Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФАЯНС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Фаянс (Fajans)
        Казимир (27.5.1887, Варшава, – 18.5.1975, Анн-Арбор, штат Мичиган), американский физико-химик. Поляк по происхождению. Окончил (1907) Лейпцигский университет, совершенствовался в университетах в Гейдельберге и Манчестере. В 1911–17 преподавал в Высшей технической школе в Карлсруэ; профессор Мюнхенского (1917–35), Мичиганского (1936–57) университетов. Ф. одновременно с Ф. Содди установил (1913) правило смещения при распаде радиоактивных элементов (см. Радиоактивность), открыл радиоактивные изотопы 243mPa (UX2) и 215Po (AcA), двойной распад 214Bi (RaC); совместно с Ф. Панетом сформулировал (1913) правило соосаждения радиоактивных элементов (Фаянса - Панета правило). Основные труды Ф. в области физической химии посвящены рефрактометрическим исследованиям, изучению связи деформации электронных оболочек с химическими и оптическими свойствами неорганических соединений, изучению недиссоциированных молекул и комплексных ионов в растворах сильных электролитов, адсорбции ионов и красящих веществ на солеобразных соединениях. Иностранный член-корреспондент АН СССР (с 1924).
         Соч. в рус. пер.: Радиоактивность и новейшее развитие учения о химических элементах, 2 изд., [Од.], 1923; Физико-химический практикум, Л., 1931 (совместно с И. Бюстом); Воспоминания, связанные с историей науки о радиоактивности, «Природа», 1973, № 10, с. 74–82.
II
Фаянс (франц. faience, от названия итал. города Фаэнца, одного из центров керамического производства)
        плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики.
         Производство фаянса. Для изготовления Ф. применяется то же сырьё, что и для производства Фарфора, меняются лишь рецептура сырья и технология обжига изделий. Ф. отличается от фарфора большими пористостью и водопоглощением (до 9–12%), поэтому все фаянсовые изделия покрываются тонким сплошным слоем водонепроницаемой глазури (См. Глазурь). По составу и свойствам различают Ф. глинозёмный, известковый, шамотный и полевошпатовый. Наибольшее распространение в технике и в быту получил полевошпатовый Ф., который приготовляется из однородной смеси: 60–65% пластичных материалов (каолина и глины), 30–36% кварца, 3–5% полевого шпата. Предварительный (бисквитный) обжиг (при 1250–1280 °С) проводится для получения прочного Ф., а последующий (т. н. глазурный) – для расплавления глазури, нанесённой на поверхность изделия после первого обжига (1050–1150 °С). Обжиг ведётся в туннельных печах с непосредственным обогревом. При изготовлении крупных санитарно-технических изделий из Ф. обычно применяется однократный обжиг, при котором одновременно протекают процессы спекания составных частей фаянсовой массы, плавления глазури и образования промежуточного слоя между пористым материалом и остеклованной глазурью. Хозяйственный Ф. (в основном столовая посуда) после 1-го и 2-го обжига подвергается раскраске разными методами с закреплением рисунка, выполненного надглазурными красками, в 3-м обжиге при 700–900 °С.
         Ф. получил наибольшее применение в производстве хозяйственной посуды и строительной керамики – глазурованных белых и цветных плитоколо В производстве санитарно-технических изделий Ф. вытесняется фарфором или полуфарфором. О производстве Ф. см. также в ст. Керамика.
         И. А. Булавин.
         Художественный фаянс. Близкие к Ф. изделия были известны уже в Древнем Египте. Разнообразные виды Ф. производили с 4–5 вв. в Китае (в 7–13 вв. – с серо-голубыми и серо-зелёными поливами), позднее – в Корее (11–13 вв.), Японии (с 16 в. славился Ф. завода Сацума). В странах ислама с 12 в. получила распространение белая мелкопористая фарфоровидная масса (кашин), изобретённая, видимо, в Иране в 10–11 или 11–12 вв. Фрагменты тонкостенных сосудов из кашина с гравиров. и прорезным ажурным орнаментом или с сине-чёрной белофоновой росписью под прозрачной глазурью найдены в Нисе (См. Ниса), Мешеди-Мисриане, Древнем Ургенче, а также на территории Азербайджанской ССР (Орен-Кала). Особую известность получили Иран. изделия с росписью цветными эмалями (минаи, 12–13 вв.) или Люстром (конец 11 – начало 14 вв.) по опаковой кремовой глазури (центры – Рей, Кашан, Горган и др.), а также сефевидские (16–17 вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью (Исфахан, Керман и др.). В Европе собственно Ф. начали выделывать около 1525–65 в Сен-Поршере во Франции. Близки Ф. были произведения Б. Палисси (16 в.) и мастерских Делфта (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью; расцвет около 1680–1740). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг., Дж. Уэджвуд, конец 18 в.) усовершенствовали Ф., прочно ввели его в практику. В 18–20 вв. высокого качества Ф. производили в Англии, Франции, Германии, России. Определились характерные для Ф. черты: большая (в сравнении с фарфором) мягкость и обобщенность форм, разнообразие способов декорации, цветовой палитры, видов глазурей. Рус. заводы (в Межигорье под Киевом, 1799; А. Я. Ауэрбаха в с. Домкино, 1809, с 1839 в с. Кузнецове Тверской губернии, с 1870 принадлежал М. С. Кузнецову, ныне Конаковский завод им. М. И. Калинина и др.) производили разнообразный Ф.: белый, опак («непрозрачный фарфор») с росписью и печатными рисунками, цвета сливок, серый, лиловый, мраморный, украшенный рельефом, цветными глазурями и др.; полуфаянс выпускали в Гжели (см. Гжельская керамика). Основной центр производства сов. художественного Ф. – завод им. М. И. Калинина (посуда, мелкая пластика по моделям художников В. Г. Филянской, М. П. Холодной, И. Г. Фрих-Хара, Е. М. Гуревич и др.). См. также ст. Керамика.
        
         Лит.: Кубе А. Н., История фаянса, Берлин – П. – М., 1923; Салтыков А. Б., Русская керамика, М., 1952; Бубнова Е., Старый русский фаянс, М., 1973; Химическая технология керамики и огнеупоров, М., 1972; Августиник А. И., Керамика, 2 изд., Л., 1975; Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975; Lane А., Later islamic pottery, L., [1957]; его же, Early islamic pottery, L., [1958]; Cox W. E., The book of pottery and porcelain, v. 1–2, N. Y., 1966.
         (По материалам статьи А. Б. Салтыкова из 2-го издания БСЭ; часть статьи о восточном фаянсе – Т. Х. Стародуб.)
        Фаянс. Ф. Н. Крохина. Миска. 1964.
        Фаянс. О. В. Малышева. «Моряки». 1972.
        Фаянс. И. С. Ефимов. «Лань с детёнышем». 1929. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.
        Фаянс. Квасник. Район Гжели. 19 в.
        Фаянс. Кувшин. Гжель. 1833.
        Фаянс. Ваза с росписью. Завод Сацума. Япония. 18 в. Музей искусства народов Востока, Москва.
        Фаянс. Статуэтка из серии «Народные типы». Каменно-Бродский фаянсовый завод. Украина. 1880-е гг.
        Фаянс. Кубок с росписью «минаи». Рей. Иран. 12—13 вв. Музей искусства народов Востока, Москва.
        Фаянс. Облицовочная панель. Изник. Турция. 16 в. Лувр. Париж.
        Фаянс. Рельеф из Мединет-Абу. Древний Египет. Новое царство. Музей Кестнера. Ганновер.
Современная Энциклопедия
ФАЯНС (французское faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), обычно белый мелкопористый керамический материал, покрытый прозрачной или непрозрачной глазурью. Получают из того же сырья, что и фарфор (изменяется лишь соотношение компонентов и технология обжига). С 4 - 5 вв. фаянс производили в Китае, с 11 - 13 вв. - в Японии. В Европе фаянс начали изготовлять во Франции (город Сен-Поршер) около 1525 - 65. В России производство фаянса впервые было налажено в 1709; в 1809 изделия из фаянса выпускались в селе Домкино, с 1839 - в селе Кузнецово Тверской губернии (ныне Конаковский завод). Из фаянса изготовляют хозяйственную посуду, художественно-декоративные и санитарно-технические изделия, облицовочные плитки (глазуры) и др.
Орфографический словарь Лопатина
фа`янс, фа`янс, -а
Словарь Даля
муж., ·*франц. хороший разбор глины и приготовленная из него посуда. Расхожие тарелки фаянсовые.
Словарь Ожегова
ФА’ЯНС, -а, муж.
1. Мелкопористый, обычно белый керамический материал, по составу напоминающий фарфор. Чашки из фаянса.
2. собир. Изделия, посуда из такого материала.
прил. фаянсовый, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
ФА’ЯНС, фаянса, мн. нет, ·муж. (·франц. faience по имени ·гор. в Италии Faenza).
1. Белая или цветная масса из особых сортов глины с примесью гипса ·и·др. веществ, идущая на керамические изделия.
2. собир. Изделия из этой массы, обожженной и покрытой глазурью. Торговля фаянсом.
Толковый словарь Ефремовой
[фаянс]
м.
1) Белая или цветная масса из особых сортов глины с примесью гипса и некоторых других веществ, идущая на изготовление керамических изделий.
2) Изделия из такой массы.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
ФАЯНС, разновидность керамического состава, дающая непрозрачную плотную КЕРАМИКУ, занимающая место между фарфоровой и обычной глиняной. Исходный материал обжигается при относительно низкой температуре, с получением твердых, водонепроницаемых изделий. Используется для изготовления посуды, предметов обихода и украшений (статуэток и т. п.). Обладает хорошей пластичностью, обогащен плавкими минералами и имеет большую стойкость при обжиге.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФАЯНС


будет выглядеть так: Что такое ФАЯНС