Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФАЦЗЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        [кит. – школа законников (легистов)], философская школа в Древнем Китае. Её основные положения сформулировал Шан Ян (390–338 до н. э.) – автор легистского канона «Книга правителя области Шан». Значительный вклад в учение легистов внёс Хань Фэй (288–233 до н. э.). Ф. сыграла большую роль в формировании императорской системы власти и развитии юридической науки в Китае. Школа Ф. отражала интересы имущественной знати, связанной с частной собственностью на землю, и широких слоев бюрократии, выступавших за создание централизованного деспотического государства. Она вела борьбу против древнего конфуцианства, защищавшего интересы старой наследственной аристократии. К числу наиболее важных легистских концепций относятся: государственное регулирование экономических процессов в стране; систематическое обновление государственного аппарата путём выдвижения чиновников; допуск к административным постам всякого, кто доказал свою личную преданность императору; чёткая градация внутри правящего сословия; унификация мышления чиновничества; личная ответственность чиновника; цензорский надзор за чиновниками. Легисты выступали за то, чтобы все усилия народа были сосредоточены на земледелии и войне. Они разработали также учение о наградах и наказаниях как наиболее эффективных методах воспитания народа, при этом наказаниям отводили главную роль. В империи Цинь (3 в. до н. э.) легизм являлся официальной идеологией. Позже, в империи Хань (3 в. до н. э. – 3 в. н. э.), он был включен в конфуцианство, ставшее официальной доктриной. Легизм оказал большое влияние на формирование традиционных институтов кит. государственности, просуществовавших без каких-либо кардинальных изменений вплоть до Синьхайской революции (См. Синьхайская революция) 1911–13.
         Лит.: Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., вступит. статья и комментарий Л. С. Переломова, М., 1968; Переломов Л. С., О роли идеологии в становлении деспотического государства в древнем Китае. «Народы Азии и Африки», 1967, № 3; его же, О сущности легизма, «Проблемы Дальнего Востока», 1973, №2; Vandermeersch L., La formation du legisme, P., 1965.
         Л. С. Переломов.
Философский словарь
(легисты, “законники”) — одно из ведущих идейных течений в Древн. Китае. Видные представители Ф. — Шан Ян (390 — 338 до н. э.), Хань Фэй (288 — 233 до н. э.) и др. Сторонники Ф., выражая интересы новой знати, разбогатевшей от развития меновых отношений, вели решительную борьбу против пережитков родового строя и общинно-патриархальных традиций, за объединение страны и жесткую централизацию управления. Так, Шан Ян, осуществив ряд реформ в царстве Цинь, способствовал созданию первой кит. империи в конце 3 в. до н. э. Философское обоснование экономических и политических взглядов Ф. дал Хань Фэй. Он считал, что естественные законы (дао) определяют развитие вещей. Человеческое об-во также должно иметь собственные законы (фа), к-рые служили бы людям критерием их действий. Эти законы являются гл. орудием государства в борьбе против различных социально-политических сил, за укрепление мощи и процветание страны деспотическими средствами. Хань Фэй и др. представители Ф. были противниками конфуцианства.
Философский энциклопедический словарь
ФАЦЗЯ («школа законников») – школа в древнекит. философии. Защищала идею суверенного права, приспособленного к обстоятельствам, и с позиций абстрактного неэтического формализма вступила в полемику с конфуцианством; осн. ее представители – Гуань Чжун (7 в. до Р. X.), Шан Ян (4 в. до Р. X.) и Хань Фэйцзы (3 в. до Р. X.).
Философский энциклопедический словарь 2
        см. Легизм.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФАЦЗЯ


будет выглядеть так: Что такое ФАЦЗЯ