|
|
|
|
|
ДЖОРДЖОНЕ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Giorgione)
(собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко; Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477, Кастельфранко, Венето, — сентябрь или октябрь 1510, Венеция), итальянский живописец венецианской школы (См. Венецианская школа), один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Учился, вероятно, у Джованни Беллини. Был близок к кругу венецианских гуманистов. Славился также как певец и музыкант. В 1507—08 участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры).
Основная область творчества Д. — светская станковая живопись, впервые получившая у него преобладающее значение. Уже в ранних произведениях, выполненных до 1505 («Поклонение пастухов», Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Мадонна со св. Франциском и Либералием», собор в Кастельфранко; «Юдифь»), проявляется главная особенность искусства Д. — поэтическое представление о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил, присутствие которых раскрывается не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворённости. Ощущение скрытого дыхания жизни в природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произведениях Д. 1506—1510-х гг. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Гроза», Галерея Академии, Венеция; «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена). Общая направленность творчества Д. определила интимно-лирическую эмоциональную окраску выполненных им портретов [портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем; женский портрет (так называемая «Лаура»), Художественно-исторический музей, Вена; портрет А. Броккардо, Музей изобразительных искусств, Будапешт], а также его интерес к самостоятельной выразительности природы, подготовивший формирование нового живописного жанра — пейзажа. В поздних произведениях Д. («Спящая Венера»; «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника — гармоничное единство человека и природы. Её воплощению служат открытия Д. в области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи. Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Д. с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Творческая концепция Д. своеобразно преломила современные ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюблённость в красоту человека и земного бытия. Художественное наследие Д. оказало преобразующее воздействие на венецианскую живопись 16 в. и положило начало периоду её яркого расцвета. Достижения Д. были восприняты многими современниками художника (Джованни Беллини, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старшим и др.) и получили дальнейшее развитие в творчестве его ученика Тициана.
Лит.: Смирнова И. А., Джорджоне, М., 1955; её же, Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964, с. 27—42; Лазарев В. Н., Выставка «Джорджоне и джорджонески» в Венеции, «Искусство», 1956, №1; Venturi L., Giorgione e il giorgionismo, Mil., 1913; Zampetti P., Giorgione e i giorgioneschi. Catalogo della mostra, Venezia, 1955; Baldass L., Heinz G., Giorgione, W. — Munch., 1964.
М. И. Свидерская.
Джорджоне. «Спящая Венера». Картинная галерея. Дрезден.
|
Современная Энциклопедия |
ДЖОРДЖОНЕ (Giordgione) (настоящие имя и фамилия Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) (1476 или 1477 - 1510), итальянский живописец венецианской школы. Один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Светская по духу, гармоничная живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, единство человека и природы ("Спящая Венера", "Гроза"). |
Мультимедийная энциклопедия |
(Giorgione)
(ок. 1477-1510), венецианский художник эпохи Ренессанса. Родился в
Кастельфранко в Венето. Точная дата его рождения неизвестна: первый
биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих
Жизнеописаний (1550, 1568). Настоящее имя художника - Джорджо да
Кастельфранко, но обычно его называли Джорджоне (большой Джорджо). После
смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей
Барбарелли; поэтому позднее его часто называли этим именем (Джорджо
Барбарелли да Кастельфранко).
Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни
Беллини. Сохранилось очень мало документов того времени, содержащих
сведения о творческой деятельности художника. Существуют записи о двух
официальных заказах, полученных им в 1507, но созданные по этим заказам
фрески до нас не дошли. Искусство Джорджоне обогатило венецианскую
живопись новым пониманием проблем композиции, цвета и живописной фактуры,
а также расширило круг ее сюжетов; оно стало образцом для его самого
знаменитого ученика - Тициана. Современники Джорджоне писали о нем как об
одном из величайших итальянских художников.
Нет ни одной подписанной картины Джорджоне; некоторые из его неоконченных
произведений известны только по копиям и гравюрам. Поэтому атрибуция
картин художника представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую
споры среди историков искусства уже в 16 в. Среди работ, приписываемых
Джорджоне большинством исследователей: алтарный образ собора в
Кастельфранко (ок. 1504); Три философа (после 1505, Вена, Художественно-
исторический музей), Юдифь (ок. 1502, Эрмитаж), Спящая Венера (ок. 1510,
Дрезден, Картинная галерея); Поклонение пастухов (ок. 1504, Вашингтон,
Национальная галерея искусств); Сельский концерт (ок. 1508, Лувр).
Знаменитая Гроза (ок. 1506) из венецианской Академии, которую обычно
считают принадлежащей кисти Джорджоне, является одной из первых картин в
венецианской живописи, где главным предметом изображения стали пейзаж и
атмосферные эффекты.
ЛИТЕРАТУРА
Смирнова И.А. Джорджоне да Кастельфранко . М., 1962
Белоусова Н.А. Джорджоне: Очерки о творчестве. М., 1982 |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ДЖОРДЖОНЕ
будет выглядеть так: Что такое ДЖОРДЖОНЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|