Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЕЛЕНА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Елена Прекрасная, в древнегреческой мифологии дочь Зевса и Леды (См. Леда), славившаяся необыкновенной красотой. Выданная замуж за спартанского царя Менелая (См. Менелай), Е. была похищена троянским царевичем Парисом, что и послужило якобы поводом к Троянской войне. Первоначально Е. — дорийское божество плодородия, пользовавшееся культовым почитанием в Спарте и в историческую эпоху.
         Миф о Е. нашёл широкое отражение в литературе (у Еврипида, И. В. Гёте и др.), живописи (Гвидо Рени, Тьеполо и др.) и музыке (К. В. Глюк, Ж. Оффенбах, Р. Штраус и др.).
Современная Энциклопедия
ЕЛЕНА, в греческой мифологии прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды, жена царя Спарты Менелая. Похищение Елены Парисом послужило поводом к Троянской войне.
Мультимедийная энциклопедия
1. в греческой мифологии в греческой мифологии и эпосе, дочь Зевса и Леды, жены спартанского царя Тиндарея. Елена - сестра Кастора и Полидевка (Поллукса) и сестра Клитемнестры. Прекраснейшая из женщин, она имела множество поклонников и еще ребенком была увезена в Аттику Тесеем, но освобождена братьями. Впоследствии к ней сватались все самые знатные герои Греции (за исключением Агамемнона, женившегося на Клитемнестре). Елена выбрала Менелая, остальные претенденты поклялись уважать ее выбор и в случае надобности оказывать Менелаю поддержку. У супругов родилась дочь Гермиона. Когда Елена бежала в Трою с Парисом, Менелай призвал ахейских царей и героев помочь ему возвратить жену, положив таким образом начало Троянской войне, в которой Парис был убит. После гибели Париса Елена вышла замуж за брата Париса Деифоба, однако, когда Троя была захвачена ахейцами, Менелай убил Деифоба и вместе с Еленой возвратился в Спарту. Согласно Стесихору, корабль направлявшихся в Трою Париса и Елены прибило к берегам Египта, где Протей задержал Елену, а Парис уплыл в Трою с ее призрачным образом, который принимал за возлюбленную. По окончании войны корабль Менелая бурей принесло к берегам Египта; там он нашел свою жену и вместе с ней возвратился домой. Спартанцы почитали Елену как богиню. 2. мать Константина Великого СВ. (ок. 250 - ок. 330), мать Константина Великого, родилась в Дрепане (позднее - Еленополь) на побережье Никомедийского залива в Вифинии. Родители Елены были низкого происхождения (по некоторым сведениям, ее отец был владельцем трактира), однако это не помешало ей стать супругой будущего императора Констанция Хлора. Ее первый и единственный сын, Константин, родился в 274. В 292 Констанций покинул ее и по политическим соображениям женился на Феодоре, падчерице своего покровителя, императора Максимиана Геркулия. После смерти Констанция (306) Константин, унаследовавший престол, взял мать ко двору, присвоил ей титул Августы (т.е. императрицы) и отчеканил монеты с ее изображением. После победы Константина над Максенцием при Мильвийском мосте в 312 Елена, по примеру своего сына, приняла христианство. Деятельность Елены немало способствовала распространению христианской веры; при ее участии в Западной империи было построено множество церквей. Позднее, невзирая на преклонный возраст, она предприняла путешествие в Палестину, где заложила новые церкви в Вифлееме и на горе Вознесения близ Иерусалима. С этой ее деятельностью связано предание о том, что она обнаружила подлинный крест, на котором был распят Христос и который покоился под толщей земли на Голгофе. В 327 Константин издал декрет, согласно которому родина его матери, город Дрепан, должен был впредь называться Еленополем. Елена скончалась ок. 330 и была погребена в императорской усыпальнице в церкви Святых Апостолов в Константинополе. Предположительно в 849 ее мощи были перенесены в аббатство Отвилье близ Реймса. Сразу после смерти Елена стала почитаться как святая, а в начале 9 в. ее культ распространился также и на западе христианского мира. День памяти святой 18 августа (в Русской православной церкви - 6 марта и 21 мая по старому стилю).
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЕЛЕНА — в греч. миф. спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Е. антич. традиция назыв. Зевса, матерью — Леду или Немесиду. В юности Е. была похищена Тесеем и Пирифоем; она досталась по жребию Тесею, к-рый поселяет ее у своей матери Эфры в Афидне (по др. версии, в Трезене). В то время как Тесей и Пирифой отправл. в преисподнюю, чтобы добыть Персефону, Е. освобождают Диоскуры и возвращают в Спарту к своему земн. отцу и супругу Леды Тиндарею. Слух о красоте Е. распростр. настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собирается неск. десятков знатнейших героев всей Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и др.). Так как Тиндарей боится своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать их вражду к себе и будущему зятю, он по совету Одиссея связывает всех претендентов на руку Е. совмест. клятвой в дальнейшем оберегать честь ее супруга.     После этого мужем Е. выбирается Менелай, вероятно, не без влияния его старш. брата Агамемнона, уже женат. на дочери Тиндарея Клитемнестре. От брака с Менелаем у Е. рожд. Гермиона. Когда спустя нек-рое время богиня Афродита, выполняя обещание, данное Парису — сыну троянск. царя Приама, приводит его в дом Менелая, Е., по наиболее распростр. версии, увлекается юным красавцем и, воспользовавш. отъездом супруга, бежит с Парисом в Трою, захватив с собой большие сокровища и мн. рабов. Менелай после взятия города разыскивает Е. с мечом в руках, чтобы казнить ее за измену ему как мужу. Но при виде жены, сияющей прежней красотой, он опускает меч из рук и прощает ее. Недалеко от Спарты было святилище Е., в самой Спарте находился свящ. платан Е. Под прозвищем Дендритис («древесная») Е. почиталась в Кафиях и на Родосе.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
1. (в др.-греч. мифологии – дочь Зевса и Леды, славившаяся необыкновенной красотой; тж в знач. нариц.) «Любовь не здесь? но где ж тогда любовь? Елены где? <...>» Куз908 (144); На головах царей божественная пена, – Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? ОМ915 (104.2); Елена подъемлет темные веки... Куз917 (184); В Елене – все женщины: ib.; Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, – Не Елена – другая, – как долго она вышивала? ОМ917 (116.1); Я знаю, что был Гомер, Елена и павшая Троя. Куз918 (214); Но роковая перемена В тебе исполниться должна: Ты будешь Лия – не Елена! (обращ. к Н. Я. Мандельштам) ОМ920 (126.2); Зря Елену клянете, вдовы! Цв923 (II,201); Разъединил ли б зрящ Елену с Ахиллесом? Цв924 (II,235.3); Елена. Ахиллес. Звук назови созвучней. ib.; Елена, старься! ...Ахеи лучший муж! Сладостнейшая Спарты! ib.; «Елена: Ахиллес: Разрозненная пара». НАР ib.; Так – только Елена глядит над кровлями Троянскими! В столбняке зрачков Четыре провинции обескровлено И обезнадежено сто веков. // Так – только Елена над брачной бойнею, В сознании: наготой моей Четыре Аравии обеззноено И обезжемчужено пять морей. // Так только Елена – не жди заломленных Рук! – диву дается на этот рой Престолонаследников обездомленных И родоначальников, мчащих в бой. // Так только Елена – не жди взывания Уст! – диву дается на этот ров Престолонаследниками заваленный: На обессыновленность ста родов. // Но нет, не Елена! Не та двубрачная Грабительница, моровой сквозняк. Какая сокровищница растрачена Тобою, что в очи нам смотришь – так, // Как даже Елене за красным ужином В глаза не дерзалось своим рабам: Богам. – «Чужеземкою обезмуженный Край! Все еще гусеницей – к ногам!» Цв924 (II,240.2); Елену паршивкой – Подумавши – назовешь. Цв930 (II,276); Греки сбондили Елену По волнам, (рфм.: пеной) ОМ931 (170.3); Афродиты возникли из пены, Шевельнулись в стекле Елены. И безумья близится срок. Ахм940-60 (282); 2. (в назв.; о-в Св. Елены; св. Елена (244-327) – мать императора Константина) Черные стены С подножием пены Это – Святая Елена. (на о-ве Св. Елены в 1821 г. умер Наполеон) Цв935 (II,329.2)
Литературная энциклопедия
греческое божество, героиня греческих мифов. В историческое время культ Е. существовал лишь в немногих местностях, и образ ее известен был преимущественно в той форме, к-рую ему придала эпическая поэзия (Гомер и др.): Е., дочь Зевса и Леды (см.) — в других вариантах Немезиды, — отличалась необычайной красотой (отсюда позднейший эпитет: Е. Прекрасная). После неудачной попытки Тезея (см.) похитить Е. земной отец ее, муж Леды, Тиндарей заставил всех многочисленных искателей руки Е. поклясться, что они будут защищать права избранного из их среды супруга Е. от всяких посягательств. Избранником оказался спартанский царь Менелай. Поэтому, когда троянский царевич Парис при благосклонном содействии богини Афродиты похищает дочь Зевса, греческие герои объединяются для троянского похода. После падения Трои Е. возвращается с Менелаем в Спарту, а затем Зевс уносит обоих для вечной жизни в царстве блаженных (по другой традиции, быть может, более древней, обожествленные Ахилл и Е. унесены на остров Черного моря, Левку, где от их брака рождается сын Эвфорион). Поэзия феодального периода в Элладе разрабатывает образ Е. гл. обр. с точки зрения всепобеждающей силы страсти и стремится оправдать как Е., так и витязей, ведущих долголетнюю войну ради женщины, по красоте своей «подобной бессмертным богам». Для эпохи разложения аристократического строя в Элладе эта идеализация казалась непонятной, и мифотворчество VI в. спасло культ «героини» такой версией: в Трое был лишь призрак Е., между тем как живая Е. была унесена в Египет и все время оставалась верна мужу; когда же Менелай, на обратном пути из Трои, попал в Египет, он нашел Е., и призрак исчез. Еврипид, к-рый обычно критикует древние сказания с точки зрения новой морали, следует в ряде пьес гомеровской форме мифа; эти пьесы полны злобных выпадов против Е. и ее губительной красоты, они выдвигают на первый план чувственные черты ее образа; однако в
72 трагедии «Е.» Еврипид пользуется и мотивом призрака, чтобы дать драму верной жены, страдающей от потери доброго имени и от настойчивой влюбленности египетского царя. После упадка старых культов версия призрака оказалась ненужной, и позднейшая лит-ра трактует Е. исключительно как ветреную красавицу в фривольно-иронических тонах, часто напоминающих известную оперетту Оффенбаха (Овидий, Лукиан). В древнехристианском рассказе о Симоне-маге образ Е. становится символом языческой красоты и отсюда переходит в легенды и сказки европейских народов, между прочим и в легенду о Фаусте. Литература нового времени чаще всего продолжает позднеантичную традицию фривольного истолкования образа Е. (так напр. Шекспир — «Троил и Крессида»). Своеобразна композиция образа в «Фаусте» Гёте, где она является символом античной «канонической» красоты, долженствующей оформить титанические порывы фаустовского индивидуализма; от сочетания Е. с Фаустом рождается поэзия нового времени, воплощенная в их сыне Эвфорионе (имя заимствовано из вышеуказанного предания об Ахилле). Эпоха символизма с ее повышенным вниманием к проблеме чувственной красоты проявляет интерес к древнегреческим толкованиям образа Е. Мережковский («Леда») неудачно пытается отождествить эстетствующий аморализм с гомеровским «оправданием красоты»; Э. Верхарн («Е. Прекрасная»), в значительной мере исходя из материала трагедий Еврипида, расцвечивает образ Е., губительный в своей чувственной красоте, излюбленными декадентскими красками (любовь брата к сестре и т. п.) и заставляет самое Е. погибнуть от недостатка «духовности». Библиография: Зелинский Ф., Елена Прекрасная, см. «Из жизни идей», т. III, СПБ., 1907. И. Троцкий
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЕЛЕНА


будет выглядеть так: Что такое ЕЛЕНА