Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДВИЖЕНИЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Движение
        способ существования материи, важнейший её атрибут; в самом общем виде Д. — «...это изменение вообще» (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 563), всякое Взаимодействие материальных объектов. Мысль об универсальности Д. возникла в глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Древнегреческие философы (Милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей — воду, апейрон, воздух, огонь, атомы — как находящиеся в постоянном Д. и изменении. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы» («Физика», Ш 1, 200 в.; рус. пер., М., 1936). Понимание Д. как способа существования материи отчётливо формулируется в 18 в. английским философом Дж. Толандом и затем французским материалистом П. Гольбахом, однако само Д. понималось ими лишь как механическое перемещение и взаимодействие. Глубокие идеи, связанные с пониманием Д., были высказаны объективными идеалистами Г. В. Лейбницем, Г. Гегелем (См. Гегель) и др. Так, Гегель преодолевает представление о Д. как о только механическом перемещении и формулирует общие законы Д. — закон перехода количественных изменений в качественные, закон борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.
         Новый и высший этап в понимании Д. в качестве способа бытия материи наступает в связи с созданием К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектического материализма (См. Диалектический материализм), дальнейшее развитие это учение о Д. получило в 20 в. в трудах В. И. Ленина. Диалектичесий материализм по-новому обосновал связь материи с Д. и утвердил принцип несотворимости и неразрушимости движущейся материи: «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо как сама материя...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. 2 изд., т. 20, с. 59). Принципы связи материи и Д. и неуничтожимости и несотворимости движущейся материи получили особое значение в свете великих открытий естествознания 19 — 20 вв. Так, всем попыткам т. н. энергетизма свести материю к энергии Ленин противопоставил принцип единства материи и Д. Он подчёркивал, что материя не есть нечто косное, к чему «прикладывается» Д., не есть бессодержательное «подлежащее» к сказуемому «двигаться», а есть основа, всеобщий носитель всех состояний Д. и развития. «Сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение, от этого дело не изменяется» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 286). Наряду с материальностью, основными характеристиками Д. диалектический материализм считает его абсолютность и противоречивость. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Д. Оно определяет собой все свойства и проявления окружающего нас мира, внутреннее содержание всех вещей и явлений. Противоречивость Д. заключается в неразрывном единстве двух противоположных моментов — изменчивости и устойчивости, Д. и покоя. В самом деле, понятие изменения имеет смысл лишь в связи с понятием относительно устойчивого, пребывающего в определённом состоянии. Однако само это изменение в то же время есть также определенное состояние, которое пребывает, сохраняется, т. е. также обладает моментом устойчивости. В этом противоречивом единстве изменчивости и устойчивости ведущую роль играет изменчивость, ибо всё новое в мире появляется лишь через неё, а устойчивость, покой лишь фиксируют достигнутое в этом процессе, Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Классификация основных форм Д. связана с различением неорганической материи, биологической и социальной сфер. Д. может происходить по восходящей линии, от простых форм к более сложным, от низшего к высшему; такое Д. называется Развитием. Д. может идти и по нисходящей линии, к более простым формам, т.е. быть регрессивным, Д. происходит в пространстве и времени (См. Пространство и время), которые, как установила теория относительности, суть лишь относительные «стороны» единой формы существования материи — пространства-времени (см. Относительности теория),
         Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29 (см. Предметный указатель); Гегель Г. В. Ф., философия природы, Соч., т. 2, М. — .Л., 1934; Свидерский В. И., Противоречивость движения и ее проявления, Л., 1959; его же, Некоторые вопросы диалектики изменения и развития, М.,1965; Мелюхин С. Т.. Материя в её единстве, бесконечности и развитии, М., 1966; 1720 Овчинников Н.Ф., Принципы сохранения, М. ,1966; Структура и формы материи. [Сб. ст.], М., 1967.
         В. И. Свидерский.
II
Движение
        в геометрии, преобразования пространства, сохраняющие свойства фигур (размеры, форму и др. ) Понятие Д. сформировалось путем абстракции реальных перемещении твердых тел. Д. евклидова пространства — геометрическое преобразование пространства, сохраняющее расстояния между точками. Д. называют собственным или несобственным в зависимости от того, сохраняет ли оно или меняет ориентацию (См. Ориентация), Д. есть Ортогональное преобразование.
         Собственное Д. на плоскости может быть задано в прямоугольной системе координат (х, у) посредством следующих формул:
         х = xcos — ysin + a,
         у = xsin + ycos + b,
        показывающих, что совокупность всех собственных Д. на плоскости зависит от трёх параметров а, b и , которые характеризуют соответственно параллельный перенос плоскости на вектор (а, b) и её поворот вокруг начала координат на угол . Всякое собственное Д. может быть представлено либо как параллельный перенос, либо как вращение вокруг некоторой точки. Любое несобственное Д. представимо в виде произведения (последовательного осуществления) параллельного переноса вдоль некоторого направления и симметрии относительно прямой, имеющей то же самое направление. Собственное Д. в пространстве есть или вращение вокруг оси, или параллельный перенос, или же может быть представлено в виде винтового движения (вращения вокруг оси и параллельного переноса в направлении этой оси).
         Несобственное Д. в пространстве есть либо симметрия относительно плоскости, либо может быть представлено в виде произведения симметрии относительно плоскости на вращение вокруг оси, перпендикулярной этой плоскости, либо в виде произведения симметрии относительно плоскости на перенос в направлении вектора, параллельного этой плоскости, Д. в пространстве аналитически может быть представлено посредством линейного преобразования с ортогональной матрицей, определитель которой равен 1 или -1, в зависимости от того, является Д. собственным или несобственным, Понятие Д. переносится в римановы пространства, в пространства аффинной связности. Важную роль понятие Д. играет в римановых пространствах теории относительности (сильная асимметрия гравитационных полей накладывает ограничения на движения твёрдых тел в таких пространствах). Д. может быть принято в качестве основного понятия при аксиоматическом построении геометрии. В этом случае вместо аксиом конгруэнтности вводятся аксиомы Д. Конгруэнтность отрезков, углов и др. фигур определяется через понятие Д. (фигуры называются конгруэнтными, если одна переходит в другую при помощи некоторого Д.). Совокупность Д. образует группу (См. Группа).
         Лит.: Адамар Ж., Элементарная геометрия, пер. с франц., ч. 1,3 изд., М., 1948; ч 2, [2 изд.], М.. 1951; Рашевский П. К., Риманова геометрия и тензорный анализ, 3 изд., М., 1967: Александров П. С., Лекции по аналитической геометрии, М., 1968.
         Э. Г. Позняк.
Медицинская энциклопедия
(-я)
в физиологии — перемещение всего организма или отдельных его частей.
Движения автоматизированные — осуществляемые без сознательного регулирования целенаправленные Д., размеренные по силе, амплитуде и скорости благодаря многократным упражнениям (тренировке).
Движения активные — Д., обусловленные деятельностью мышц; термин применяется для противопоставления пассивным Д.
Движение амебоидное — Д. клетки путем изменения ею своей формы с образованием временных протоплазматических отростков — псевдоподий; характерно для простейших и для некоторых клеток высших животных.
Движения глаз ассоциированные (син. Д. глаз сочетанные) — Д. глаз, при которых оба глаза одновременно поворачиваются в одну и ту же сторону (в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении).
Движения глаз быстрые (БДГ) — симметричные Д. глаз, длительностью 0,5—1,5 сек., регистрируемые во время быстрого сна.
Движения глаз вестибулярные рефлекторные — непроизвольные Д. глаз в сторону, противоположную наклону головы, обусловленные раздражением рецепторного аппарата внутреннего уха.
Движения глаз дивергентные — симметричные Д. глаз с разведением зрительных осей.
Движения глаз конвергентные — симметричные Д. глаз со сведением зрительных осей.
Движения глаз плавные — см. Движения глаз прослеживающие.
Движения глаз прослеживающие (син. Д. глаз плавные) — равномерные Д. глаз в условиях непроизвольной зрительной фиксации перемещающихся объектов.
Движения глаз сочетанные — см. Движения глаз ассоциированные.
Движения глаз установочные — см. Движения глаз фиксационные.
Движения глаз фиксационные (син. Д. глаз установочные) — непроизвольные микродвижения глаз при фиксации взора на неподвижном объекте; включают тремор, дрейф и микросаккады.
Движения глаз фузионные — рефлекторные Д. глаз, обеспечивающие такое их положение, при котором изображения объектов точно проецируются на корреспондирующие точки сетчаток.
Движения дыхательные — Д. грудной клетки, приводящие к. изменениям объема легких.
Движения кишечника маятникообразные — ритмически чередующееся укорочение и удлинение участка кишечника вследствие сокращения и расслабления его продольного мышечного слоя.
Движение мерцательное —
1) Д. клетки, осуществляемое с помощью жгутиков или ресничек (например, у простейших);
2) Д. ресничек мерцательного эпителия.
Движения пассивные — Д. тела или его частей, осуществляемые за счет приложения силы извне.
Движение произвольное (син. Д. сознательное) — целесообразное Д., контролируемое сознанием.
Движение сознательное — см. Движение произвольное.
Движения стереотипные — см. <<Стереотипия двигательная>>.
Движения фантомные (франц. fantome, от греч. phantasma призрак, представление) — мнимые Д., ощущаемые больным в ампутированной конечности.
Идеографический словарь
^ процесс
^ перемещение
<--> неподвижный
движение - процесс перемещения.
абсолютное движение. относительное движение.
v двинуться, МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Ў передвижение, вращение, ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, механическое движение
см. состояние, располагаться
Орфографический словарь Лопатина
движ`ение, движ`ение, -я
Словарь Ожегова
ДВИЖ’ЕНИЕ, -я, ср.
1. см. двигаться.
2. Форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира. Нет материи без движения и движения без материи.
3. Перемещение кого-чего-н. в определённом направлении. Вращательное д. Привести в д. что-н. Д. планет. Д. войск.
4. Изменение положения тела или его частей. Д. руки. Неловкое д. Лежать без движения.
5. перен. Внутреннее побуждение, вызванное каким-н. чувством, переживанием. Д. сердца. Душевное д.
6. Езда, ходьба в разных направлениях. Оживлённое д. транспорта. Правила дорожного движения. Служба движения (отдел управления на транспорте).
7. перен. Оживлённость, напряжённость действия. В пьесе мало движения.
8. Активная деятельность многих людей, направленная на достижение общей социальной цели. Демократическое д. Д. сторонников мира.
9. Переход из одного состояния, из одной стадии развития в другое состояние, другую стадию. Д. событий.
Словарь синонимов Абрамова
см. ход || приводить в движение
Словарь Ушакова
ДВИЖ’ЕНИЕ, движения, ср.
1. только ед. Состояние, противоположное покою и состоящее в перемещении предмета или его частей (·книж. научн.). Вращательное движение. Поступательное движение. «Находиться в состоянии движения. - форма бытия материи.» Ленин. «Он (Ленин) немыслим без движения, он немыслим без труда.» Безыменский.
перемещение предмета или его частей в пространстве в определенном направлении. Движение планет. Движение поезда. «С балкона кафе, которое создано снобизмом и прихотью, я смотрю на великое движение тысяч (демонстрацию).» Ленин.
2. Переход, перемещение с места на место, непрестанное изменение положения чего-нибудь в пространстве. Движение паровоза. Движение неприятельских войск.
Действие, работа какого-нибудь механизма. Наблюдать движение машины.
3. Изменение положения тела или его отдельных органов в пространстве, жест. Движение руки. Ритмические движения. Аудитория следила за всеми движениями оратора. В гневе он сделал резкое движение. Изящное движение. Неловким движением он разбил стакан. Лежать без движения.
4. перен. Внутреннее побуждение, изменение в душевном состоянии *****
Движение бумаг. Движение сумм. Повышение с одной должности на другую, более высокую (офиц. ·дорев. ). Движение по службе.
10. только ед. Прохождение, течение, перемещение, развитие во времени. Движение событий.
11. только ед. Количественное изменение чего-нибудь во времени. Диаграмма показывает движение народонаселения. Движение цен.
• Вольные движения (спорт.) - особого рода гимнастические упражнения без приборов. Приходить в движение - см. приходить. Приводить в движение - см. приводить. Служба движения (·ж.-д.) - отдел *****
Словарь эпитетов
Перемещение кого-, чего-либо в каком-либо направлении; изменение положения тела, руки, ноги и т. п.
О быстроте, направленности, продолжительности, о физическом характере движения.
Быстрое, вечное, волнообразное, вращательное, длительное, замедленное, зигзагообразное, колебательное, круговое, кругообразное, линейное, маятникообразное, медленное, молниеносное, направленное, непрерывное, отрывистое, плавное, порывистое, поступательное, прерывистое, продолжительное, пружинистое, прямолинейное, прямонаправленное, равномерное, резкое, ритмичное, сверхскоростное, скоростное, стремительное, судорожное, хаотическое.
О психологическом восприятии, об оценке движения.
Величественное, воздушное, вкрадчивое, вялое, грубое, изящное, кошачье, легкое, летучее, ловкое, мимолетное, мягкое, небрежное, неловкое, непринужденное, нерешительное, неторопливое, неуверенное, неуклюжее, осторожное, раскованное, решительное, свободное, сдержанное, скованное, скупое (обычно мн.), слоноподобное, торопливое, уверенное, усталое, экономное (обычно мн.), элегантное, энергичное, эффектное.
Толковый словарь Ефремовой
[движение]
ср.
1) Способ существования материи, ее неотъемлемое свойство, непрерывный процесс изменения и развития материального мира (в философии).
2) Состояние, характеризующееся - в отличие от покоя - изменением положения материальных частиц, предметов и т.п. в пространстве.
3)
а) Изменение положения предмета или его частей относительно какой-л. точки отсчета.
б) Состояние чего-л., характеризующееся перемещением его частей в пространстве.
в) Деятельность массы людей, каждый из которых выполняет какую-л. работу.
г) Работа какого-л. механизма.
4) Перемещение в пространстве в каком-л. направлении.
5) Изменение положения тела и его частей.
6)
а) перен. Про~ чего-л. по инстанциям.
б) Переход с одной должности на другую, более высокую; про~ по службе.
7)
а) перен. Смена чувств, мыслей, переживаний, испытываемых кем-л.
б) Желание, намерение сделать что-л. под влиянием чувств, мыслей, переживаний, испытываемых кем-л.
8) перен. Деятельность широких масс или слоев общества, направленная на достижение каких-л. целей.
9)
а) Переход из одного состояния в другое, из одной стадии в другую; развитие.
б) Течение времени.
в) перен. Развитие действия в литературном произведении.
Большой психологический словарь
(англ. movement) — комплекс психофизиологических функций (процессов), реализуемых двигательным аппаратом организма. Посредством Д. работают внутренние органы жизнеобеспечения, тело или отдельные его части перемещаются в пространстве, изменяется поза и мимика, регулируются функциональные состояния организма, совершается трудовая деятельность человека. Д. является основным медиатором взаимодействия индивида с внешней средой. В зависимости от характера этого взаимодействия (в его физических и психологических аспектах), определяемого как внешними, так и внутренними факторами, задается структура и динамика двигательного акта (см. также Живое движение, Построение движения, Психическая регуляция движений). (А. И. Назаров.)
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Категория.
Форма активности живого.
Специфика.
Результат работы психофизиологического аппарата по реализации двигательного акта, посредством которого происходит воздействие живого существа на внешнюю среду.
Словарь практического психолога
— структурная единица деятельности — результат работы психофизиологического аппарата по реализации акта двигательного, посредством коего происходит взаимодействие живого существа с внешней средой. В движении проявляется физиологическая активность организма. В зависимости от особенностей строения орган имеет различные возможности для выполнения движений. Для руки характерно большое число степеней свободы движений, так что она может приспособиться к любому предметному действию. Подобная же свобода движений характерна для речевого аппарата и нижних конечностей. Свобода движений соответственных органов животных значительно более ограничена и обычно позволяет лишь варьировать ограниченный анатомическим строением ряд движений. Свобода движений, характерная для человека, не может обеспечиваться врожденными механизмами, поэтому лишь небольшое число локомоторных движений являются безусловно-рефлекторными (рефлексы коленный, мигательный и пр.), а большинство регулирующих механизмов условнорефлекторны — складываются прижизненно. Так что основной механизм формирования движений — выработка двигательных рефлексов условных.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ДВИЖЕНИЕ - англ. movement; нем. Bewegung. Изменение, всякое взаимодействие объектов и смена их состояний; Д. включает все происходящие в природе и обществе процессы.
История философии. Энциклопедия
ДВИЖЕНИЕ, - понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции - с самых ее истоков - конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус Д., последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, "познание движения необходимо влечет за собой познание природы"). В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро. Гольбах, Энгельс, Д.Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на Д. не как на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Д., предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и соответственно снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) - с другой. В рамках современной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием Д. (единство континуальности и дискретности Д., Д. элементарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры понятие Д. является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (Д. как "изменение вообще"; направленное Д. как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т.д.). В отличие от этого понятие покоя конституируется в европейской традиции в качестве моносемантического (ср. с альтернативной ситуацией традиционной восточной, - в частности, древнеиндийской - культуры, фиксирующей пять различных видов покоя, с одной стороны, и Д. как таковое - с другой).
М. А. Можейко
История философии. Грицианов
понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции — с самых ее истоков — конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус Д., последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, ‘познание движения необходимо влечет за собой познание природы’). В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро. Гольбах, Энгельс, Д.Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на Д. не как на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Д., предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и соответственно снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) — с другой. В рамках современной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием Д. (единство континуальности и дискретности Д., Д. элементарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры понятие Д. является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (Д. как ‘изменение вообще’; направленное Д. как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т.д.). В отличие от этого понятие покоя конституируется в европейской традиции в качестве моносемантического (ср. с альтернативной ситуацией традиционной восточной, — в частности, древнеиндийской — культуры, фиксирующей пять различных видов покоя, с одной стороны, и Д. как таковое — с другой).
Новый философский словарь
понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции - с самых ее истоков - конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический сттатус Д., последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, "познание движения необходимо влечет за собой познание природы"). В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на Д. не как на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Д., предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и - соответственно - снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) - с другой. В рамках современной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием Д. (единство континуальности и дискретности Д., Д. элементарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры понятие Д. является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (Д. как "изменение вообще"; направленное Д. как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т.д.). В отличие от этого понятие покоя конституируется в европейской традиции в качестве моносемантического (ср. с альтернативной ситуацией традиционной восточной, - в частности, древнеиндийской - культуры, фиксирующей пять различных видов покоя, с одной стороны, и Д. как таковое - с другой).
М.А. Можейко
Философский словарь
важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает в себя все происходящие в природе и об-ве процессы. В самом общем виде Д. — это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без Д., так же как не может быть и Д. без материи. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Д. Тело, покоящееся по отношению к Земле, движется вместе с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем — вокруг центра Галактики и т. д. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микрообъектов. Т. обр., Д. определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах (Формы движения материи). В процессе развития материи появляются качественно новые и более сложные формы Д. Но даже механическое перемещение не является абсолютно простым. В процессе перемещения тело непрерывно взаимодействует с др. телами через электромагнитное и гравитационное поля и изменяется при этом. Теория относительности (Относительности теория) указывает, что с увеличением скорости Д. происходит возрастание массы тел, уменьшаются по направлению Д. линейные размеры, замедляется ритм процессов в телах. При околосветовых скоростях электроны и др. частицы способны интенсивно излучать кванты электромагнитного поля по направлению Д. (т. наз. “светящийся” электрон). Всякое Д. включает в себя взаимодействие различных форм Д. и их взаимные превращения. Оно так же неисчерпаемо, как и сама материя. Д. материи выступает как процесс взаимодействия (“борьбы”) различных противоположностей, составляющих внутреннее содержание различных изменений,, причину смены конкретных качественных состояний. Так, электромагнитное, гравитационное и ядерное Д. основано на единстве противоположных процессов излучения и поглощения микрообъектами квантов электромагнитного, гравитационного и ядерного полей, химическое Д. включает в себя ассоциацию и диссоциацию атомов; жизненные процессы основаны на единстве ассимиляции и диссимиляции веществ, возбуждения и торможения нервных клеток и т. д. Бесконечное самодвижение материи в космосе выступает как результат единства противоположных процессов рассеяния материи и энергии (в ходе эволюции звезд) и их обратной концентрации, ведущей в конечном счете к возникновению звезд, галактик и др. форм материи. Д. охватывает также и все формы развития материи. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденции изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условии. Формы развития материи могут быть весьма многообразными, в зависимости от степени сложности системы, присущих ей форм движения, скорости и темпа изменений, их характера, направленности и т. д. При восходящем развитии происходит усложнение связей, структуры и форм Д. материальных объектов, прогрессивные преобразования от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает, напротив, деградацию и распад системы, упрощение форм ее Д. По сравнению с развитием Д. является более общим понятием, поскольку включает в себя всякое изменение, в т. ч. внешнее и случайное, не соответствующее внутренним законам системы.
Философский энциклопедический словарь
ДВИЖЕНИЕ – в широком смысле – всякое изменение, в узком смысле – изменение положения тела в пространстве (см. ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, СИЛА). Об абсолютном движении можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя. Действительное движение всегда относительно, оно есть движение в соотнесении с какой-либо точкой пространства, находящейся в (относительном) движении или в (относительном) покое (см. также ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ТЕОРИЯ). В психологии созерцание движения (см. также ВЕРТХЕЙМЕР) имеет своей предпосылкой тождество как одну из категорий связи, состояния, при котором наблюдаемый предмет равен самому себе во времени. Движение как таковое (а не как появление подобного предмета в др. точке пространства) можно наблюдать с наибольшей отчетливостью, если оно совершается непрерывно, не слишком быстро и не слишком медленно, на равном отрезке пути, если тело движется так, что оно в глазах наблюдателя сохраняет одну и ту же форму, величину, одни и те же свойства и т. д. По т. н. закону Карпентера (Уильям Бенджамен Карпентер – англ, физиолог; род. 29 окт. 1813, Эксетер – ум. 19 нояб. 1885, Лондон), всякие восприятия движения или представленш о движении вырабатывают в нас слабый t -тулье к совершению данного движения.
Философский энциклопедический словарь 2
        способ существования материи, её всеобщий атрибут; в самом общем виде Д.— «...это намерение вообще» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 563), всякое взаимодействие материальных объектов. Мысль об универсальности Д. возникла в глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Др.-греч. философы (милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей —воду, апейрон, воздух, огонь, атомы — как находящиеся в постоянном Д. и изменении. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы» («Физика» lil l, 2UO в.). Понимание Д. как способа существования материи отчётливо формулируется в 18 в. Толандом и затем Гольбахом, однако садго Д. понималось ими лишь как механич. перемещение и взаимодействие. Глубокие идеи, связанные с пониманием Д., были высказаны Лейбницем, Гегелем и др. Так, Гегель преодолевает представление о Д. как о только механич. перемещении и формулирует общие законы Д.— переход количеств, изменений в качественные, борьба противоположностей и отрицание отрицания.
        Новый и высший этап в понимании Д. в качестве способа бытия материи связан с созданием К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектического материализма; дальнейшее развитие это учение получило в 20 в. в трудах В. И. Ленина. Диалектич. материализм исходит из того, что «...материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 59). Принципы связи материи и Д. и неуничтожимости и несотворимости движущейся материи получили особое значение в свете великих открытий естествознания 19—20 вв. Так, всем попыткам т. н. энергетизма свести материю к энергии Ленин противопоставил принцип единства материи и Д. Он подчёркивал, что материя не есть нечто косное, к чему «прикладывается» Д., не есть бессодержательное «подлежащее» к сказуемому «двигаться», а есть основа, всеобщий носитель всех состояний Д. и развития. «Сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение, от этого дело не изменяется» (ПСС, т. 18, с. 286).
        Наряду с материальностью осн. характеристиками Д. диалектич. материализм считает его абсолютность и противоречивость. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Д. Оно определяет собой все свойства и проявления окружающего нас мира, внутр. содержание всех вещей и явлений. Противоречивость Д. заключается в неразрывном единстве двух противоположных моментов — изменчивости и устойчивости, Д. и покоя. Понятие изменения имеет смысл лишь в связи с понятием относительно устойчивого, пребывающего в опре-дел. состоянии. Однако само это изменение в то же время есть также оцредел. состояние, которое пребывает, сохраняется, т. е. также обладает моментом устойчивости. В этом противоречивом единстве изменчивости и устойчивости ведущую роль играет изменчивость, ибо всё новое в мире появляется лишь через неё, а устойчивость, покой лишь фиксируют достигнутое в этом процессе.
        Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Выделяют три осн. группы форм Д. материи: в неорганич. природе, в живой природе и в обществе. К формам Д. материи в неорганич. природе относятся: пространств, перемещение; Д. элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.; Д. и превращение атомов и молекул, включающее в себя химич. форму Д. материи; изменения в структуре макросколвч. тел ·<- тепловые ароцессы, изменение агрегатных состояний, звуковые· колебания и др.; геологпч. формы Д. материи; изменение космич. систем различных размеров: планет, звёзд, галактик и их скоплений. Формы Д. материи в живой природе — совокупность жизненных процессов в организмах и в над-ррганизменных системах: обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, различные отношения в биоценозах и др. ико-логич. системах, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и с обществом. Обществ. формы Д. материи включают многообразные проявления деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности. Высшие формы Д. материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде — в соответствии со структурой и законами развития более сложной системы. Между ними существует единство и взаимное влияние. Однако высшие формы Д. материи качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие взаимоотношения между формами Д. материи играет важную роль в понимании единства мира, в познании сущности сложных явлений природы и общества.
        см. также Материя, Развитие.
        Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., ПСС, т. 29 (см. Предметный указатель); Гегель Г. В. Ф., Философии природы, Соч., т. 2, М.— Л., 1934; С в и д е p с к и й В. И., Противоречивость Д. и её проявления, Л., 1959; M е л ю х и и С. Т., Материя в её единстве, бесконечности и развитии, М., 1966; Овчинников ?. ?., Принципы сохранения, М., 1966; Структура и формы материи. Сб. ст., М., 1967; С о л о п о в Е. Ф., Материя и Д., Л., 1972.
        В. V. Ceuoepcijuu.
Бренан - Словарь научной грамотности
Поскольку во Вселенной все движется - атомы и молекулы, звезды и планеты, Земля и ее поверхность, - движение следует рассматривать относительно какой-то определенной точки или какого-то объекта. Реактивный самолет может лететь со скоростью 700 км/ч (по отношению к земной поверхности), но и эта поверхность движется со скоростью примерно 1600 км/ч относительно центра Земли. Пассажир самолета идет по проходу между креслами, двигаясь относительно самолета, не замечая скорости относительно земной поверхности и тем более относительно центра Земли. См. <<Эйнштейн>>; <<относительность>>.
Словарь пословиц Даля
ПОКОЙ - ДВИЖЕНИЕ
Лежмя лежать; пластом лежать. Лежать врастяжку. Лежа легче.
Засел, как гвоздь в стене.
Завяз, что в лещедке (или: в капкане, в дрязгу, в болоте и пр.).
Его оттуда ломом не выломишь, шилом не выковырнешь.
Сидит, как сыч; как курица на яйцах.
Сидит, как черт на пеньке. Расселся, что куль муки.
Сидит, раскис, по бокам развис.
Стоит, как свеча. Стоймя стоит. Стоит, как верста, как надолба, как пень.
Торчилом (рожном, колом, копылом) торчит.
Бежмя (бегом) бежать. Накивать пятками.
Пуститься во весь дух, сломя голову, без оглядки, без памяти.
Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей полымя валит.
Топает, как лошадь; топает, словно кованый волк.
С ног сгорел. Резвы ноги подломились (подкосились).
Упал, как сноп. Свалился, как с корня срезан.
Ровно его громом пришибло. Ровно его кто обухом в лоб.
Стоя съешь вдвое. Стоя растешь вдвое.
За постой деньги платят, а посиделки даром (говорят, приглашая сесть).
Согнуться в три погибели, в крюк, в дугу.
Течмя течет. Ливмя льет. Лётом летит.
Сидит, как на огне, на угольях, на иголках, как на жаровне.
Вертится, словно на ежа сел.
Вертится, как зуй (куликом); живчиком бегает; вертится дергунчиком.
Вертится, как на шиле. Как сорока на колу.
Вертится, коробится, как береста (подметка) на огне.
Мечется, как вор на ярмарке; как угорелый, как угорелая кошка. Как основу снует.
Он плавает по-топорному.
Как камень (ключ, топор) ко дну.
Юркнул в воду - только пузыри в гору.
Он дал кувырколлегию (т. е. упал, полетел торчмя головой).
Полетел от Машки вверх-тормашки.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДВИЖЕНИЕ


будет выглядеть так: Что такое ДВИЖЕНИЕ