Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДЖАБАРЛЫ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Джафар (22.3.1899, с. Хизы, близ Баку, — 31.12.1934, Баку), азербайджанский советский писатель, зачинатель социалистического реализма в азербайджанской драматургии, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1933). Родился в крестьянской семье. Окончил Азербайджанский университет (1929). Начал печататься в 1915. Ранние сатирические стихи, рассказы («Мансур и Ситара», 1916), драмы «Верная Сария» (1915) и «Увядшие цветы» (1917) направлены против социального неравенства, женского бесправия и отсталости. Феодальную деспотию в Иране обличает историческая драма «Насреддин-шах» (1916). В пьесах «Айдын» и «Октай Эль-оглы» (постновка 1922—23) Д. в суровой реалистической манере разоблачал реакционную сущность местной буржуазии. В основе поэмы «Девичья башня» (1923—24) лежит легенда о трагической судьбе женщины феодального Востока. Историко-романтическая драма «Невеста огня» (постановка 1928) направлена против религии ислама и феодального гнёта. Пьеса «Севиль» (постановка 1928) связана с раскрепощением женщины после революции. Тему дружбы закавказских народов Д. раскрыл в пьесе «В 1905 году» (постановка 1931).
         В творчестве Д. главное место занимают тема современности, вопросы социалистического строительства. Им созданы первые реалистические образы положительных героев, созидателей новой жизни. В пьесах «Алмас» (постановка 1931) и «Яшар» (постановка 1932) показана напряжённая классовая борьба в деревне в период коллективизации. Вопросы социалистического искусства затронуты в пьесе «Поворот» (постановка 1932). Д. способствовал развитию азербайджанского советского театра, в творческой работе которого принимал участие и как режиссёр. Критические статьи Д. помогали утверждению социалистического реализма в азербайджанской драматургии и театре. Д. — автор либретто оперы Р. М. Глиэра «Шахсенем» и многих киносценариев. Перевёл на азербайджанский язык произведения Л. Н. Толстого, М. Горького, У. Шекспира, Ф. Шиллера и др.
         Соч.: Эсэрлэри, ч. 1—3, Бакы, 1956—58; Эсэрлэри, ч. 1—3, Бакы, 1968—69; в рус. пер. — Избр. соч., Тб., 1937; Пьесы, Б., 1969.
         Лит.: Гусейн М., Дж. Джабарлы и современность, «Изв. АН Азерб. ССР», 1947, № 7; Ариф М., Творчество Дж. Джабарлы, Б., 1961; Дагыстанлы И., Чэфэр Чаббарлы вэ театр, Бакы, 1960.
        Д. Джабарлы.
Литературная энциклопедия
Джафар [1899—] — тюркский драматург, переводчик «Гамлета». Самые крупные свои произведения Д. создал после революции. В своих пьесах он — идеолог утопически настроенной мелкобуржуазной интеллигенции. Его центральные и организующие образы — деклассированные интеллигенты, протестующие против морально-политических устоев капиталистического
232 общества. Протестуя, герои Джабарлы однако против революционного движения рабочих, и ведут непротивленческую политику в отношении капиталистов. Ницшеанское философствование, ибсеновское «все или ничто», «борьба ради борьбы», пьянство, бродяжничество и гибель — характерны для главных действующих лиц его пьес: «Айдин», «Октай-Эль-оглу» и «Од Гялины» (Невеста огня). Его последнее произведение «Севиль», несмотря на революционную устремленность, не меняет характера творчества Д., — здесь он только внешне приближается к нашей современности. В современной азербайджанской лит-ре Д. принадлежит к числу попутчиков. Произведения Д. не печатались, но несмотря на это он достаточно известен в широких массах театральных зрителей всех категорий. Популярность Д. объясняется тем, что сцена является одним из основных звеньев в культурной жизни Азербайджана. А. Н.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДЖАБАРЛЫ


будет выглядеть так: Что такое ДЖАБАРЛЫ