Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФРОНТОН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(франц. fronton, от лат. frons, родительный падеж frontis — лоб, передняя сторона)
        в архитектуре, завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши и карнизом. Поле Ф. (Тимпан) часто украшается скульптурой.
        Фронтон (указан стрелкой) Каменноостровского тетра в Ленинграде. 1827. Архитектор С. Л. Шустов.
Современная Энциклопедия
ФРОНТОН (французское fronton), завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. На поле фронтона (тимпане) часто помещается скульптура. Декоративным фронтоном украшают двери и окна здания.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    I.     ФРОНТОН, Марк Корнелий — рим. оратор и адвокат 2 в. из Цирты (Нумидия), воспитатель будущих имп. Марка Аврелия и Луция Вера, консул в 143. Из его речей, создавших ему славу оратора, не сохран. ничего. Благодаря найденному в 1815 палимпсесту стало известно неполное собрание его писем, в к-рых существ. место занимают риторико-филологич. вопросы. Ф. был центром кружка, к-рый в рамках архаич. тенденций избрал в кач-ве образца для себя древ. доцицероновскую лат. лит-ру. Ф. рассматривал бытие как ритор и отклонял философию.     II.     ФРОНТОН — треугол. плоскость, завершающая фасад здания. На храмах и др. монументал. сооружениях поле Ф. часто заполнялось скульпт. украшениями из известняка, мрамора или терракоты (особенно у этрусков), а края Ф. украшались акротериями. Сохран. значит. композиции Ф. (напр., храм Афины Афайи в Эгине, храм Зевса в Олимпии, Парфенон). Они известны в архаич. и особенно в классич. храмах. В эллинистич.-рим. время все большее распростр. получил Ф. как украшающий элемент верх. края дверей, окон, эдикулов, ниш.
Орфографический словарь Лопатина
фронт`он, фронт`он, -а
Словарь Даля
муж., ·*франц. щипец, островершек; треугольная стенка под крышей, над верхним карнизом дома или над входом. Дом, крылечко с фронтоном. Фронтонная постройка. Фронтиспис муж. картинка, при заглавии книги.
Словарь Ожегова
ФРОНТ’ОН, -а, муж. (спец.). Треугольная или циркулярная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.
прил. фронтонный, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
ФРОНТ’ОН, фронтона, ·муж. (·франц. fronton) (архит.). Верхняя, треугольная или циркульная, часть фасада здания, ограниченная двухскатной крышей и архитравом, а также подобное украшение над окнами или над дверями. Дом с фронтоном.
Толковый словарь Ефремовой
[фронтон]
м.
1) Верхняя - треугольная или циркульная - часть фасада здания, ограниченная двухскатной крышей и архитравом.
2) Подобное украшение над окнами или дверями.
Античные писатели
    Фронтон, Марк Корнелий; Fronto, Marcus Cornelius, ок. 100-166 гг. н. э., римский оратор. Происходил из Кирты в Нумидии. Сведущий в праве и риторике, занимал высокие посты вплоть до консула в 143 г. Из-за слабого здоровья оставил политику и посвятил себя работе в собственной школе риторики. Призванный к императорскому двору Антонином Пием, был воспитателем двух императоров: Марка Аврелия и Луция Вера. Пребывал там до самой смерти. Время его жизни определяют по его контактам с учеными и людьми, близким ко двору, зафиксированным в оживленной переписке. Эти письма, написанные по-гречески и по-латыни, были обнаружены только в 1815 г. на палимпсестах VI в. н. э. из Амбросианской и Ватиканской библиотек. Вопреки ожиданиям, они содержали в основном рассуждения о риторике и о языке, и гораздо меньше исторических сведений. Письма Ф. привели, однако к выявлению интересных черт характера Марка Аврелия, Луция Вера, старшей и младшей Фаустин, а также к более близкому знакомству с домашней жизнью двора Антонинов. Марк Аврелий, несмотря на большое уважение к Ф., склонялся более к философии, нежели к риторике, преподаваемой учителем. Сохранилась переписка Ф. с Марком Аврелием, в которую вошли письма, написанные в период, когда Марк Аврелий был еще наследником престола (5 книг), и во время его правления (5 книг); письма о риторике содержащиеся в сборниках О красноречии (De eloquentia) и О речах (De orationibus), в которых Ф. пытается доказать императору превосходство красноречия над философией; письма-трактаты на историко-риторические темы, мыслившиеся как вступление к трактату о войне Вера с парфянами, озаглавленные Законы истории (Principia historiae), образцом для них послужило, вероятно, описание войн с Ганнибалом у Ливия; ответ Ф. на письмо Марка Аврелия после поражения в битве с парфянами получивший название О парфянской войне (De bello Parthico); 4 письма об отдыхе в Альции, а также шутливые риторические упражнения в форме писем Похвала дыму и огню (Laudes fumi et pulveris) и Похвала небрежности (Laudes neglegentiae);и наконец, 2 письма Об утрате внука (De nepote amisso), первое из которых представляет собой короткое утешительное письмо Марка Аврелия Ф., а второе - великолепный развернутый ответ Ф., в котором он предстает нам человеком благородным, чувствительным, сочувствующим людям. Переписка Ф. с Вером содержалась в 2 книгах, с Антонием Пием - в 1 книге, которая своим характером напоминает обмен письмами между императором Траяном и Плинием Младшим К друзьям в 2 книгах, включает только письма Ф.; в них находят свое выражение его доброжелательность и заинтересованность делами друзей (1 письмо написано по-гречески). Сохранилось также собрание греческих писем, среди них корреспонденция с Аппианом и др. От речей, принесших Ф. славу оратора, ничего не сохранилось, кроме незначительных фрагментов и названий, например, Панегирики - панегирики на Адриана и Антонина Пия; из судебных речей - речь против Герода Аттика; известно также о речах против христиан, в которых Ф. усматривал врагов ораторского искусства. И наконец, мы знаем названия отдельных выступлений в сенате и других речей на случай. Ф. не создал единой риторической системы, но в своих сочинениях опирался на риторику Феодора из Гадары и использовал терминологию, находившуюся во всеобщем употреблении. В корреспонденции Ф. более всего места занимают рекомендации, касающиеся подбора слов и их места в предложении. Ф. считал, что со времен Цицерона, которого он очень ценил, распространились излишняя свобода и небрежность в подборе слов и их построении, исчезло стремление к точному формулированию мысли. Ф. проповедует возвращение к старым писателям; у них он заимствует сентенции, обороты, выражения, использует фразеологические выписки. Ф. стремился таким способом возродить латинский язык и римскую литературу. Но несмотря на эти усилия, сам он не смог избежать влияния стиля своей эпохи и писал искусственным языком, утяжеленным и местами окрашенным архаизмами. Ф. собрал около себя круг сторонников архаического стиля, которых звали по его имени фронтониями. Это пристрастие к старой литературе и тенденция искать в ней образцы появились еще во времена Августа. Одним из предшественников Ф. был Валерий Проб. В правление Адриана это движение переживает наивысший подъем. Еще долго после смерти Ф. находил последователей, а позднейшие писатели (особенно в III в. н. э.) часто брали его за образец.
Рус. арго (Елистратов)
ФРОНТОН, -а, м.
Лицо, физиономия.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФРОНТОН


будет выглядеть так: Что такое ФРОНТОН