Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДОНАТЕЛЛО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi)
        (около 1386, Флоренция, — 13.12.1466, там же), итальянский скульптор. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии. В 1404—07 работал в мастерской Лоренцо Гиберти. В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423—34 и 1457—61), Риме (1430—33), Падуе (1444—53). В 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару. Творчество Д., впитавшее демократические традиции культуры Флоренции 14 в., представляет собой одну из вершин развития искусства флорентинского Кватроченто. В нём воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Глубокий интерес к реальности во всём многообразии её индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует в творчестве Д. со стремлением к возвышенному обобщению и героической типизации. Д. одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, «живописного» рельефа).
         Первым известным нам произведениям Д. (статуи пророков для бокового портала флорентинского собора, 1406—08) ещё присущи готическая скованность и нерасчленённость форм, измельчённость линейного ритма. Однако уже мраморная статуя св. Марка, выполненная в 1411—13 для фасада церкви Орсанмикеле, является произведением скульптуры Ренессанса. Она отличается ясной тектоникой построения фигуры, спокойным величием и силой. В созданной для той же церкви статуе св. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Д. воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутреннюю собранность и напряжение, патриотическое гражданственное звучание. Выполненные Д. в 1416—35 совместно с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентинского собора (мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных образов, исполненных суровой правды. В 1420-е гг. Д., развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423—27). В содружестве с архитектором Микелоццо он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция). Пребывание Д. в Риме в начале 1430-х гг. углубило интерес художника к наследию античности. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти, известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428—33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433—39, Музей собора, Флоренция). Ренессансным претворением античных форм отмечена и созданная Д. в 1430-х гг. бронзовая статуя Давида — первое изображение человеческой наготы в статуарной скульптуре Возрождения. Совершенство мягкой обобщённой пластики, юношеская гибкость и угловатость линий, настроение лирической мечтательности сочетаются в статуе с несвойственной искусству античности внутренней сложностью и многоплановостью образа. В 1434—43 Д. оформляет интерьер Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, где им совместно с Брунеллески осуществляется новый тип синтеза искусств, для которого характерна равнозначность архитектурных и скульптурных форм. Наивысший расцвет творчества Д. связан с падуанским периодом. В Падуе Д. создал первый светский монумент эпохи Возрождения — конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447—53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремлённостью образа. Для церкви Сант-Антонио в Падуе Д. выполнил в 1446—50 один из наиболее крупных скульптурных алтарей эпохи Возрождения, состоявший из статуй и рельефов, заключённых в строгое ордерное обрамление. В рельефах алтаря многофигурные сцены, жизненные и драматичные, мастерски развёрнуты в иллюзорном пространстве. Поздние произведения Д., созданные в условиях нарастающего кризиса демократических традиций Треченто и раннего кватроченто, полны обострённой экспрессии и духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий, группа «Юдифь и Олоферн», бронза, около 1456—57, площадь Синьории, рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., см. илл., завершены учениками Д., — все во Флоренции). Влияние творчества Д. на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Д. были восприняты многими скульпторами кватроченто, а также живописцами Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантеньей (См. Мантенья) и др. Произведения Д. изучали Микеланджело и Рафаэль.
         Лит.: Либман М. Я., Донателло, М., 1962; Planiscig L., Donatello, Firenze, 1947; Janson Н. W., The sculpture of Donatello, v. 1—2, Princeton, 1957; Grassi L., Tutta la scultura di Donatello, Mil., 1958; Castelfranco G., Donatello, Mil., 1963.
         М. Я. Либман.
        Ф. Брунеллески. Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Окончена в 1428. Интерьер.
        Донателло. Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе. Бронза, мрамор, известняк. 1447—53.
        Донателло. «Св. Иоанн Евангелист». Около 1409—11. Музей собора. Флоренция.
        Донателло. «Мадонна с ангелами». Мрамор. Около 1425—28. Бостонский музей изящных искусств.
        Донателло. «Св. Георгий». Мрамор. Около 1416. Национальный музей. Флоренция.
        Донателло. Голова Марии. Деталь т.н. алтаря Кавальканти с изображением «Благовещения» (известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428—33, церковь Санта-Кроче, Флоренция).
        Донателло. Певческая трибуна флорентийского собора. Мрамор. 1433— 39. Музей собора. Флоренция.
        Донателло. «Пророк Иеремия» (фрагмент). Статуя кампанилы флорентийского собора. Мрамор. 1423—26.
        Донателло.
        Донателло. «Давид». Бронза. 1430-е гг. Национальный музей. Флоренция.
Мультимедийная энциклопедия
(Donatello) (ок. 1386-1466), флорентийский скульптор; его полное имя - Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccol di Betto Bardi). Вместе с архитектором Брунеллески и живописцем Мазаччо Донателло считается одним из основоположников итальянского Ренессанса. Первый период. До 1433, который можно считать концом первого периода творчества Донателло, он работал в основном над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Вероятно, ок. 1406-1408 он выполнил две фигуры молодых пророков, помещенные над северным порталом собора; впоследствии этот портал был украшен также мраморным рельефом Нанни ди Банко, одного из наиболее талантливых скульпторов, работавших с Донателло на раннем этапе его творчества. Вскоре после создания фигур пророков Донателло сделал мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая должна была стоять на одном из контрфорсов собора. В этом произведении начинающего мастера уже чувствуется характерное для зрелого периода его творчества стремление к соединению элементов классического и готического искусства. Затем последовали статуи сидящих евангелистов: Иоанна (ок. 1412-1415; ранее находилась сбоку от главного портала, ныне - в левом нефе собора) и Марка на фасаде Орсанмикеле (1411-1413). Около 1417 также для Орсанмикеле скульптор создал одну из своих самых знаменитых статуй - Св. Георгий, позднее перенесенную в Барджелло. Она представляет собой образ юного рыцаря и является первой портретной статуей Донателло. За ней последовали еще более индивидуализированные статуи пророков, предназначенные для украшения кампанилы, среди которых Иоанн Креститель, т.н. Цукконе (Лысый пророк) и Иеремия - образы, наиболее сильные по своей внутренней напряженности и глубине. Из произведений раннего периода следует отметить также бронзовую статую Св. Людовика, находящуюся сейчас в музее Санта Кроче. Ранее она стояла в нише на фасаде Орсанмикеле, оформленной Донателло и Микелоццо в классическом стиле. Ныне эту нишу занимает скульптурная группа Уверение Фомы работы Верроккьо. В тот же период Донателло создал три "живописных" рельефа: Св. Георгий и дракон на пьедестале мраморной статуи Св. Георгий, барельеф Вознесение Богоматери, посланный в Неаполь для надгробия кардинала Бранкаччи, и бронзовый рельеф Пир Ирода для купели сиенского баптистерия. Второй период. Около 1434, после создания табернакля для старого собора св. Петра и выполнения ряда других заказов, Донателло вернулся из Рима во Флоренцию, где осуществил несколько художественных проектов, в которых преобладали классические тенденции. К 1440 скульптор закончил работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. К 1430-м годам относятся также классически сдержанный рельеф Благовещение для церкви Санта Кроче (т.н. алтарь Кавальканти), Амур из Барджелло. Знаменитая бронзовая статуя Давида, созданная для палаццо Медичи и находящаяся сейчас в Барджелло, обычно приписывается этому наиболее классическому периоду творчества мастера. Эта статуя - первое со времен античности изображение свободно стоящей обнаженной фигуры. Еще одно крупное произведение второго периода творчества Донателло - бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1434-1443). Третий период. В 1443 скульптор был приглашен в Падую, где пробыл десять лет. Вскоре по приезде он начал работу над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата. Статуя Гаттамелаты (1447-1453) стала первым свободно стоящим конным монументом, созданным в Европе со времен античности. Однако главным произведением, выполненным Донателло в Падуе, был высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио (1446-1450). Первоначально бронзовые статуи Мадонны и святых стояли под балдахином, который поддерживали колонны, поставленные на высокий постамент, украшенный рельефами. Форма этого алтаря оказала значительное влияние на облик живописных алтарных образов Мантеньи, Кривелли и Джованни Беллини. В состав его композиции входили статуи Мадонны с Младенцем, Св. Франциска, Распятие, помещенное теперь высоко над алтарем, и ряд других фигур, первоначальная расстановка которых была впоследствии изменена. При работе над этим ансамблем Донателло активно прибегал к помощи своих многочисленных учеников. Многофигурные бронзовые рельефы со сценами чудес св. Антония построены с учетом законов перспективы; в невысоком рельефе мастеру удалось создать иллюзию глубины пространства. Четвертый период. В произведениях, созданных мастером после возвращения во Флоренцию (ок. 1454), он оставлял поверхность материала шероховатой и как будто не до конца обработанной. Можно вспомнить о подобных приемах в позднем творчестве Тициана и Рембрандта. Действительно, статуи Св. Магдалины из Флорентийского баптистерия и Иоанна Крестителя из Сиенского собора представляют собой произведения искусства, выходящие за границы привычной нормы и достигающие высочайшего уровня драматизма. В бронзовой скульптурной группе Юдифь и Олоферн (1456-1457, первоначально входила в состав композиции фонтана в саду палаццо Медичи, ныне на площади Синьории) невозмутимость Юдифи, образ которой напоминает по стилю позднеготические статуи Мадонны, и расслабленность ее жертвы глубоко поражают зрителя, несмотря на то, что изображенное здесь действие не кажется убедительным. Прекрасные образцы позднего стиля Донателло - бронзовые рельефы двух кафедр для церкви Сан Лоренцо (1460-е годы), законченные после смерти мастера его учениками. Неистовые бурные сцены Страстей Христовых принадлежат к числу самых глубоких и драматичных образов во всем христианском искусстве. Среди нескольких рельефов с изображением Мадонны, приписываемых Донателло и его школе, лучшим и, вероятнее всего, подлинным является рельеф Мадонна Пацци (Берлин). ЛИТЕРАТУРА Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДОНАТЕЛЛО


будет выглядеть так: Что такое ДОНАТЕЛЛО