Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФАЙХИНГЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Vaihinger)
        Ханс (25.9.1852, Нерен близ г. Тюбинген, – 18.12.1933, Галле), немецкий философ-идеалист. Профессор университетов в Страсбурге с 1883, в Галле с 1906; автор «Комментария к «Критике чистого разума» И. Канта» (т. 1–2, 1881–82); основатель журнала «Kant – Studien» (1897) и Кантовского общества (1904). В главном сочинении «Философия как если бы» (1911) Ф. под влиянием Канта, предлагавшего пользоваться основными мировоззренческими идеями (душа, мир, бог) «как если бы» (als ob) их объекты были реальны (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 571–72), развил субъективно-идеалистическую концепцию Фикционализма, или «критического позитивизма». Считая научные и философские понятия («атом», «бесконечно-малое», «абсолют», «бог» и др.) фикциями, которые не имеют теоретической ценности, но практически важны, Ф. пришёл к агностическим выводам о невозможности познания действительности как она есть «на самом деле» и к признанию ощущений конечной доступной познанию данностью.
         Соч.: Hartmann, Duhring und Lange, lserlohn, 1876; Pessimismus und Optimismus, B., 1924; в рус. пер. – Ницше как философ, СПБ. 1913.
         Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960.
Современная западная философия
ФАЙХИНГЕР, (Vaihinger) Ханс (1852-1933) - нем. философ. Преподавал философию в Страсбургском ун-те (1883), а также в ун-те Галле (1884 -1906). Получил известность как исследователь кантовской философии. В 1897 основал журнал «Kant-Studien», а в 1904 - Кантовское общество (Kant-Gesellschaft), занимающееся изучением наследия Канта. Особой популярностью пользовался его комментарий (незавершенный) к «Критике чистого разума» (Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft. Bde. 1-2. 1881-1892). Ф. разработал концепцию <<фикционализма>>, основу которой составляет истолкованное в духе А. Шопенгауэра положение Канта о том, что «идеи разума» (душа, мир и Бог) должны рассматриваться так, «как если бы» (als ob) их предметы существовали. Согласно Ф., рациональное мышление не способно полностью охватить непосредственно переживаемую действительность, поэтому познание должно ориентироваться не на адекватное отражение действительности и не на непротиворечивость рассуждений, а лишь на практическую применимость выводов. Для этого достаточно рассматривать результаты познания «как если бы» они были истинными, т.е. как фикции. Фикция, по Ф., - это «измышление», оправданное в свете определенных целей, способствующее возрастанию интенсивности жизни, Развитию познания, нравственности и религии. Рассматривая фикции как Представления, в которых на место реального сознательно ставится нереальное, Ф. противопоставляет им гипотезы, выражающие предположения о действительности, и догмы, истинность которых некритически принимается как нечто самоочевидное. Цель философии он видит в превращении догм сначала в гипотезы, а затем - в фикции.
Ницше как философ. СПб., 1913; Philosophie des Als Ob. В., 1911; Pessimismus und Optimismus. В., 1924.
Философский энциклопедический словарь
ФАЙХИНГЕР (Vaihinger) Ханс (род. 25 сент. 1852, Нерен, близ Тюбингена – ум. 17 дек. 1933, Галле) – нем. философ; профессор с 1884. Прежде всего известен как исследователь философии Канта («Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft», 2 Bde., 1881), основатель Кантовского общества (1904) и печатного органа «Kantstudien». В его осн. произв. «Die Philosophie des Ais-Ob» (1911) все ценности и идеалы рассматриваются только как фикции:эти фикции, т.е. есть допущения, сделанные нами для преодоления затруднений мышления и достижения его цели, противоречат действительности, а иногда даже и сами являются противоречивыми, но все же, несмотря на это, служат мышлению и жизни. В философии морали Файхингер примыкал к этике Шиллера, особенно это касается его понимания этического идеала. Им также написаны: «Hartmann, Dьhring und Lange», 1876; «Nitezsche als Philosoph», 1902 (рус. пер. «Ницше как философ». СПБ., 1913); «Pessimismus und Optimismus», 1924.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Vaihinger) Ханс (25.9.1852, Нерен, близ г. Тюбинген,— 18.12.1933, Галле), нем. философ-идеалист. Автор «Комментария к „Критике чистого разума" Канта» («Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft», Bd 1—2, 1881—82); основатель ,журн. «Kant-Studien» (1897) и Кантонского общества (1904). В гл. соч. «Философия как если бы» («Philosophie des Als Ob», 1877, изд. в 1911) Ф. под влиянием Канта, предлагавшего пользоваться осн. мировоззренч. идеями (душа, мир, бог) «как если бы» (als ob) их объекты были реальны (см. И. Кант, Соч., т. 3, М., 1964, с. 571 — 572), развил субъективно-идеалистич. концепцию фикционализма, или «критич. позитивизма». Считая науч. и филос. понятия («атом», «бесконечно-малое», «абсолют», «бог» и др.) фикциями, которые не имеют теоретич. ценности, но практически важны, Ф. пришёл к агностич. выводам о невозможности познания действительности как она есть «на самом деле» и к признанию ощущений конечной доступной познанию данностью.
        Hartmann, Duhring und Lange, Iserlohn, 1876; Pessimismus und Optimismus, B., 1924; в рус. пер.— Ницше как философ, СПБ, 1913.
        Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФАЙХИНГЕР


будет выглядеть так: Что такое ФАЙХИНГЕР