Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФАЙКО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Алексей Михайлович (р. 7(19).9.1893, Москва], русский советский драматург. Окончил историко-филологический факультет МГУ (1917). Дебютировал в 1921 (комедия «Дилемма»). Мелодрама «Озеро Люль» (пост. 1923), комедия «Учитель Бубус» (пост. 1925), драма «Евграф, искатель приключений» (пост. 1926) сочетают условное начало с бытовым, реальным. Драма «Человек с портфелем» (1928, пост. Московского театра Революции), ознаменовавшая переход к строго реалистической манере, – одна из первых советских пьес, глубоко и принципиально решавших проблему «интеллигенция и революция». Ф. принадлежат также пьесы «Концерт» (1936), «Капитан Костров» (1946), «Не сотвори себе кумира» (1956; пост. Ленинградского театра Комедии). Переводит пьесы драматургов народов СССР. Награжден 3 орденами.
         Соч.: Пьесы, М,, 1935; Драмы и комедии, М., 1958; Театр. Пьесы. Воспоминания. (Послесл. Н. Р. Войткевич), М., 1971.
         Лит.: Алперс Б., Крушение индивидуализма. Творческий портрет А. Файко, «Театр и драматургия», 1935, № 12; Сурков Е., Удар по человеку с портфелем, «Театр», 1957, № 6; Войткевич Н., Мастер комедии. К 80-летию со дня рождения Файко, там же, 1973, № 11.
         Б. Яранцев.
Энциклопедия Отечеcтво
ФАЙКО Алексей Михайлович (1893-1978), русский драматург. Сценический успех имели остросюжетные пьесы "Учитель Бубус" (1925, постановка В. Э. Мейерхольда), "Человек с портфелем" (1928) - об учёном, карьеристе советской формации, "Не сотвори себе кумира" (1956) - с элементами сатиры на современную действительность.
Литературная энциклопедия
Алексей Михайлович [1893—] — советский драматург. Р. в дворянской семье. Окончил московскую гимназию, в 1917 — историко-филологический факультет Московского ун-та. Первые литературные опыты, которые носили печать эстетизма, увлечения символизмом, относятся к дореволюционному времени. С 1921 Ф. выступает в качестве клубного инструктора, лектора, сценариста (театр «Летучая мышь»), режиссера (вторая студия МХАТ) и наконец драматурга (комедия «Карьера Пирпонта Блэка»). Первая пьеса, доставившая автору известность драматурга, — «Озеро Люль», поставлена московским Театром Революции в ноябре 1923. Затем последовали — «Учитель Бубус» (бывший театр им. Мейерхольда, 1925), «Евграф, искатель приключений» (б. второй МХАТ, 1926), «Человек с портфелем» (Театр Революции, 1928), «Неблагодарная роль» (МХАТ, 1932), «Концерт» (Театр Революции, 1936). В 1939 награжден орденом «Знак Почета». Ф. — автор преимущественно одной темы — темы интеллигенции, ищущей своего пути в революции. Основные герои Ф. — это люди с индивидуалистическим сознанием, остро переживающие разлад между личным и общественным. Крушение индивидуализма как историческая неизбежность в социалистическом обществе — таков вывод, к к-рому приходит Ф. в своих пьесах. «Озеро Люль» — это детективная мелодрама со стремительной интригой, с рядом эффектных ситуаций, действие к-рой развертывается в вымышленной стране — «на далеком Западе или, может быть, на крайнем Востоке». Обстановка действия — роскошный отель, блестящие магазины, рестораны и дансинги. На этом фоне зараженного спекулятивным ажиотажем капиталистического мира, взрываемого революцией, показан образ мнимого революционера Антона Прима, перешедшего на службу к буржуазии и расстрелянного рабочими, к-рых он предал. Герой следующей пьесы («Учитель Бубус»), представляющей собой отвлеченную сатиру на западноевропейское капиталистическое общество послевоенного периода, — это новоявленный Дон-Кихот, который пытается примирить интересы буржуазии и пролетариата, но становится игрушкой в руках первой. Образ героя-одиночки, героя-мечтателя, вступающего в конфликт со средой, — в центре пьесы «Евграф, искатель приключений», действие которой происходит уже в СССР. Элементы условно-романтической пьесы сочетаются здесь с социально-бытовой характеристикой героев, с попыткой конкретно изобразить окружающую обстановку. Нравоучительный финал комедии (комсомолец выводит на «новый путь» романтика Евграфа, попавшего в среду деклассированной «художественной» интеллигенции и дошедшего до преступления) органически не связан со всей пьесой.
649 К своей традиционной теме о пути интеллигенции в революции обращается Ф. и в пьесе «Человек с портфелем». Катастрофически заканчивается жизнь профессора Гранатова, беспринципного карьериста, пытающегося с помощью убийства и других преступлений скрыть свои контрреволюционные связи в прошлом и пробраться в ряды советской интеллигенции. Пьеса по своей тематике не потеряла актуальности и до настоящего времени (в 1938 она вновь включена в репертуар Театра революции). Благодаря острой, занимательной интриге, строящейся на сочетании мелодраматических и авантюрных моментов, пьеса отличается большой сценичностью. В комедии «Неблагодарная роль» Ф. стремится осмеять, с одной стороны, буржуазные иллюзии иностранной журналистки Дорины Вейс, которые разбиваются при столкновении с советской действительностью, а с другой стороны — индивидуалистические настроения комсомольца Завьялова, не нашедшего своего места в коллективе. Введение в пьесу фигуры «зам. автора», управляющего ходом действия, репликами отдельных персонажей и отражающего авторские раздумья об индивидуальности и коллективе, вносит элемент условности, контрастирующий с общим реалистически-бытовым тоном комедии. Крушение индивидуалистического сознания составляет тему и последней пьесы Ф. — «Концерт». Главный герой — известный композитор Шигорин, замкнувшись в узком кругу своих личных переживаний, приходит к отрицанию искусства, к отказу от музыкальной деятельности. Творческий союз со своим учеником-комсомольцем Кауровым — представителем нового мира, помогает Шигорину вернуться к искусству, найти новые музыкальные темы, достойные великой социалистической эпохи. Таким образом Ф. переходит от романтической мелодрамы с детективным сюжетом, абстрагированными героями к реалистической манере письма, пытаясь более правдиво раскрыть психологическую сущность своих новых героев. Однако Ф. не удалось в этой пьесе достичь художественной убедительности: искусственность сюжета, неоправданность ряда психологических моментов, схематичность изображения отдельных персонажей — все это определило неудачу пьесы, к-рая не смогла утвердиться в нашем театральном репертуаре. Библиография: 1. Учитель Бубус, изд. МОДПИК, М., 1925; Человек с портфелем, изд. МОДПИК, М., 1928; то же, М., 1929; то же, центр. бюро по распространению драматич. продукции — Цедрам, М., 1934; Неблагодарная роль, комедия, ГИХЛ, М. — Л., 1933; Пьесы, Гослитиздат, Москва, 1935 [«Озеро Люль», «Евграф, искатель приключений», «Человек с портфелем», «Неблагодарная роль»]; Концерт, Гослитиздат, Москва, 1936. И. Клейнер
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФАЙКО


будет выглядеть так: Что такое ФАЙКО