Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФЕДОТОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Федотов
        Григорий Иванович [11(24).4.1916, поселок Глухово, ныне Ногинского района Московской области, – 8.12.1957, Москва], советский спортсмен-футболист, заслуженный мастер спорта (1940), тренер, офицер Советской Армии. В конце 30-х–40-х гг. один из лучших футболистов Европы, с именем которого связано становление сов. школы футбола. Чемпион СССР в 1946–48 (в составе команды ЦСКА). В 1964 ЦСКА учрежден переходящий приз им. Ф. для самой результативной (забившей наибольшее количество мячей) команды очередного чемпионата СССР по футболу. Именем Ф. назван символический футбольный клуб, в который зачисляются нападающие команд высшей лиги, забившие в первенствах СССР свыше 100 голов. Награжден двумя орденами, а также медалями.
         Соч.: Записки футболиста, [М.], 1952.
         Лит.: Ланщиков А., Рыцарь зелёного поля, в сборнике: Спортсмены, М., 1973.
II
Федотов
        Павел Андреевич [22.6(4.7).1815, Москва, – 14(26).11.1852, Петербург], русский живописец и график, родоначальник критического реализма в рус. изобразительном искусстве. Учился в 1-м Московском кадетском корпусе, служил в Финляндском полку в Петербурге. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834–45). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. К первому периоду творчества (до середины 1840-х гг.) Ф. относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1844–46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Ф. впервые сформулировал программу критического реализма. В зрелый период творчества (до конца 1840-х гг.) Ф. перешёл к работе масляными красками, создал серию картин («Свежий кавалер», 1846, «Разборчивая невеста», 1847, «Сватовство майора», 1848, все – Третьяковская галерея, Москва), в которых приходит к новой системе развёртывания сюжета, обогащенного конфликтом и временным единством действия, отказывается от карикатурности, соединяет критический пафос с поэтическим представлением о мире, добивается гармонической композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Используя традиции народного творчества, Ф. сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их в раёшном духе на выставках. Лучшие живописные портреты Ф. – небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством («Е. Г. Флуг», около 1850, «Н. П. Жданович», 1849, оба – Русский музей, Ленинград). В рисунках Ф. достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно-критического содержания. В конце 1840-х гг. к Ф. пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев (См. Петрашевцы), гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Ф. (1850–52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Ф. создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем («Вдовушка», 1851–52, «Анкор, ещё анкор!», 1851–52, обе – Третьяковская галерея, «Игроки», 1852, Киевский государственный музей русского искусства). Незначительный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передавая безысходность человеческой жизни в условиях николаевского режима. Используя контрасты светотени, разрушая локальную живописную систему, Ф. обретает живописное единство, эквивалентное образной идее. Творческое наследие Ф. сыграло видную роль в развитии русской живописи 2-й половины 19 в.
         Лит.: Дружинин А., Воспоминание о русском художнике П. А. Федотове, «Современник», 1853, №2; Лещинский Я. Д., П. А. Федотов – художник и поэт, Л. – М., 1946; Леонтьева Г. К., П. А. Федотов. Основные проблемы творчества, Л. – М., 1962; Сарабьянов Д. В., П. А. Федотов, [М., 1969]; его же, П. А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века, М., 1973.
        В. Сарабьянов.
        П. А. Федотов. Этюд к картине «Игроки». 1851—52. Итальянский карандаш, мел. Русский музей. Ленинград.
         0275386456.tif
        Федотов П. А. «Кухарка с блюдом в руках». 1848. Рисунок. Русский музей, Ленинград.
         0233481706.tif
        Федотов П. А. «Молодой человек с бутербродом». 1849. Рисунок. Третьяковская галерея, Москва.
        Федотов П. А. «Вдовушка». 1851—52 Русский музей, Ленинград.
        Федотов П. А. «Игроки». 1852. Киевский государственный музей русского искусства.
        Федотов П. А. «Сватовство майора». 1848. Фрагмент. Третьяковская галерея, Москва.
        Федотов П. А. «Разборчивая невеса». 1847. Фрагмент. Третьяковская галерея, Москва.
        Федотов П. А. «Магазин». 1844. Сепия. Третьяковская галерея, Москва.
        Федотов П. А. «Кончина Фиделки». 1844. Сепия. Русский музей, Ленинград.
        Федотов П. А. «Крестины». 1847. Тушь. Третьяковская галерея, Москва.
        Федотов П. А. «Свежий кавалер». 1846. Третьяковская галерея, Москва.
        П. А. Федотов. «Анкор, ещё анкор!». 1851—52. Третьяковская галерея. Москва.
        П. А. Федотов.
III
Федотов
        Сергей Александрович (р. 19.3.1931, Ленинград), советский геофизик, член-корреспондент АН СССР (1970). В 1953 окончил МГУ. В 1957–71 работал в институте физики Земли АН СССР им. О. Ю. Шмидта. С 1971 директор института вулканологии Дальневосточного научного центра АН СССР, вице-президент Международной ассоциации вулканологии и химии недр Земли (1975). Основные труды по изучению глубинного строения и сейсмичности Земли, свойств мантии, механизма глубинной магматической и вулканической деятельности, долгосрочному сейсмическому прогнозу. Награжден орденом Октябрьской Революции.
         Соч.: О сейсмическом цикле, возможности количественного сейсмического районирования и долгосрочном сейсмическом прогнозе, в кн.: Сейсмическое районирование СССР, М., 1968; О связи вулканов с тихоокеанским фокальным слоем, механизме подъёма магм и возможном положении мантийных областей питания вулканов, в кн.: Геодинамика, магмообразование и вулканизм, Петропавловск-Камчатский, 1974.
Современная Энциклопедия
ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815 - 52), российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию ("Разборчивая невеста", 1847). Изобличение социально-нравственных пороков сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни ("Сватовство майора", 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченности человека ("Анкор, еще анкор!", 1851 - 52).
Ономастикон
см. ФЕДОТИХИН
Русская цивилизация
Павел Андреевич (22.06.1815-14.11.1852), живописец-рисовальщик.
Будучи на службе в гвардейском полку в Петербурге, Федотов увлекся рисованием, самостоятельно сделал важные шаги по пути к овладению мастерством художника, брал уроки живописи у преподавателей Петербургской Академии художеств, но специального художественного образования не имел.
Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Выйдя в отставку, изображал в сатирической, нередко гротескной, форме «события вседневной жизни». Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение «Следствие кончины Фидельки» (1844). Федотова называют «Гоголем в русской живописи». В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, «любовался, смеялся и плакал». Содержание картин — изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Вехами на пути Федотова к «критическому реализму» явились его картины: «Свежий кавалер» (1847), «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора» (1848). В более поздних работах Федотова нашли отражение чувства тоски и одиночества: «Вдовушка», «Анкор, еще анкор» и др. (1851—52). Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф. М. Достоевского.
Л. Н. Вдовина
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ФЕДОТОВ Александр Васильевич (1932-84), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1966), генерал-майор авиации (1983), Герой Советского Союза (1966), мастер спорта международного класса (1976). Испытания ряда опытных сверхзвуковых самолётов (МиГ-21, Е-266 и др.). Мировой рекордсмен - высота полёта 37650 м (1977). Ленинская премия (1981). Погиб при испытании самолёта.
2.
ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951), религиозный мыслитель, историк, публицист. Приват-доцент Петербургского (1914-18) и профессор Саратовского (1920-22) университетов. С 1925 за рубежом, профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940), Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Один из основателей журнала "Новый град" (1931-39). В исследованиях и многочисленных эссе анализируются своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом, осн. культурно-исторические типы русского человека ("Святые Древней Руси", 1931; "Русское религиозное сознание", т. 1-2, 1946, на английском языке; сборник статей "Лицо России", 1967).
3.
ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815-1852), живописец, рисовальщик. Ввёл в русский бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию ("Свежий кавалер", 1846); критику социально-нравственных пороков сочетал с поэтическим восприятием жизни ("Сватовство майора", 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обречённости человека ("Анкор, ещё анкор!", 1851-52).
4.
ФЕДОТОВ Сергей Александрович (род. 1931), геофизик, академик РАН (1992). С 1971 директор Института вулканологии Дальневосточного отделения РАН в Петропавловске-Камчатском. Труды по сейсмичности Земли и долгосрочным сейсмическим прогнозам, а также по вулканологии.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        Георгий Петрович (1886-1951) - рус. религиозный мыслитель, историк, культуролог, публицист. Высланный за границу как участник революции 1905, изучал историю в Берлин, и Иенском ун-тах; позже, учась на историко-филол. ф-те С.-Петербург, ун-та, испытал сильное влияние Гревса. Начиная с 1917, участвовал в кружке А.А. Мейера. В 1925 эмигрировал во Францию, с 1940 жил в США. Историю Ф. понимает как “мир человеческий — не природный и не Божественный, — и в нем царит свобода” (Судьба и грехи России, 1992). Культура, по Ф., вбирает в себя как собственно духовную, так и практич. сферу, это — “сгустки накопленных ценностей”. Ее история не исчерпывается борьбой: противоречия преодолеваются созданием общей ткани жизни. Ведущая тема Ф. — различие путей России и Запада, взаимосвязанных и в то же время самобытных: Россия — “третий культурный материк между Европой и Азией”. Предваряя труды Н.С. Арсеньева, Ф. еще в 1918 говорил об укорененных в рус. быте “простоте и доброте”; утверждал, что “позади нас не история города Глупова, а трагич. история великой страны”. В статьях Ф. эмигрантского периода много говорится о кризисных явлениях истории России, приведших к катастрофе нач. 20 в.: подвергается критике рус. государственно-полит, мессианство как “лишенное этич. сознания”, ведется полемика с евразийцами, к-рые Россию мыслили не как живой народ, а как идею, антитетическую зап. действительности. Отдавая дань уважения этич. одухотворенности рус. интеллигенции, тяготевшей к революц. идеям, Ф. подвергает ее суду за денационализирующее западничество и игнорирование отеч. традиций. Этой интеллигенции Ф. противопоставил деятелей культуры “творческой, национальной”, причастность к к-рой называл почвенничеством, следуя мысли Ап. Григорьева. “Культурные подвижники”, к-рые были не скитальцами, а строителями, в 19 в. уберегли и обогатили Россию, в то время как “сверху старались превратить ее в холодильник, а снизу в костер”. Связывая отеч. самосознание вт. пол. 19-нач. 20 в. с влиянием Ключевского, Ф. усматривал односторонность рус. истор. науки в ее сосредоточенности на государственно-полит. жизни и невнимании к духовной культуре, церкви, искусству, лит-ре. Он подчеркивает неистребимость религиозно-нравств. оснований народной жизни; о крестьянстве говорит как о почве нац. жизни. Рус. лит-ра 19 в., по словам Ф., “принадлежит к христ. наследию в уже дехристианизированной среде”; в своем нравств. горении она явилась единств, христ. лит-рой Нового времени. Направления искусства 20 в. (начиная с импрессионизма и символизма) Ф. расценивал как свидетельства скудости человека, утратившего любовь к миру. В присущем многим новым художникам культе жестокости, сексуальности, машинной техники он усматривал симптом “распада духовной иерархии”, превращающего искусство в “один из самых сильных ядов разложения”. Духовное калеченье народа в советскую эпоху Ф. связывает с насильственной рационализацией рус. сознания, начавшейся еще в 1860-е гг. и порожденной беспочвенностью культурного слоя. Сталинизм Ф. считал неотвратимым следствием революции и одновременно контрреволюцией. Полит, режим 1930-х гг. расценивал как фашистский. Он полагал, что в совр. ему России идет накопление культурных сил, лишь насильственно обреченных на молчание. Спасительные начала видел в церкви, не растратившей живущих в ней потенций святости. Православие, обновившись, явится источником свободы для творческого созидания новой жизни. Черты лучшего будущего России Ф. угадывал в ее настоящем: в исполненном глубочайшего трагизма послереволюц. опыте. Он возлагал надежды и на тех, кто остался в своей стране, и на деятелей зарубежья, призванных историей не к полит. борьбе, а прежде всего к культурному созиданию.
 
Соч.: Новый Град. Нью-Йорк, 1952; Святые Древней Руси. М., 1990; Статьи о культуре // ВЛ. 1990. № 2; Святой Филипп митрополит Московский. М., 1991; Стихи духовные: (Рус. нар. вера по духовным стихам). М., 1991; Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии рус. истории и культуры. Т. 1-2. СПб., 1992; О святости, интеллигенции и большевизме: Избр. ст. СПб., 1994.
 
Лит.: Топоров В.Н. О рус. мыслителе Г. Федотове и его книге “Святые древней Руси” // Наше наследие. 1988. N 4; Иваск Ю. Молчание: Памяти Г.П. Федотова // Там же; Смирнов Л. Империя культуры: (О творчестве Г.П. Федотова) // Там же. 1991. № 3; Галахтин М.Г. Особенности рус. святости в культурологии Г.П. Федотова // Философия в России XIX-нач. XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991; Сербиненко В. В. Оправдание культуры. Творческий выбор Г. Федотова // ВФ. 1991. № 8.
 
И. В. Нестеров, В.Е. Хализев
Философский словарь
Георгий Петрович (1886-1951) — рус. философ, богослов, историк, публицист. Учился в технологическом институте в Петербурге (из к-ро-го за участие в с.-д. движении был исключен и выслан за границу); вернувшись в 1908 на родину, продолжил образование на историческом отделении Петербургского ун-та. В 1914 — 1918 — приват-доцент Петербургского, в 1920 — 1922 — профессор Саратовского ун-тов; в 1922 — 1925 работал переводчиком в частных издательствах. В 1925 Ф. эмигрировал и возобновил преподавательскую деятельность: 1926 — 1940 — проф. Православного Богословского института в Париже, 1943 — 1951 — в православной духовной семинарии в Нью-Йорке. С 1931 по 1940 Ф. (совместно с И. И. Бунаковым-фондаминским и Ф. А. Степуном) издавал журнал “Новый град”, пропагандировавший идеи христианского социализма. Философские взгляды Ф. претерпели сложную эволюцию: от марксизма к философскому идеализму и от него к христианскому мировосприятию. Сколько-нибудь завершенной и оригинальной философской системы Ф. не создал. Преобладающий жанр его творчества — статьи, очерки, эссе, однако присущие им глубина и отточенность мысли, информационная насыщенность, яркая литературная форма сделали их заметным явлением в истории отечественной философской и общественно-политической мысли 2-й пол. 20 столетия. Большая часть философской, религиозной и исторической публицистики Ф. собрана (уже после его смерти) в книгах “Новый град” (1952), “Христианин и революция” (1957), “Лицо России” (1967), “Россия, Европа и мы” (1973), “Тяжба о России” (1982), “Защита России” (1988). Осн. темы философской публицистики Ф. — размышления об историческом прошлом России, бедах и успехах настоящего, социальных и духовных судьбах ее будущего, религиозно-нравственных основах политики, непреходящем духовном содержании культуры и нравственности, защита ценностей демократии. Ф. стремился по-новому осмыслить вопрос о соотношении исторических судеб и особенностей развития России и Европы (с учетом сложной диалектики и оплодотворяющего взаимовлияния отечественной и европейской культур), о месте и роли интеллигенции в духовном кризисе и будущем духовном возрождении России, в созидательных возможностях к-рой он не сомневался и в самые мрачные времена “сталинократии” (термин Ф.). Гл. условие духовного и национального возрождения России Ф. видел в создании политической свободы и в культурной работе по освоению духовного, культурного наследия России при одновременном вхождении ее в круг европейских народов. На одно из первых мест он ставил необходимость пробуждения национального самосознания народа, к-рое должны стимулировать и государство, и церковь. Особое место в творческом наследии Ф. занимает цикл работ по истории рус. духовной культуры: “Стих духовный. Русская народная вера по духовным стихам” (1935), “Святые Древней Руси (X — XII вв.)” (1959), “Русская религиозная мысль” (в 2т., 1946, на англ. языке), “Сокровища русской духовности” (1948, на англ. языке). В них Ф. нарисовал широкую картину становления и развития рус. духовной, в т. ч. философской, мысли в России, выступил против сведения национально-специфического к религиозному, смешения “византийского” и “православного” начал в духовной культуре России.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФЕДОТОВ


будет выглядеть так: Что такое ФЕДОТОВ