|
|
|
|
|
ДУН ЧЖУНШУ |
Мультимедийная энциклопедия |
(190 или 179 - 120 или 104 до н.э). Китайский философ и государственный
деятель, "Конфуций эпохи Хань" (206 до н.э. - 220 н.э.), придавший
конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров "школы
новых текстов" (или "школы текстов новых письмен"). Родился в Гуанчуани
(совр. уезд Хэншуй провинции Хэбэй). Происходил из знатной семьи. Был
министром и инициатором введения основанных на конфуцианских канонах
(см. <<ШИ САНЬ ЦЗИН>>)
государственных экзаменов на чиновничьи должности, положив начало
экзаменационной системе (кэ цзюй) - важнейшему социально-идеологическому
институту китайского государства вплоть до начала 20 в. Преподавал в
императорской высшей школе, был учителем основоположника китайской
историографии Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.). Идейное наследие Дун Чжуншу
представлено собранием 82 философских и социально-политических эссе,
названным составителями Чунь цю фань лу (Обильные росы "Весен и осеней"),
а также включенными в посвященную Дун Чжуншу гл. 56 Истории
Хань (Хань шу) Тремя докладами о Небе и человеке (Тянь жэнь сань цэ).
Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в
которой использовал идеи даосизма и инь-ян цзя. По Дун Чжуншу, все в мире
происходит из "первоначала" ("первопричины" - юань1), аналогичного
"Великому пределу" (тай цзи), состоит из "пневмы" (ци1) и подчиняется
неизменному дао. Действие дао проявляется прежде всего в последовательном
возобладании противоположных сил инь ян и циркуляциях "взаимопорождающих"
и "взаимопреодолевающих" "пяти элементов" (у син1). Впервые в китайской
философии двоичная и пятеричная классификационные схемы - инь ян и у син1
- были сведены Дун Чжуншу в единую систему, охватывающую весь универсум.
"Пневма" наполняет Небо и Землю как незримая вода, в которой человек
подобен рыбе. Он - микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму
(Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно моистам
(см. <<МОИЗМ>>), Дун Чжуншу наделял Небо (тянь) "духом" (шэнь1) и "волей"
(и3), которые оно, не говоря и не действуя (у вэй1), проявляет через
государя, "совершенномудрых" и природные знамения.
Решая фундаментальную для конфуцианства проблему "
природы" (син1) человека, Дун Чжуншу выдвинул три новые идеи. 1)
Подчиняясь универсальному дуализму сил инь ян, человеческая природа
делится на добротворную (ян1) природу и злотворную (инь1) чувственность
(цин2). 2) "Добро" (шань) как атрибут человеческой "природы" имеет
относительный характер: человеческая "природа" может считаться "доброй" в
сравнении с природой птиц и зверей, но не с "природой" "совершенномудрых";
у "совершенномудрых" "природа" иная, чем у "средних" людей, у последних -
иная, нежели у "ничтожных". 3) "Добро" потенциально присуще человеческой
"природе", которая от рождения обладает "добрым началом": "Человеческая
природа подобна рису на корню, добро - рису в зерне". Признание актуальной
нейтральности изначальной человеческой "природы" сближает Дун Чжуншу с
Конфуцием (6-5 вв. до н.э.), оценка ее как потенциально "доброй" - с Мэн-
цзы (Мэн Кэ, 4 - начало 3 в. до н.э.), а упор на социализацию как фактор
формирования "добра" в человеке - с Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4-3 вв. до н.э.).
В последнем пункте Дун Чжуншу сомкнулся и со своими политическими
противниками - легистами (см. <<ЛЕГИЗМ>>), одобрив их метод наград и наказаний
как необходимую фазу инь1 наряду с морально-духовным воздействием фазы
ян1.
Дун Чжуншу признавал существование двух видов судьбоносного
"предопределения" (мин1): исходящего от природы "великого предопределения"
и исходящего от человека (общества) "изменяющегося предопределения".
Историю Дун Чжуншу представлял как циклический процесс, состоящий из трех
этапов ("династий"), символизируемых цветами - черным, белым, красным и
добродетелями - "преданностью" (чжун2), "почтительностью", "культурой"
(вэнь). Отсюда Хэ Сю (2 в.) вывел историософское "учение о трех эрах",
популярное вплоть до Кан Ювэя (19 - начало 20 в.).
Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжуншу
целостная онтолого-космологическая интерпретация общественно-
государственного устройства, основанная на учении о взаимном "восприятии и
реагировании Неба и человека" (тянь жэнь гань ин). По Дун Чжуншу, не "Небо
следует дао", как у Лао-цзы, а "дао исходит из Неба", являясь связующим
звеном между Небом, Землей и человеком. Наглядное воплощение данной связи
- иероглиф "ван1" ("государь"), состоящий из трех горизонтальных черт
(символизирующих триаду: Небо - Земля - Человек) и пересекающей их
вертикали (символизирующей дао). Соответственно постижение дао - главная
функция государя. Фундамент общественно-государственного устройства
составляют "три устоя" (сань ган), производные от неизменного, как Небо,
дао: "Правитель является устоем для подданного, отец - для сына, муж - для
жены". В этом небесном "пути государя" (ван дао) первый член каждой пары
знаменует собой господствующую силу ян1, второй - подчиненную силу инь1.
Подобная конструкция, близкая к позиции Хань Фэя (3 в. до н.э.), отражает
сильное влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и
более позднего официального конфуцианства.
ЛИТЕРАТУРА
Быков Ф.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжуншу. - В кн.:
Китай, Япония. История и филология. М., 1961
Дун Чжуншу. О небе и человеке. О познании. - В кн.: Антология мировой
философии, т. 1, ч. 1. М., 1969
Шестакова Т.Г. К вопросу о философской основе исторической концепции
конфуцианства. - В кн.: Из истории китайской философии: становление и
основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978
История китайской философии. М., 1989
Дун Чжуншу. Чунь цю фань лу. - В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха
Хань. М., 1990
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Великие мыслители Востока. М., 1998 |
Философский энциклопедический словарь 2 |
Дун Гуйянь (180—115 или 179—104 до н. э.), кит. философ, представитель конфуцианства, именуемый иногда «Конфуцием эпохи Хань». Род. в местности Гуанчуань (уезд Цзаоцян на Ю.-В. совр. пров. Хэбэй). В период правления Цзин-ди (156— 141 до н. э.) преподавал в императорском университете, при императоре У-ди (140—87 до н. э.) был призван ко двору. С именем Д. Ч. связало превращение конфуцианства в гос. доктрину: в 136 он предложил У-ди «искоренить сто школ и почитать только конфуцианство». По инициативе Д. Ч. были введены гос. экзамены на чиновничьи должности, основанные на изучении конфуцианских классиков; они положили начало позднейшей экзаменационной системе, важнейшему институту вплоть до нач. 20 в.
Д. Ч. разрабатывал космогонич. и натурфилос. проблемы и создал учение о небе как части природы и как высшей силе, стоящей над миром и определяющей его судьбу. Он считал небо источником всех вещей, в том числе и пути (дао): «Порядок и смута, гибель и процветание зависят от судьбы, ниспосылаемой небом. От неё нельзя уклониться», ибо «судьба — это повеление неба». Как часть природы небо выступает в паре с землёй и в триаде с землёй и человеком. Небо — вверху, оно создатель человека, земля — внизу, вместе с небом она порождает все вещи, человек находится между ними, будучи самым ценным из всего созданного небом. При этом небо отождествляется с космич. силой ян (а также светом), земля — с силой инь (а также мраком). Инь и ян — это проявление единого, всепрони-кающего ци. Отсюда Д. Ч. переходит к социальным и историч. теориям. Небо, земля и человек символизируются тремя горизонтальными чертами, а путь — соединяющей их вертикальной чертой; в сумме получается иероглиф «ван» — правитель, который только и способен постичь путь указанной триады. Небо наказы-пает и награждает, осуществляя свою власть в определ. последовательности, связанной с круговоротом пяти первоэлементов (у-син). На этой основе Д. Ч. создал теорию историч. развития — учение о «трёх периодах господства», поочерёдно сменяющих друг друга: каждый из них начинается с получения правителем «мандата неба», символизируется определ. цветом (чёрный, белый, красный) и соответствует к.-л. конкретной династии.
Быков Ф. С., Учение о первоэлементах в мировоззрении Д. Ч. (К проблеме становления конфуцианства), в кн.: Китай. Япония. История и филология, М., 1961, с. 117—30; F o r k e А., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 46—64;
см. также лит. к ст. Конфуцианство. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ДУН ЧЖУНШУ
будет выглядеть так: Что такое ДУН ЧЖУНШУ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|