Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЕРЕСЬ

Мультимедийная энциклопедия
(греч. hairesis, "выбор"), мнение, расходящееся с учением церкви; в более широком смысле - убеждения, отклоняющиеся от общепринятых. В Новом Завете и у ранних отцов церкви этот термин использовался для обозначения принадлежности к секте; так, апостол Павел говорил о себе: "я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению (hairesis)" (Деян 26:5). Однако вскоре он приобрел иной смысл и начиная с посланий Игнатия Антиохийского к Траллийцам и Ефесянам (ок. 108) стал использоваться для обозначения религиозного инакомыслия. В эпоху Иеронима (342-420) этот термин закрепился в качестве обозначения группы христиан, отколовшихся от церкви вследствие своей приверженности той или иной неортодоксальной доктрине, в отличие от термина схизма (раскол), подразумевавшего обособление от церкви вследствие отказа подчиняться определенному иерархическому авторитету. Начиная с апостольских времен церковь претендовала на роль единственной хранительницы вероучения, воспринятого ею от Христа, и осуждала то, что рассматривалось ею как отклонение от христианской ортодоксии. С конца апостольской эпохи и до начала 3 в. не менее 40 сект, обычно носивших имя своего основателя и духовного вождя, были заклеймены как еретические. Ириней Лионский в своем сочинении Против ересей (ок. 180) называет по крайней мере 15 таких сект (в основном гностического толка). В Послании к Галатам Павел писал: "кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (1:9). Разделяя озабоченность церкви сохранением чистоты вероучения, отцы церкви были далеки от того, чтобы проявлять снисходительность к еретикам. Поликарп Смирнский называл Маркиона "отродьем дьявола". Игнатий Антиохийский видел в еретиках ядовитые растения или зверей в человеческом обличье. Юстин и Тертуллиан считали, что учения еретиков внушены им врагом рода человеческого. Феофил Антиохийский сравнивал их с бесплодными и скалистыми островами, о которые разбиваются корабли, а Ориген говорил, что они подобны морским разбойникам, зажигающим на скалах огни, чтобы заманить на них суда, ищущие безопасной гавани. Впоследствии резкость выражений несколько смягчилась, однако в целом отношение к ересям оставалось прежним и было официально закреплено в постановлениях многих соборов. Выражение "да будет анафема" (anathema sit), по-видимому, было впервые применено к еретикам на Эльвирском соборе (в Испании) в 300-306 и превратилось в обычную формулу, используемую на всех вселенских соборах, например, при осуждении Ария на I Никейском соборе (325), Нестория - на Эфесском соборе (351), Евтихия - на Халкидонском соборе (451) и иконоборцев - на II Никейском соборе (787). В Римско-католической церкви термин "ересь" приобрел весьма специфический смысл, зафиксированный в каноническом праве: "еретик есть всякий, кто, после принятия Крещения и оставаясь по имени христианином, дерзновенно отрицает или подвергает сомнению любую из истин, в которые подобает веровать в соответствии с божественной и католической верой" (Канон 1325, § 2). Таким образом, для того, чтобы формально квалифицировать некоторое учение как ересь, требуется наличие четырех условий. Во-первых, предшествующее принятие настоящего крещения (не обязательно в Католической церкви). Во-вторых, декларация своей неизменной принадлежности к христианской вере, так как в противном случае человек рассматривался бы как вероотступник. В-третьих, отрицание или сомнение в некой истине, которая уже признана Католической церковью богооткровенной. В-четвертых, моральная предосудительность выраженного неверия, связанная с тем, что называющий себя христианином отказывается принять христианский догмат. Поэтому, чтобы стать еретиком в строгом и каноническом смысле и быть отлученным от сообщества верующих, человек объективно должен отрицать или подвергать сомнению истину, которая не просто провозглашается церковью, но основана на слове Божьем, возвещенном Богом в Библии или в Священном Предании. Субъективно же этот человек должен признавать свою обязанность верить в истины Откровения. Если он добросовестно заблуждается, как это бывает с теми, кто воспитывался не в христианской (или не в католической) среде, то это всего лишь "материальная" ересь, не подразумевающая ни моральной вины, ни греха против веры, хотя она и исключает человека из церковного общения. Однако в ряде других христианских конфессий в понятие ереси вкладывается иной, скорее описательный, чем юридический смысл, поскольку в этих конфессиях не существует признания церковного авторитета, который обладал бы правом выносить окончательное суждение по поводу спорных доктринальных вопросов. В Восточной православной церкви термин "ересь" используется в более широком смысле для обозначения всех догматических позиций, которые расходятся с вероучением, принятым первыми семью вселенскими соборами (т.е. соборами до II Никейского собора). В протестантизме (на раннем этапе его развития в Европе и Америке) понятие ереси играло основную роль в образовании отдельных церквей. Такие учения, как учение об абсолютном предопределении, и решение таких вопросов, касающихся обрядовой практики, как вопрос о крещении младенцев, рассматривались как ортодоксальные или еретические в зависимости от теологической ориентации, и различия в этих оценках нередко приводили к возникновению новых деноминаций. Кроме того, светские правители часто наделялись властью ограждать своих подданных от ошибочных учений. В обязанность светским властям, в соответствии с Вестминстерским исповеданием веры, вменялось принимать меры, чтобы "в Церкви сохранялись единство и мир, чтобы божественная истина сохранялась в своей чистоте и полноте, и чтобы все святотатства и ереси были искоренены". Пресвитериане и некоторые другие протестанты и сейчас придерживаются того мнения, что еретические взгляды являются достаточным основанием для того, чтобы отстранить человека от исполнения пастырских обязанностей. В современном протестантизме лишь радикальная и "усердно насаждаемая" ересь может послужить основанием для того, чтобы в отношении человека, исполняющего пастырские обязанности, были предприняты серьезные меры. Мерилом веры в этих случаях выступает Библия, а нормой ортодоксальности - в духе Дж.Уэсли - широко понимаемое христианство. Уэсли говорил: "Мы веруем, что Христос есть вечное и высшее Благо. Но в том, что касается всех мнений, которые не затрагивают основ христианства, мы размышляем и позволяем размышлять". Обычно для того, чтобы ересь была официально запрещена, она должна "потрясать основания религии", как, например, агностицизм или атеизм. ЛИТЕРАТУРА Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЕРЕСЬ — в поздней античности учение вероотступников, христ. обособл. групп во время схизм (греч. — раскол), отделение от гл. церкви без изменения основополагающих принципов и догм в учении. Углубление раскола вызывалось переплетением идеологич. аспектов с соц.-экономич. или этнич. факторами, вмешательством госуд., равно как и различиями церк.-политич. программ епископов ортодоксал. церкви или еретич. сект. В 1 в. существовали Е. иуд. и эллино-гностич. природы. До сер. 2 в Е. был подвержен Египет. М. Азия и Сирия долгое время продолжали оставаться также еретич. С 4 в. развивающ. донатизм и расхождения в обл. тринитарных и христологич. проблем (напр., ариане, несториане, монофизиты) привели к тяжелым расколам церкви. Совр. католич. церк. право понимает под Е. противоречия с церк. догмами, под схизмой — отказ от повиновения папе римскому.
Идеографический словарь
^ инакомыслие
^ (быть) в, религия
ересь - отклонение от церковных догматов.
еретик.
вероотступник.
богохульство. богохульник.
святоатство. святоатец. святоатствовать.
святоатственный.
история:
инквизиция. инквизитор.
Орфографический словарь Лопатина
`ересь, `ересь, -и
Словарь Даля
жен. вообще, различие в мнениях веры; раскол или отщепенство, отступничество. У нас называют староверством, последованье во всем православным догматам, при употреблении старописных икон, старопечатных книг и старинных напевов (это же единоверие, благословенная церковь); расколом, все вообще толки поповщины и беспоповщины, непризнающие церковной иерархии со времен патриарха Никона, по поводу исправления книг; ересью, уродливые толки, более или менее отвергающие сущность христианского ученья, как: духоборцев, молокан, хлыстов, скопцов, суботников и пр. Ересь да ощера несогласно живут. Ересеначальник, ересиарх муж. основавший ересь или чтимый последователями за старшину. Ересеначальный, к нему, либо к началу ереси относящийся. Ересеучитель, ересенаставник муж. распространяющий ересь. Ересепоборник муж. ратующий за ересь. Ересник или еретик муж. ересница, еретица или еретичка жен. вероотступник, -ница, раскольник, отщепенец, принявший ересь.
Еретик или еретник ·*сев., ·*вост. бранно, колдун, нечестивец, вредный знахарь, портящий людей, насылающий порчу.
·*пск. всякий гад, змея, лягушка. Бойся клеветника, как злого еретика. Еретиться, ереститься. Еретический, еретичный, к ереси и еретикам относящийся. Еретичество ср. ересь в действии, в приложении, отступничество, отщепенство. Еретичествовать, быть еретиком или отступать в чем-либо от основных догматов веры.
Словарь Ожегова
’ЕРЕСЬ, -и, жен.
1. В христианстве: вероучение, отклонившееся от господствующих религиозных догматов. Впасть в е.
2. перен. Нечто противоречащее общепринятому мнению, пониманию.
3. Нечто ложное, вздор, чепуха (разг.). Что за е.!
прил. еретический, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Еретические речи.
Словарь синонимов Абрамова
см. вера, заблуждение
Словарь Ушакова
’ЕРЕСЬ, ереси, мн. ереси, ересей, ·жен. (·греч. hairesis).
1. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам (церк.). Впасть в ересь.
2. перен. Отступление от общепринятых взглядов или правил, заблуждение (ирон.). «Не учиться по-латыни считалось еще ересью, даже в обществе.» Гончаров.
Чепуха, вздор (·разг. ·фам. ). Что за ересь ты городишь?
Толковый словарь Ефремовой
[ересь]
1. ж.
Религиозное учение, противоречащее церковным догматам.
2. ж.
1) Отступление от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил; заблуждение.
2) перен. разг. Вздор, чепуха, нелепость.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ЕРЕСЬ (от греч. hairesis - выбор) - англ. heresy; нем. Ketzerei. 1. Религиозное учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви в области догматики, культа, организации. В христианстве еретики воспроизводили идеи первоначального христианства, различных сект периода его становления (николаиты, эбиониты, монтанисты, манихеи и др.). 2. Заблуждение, отклонение от ч.-л., принятого в обществе как неоспоримое и само собой разумеющееся.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от греч. ??' — особое вероучение), отклонение в вопросах религ. доктрины от ортодоксии. В сознании приверженцев любой Е. она оценивается как «истинная» ортодоксия, а ортодоксия — как Е., так что сам по себе принцип доктринарного авторитаризма под сомнение не ставится. В средние века была наиболее распространённой формой выступления против церкви. Среди наиболее важных ересей в истории следует отметить: в христианстве — разные виды гностицизма, арианство, несторианство, монофиситство, лавликианство, богомильство, альбигойство (последние три — отголоски манихейства); в исламе — карматство; в иудаизме — течения, вызванные претендентами на сан мессии, вплоть до Я. Франка в 18 в.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЕРЕСЬ


будет выглядеть так: Что такое ЕРЕСЬ