и все общество (афиняне, спартанцы). Согласно Ф., судьба государства определяется поступками его жителей, подобно тому, как судьбу одного человека определяют его собственные действия. Значение Ф. основано на его прагматизме, а следовательно, стремление к познанию исторической действительности и объяснению этого положения дел действием политических, нравственных и интеллектуальных сил, исключая всякого рода сверхъестественные факторы (Ф. не верит в чудеса, пророчества, предсказания, и приводит их исключительно для отражения настроений толпы). Благодаря этому, он смог показать Пелопонесскую войну как великий исторический процесс. Он понимал, что политическое развитие должно вести к появлению держав, которые затем столкнутся друг с другом в войне. Поэтому в свете взглядов Ф. естественная экспансия Афин и столь же естественные попытки Спарты сохранить сферу своего влияния неуклонно вели к войне. Ф. верно представил внутренние причины войны (все ключевые проблемы афинской и спартанской политики), но одновременно с этим указал единственную подлинную ее причину, вытекающую из внутренней связи событий в историческом процессе: война эта началась потому, что спартанцы препятствовали дальнейшему росту мощи Афин, которые уже господствовали в большей части греческого мира. А дальнейший рост этой мощи был неотвратим, ибо на том уровне развития, которого Афины достигли к началу войны, уже невозможно было его ограничить. Мощь является, в понимании Ф., сущностью государства, в то время как Платон признавал его основой справедливость. Пелопонесская война является первым великим произведением, написанным на аттическом диалекте. Стиль страдает некоторой нестройностью (избыток мыслей выражен через еще несовершенный синтаксис), его отличает суровость, а серьезность автора нередко окрашивает его пафосом. Композиция всего произведения драматична. Вершины драматизма Ф. достиг в описании Сицилийской экспедиции афинян, представив катастрофу, надвигающуюся неотвратимо, как в трагедии. Ф. обозначил принципы историографии как литературного жанра. Он нашел многочисленных последователей, ни одни из которых не смог с ним сравниться. Произведение Ф. продолжали аноним из Оксиринха, Ксенофонт, Теопомп. Ему подражали в Риме Саллюстий, Тацит, Аммиан Марцеллин. В XV в. его перевел на латинский язык Ф. Лоренцо Валла, но этот факт не обеспечил Ф. особого успеха ни в эпоху Ренессанса, ни позже. Восхищение и признание пришли к нему только в XVIII и XIX вв., особенно в Англии. Тогда же появились переводы его произведения на все новые языки.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФУКИДИД


будет выглядеть так: Что такое ФУКИДИД