Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДРУЖИНИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Дружинин
        Александр Васильевич [8(20).10.1824, Петербург, — 19(31).1.1864, там же], русский литературный критик, журналист, писатель, поэт-переводчик. Родился в дворянской семье, был офицером, в 1851 вышел в отставку. В повести «Полинька Сакс» (1847) защищал права и достоинство женщины. Умеренно-либеральные позиции и приверженность к теории «чистого искусства» отразились в произведениях «Петергофский фонтан», юмористических фельетонах «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам», в журнальных обзорах «Письма иногороднего подписчика». В 1856—61 редактор журнала «Библиотека для чтения», сделал его органом «эстетической критики», противостоявшим «Современнику». Д. — автор статей об английской и французской литературе, переводчик трагедий У. Шекспира. В 1859 по инициативе Д. создано «Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным» (Литературный фонд).
         Соч.: Собр. соч., т. 1—8, СПБ, 1865—67; Полинька Сакс, М., 1955.
         Лит.: Некрасов Н. А., А. В. Дружинин. [Некролог], Полн. собр. соч. и писем, т. 9, М., 1950; Венгеров С. А., А. В. Дружинин, Собр. соч., т. 5, СПБ, 1911; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М.—Л., 1962.
         Л. С. Пустильник.
II
Дружинин
        Николай Михайлович [р. 1(13).1.1886, Курск], советский историк, академик АН СССР (1953). Окончил юридический (1911) и историко-филологический (1918) факультеты Московского университета. Совмещая музееведческую работу (Музей Революции СССР, 1924—34) с педагогической (Московский университет, 1929—48; Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1946—48, и др.), вёл исследовательскую работу в РАНИОНе и с 1938 в Институте истории АН СССР. Основные исследования посвятил социально-экономической истории России 19 в. и проблемам общественной мысли и революционного движения. Главные труды по истории освободительного движения в России: монография «Декабрист Никита Муравьёв» (1933) — о Северном обществе декабристов, а также статьи о П. И. Пестеле, С. П. Трубецком, З. Г. Чернышёве, И. Д. Якушкине, программе Северного общества. В работе «Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселёва» [т. 1—1946 (Государственная премия СССР, 1947), т. 2—1958] всесторонне прослежены история государственных крестьян и связь реформы Киселёва с крестьянской реформой 1861. В 1958 начал исследование пореформенной деревни и происходивших в ней процессов. Большим вкладом в историческую науку являются проблемно-методологические статьи Д.: «О периодизации истории капиталистических отношений в России» («Вопросы истории», 1949, № 11; 1951, № 1), «Конфликт между производительными силами и феодальными отношениями накануне реформы 1861 г.» (там же, 1954, № 7), доклад о генезисе капитализма в России, представленный 5-му Всемирному конгрессу историков в Риме (1954). Д. — автор глав «Истории Москвы» (т. 3—4), учебника «История СССР» (т. 2) для исторических факультетов. До 1964 Д. руководил деятельностью Комиссии по истории сельского хозяйства и крестьянства, изданием многотомной документальной серии «Крестьянское движение в России» и др. Интересна автобиографическая книга Д. «Воспоминания и мысли историка» (1967). Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
         Лит.: Яцунский В. К., Н. М. Дружинин, в сб.: Исторические записки, т. 54, М., 1955; Список научных трудов академика Н. М. Дружинина, там же; Яцунский В. К., Творческий путь Н. М. Дружинина, в сб.: Вопросы истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в России, М., 1961; К восьмидесятилетию академика Н. М. Дружинина, в сб.: Генезис капитализма в промышленности и сельском хозяйстве, М., 1965; Проблемы социально-экономической истории России. Сб. ст. К 85-летию со дня рождения академика Н. М. Дружинина, М., 1971.
        Н. М. Дружинин.
Ономастикон
см. ДРУГОВ
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ДРУЖИНИН Игнат Петрович (род. 1929), гидролог, академик РАН (1994). Осн. труды по прогнозированию колебаний стока рек, комплексному использованию водных ресурсов.
2.
ДРУЖИНИН Николай Михайлович (1886-1986), историк, академик АН СССР (1953). Труды по истории социально-экономических отношений, общественной мысли и революционного движения в России 19 в.: "Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселёва" (т. 1-2, 1946-58) и др. Ленинская премия (1980), Государственная премия СССР (1947).
3.
ДРУЖИНИН Фёдор Серафимович (род. 1932), альтист, педагог, композитор, народный артист РСФСР (1988). С 1957 солист Московской филармонии, в 1964-89 участник квартета им. Л. ван Бетховена. С 1958 преподаёт в Московской консерватории (с 1980 профессор). Создал собственную альтовую школу. Сочинения для альта.
Литературная энциклопедия
1. Александр Васильевич [1824—1864] — критик и беллетрист. Р. в состоятельной чиновничьей семье, образование получил в Пажеском корпусе. Служил офицером в гвардейском полку, затем числился в канцелярии военного министерства. С 1851 окончательно оставил службу и отдался литературной работе. Стал широко известен повестью «Полинька Сакс» [1847], которая пользовалась исключительным успехом. Здесь выдвинут женский вопрос, правда, не как общественная проблема. Д. интересует лишь право женщины на самостоятельность в области чувства. Фабулу и основные мотивы повести Дружинин заимствовал из «Жака» Жорж Санд. Затем следовали: «Лола Монтес» [1848], «Рассказ Алексея Дмитрича» [1848], «Жюли» [1849] и др. В темные годы русской лит-ры (период реакции после 1848) Д. занимал руководящее место среди западников, тем самым демонстрируя оскудение критики и публицистики. В «Письмах иногороднего подписчика» Д. доходит до совершенного равнодушия к общественным вопросам. Подчеркивая, что он из «хорошего общества», часто распространяясь о «хорошем тоне джентльмена», он от русской лит-ры переходит к кухонным рецептам, затем опять возвращается к лит-ре и снова переходит к анекдотам из жизни
585 охотника за львами. Весьма характерно и его «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам», которое печаталось в «Современнике» в 1850. Здесь пустое, подчас скабрезное, остроумие отражает непритязательный вкус автора. Характерна и речь Д. — бойкая и легкомысленная. Подъем лит-ой жизни во второй половине 50-х гг. заставил Д. стать серьезнее. Выступая в этот период в качестве лит-ого критика, Д. развивал «артистическую» теорию искусства, к-рую он и группа критиков (Анненков, Дудышкин) противопоставляли «дидактической», по Д., теории разночинцев (Чернышевского, Добролюбова и др.). Сущность ее сводится к немногим положениям: 1. искусство должно быть свободно и не служить «минуте»; 2. оно выражает вечные идеи красоты, добра и правды; 3. искусство не утилитарно. Но разночинец заставил эстета видоизменить свою теорию, пробил брешь в его воззрениях; в «артистической» системе появились под конец чуждые ей признания. «Теория независимого и свободного творчества вовсе не исключает здравого и даже современного поучения». Более того: «Здравомыслящий и практически развитой поэт, отдавшись дидактике, может произвести много полезного для современников». Д. — сторонник чистого искусства — боролся за традиции художественной школы Пушкина, видя в ней идеальное выражение своих взглядов, и противопоставлял Пушкина гоголевскому направлению («натуральной школе»). Сатирическое направление школы Гоголя граничит с дидактизмом, а то и переходит в явный дидактизм. Но общественным интересам, по мнению Д., нет места в числе задач искусства. Оно ставит себе не временные, а «вечные» цели. Понятно после этого, как Д. расценивал творчество писателей-современников. Тургенев для него «пленительный идеалист и мечтатель, слишком поэтичный, чтобы серьезно взяться за роль чьего-либо продолжателя». «В Толстом мы видим, — говорит Д., — правильное движение современной изящной словесности в сторону истинного понимания искусства». Иначе расценивал критик Островского и тем более Салтыкова-Щедрина, к-рых считал представителями одностороннего «дидактизма». Так выступал в 50-е гг. критик-эстет. Его система воззрений отражала вкусы аристократической верхушки дворянства. Эта группа, утратив прежнее положение в экономике, теряла силу и в лит-ре, и в критике. Свою эстетическую теорию она должна была дополнить чертами, вносившими двойственность в систему. В художественной литературе она не могла противодействовать дидактизму и гоголевскому направлению. Пытаясь пропагандировать Пушкина как свой идеал, пытаясь ликвидировать в критике Белинского и его последователей, ставивших утилитарные цели искусству, Д. и его группа не могли успешно бороться с дидактизмом, с разночинцем и были обречены
586 на бессильный протест против той новой жизни, какая шла мимо них. И понятен тот завет, который оставил Д. писателю своей группы: «Для поэта может существовать только один протест — гордое молчание. Для художника нет мелкой войны и мелких страничек публициста. Пока слово его может раздаваться в сфере искусства, оно должно быть вполне независимо, в этом самом независимом слове и доля, и заслуга, и значение художника». Из критических работ Д. следует отметить еще, кроме статей о русских писателях, его этюды по английской литературе (о Вальтер Скотте, Краббе, Ричардсоне, Шеридане, Дизраэли и др.). Дружинин известен и как талантливый переводчик Шекспира («Король Лир» и др.). В области лит-ой жизни Д. оставил память как основатель «Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым» — «Литературного фонда» (см.). Библиография: I. Собр. сочин., изд. под ред. Н. В. Гербеля, 8 тт., СПБ., 1865—1867. Критические статьи вошли в т. VII. В т. II — список сочин. Д., сост. Гербелем. II. Кирпичников А., Забытый талант, Очерки по истории русской литературы, т. I (неск. изд.); Григорьев Ап., Сочин., I, История русской литературы, изд. «Мир», т. II, М., 1909; Венгеров, Сочин., т. V, СПБ., 1911; Бельчиков Н., П. В. Анненков, А. В. Дружинин и С. С. Дудышкин — в «Очерках по истории русской критики», под ред. А. Луначарского и Вал. Полянского, т. I, М. — Л., 1929. III. Кроме упомянутого выше списка сочин. Д. см. еще: Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. V, СПБ., 1897; Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924. Н. Бельчиков
2. Павел Давыдович [1890—] — современный поэт, член литературной группы «Перевал». Р. в крестьянской семье Пензенской губ. Отношение Д. к крестьянству может скорее всего быть охарактеризовано как любование отдельными моментами деревенской жизни. Традиционная тальянка, лубочная «любовь» парней и девушек, сермяга, лирический пейзажик, — вот тематика, характерная для творчества Д. Труд как мотив в поэзии Д. почти отсутствует. Не чужд Д. и чисто народнического «жаления» крестьянина. Последнее сочетается в Д. с идеализацией и поэтизацией косных пережитков, рассматриваемых им как атрибуты национального русского «духа». Определенные шовинистические настроения, узко национальная ограниченность, свойственные Д., в свое время были вскрыты Н. Бухариным (см. ст. «Злые заметки»). Часто наша деревня представляется Д. совершенно не изменившейся по сравнению со старым укладом жизни (см. стих. «Дороги, кочки и ухабы...»). Для обще-«народных» устремлений Д. примечательно стих. «Жизнепеснь» — проповедь всеобщей любви и умиротворения. Образы Д. не отличаются оригинальностью. Следует отметить большую зависимость от Есенина как идеологическую, так и стилевую. Не последнее место занимают образы церковного происхождения («ризы нив»,
587 «гудит, как благовест соборный, в полях зеленая весна»). Большой художественной ценности творчество Д. не представляет. Изобразительные средства его до крайности штампованы («родимые поля», «васильковые глаза», «шелковые волосы»). Д. можно считать выразителем настроений и стиля консервативной, зажиточной части деревни. Библиография: Песни самоучки, изд. Турк. Гиз, Ташкент, 1920; Соломенный шум, Гиз, М., 1924; Деревня Самолетово, изд. ОДВФ, М., 1925; За кровь, Рассказ, изд. ЦК МОПР, М., 1927; Черный хлеб, изд. «Федерация», М., 1928. А. Т.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДРУЖИНИН


будет выглядеть так: Что такое ДРУЖИНИН