Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДОМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Dom)
        самая высокая вершина массива Мишабель в Пеннинских Альпах на Ю. Швейцарии. Высота 4545 м. Туризм и альпинизм.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ДОМ — в эгейском регионе распростр. с эпохи неолита жилища (места для ночлега и приготовл. пищи) развились из землянок, перекрытых крышей. В каменном и в бронзовом веках существовали постройки прямоугол. и овальной формы, кирпичные или деревянные, возвед. на каменном фундаменте. Сохранивш. остатки фундаментов позволяют реконструировать модели Д. Удлиненные прямоугол. строе-ния с передним портиком (мегарон) появл. очень рано и достигают своего классич. завершения в микенских комплексных постройках (Д. и дворцах), к-рые свидет. о более высокой обществ. организации. В гомеровском и архаич. периодах возвращаются к простейшим видам домовых построек.     Лишь в классич. время, а также в эпоху эллинизма возникают новые типы Д.: вестибюльный, с цент. залом и двором (напр., в Олинфе); с цент. двором возле Д. с вестибюлем, а также перистильный Д. (напр., на Делосе) — с внутр. двором. окруж. с 4 сторон колонным портиком. Эллинистич. дворцовые сооружения (напр., в Пергаме) относятся прежде всего к последнему типу. Более комплексные и конструктивные способы стр-ва Д. в эпоху эллинизма стали определяться менявш. обществ. ситуацией, а также возросш. притязаниями на комфорт жилища. Рим. Д. развивались из простых атрийных Д. (имеющих гл. помещение с верхним светом), жилищ, к-рые наряду с др. строит. типами Д. использовались уже этрусками. К атрию — цент. внутр. помещению, — к к-рому в глубине примыкали таблиний (гостиная), триклиний (столовая) и кухня, — вел вход с улицы через вестибюль и коридор.     Над атрием в крыше имелось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды (прямоугольных очертаний, без опор или на колоннах). На полу комплювию соотв. имплювий (бассейн), в к-ром собиралась дожд. вода. За таблинием начинался сад, часто отдел. от него лоджией. Колонный портик обычно завершала эксерда — полукруглое или прямоугол. помещение. Тип Д., обознач. как городская вилла, предусматривал помещения между гостиной и садом сбоку от перистиля; в больших сооружениях размеры атрия и перестиля могли быть удвое-ны. Пригород. виллы в значит. мере зависели от ландшафта, при неровном рельефе их приспосабливали путем перестановки помещений и различ. дополнений. Совершенствование комфортабельных рим. жилых Д., назв. выше типов, было немыслимо без использования достижений развитого эллинистич. домостроения (элементов перистиля, удвоения комплексов) и учета жизн. стандартов высших слоев эллинистич. общества. Этот процесс вступил в свою решающую стадию во 2 в. до н.э. (время рим. оккупации Греции и М. Азии). В рим. поместьях хоз. помещения выделяются внутри комплекса помещений, предназнач. для жительства хозяина. Городские Д., сдаваемые в наем, стали надстраиваться до 3 этажей. В первом этаже большей частью размещались лавки.     Незастекл. окна с дерев. ставнями-запорами плохо защищали от солнца. В рим. императорских дворцах (напр., на Палатине) элементы городских вилл приобрели монументальность. При возведении позднерим. дворцовых сооружений часто применялся принцип планировки воен. лагеря (напр., в Сплите). Это отражало беспокойную обстановку того времени, когда Д. и дворцовые постройки име-ли хар-р укреплений. Это относилось также и к сел. виллам, к-рые дополнялись сторож. башнями.
Русская цивилизация
(Крестьянский дом), место обитания семьи, как Малой Церкви. Во многих чертах домашней обстановки, в самом обыденном поведении и повседневных занятиях четко проступает состояние веры, сохраняется память о Боге и осуществляется обращение к Нему.
«Новую избу всегда освящают», — утверждала в 1899 жительница Дулёвской вол. Жиздринского у. Калужской губ. Из Дорогобужского у. Смоленской губ. корреспондент писал в Тенишевское бюро о том, что иконы у них есть во всех домах. И это не было ни преувеличением, ни исключением в отношении других территорий. Весь комплекс источников — и ответы на программы обществ, и записки наблюдателей, и мемуары — все подтверждает эту информацию: иконы были буквально у всех.
Основной состав икон в доме повторялся по разным губерниям России: образа Спасителя, Божией Матери, свт. Николая, Георгия Победоносца, Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и Иоанна Воина, св. Параскевы Пятницы, апп. Петра и Павла, вмч. Пантелеймона, прор. Ильи, мч. Власия, свв. Зосимы и Савватия встречались чаще других. Они дополнялись обычно иконами святых, особо чтимых в данной местности: в Калужской губ. — образ прп. Тихона Калужского; в Воронежской — прпп. Митрофания Воронежского и Тихона Задонского; в Сибири — свт. Иннокентия Иркутского и др.
Добавлялись также иконы святых покровителей хозяина дома или членов семьи. Хозяева побогаче заказывали иногда образ, где изображались несколько святых, чьи имена носили члены семьи. Могла быть приобретена или передана по наследству икона святого, считавшегося покровителем основного занятия хозяина: свв. Зосима и Савватий — у пасечника, св. Власий или св. Модест — у скотовода, свв. Косма и Дамиан — у кузнеца. И конечно же св. Пантелеимон — у многих болящих.
Размещались образа у всех на божнице (полочка для икон, иногда с поставцом-шкафчиком), в переднем (святом, красном) углу. У более обеспеченных крестьян и тех, кто сам владел мастерством, иконы помещали в киоты из липы, ольхи, березы. В некоторых избах в переднем углу, кроме икон, было множество лубочных картинок религиозного содержания: Двунадесятые праздники, Сотворение мира, Распятие, Страшный суд, Житие и Страдания вмч. Пантелеймона или др. святого. Здесь же мог висеть еще металлический или деревянный крест — поклонный. Как правило, даже бедные крестьяне имели лампады; обычно их зажигали на короткое время, а под большие праздники — на всю ночь.
Перед образами в доме молились. Иконами в доме благословляли при важных жизненных обстоятельствах. Т. А. Листова, специально исследовавшая православные традиции русской народной свадьбы, пишет: «По общерусской традиции для окончательного договора о свадьбе стороны собирались в доме у невесты. Названия этой встречи («заручины», «рукобитье», «запойны», «образованье») отражали ее содержание. Обрядовая часть начиналась с того, что хозяева зажигали перед иконами свечи или лампадку. Кроме обязательного рукобитья, имевшего массу вариантов исполнения, и завершающей вечер совместной трапезы, согласие сторон всегда закреплялось совместной молитвой и целованием иконы, после чего следовало обычно благословение жениха и невесты их родителями иконой. С этого момента расстройство свадьбы было почти невозможно, а родители жениха и невесты иногда начинали называть себя сватами».
«Непременным ритуалом русской свадьбы» было также благословение жениха и невесты иконой родителями и крестными; сначала — порознь (каждого в своем доме), а потом обоих вместе — при отправлении к венцу. Невесту благословляли обычно образом Богоматери, а жениха — образом Спасителя, иногда — Николая Угодника. Обрядом благословения иконой очень дорожили.
Умирающий, прощаясь с близкими, благословлял детей иконою. Образом благословляли при отправлении в дальний путь, при уходе в солдаты, в монастырь, на учебу. Икону в доме снимали с божницы также для совершения обряда побратимства и для того, чтобы поклясться на ней в особо важном вопросе, когда требовалось надежное свидетельство. Но без самой крайней надобности старались к этому не прибегать.
Повседневные домашние молитвы были естественным, обычным делом русских крестьян — об этом свидетельствуют многочисленные источники — сообщения из разных мест. Утром сначала моются, потом — молятся; поминают их и вечером, отходя ко сну; кроме того, молятся перед едой и после еды; перед началом всякого дела крестятся и говорят — «Благослови, Господи, помоги мне, Господи», а после окончания — «Благодарю Тя, Господи». Так сообщалось в к. XIX в. о ежедневных молитвах крестьян одной из волостей Боровичского у. Новгородской губ.
Та же картина, только более лаконично обрисованная, в Череповецком у.: дома молятся утром, когда встают; каждый раз, садясь за стол; вечером, когда ложатся спать. И в Белозерском у.: в каждой семье и всеми членами ее совершается молитва перед иконами утром, вечером, до и после обеда; молится каждый отдельно. Сходны краткие костромское и калужское (Тарусский у.) известия: молятся каждое утро и вечер. А корреспондент из Лихвинского у. Калужской губ. (с. Берёзово) подчеркнул: домашние молитвы утром и вечером, а также перед едою считаются обязательными. Всеобщий и обязательный характер личных домашних молитв — утром, перед обедом, перед ужином и перед сном — выступает из Смоленского (Дорогобужский у.) и других сообщений.
В ответе из Тульской губ. отмечены земные поклоны, которыми сопровождают обычно утренние молитвы в переднем углу перед образами. Относительно «наиболее религиозных стариков и старух» Пошехонского у. подчеркнут отсчет совершаемых поклонов по лестовкам и четкам. Лестовка — ремень со множеством повязанных на нем мелких ремешков или узелков разной величины. Одни узелки соответствовали поясным поклонам, другие — земным. Четки, подвижные шарики которых заменяли ремешки и узелки лестовок, делались из дерева, кости или кожи.
Иные корреспонденты, отвечавшие на программы научных обществ, останавливались подробнее на особенностях молитв отдельных членов семей и на сезонных отличиях домашних молений крестьян. Из Владимирской губ. (с. Семеновское) диакон писал в Тенишевское этнографическое бюро: зимой первою в доме встает стряпуха, не торопясь умоется, истово помолится; в утренней тишине Слышится, как она молит Господа за живых и умерших родственников. Затем она начинает хозяйничать у печки, а тем временем понемногу поднимаются хозяин и все семейные (кроме малолетних, которых никто не будит). «Не спеша, не так, как летом, умываются, молятся Богу и отправляются убирать скотину».
Учительница М. Михеева из деревни Талызина (Тальцинская вол. Орловского у. одноименной губернии) писала: «Летом крестьяне молятся только вечером по окончании всех дел и то очень мало». Летом некоторые выходят для молитвы из избы и обращаются в ту сторону, где стоит храм, или на восток. Старухи большей частью молятся между хозяйственными делами, потом заканчивают в избе. «Многие старухи еще поднимаются в полночь Богу молиться»; считают, что такая молитва особенно угодна Господу и имеет особую силу прогонять нечисть. Под большие праздники и летом молились почти до самой зари.
«Зимою же совсем другой порядок: бабы как только встают рано утром, прежде всего спешат помолиться Богу и положить несколько поклонов». При этом стараются молиться так, чтобы их никто не видел. Старики зимою во дворе не молятся, а выжидают, когда дети заснут и в избе наступит тишина. Сами объясняют это тем, что так делали Святые Угодники. Детей заставляли молиться утром и вечером каждый день. «В самые лютые морозы старики молятся на печи, стоя на коленях; дети тоже с ними».
Относительно чтения молитв вслух сведения расходятся. По-видимому, эта особенность не была всеобщей. Так, наблюдатель из Дорогобужского у. замечал, что вслух читают все молитвы, какие знают, только в праздник, когда молятся все вместе, если не смогли пойти в церковь. Такие общие всей семьей молитвы были существеннейшей чертой русского православного дома, как Малой Церкви. Молитвы читал обычно домохозяин, стоя перед иконами, а остальные члены семьи повторяли их шепотом, стоя на коленях. Никто не смел встать с колен или тем более выйти из избы, хотя это могло продолжаться более часа.
Общее чтение молитв по большим праздникам, вынужденно заменявшее выход в церковь, происходило и летом, и зимой. Могло оно быть и накануне праздника и сочетаться с чтением вслух Евангелия. На Орловщине хозяин «под праздник, прежде вымывшись сядет за стол, прочитает Евангелие вслух, а после ужина помолится усердно Богу, предварительно зажгут лампадку и свечи перед каждой иконой. В это время и бабы становятся на колени и детям приказывают молиться усерднее».
«Если крестьянин, по отдаленности своего места жительства», — писал Т. Успенский в 1859 о Шадринском у. Пермской губ., — «в праздник не может быть в церкви, то он непременно в часы богослужения молится дома, зажегши свечу пред иконами». В Петропавловском у. Тобольской губ. (1848), где иные деревни находились в 25 — 30, а то и 40 верстах от церкви, многие в праздничный день утром молились дома с полчаса или час при зажженной свече.
Вся семья молилась вместе в своем доме также по особым случаям. К таковым относилось прощанье перед отъездом в дальнюю дорогу. Если отъезжали отец или мать, то после общей молитвы они благословляли детей — крестили каждого по три раза. Общая молитва в избе предшествовала также выездам в поле для пахоты и сева. «Весною, когда намерены начать в поле пахать или сеять, крестьяне, готовясь к отъезду, собираются в избу, становят на стол хлеб, соль и похрестники (кресты из теста, сбереженные с крестопоклонного дня), а зажиточные вместо последних иногда просвиры (испеченные на Благовещенский день), и тут молятся Богу, кладя земные поклоны; потом, взявши с собою со стола хлеб, соль и кресты или просвиры, отправляются в поле» (с. Нижне-Покровское Бирюченского у. Воронежской губ.). Подобные описания, с небольшими отличиями, сохранились и по другим территориям.
Общими были молитвы перед торжественными — праздничными и поминальными — трапезами, а также после них. В этих молитвах участвовали все присутствовавшие. Местами на поминках было принято молиться перед каждым кушаньем и желать покойнику Царства Небесного.
Во время близкой грозы, града, ураганного ветра вся семья становилась перед иконами на общую домашнюю молитву. Подростков заставляли молиться, если они сами не проявляли к этому интереса. При этом зажигали те свечи, с которыми стояли в церкви в Великий Пяток, Великую Субботу или на Пасху (это считалось лучшим средством от пожара, вызываемого молнией).
Рождение и крещение ребенка, сговор и свадьба, тяжкая болезнь, предсмертное состояние и смерть — все это давало основания для совместного обращения к Богу. Религиозное сознание подсказывало необходимость общесемейных духовных усилий, когда над всем домом или над отдельным членом семьи нависала какая-либо опасность.
Отношение к жилому дому, как к Малой Церкви, особенно четко выступает в произнесении молитвы и осенений себя крестным знамением при входе в дом — свой и чужой. Об этом встречаем многочисленные упоминания.
Молитвенному настроению в доме способствовало хранение и чтение Евангелия и некоторой другой духовной литературы. В Череповецком, например, уезде, по мнению информатора Васильева, из книг больше всего были распространены (1899) Псалтирь, Евангелие, Жития Святых, Святцы (церковные календари) и молитвенники (молитвословы). В некоторых домах можно было увидеть и Библию. Все эти книги «перечитываются по нескольку раз»; их берегут и редко дают кому-либо читать вне дома. Из Галичского у. Костромской губ. также сообщали, что в избах много Житий Святых, Истории Ветхого и Нового Завета. А в Меленковском у. Владимирской губ., по мнению П. Каманина (с. Домнино, 1898), в каждом доме были Евангелие, Псалтирь и Библия. Из Орловского у. Орловской губ. писали: крестьяне имеют Евангелие и Псалтири.
По представлениям русских православных людей, все поведение в доме должно было быть благочестивым и благообразным (см.: Трапеза). Реальность вносила свои плачевные коррективы в это общее воззрение, и в разных семьях степень приближения к идеалу была различной. Но существовали твердые основания благообразного поведения в доме, которые сохранялись в подавляющем большинстве семей.
М. М. Громыко
Идеографический словарь
^ постройка
^ для (чего), обитать
дом - жилая постройка.
секционные дома.
небоскреб.
казарма.
Ў усадьба, дворцовые постройки
Орфографический словарь Лопатина
дом, дом, -а, предл. в д`оме и (разг.) в дом`у, на д`оме и (д`ома) на дом`у, мн. -`а, -`ов; но: П`ушкинский Д`ом (учреждение в Петербурге)
Словарь Даля
муж. строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Крестьянский дом, изба; ·*южн. хата; княжеский и вообще большой, вельможеский, палаты, дворец; помещичий, в деревне, усадьба; маленький и плохонький, хижина, лачуга; врытый в землю, землянка. ·умалит. домец, домик, домок, домочек; домишка, домишечка; ·увел. домина, домища. Держать дом, вести дом, хозяйство, распорядок. Открытый дом, хлебосольный. Если к дому, где больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть. У кого дом горит, того в жилой дом не пускать, ·*твер. Ни у одного вора нет каменного дома. Дом хорош, да хозяин негож. Хорош домами (город), да плохи головами. Дом шумит, хозяева молчат, пришли люди, хозяев забрали, дом в окошки ушел вода, рыба, невод. Три кола вбито, бороной накрыто, и то дом.
Семейство, семья, хозяева с домочадцами;
род, поколенье, говоря о владетельных или высоких особах. Весь дом выбежал на улицу. Дом этот княжит уже три века. Просим к нам всем домком, опричь хором. Дон, Дон, а лучше дом! И тесен дом, да просторен он. В гостях хороша девка. а дома лучше того. Будь, как у себя дома. Богатому везде дом. Полон дом, полон и рот. Мало тому, у кого много всего в дому. Дом невелик, да лежать не велит. Домом жить, обо всем тужить. Дом яма, никогда не наполнишь. Домом жить, не разиня рот ходить. Дом вести, не лапти плести (не задом трясти, не плясать). Свой дом не чужой: из него не уйдешь. Скопила хозяйка домок - не надобен и замок, нечего запирать. Бегает от дому, будто черт от грому. Дома и солома съедома. Что в поле ни родится, все в доме пригодится. Каков Дема, таково у него и дома (и в доме). Каково кому на дому (У всякого в дому) не ведомо никому. Каково на дому, таково и самому. Червь дерево тлить, а злая жена дом изводит. Худу быть, кто не умеет домом жить. Чужим умом не скопить дом. Кто умеет домом жить, тот не ходит ворожить. В людях - радуйся, царице, а дома - не рыдай мене, мати! Сидеть одному, когда нет никого в дому. Дома сидеть, ничего не висидеть. Хлеб дома, а оброк на стороне. Дом господский, а обиход сиротский, бедный. Зачем в люди по печаль, когда дома плачут Горе тому, кто плачет в дому, а вдвое тому, кто плачет без дому! Лучше пребывать в дому плача праведных, нежели в дому радости беззаконных. Дома как хочу, а в людях, как велят. Что дом, то содом; что двор, то гомор; что улица, то блудница, о раскольниках. Дом дому (хозяин хозяину) не указ. Всякий дом потолком крыть, не выноси сора. Всякий дом хозяином держится. Весь дом вверх дном. Твой дом, твои и гости (твоя и воля). Здесь не сижу, дома не хочу, понеси меня к нам, причуды. Сказал бы и еще сказку (пословицу), да дома забыл. Как ни валять, а дома не бывать (не ночевать)! Сгори мой дом, клятва. Так завирается, что дома не ночует, ·т.е. не выпутается. Жил на дому, а очутился на Дону, в бегах. Дурак дом строит (о горожанах): под постой возьмут!
·*костр., ·*твер. дом говорят вместо домовище, домовина, гроб. Дома нареч. у себя, в своем жилье, не в гостях, не в людях. Один все сидит дома, другой дома не живет. В гостях хорошо, а дома лучше. Поп Васька дома - "А кто тут" - Я, Василий Иваныч! дразнят чуваш. У нас дома нездорово. Дома не в гостях: посидев не уйдешь. В людях ангел, а дома черт. По дураки (дураков), не за море ездить, и дома есть, в своей земле на родине. Нет дома муки, так попроси у Луки. Много в людях, да дома нет, добра. Что дома есть, за тем к соседу не ходить. На стороне добывай, а дому не покидай.
Словарь Ожегова
ДОМ, -а (-у), мн. -а, -ов, муж.
1. Жилое (или для учреждения) здание. Д.-новостройка. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д. (все живущие в доме).
2. Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. кого-н. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.
3. (мн. нет). Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования. Общеевропейский д. Родина наш общий д.
4. чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-н. общественные нужды. Д. отдыха. Д. творчества. Д. учёных. Д. ветеранов сцены. Торговый д. (название нек-рых торговых фирм). Д. моделей. Д. мебели. Д. обуви. Д. торговли (названия больших магазинов).
5. Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.
• На дому дома. Работать на дому.
На дом домой. Брать работу на дом. Заказ доставлен на дом.
Белый дом 1) резиденция американского президента в Вашингтоне; 2) в России: главное правительственное здание.
Отказать от дома кому перестать принимать, приглашать к себе.
Общеевропейский дом (высок.) все европейские государства как равноправные и дружественные сообщества.
Доходный дом многоквартирный дом, построенный для сдачи внаём.
Дом вверх дном (разг. шутл.) о полном беспорядке, неразберихе в доме.
Мой дом моя крепость посл. о надёжной неприкосновенности дома, семьи.
уменьш. домик, -а, муж. (к 1 знач.) и домок, -мка, муж. (ко 2 знач.). Жить своим домком.
унич. домишко, -а, муж. (к 1 знач.).
увел. домище, -а, муж. (к 1 знач.) и домина, -ы, муж. (к 1 знач.).
прил. домовый, -ая, -ое (к 1 знач.). Домовая книга (для регистрации жильцов).
Словарь синонимов Абрамова
здание, дворец, изба, хата, хижина, землянка, лачуга, мазанка, палата, хоромы, терем, чертог, усадьба, дача, вилла, загородный дом. Барак, балаган, беседка, будка, караулка, кибитка, куща, намет, палатка, сторожка, шалаш, чум, шатер, юрта. Дома, на дому, у себя, в четырех стенах (засесть). Ср. "Домой". Своя хижина лучше чужих палат (посл.). Ср. "Здание, Жилище и Семейство". См. помещение, семейство || божий дом, глава дома, загородный дом, не все дома, переступить порог дома, питейный дом
Словарь Ушакова
ДОМ, дома, из дому и из дома, мн. дома (домы ·устар.), ·муж.
1. Жилое здание, соение. Деревянный дом. Шестиэтажный каменный дом. «Дома новы, но предрассудки стары.» Грибоедов. «Мне жаль, что домы наши новы.» Пушкин.
собир. Жильцы какого-нибудь дома. Весь дом сбежался на крик.
2. Жилое помещение, квартира. Вам из дому звонили. Выгнать из дома или из дому.
Семья, люди, живущие вместе, одним хозяйством. В гости всем домом пошли.
Хозяйство отдельной семьи. Она весь дом ведет. Богатый дом. Хлопотать по дому.
3. *****
трудящихся или отдельного круга лиц, помещающееся обычно в отдельном здании (неол. офиц.). Дом крестьянина. Дом искусств. Дом Красной армии. Дом писателя. Дом культуры. Дом книги. Дом отдыха (учреждение для отдыха трудящихся). Детский дом (закрытое учебно-воспитательное учреждение для детей).
учреждение, имеющее культурное значение и посвященное памяти какого-нибудь исторического деятеля или события (офиц.). Дом Герцена (учреждение московских писательских организаций). Пушкинский дом (название Института русской литературы при Академии Наук ·СССР ).
5. Заведение, предприятие. Торговый дом. Банкирский дом. Публичный дом (см. публичный). Дом терпимости (см. терпимость). Питейный дом (кабак). Игорный дом. Желтый дом. (см. желтый). Сумасшедший дом.
6. В детских играх, основанных на преследовании (пятнашки, прятки ·и·др.) - место, где по правилам игры нельзя преследовать.
• Отказать от дома кому (·устар.) - перестать принимать, просить больше не приходить. Принять в дом кого (·устар.) - включить в число своей семьи. На дом - к себе домой. Брать работу на дом. На дому - у себя дома. Врач принимает на дому. Белый дом - см. белый.
Словарь эпитетов
О хозяйстве отдельной семьи; о роде, фамилии, поколении и т. п.
Большой, богатый, бедный, гостеприимный, дорогой, зажиточный, знатный, капитальный, материнский, милый, обветшалый, основательный, отцовский, отчий (устар.), порядочный (устар.и шутл.), родимый, родительский, родной, светлый, сильный, старинный, степенный, строгий, хороший, честный (устар.), чинный, чопорный, чужой.
Толковый словарь Ефремовой
м.
1)
а) Жилое здание, строение.
б) перен. разг. Жильцы, проживающие в таком здании.
2)
а) Жилое помещение, квартира.
б) Люди, живущие вместе; семья.
в) разг. Хозяйство отдельной семьи.
3) перен. устар. Царствующий род, династия.
4) Место постоянного проживания человека, характеризующееся определенными отношениями и укла~ жизни.
5) Учреждение, имеющее культурное значение или посвященное памяти какого-л. исторического лица.
6) Заведение, предприятие.
Этимологический словарь Крылова
Общеславянское слово с индоевропейским корнем; имеется в древнейших языках – в греческом (domos), в древнеиндийском (damas), в латыни (domus).
Воровской жаргон
анаша
Корпоративный жаргон лиц, потребляющих наркотики
Марихуана, гашиш.
Рус. арго (Елистратов)
ДОМ, -а, м.
1. Вокзал.
2. Голова.
дом едет у кого — о чьем-л. странном поведении.
3. Место расположения военной части.
3. — из арм.
Словарь пословиц Даля
ДВОР - ДОМ - ХОЗЯЙСТВО
Держись друга старого, а дома нового!
Изба ильинским тесом крыта (т. е. соломой}.
Кучи хоромину житую, а шубу шитую!
Купил дом и с домовыми. Дом домом, а домовой даром.
Наживи хлевину, а там и скотину!
Что воскресенье, то новоселье (т. е. шатается).
Под капель избы не ставят (поверье, на какое место капало с кровли).
Свой уголок - свой простор. Своя хатка - родная матка.
Хоть худ дом, да крыша крепка.
Приведи бог и собачке свою конуру!
В добру пору воробью ненастье, коли стреха под боком.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Где оконенки брюшинны, тут и жители кручинны; где оконницы стеклянны, тут и жители ветляны (веселы, приветливы).
Дымно, да сытно (да тепло).
Не красна изба углами, красна пирогами.
Не уедно, да улежно.
Двор, что город, изба, что терем.
Тепло (в избе), как сам бог живет.
Добрая то речь, что в избе есть печь.
Печь нам мать родная. На печи все красное лето.
Пар костей не ломит, вон души не гонит.
Кумово мотовило под небеса уходило (дым).
Ни хуху, ни духу, ни третьего тепла.
Наша горница с богом не спорница: на дворе тепло, и у нас тепло.
Наша горница с богом не спорница: как на дворе холодненько, так и в ней не тепленько; а на дворе тепло, так и на печи припекло.
На дворе капель, так и у нас тепель.
Наша изба не ровно тепла: на печи тепло, на полу холодно.
На улице петровки, в избе рождество (когда на дворе тепло, а стекла густо намерзнут).
Дом, как полная чаша. Дом - чаша чашей.
У Маланьи с маслом и оладьи.
Хозяйка в дому - что оладьи (оладышек) в меду.
Хохлатые курицы двором ведутся, а веселые девушки хозяйкой.
Горе тому, кто непорядком живет в дому.
Подержись за мотовило, подержись за молотило, а дудка сама придет.
Наш Ерема не сказался дома (от гостей или от работы).
Растворя горницу, да: "Ступай, вся вольница!"
Бегает от дому, будто черт от грому.
Уйдем всем двором, опричь хором, а дом подопрем колом.
В людях Илья, а дома свинья. В людях Ананья, дома каналья.
В людях: "Радуйся, царице!", а дома: "Не рыдай мене, мати!"
Продает с барышом, а ходит нагишом.
Пока уставится, а в кармане не много останется.
Сведем домок в один уголок.
Сведем так домок, что не нужен и замок.
Сведем домок в орехову скорлупу.
Чист молодец: ни стада (ни коз), ни овец.
То-то и гулять, как нечего загонять.
Стряпай день до вечера, а поесть нечего.
Была б мука да сито, и сама б я была сыта.
Дома не пекут, а в людях не дают.
Сосна кормит (мезга), липа одевает (лыко).
Куль да рогожа - вот те и одежа.
Жил, жил, да и прожился. Живучи проживаются.
Копил, копил, да черта и купил.
Денег много - мельницу строй; хлеба много - свиней заводи!
У него в доме ни удавиться, ни зарезаться нечем.
Ни ножа, ни топора, ни помолиться, ни зарезаться.
Ни кола, ни вола, ни села, ни двора, ни мила живота, ни образа помолиться, ни хлеба, чем подавиться, ни ножа, чем зарезаться.
Двор кольцом, три жердины конец с концом; три кола забито, три хворостины завито, небом накрыто; светом обгорожено.
У него в доме нечем собаки заманить.
В большом дому чего не хватишься, того (всего) нет.
За что ни хватись, все в люди катись.
Хвать за ухват, ан в люди бежать.
Муж возом не навозит, а жена рукавом не разносит.
Худая матка всему дому смятка. Бабьи умы разоряют домы.
Где бабы гладки, там воды нет в кадке.
Живет из кулака да в рот. Живет не в год, а в рот.
Живет на горке, а хлеба ни корки (о причте).
Что купит, то и лупит.
Не плачь, рожь, что продам за грош: весна придет - вдвое заплачу, а назад ворочу (о нерасчетливом хозяине).
Жить домком - не ломать хлеб ломком (а резать ломтем).
Посеял - не смерял; ест - не считает.
Крестьянин скотинкой жив.
Хлеб да живот (т. е. скот) и без денег живет.
В худого коня корм не тратят (не травят).
Животину водить - хлебу не угодить (не хлеба скопить).
Кто солому покупает, тот хлеб продает.
Дом - яма: никогда не наполнишь. Дом - яма: стой прямо!
Дом невелик, да стоять (лежать) не велит.
Что в поле ни родится, все в доме пригодится.
Запасливый лучше богатого.
Что дома скоплю, за тем в люди не пойду.
Мешок, что осметок: и вскинется, да не опрокинется.
По приходу и расход держат.
Каков приход, таков и расход (или: обиход).
По естю старец келью строит.
Шире себя (не сметя себя) жить, не добра нажить.
Паси (береги) денежку про (на) черный день.
Деньга на будень, деньга на праздник да деньга про черный день.
Деньга про белый день, деньга про красный день да деньга про черный день.
На свечу богу, на рукавицы, на соль, на деготь, на ков, на привар, на штоф вина (крестьянские денежные расходы).
Не хозяин, кто своего хозяйства не знает.
Не местом ведется (порядок, достаток), а хозяином.
Домом не управил, так и волостью (городом) не управить.
Не потакай своим, чтоб задать страха чужим.
Бей своих, чужие бояться будут.
Всякий страх в дому хорош (страх, в значении любви, почитания, послушания).
Один с сошкой (с сохою), а семеро с ложкой.
Не пилось бы, не елось, никуда б и добро делось.
Только что концы с концами сводим (т. е. приход с расходом).
Дрова да вода - бессчастным бог дает.
Чтоб было дворно (ко двору, споро) и не проторно.
Чтоб варево уварилось, изба теплом поскопилась.
Изба жилом (жильем, жилым местом) пахнет.
Жилом жить, не чуму (очагу, замест печи) молиться (архангельск.).
И стены в доме помогают. Дома и солома съедома.
Кто умеет домом жить, тот не ходит ворожить.
Не хочу я в мир по всякий блин.
Своя ноша не тянет, своя сермяга - не тяга.
Наварила, напекла Акулина про Петра.
Она прибирает, она подавает, одним одна за всех отвечает.
Спорынья в квашню! - Сто рублей в мошну! (Пожелание гостя и ответ хозяйки.)
Ищи добра (или: оброк) на стороне, а дом люби по старине!
Всего дороже честь сытая да изба крытая (мшеная).
Крыв да ухитка - шуба избе.
Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).
Кум с кумой видятся, а близко не сходятся (пол и потолок).
Дарья с Марьей видятся, да не сходятся (пол и потолок).
Стоит сыр дуб, в сыру дубу ящик, в ящике синь плат, в плате золото (дом, сундук, платье, деньги).
Сидит Микит, сквозь стены глядит (сучок).
Кривой Сысой за печкой сидит: на улицу глядит и в избе стережет (сквозной сучок).
Медвежий (коровий) глаз в избе (сучок).
Сквозь стену торчок (сучок в бревне).
На лавке кутак, не повернешь никак (сучок в лавке).
Что в избе самодел? (Щель).
Сам самодел, само делается (щель, трещина).
Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет (дверь: косяки, притолока и порог, полотно, рука, пята).
По сеням и так и сяк, а в избу никак (дверь).
По сеням ходит, а в избу нейдет (дверь).
Дерну, подерну Егора за горло (дверь).
Стару бабу за пуп тянут (дверь). Не шагает, а ходит (дверь).
Ходит без ног, держит без рук; кто идет, тот за порог берет (дверь в избе).
Два подьячих водят Марью вертячу (крючья и дверь).
Маленький, удаленький, в кулачке увяз (крюк и петли).
Ни в избе, ни на дворе, соловьино гнездо (дверная петля).
Баран в хлеве, нога в стене (крюк дверной).
Стоит мальчик, скривя пальчик (крюк).
На реке на Клязьме два борова увязли: пришел спас да ткнул в Николин глаз (пробой и замок).
Молчан-собака весь дом стережет (замок).
Верхогляд в избе (крюк, гвоздь, на который вешают).
Маленький мальчик всем под ноги смотрит (порог).
Дерну, подерну по белому Леонтью, Леонтий взглянет и рот растянет (подъемное оконце).
Поля стеклянны, межи деревянны (окно и рамы).
Зяб-перезяб в одних ферезях (окно).
Без рук, без ног по стене ползет (ставень в волоковом окне).
Двину подвину по белому Трофиму: спит Трофим - не ворохнется (волоковое окно).
У нас в избушке все поползушки (волоковые окна).
И зиму и лето на одном полозу ездит (волоковое окно).
По стене ползет - то к свету, то от свету (задвижной ставень).
Конь саврас по колено увяз (воротный столб).
Наш фофан в землю вкопан (столб).
Курица (или: старица) Софья весь век сохла, не пила, не ела, все вверх глядела (кол).
У церкви у двери притолоки изъели (из ели).
Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка (изба, печь, зола, уголь).
Хожу я по топотихе, загляну я в жукотиху, в жукотихе топыра, грохотихою укрыта (пол, чело печи, дрова, печь).
Мать толста, дочь красна, сын храбер (кудреват), в поднебесье ушел (печь, огонь и дым).
Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд (то же).
Зимой все жрет, а летом спит; тело теплое, а крови нет; сесть на него сядешь, а с места тебя не свезет (печь).
Зимой нет теплей, летом нет холодней (лечь и погреб).
Старая Варвара да сухой Матвей: привязался к ней, и теперь у ней (печь и голбец).
Толстая Фетинья, сухой Матвей привалился к ней (печь и голбец).
У нашей у буренушки на боку жбан к ней (печь и казенка, голбец).
Четыре братца под одним шатром стоят (стол).
Два Анисима, четыре Максима, седьмая Софья (стул, спинка, ножки, сиденье).
Лежит баран: не столько шерсти на нем, сколько ран (колода, на которой дрова рубят).
Сам худ, голова в (с) пуд (безмен).
Два бога увязло, пришел Спас да Миколе в глаз (пробои, замок и ключ).
Черненька собачка свернувшись лежит: ни лает, ни кусает, а в дом не пускает (замок).
Черная собачка весь двор стережет (замок).
Маленька собачка (маленький, пузатенький) весь дом бережет (замок).
Узелок Кузьма, развязать нельзя! имечко хорошо - Алексеем зовут (замок).
Тычу, потычу, ночью не вижу; дай-ка днем попытать (замок).
Днем висит, болтается, к ночи в норку собирается (болт у окна).
Сам дубовый, пояс вязовый, нос липовый (бочка, обручи, гвоздь).
Новая посудина вся в дырах (корзина).
Узловат Кузьма, развязать нельзя (цепь).
Два ушка, два рожка, посередине прорость (крестьянский рукомойник).
Курочка с хохлом, да кажинному поклон (рукомойник).
Висит килка на одной жилке (рукомойник).
Встану я рано, пойду к барану, пустой голове (рукомойник).
Сидит сова на примете, нельзя ее напоити (рукомойник).
Висит (весится), болтается, всяк за него хватается (полотенце).
Маленький шарик под лавкой шарит (веник).
Старый (маленький) Афанасий лычком подпоясан (веник).
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько (веник).
Скручен, связан, по избе скачет (веник).
Маленький, удаленький, по полу елозит, заду не занозит (веник).
По полу скок и по лавкам скок; сядет в уголок, не ворохнется (веник).
Кургуз, короток, обежал весь городок и прижался в уголок (веник, голик).
Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится (веник).
По полу гудок, по подлавочью гудок - тот же гудок сел в уголок (веник).
Туда Митя, сюда Митя, и под лавку ушел (веник).
Мал, да удал: всех людей перебил и царю не спустил (веник банный и платяной).
Маленький пузанчик по городу ходил, всех ребят перебил (веник банный).
Вечор меня зеленушка уползал, уерзал и спать уклал (то же).
По сараю (по повети) хожу, ерыкалу ищу; ерыкаться хочу (веника ищу париться).
Медвежья лапа в избе (помело).
Медвежья лапа жар загребает (помело).
Вышла туторья из подполья, зачала золото загребать (помело).
Под полом, под середой, сидит баба с бородой (помело).
Старая старуха без ног, без рук, на стену лезет (пыль).
Рога в хлеву, а хвост в руках (ухват).
В хлеву у быка копна на рогах, а хвост на дворе у бабы в руках (ухват с горшком).
Кривая собака в печку глядит (кочерга).
Взят от земли, яко же Адам; посажен на колесницу, яко Илия пророк; ввержен в пещь огненную, яко три отрока; брошен в Черное море, яко же и фараон; кости и составы мои рассыпались; взяв меня, некая жена одела в пестрые ризы, и нача второй век жити (горшок).
Взят от земли, яко же Адам; посажен на колесницу, яко Илия; ввержен в пещь, яко три отроки; возжалився некая рабыня, облекоше его в пестрые ризы и застави его второй век жити.
Егда же приидет расслабление костем его, тогда повержен бывает на распутие, и земля костей его не приемлет (горшок).
Взят от земли, яко же Адам; ввержен в пещь огненную, яко три отроки; взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия; везен бысть на торжище, яко же Иосиф; ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус; возопи велиим гласом, и на глас его прииде некая жена, яко же Мария Магдалина, и, купивши его за медницу, принесе домой; но расплакася по своей матери, умре, и доныне его кости лежат не погребены (горшок).
Родился я в каменной горе, крестился в огненной реке, вывели меня на торжище; пришла девица, ударила золотым кольцом; мои кости рассыпучие, в гроб не кладучие, блинами не помянучие (горшок).
Катились каточки по липову мосточку; увидели зорю, бросились в воду (горох варят).
Дерется пет с орлом, прилетел коршун с хвостом разнимать пета с орлом (вода в чугуне, огонь и уполовник).
Весь лес в обрез, два дерева выше всех (ушат).
У туши уши, а головы нету (ушат).
Три ноги, два уха да шестое брюхо (лохань).
Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит (коромысло с ведрами).
Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).
Двое купаются, а третий дивуется (коромысло с ведрами).
Два братца хотят подраться, да руки коротки (коромысло).
Два братца пошли в воду (в рай) купаться (ведра).
Сто полен в запасе, а на истопку не будет (ведра).
Через море котовий хвост (перевясло у ведра).
Через сине море журавлиное горло (перевясло на посуде).
Щука в море, хвост на угорье (ковш).
Утка в море, хвост на горе (на воле; или: на заборе. Ковш).
У нас в избушке красны бабушки (т. е. игрушки, ложки).
Вокруг пролубки все голубки (ложки вкруг горшка).
Выну изо рта ягодку, оближу и опять положу (ложка).
Идет коза, бьет рогам по всем углам (мутовка в квашне).
Щука в воде, а хвост наружи (уполовник).
Сорока под тыл летала (уполовник).
Ширну, пырну, - выдерну, пырну (веселко).
В лесу снята, в дому гнута, посередине заплетена (сито).
Есть свято, с липы снято; по краешкам ремешки (по краям тпрусеньки), а в середке тпру (сито).
Сивая кобыла по торгу (по полю, по огороду) ходила, по дворам бродила, к нам пришла, по рукам пошла (сито).
В лесу гнуто, в торгу брато, по краям тпру, по серединке тпрусё (сито).
Чем в избу воды не принесешь? (Решетом.)
Чудо чудом, сошлось кругом: дыр много, а выскочить некуда (решето, сито).
Тар-тарары, двор двероват, а некуда ни выйти, ни выехать (сито).
Свинка - вырезана спинка (ночевка, лоток).
Идет свинья из овина, с обоих концов по рылу (ночвы).
Бока да спина, а брюха нет (ночвы, ночевка).
Бежит свинья из Саратова, вся исцарапана (терка).
Выведу коня из заднего хлева: копыта белы да и подковы (пахт).
Бился баран с козлом, помутилась вода с песком (мешать масло).
Четыре сестрицы в одну лунку целят (доить корову).
Стоит козелок на маленьких ножках; пышет и дышит, а души нет (самовар).
В небо дыра, в землю дыра, посередь огонь да вода (самовар).
Чурило, закуреное рыло (светец).
Поставлю - стоит; положу - лежит; дом держит (светец).
Стоит Гаврило - замарано рыло (светец).
Стоит старец, крошит тюрю в ставец (светец и лучина).
Старый старичок под себя тюрю мнет (светец с лучиной).
Стоит Трошка на одной ножке, крошит крошки (светец).
Четыре Василисы в одно место свилися (светец).
Стоит Куземка, крошит крошатку - ни себе, ни другу (светец).
Стоит Ерошка на одной ножке, крошит крошатку, ни себе, ни мне, ни другу (светец).
Летом не преет, а зимой не греет.
Небом покрыто, полем огорожено.
Дождем покрыто, ветром огорожено.
Цыганский дом: три кола да посередине головня.
И надо всеми не покрыто (т. е. одно небо).
Жилья с локоток, а житья с ноготок.
Что такое? - Три покоя, а жить негде.
Избушка на курьих ножках. Свиная закута, соломой заткнута.
Избушка на курьих ножках, пирогом подперта, блином покрыта (из сказки).
Хорош бы дом, да черт живет в нем.
Хоромишки, что горшки стоят: ни кола, ни двора (т. е. не обгорожены).
При семи дворах, восемь улиц.
Бане не сгореть, а овина не потушить (поверье).
Овина не отнимывать, а бане не сгарывать.
Чулан - другая изба. Без ухожей не дом, а булдырь.
В поле в покате, в каменной палате, сидит молодец, играет в щелкунец: всех перебил и царю не спустил (веник в бане).
Дуга золоченая, сбруя ременная, а лошадь некормленая.
Хороши хоромы, да нет обороны.
Ни кола, ни двора, а вереи точеные.
Голытьба, голытьба, а подворотня решетчатая.
Всякий дом хозяином держится.
Всякий дом - по большу голову стоит.
Дом красится хозяином.
Без хозяина дом - сирота.
Без хозяина двор и сир и вдов.
Не по дому господин, а дом по господину.
Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
Каково на дому, таково и самому.
Свой дом - не чужой: из него не уйдешь.
Дома - не в гостях: посидев, не уйдешь.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай (затирай)!
И мышь в свою норку тащит корку.
Из песку веревки (не) вьют.
На обухе рожь молачивал, зерна не утрачивал.
На обухе рожь молотил, зерна не уронил.
Кабы на скопидомку не крысы, так с нею б и ладов не было.
Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет.
Хозяин весел, и гости радостны (радошны).
Обед не в обед, как хозяина (хозяюшки) нет.
Кто хвалит горницу, тот хвалит дворницу.
Пиво не диво, и мед не хвала; а всему голова, что любовь дорога.
Голь перекатная - без весу и меры живет.
Дома нет хлеба, так в людях до нови будет.
С голодным брюхом да по добрым людям.
Нет дома муки, так попроси у Луки.
Вдруг густо, вдруг и пусто.
Туда-сюда рубль, так-сяк два, за корову полтора (отчет хозяйки).
Грош за рыбу, грош на рыбу, да грош на нее ж. - Все ты врешь! - Да бишь за врешь отдала грош.
Коли изба крива - хозяйка плоха.
Домовать на дому - закладать жену (т. е. жена порукой в хозяйстве; переиначено из: долговать на Дону, закладать жену, т. е. коли должать на чужбине).
Прощай, квашня, а гулять пошла.
Се бук, се платье, се квашня, се хлебы, се ребенок плачет.
У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.
Не припасла хозяйка обеду, так, видно, толкнуться к соседу.
Какова Устинья, таково у ней ботвинье.
У нашего дяди все редька: триха редька, ломтиха редька, редька с маслом да редечка с квасом.
Щи, горох, да горох со щам, маленький горох да большой горох.
Что сварили, и то в печи забыли (застудили).
Сорока под порогом, и кошка умылась, а в доме ни мучицы, ни крупицы.
Гости за гостями (гость по гостю), а ложки не мыты.
Корова на дворе, а вода на столе.
За навозом проезду (провороту) нет, а молока купить не сыщешь.
Порог поскребла да пирог испекла.
Только то и есть в сусеке, что мыши нагадили.
Садила пять, вынула шесть; одного нет как нет.
Откусишь - гребенка, посадишь - перепелка, сидит, не летит (насмешка над хлебом плохой хозяйки).
Отрежешь - оселка (оселок, брусок), откусишь - гребенка.
Хозяйка из села Помелова, из деревни Вениковой, пирожок испечет, и корова не ест; да поставит (растворит) три, посадит (в печь) два, а вынет один.
Как хлеб дошел, так пирог пошел; а пирог дошел, так блин пошел; а блин дошел, так в мир пошел.
Затеяла кумица трубицы, а нет ни соли, ни мучицы.
Тетушка Варвара, меня матушка послала: дай сковороды да сковородничка, мучки да подмазочки; вода в печи, хочет блины печи.
Дурак дом строит (о горожанах): под солдатов возьмут.
Из пустой хоромины либо сыч, либо сова, либо сам сатана.
Два медведя в одной берлоге не живут (не уживутся).
Ковригу резать (о братьях в крестьянстве: разделиться, разойтись, от обычая при этом делить хлеб) - двоим наклад.
Кошка да баба завсегда в избе, а мужик да собака завсегда на дворе.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врознь.
Дом вести - не бородой (не вожжой) трясти.
Дом вести - не лапти плести.
Животинку водить - не разиня рот ходить.
Домом жить - обо всем тужить.
Двором жить - не лукошко шить (как ни сшил, все ладно).
Домом жить - не развеся уши ходить.
Домок вести - не задом трясти (т. е. не плясать).
Кур пасти - добра не обрести.
В своем дворе и щепка бьет.
Всякий черт в своем болоте ворочай!
Всяк кулик в своем болоте велик.
Всякий бухалень (бугай, выпь) в своем болоте голосист.
Вольно черту в своем болоте орать.
Твой дом, твои и гости (твоя и воля).
Всяк в своем добре волен. Нет большака супротив хозяина.
В своей семье сам большой (всяк сам волен).
Мышь в коробе, как воевода в городе.
Большой в дому, что хан в Крыму.
Хозяин в дому, что медведь в бору (что как хочет, так и ворочат).
На своей улочке и курочка храбра.
На своем пепелище и курица бьет (а петух никому спуску не дает).
И крот в своем углу зорок.
Велик боярин - свинья на болоте.
Своя воля во щах (да в бане, да в жене).
Щей горшок, да сам большой.
Горшок на всю семью большой.
Горшок упольник, везде угодник: в колья и мялья и в лес по помелье.
Пуст (худ, мал) горшок, да сам большой.
Хоть не пышно, да затишно.
Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай!
Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай!
Нет большака супротив хозяина.
Всякий дом большаком прост, а горшок большухой (прост, в значении сердечной простоты, радушия).
Хозяин в дому, что медведь в бору; хозяюшка в дому, что оладышек в меду.
И в Польше нет хозяина больше.
Хозяин в дому, как Авраам в раю.
Хозяин, что чирий: где захотел, там и сел.
Стоит бычище, проклеваны бочища (дом и окна).
Основа соснова, уток соломенный (крыша).
Снаружи рогата, изнутри комола (углы в избе).
Что ни гость, то постелька (венцы и мох в пазах).
У нас да у вас поросенок увяз (мох).
Сто гостей, сто постелей: у каждого гостя своя постеля (бревна избы).
Сто гостей, сто постелей - одному гостю нет постели (матица).
Сто молодцов на одном головище (изголовье) спят (накат на матице).
Все кишки в одном горшке, одна кишка поперек горшка (матица).
На улице кромушка, в избе ломоток (бревно в стене).
Два ворона летят, одну голову едят (грядки и голбец).
Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами).
У нас в печурочке золотые чурочки (дрова в печи).
Полна коробочка золотых воробышков (жар в печи).
Что в избе заприметка? (Загнетка).
Сохнет Софья, ни пьет, ни ест, все на небо глядит (труба).
Сидит Арина, рот разиня (печная труба).
Сидит барыня (баба) на печке в белой епанечке (труба).
Два свояка, между их черная собака (чело, труба, дым).
Два белыша ведут черныша (чело печи и очелыш).
Ходит Хам по лавке в Хамовой рубашке; открою окошко, выдь, Хам, вон (дым в черной избе).
Серое сукно тянется в окно (дым из курной избы).
Черт голенаст, выгибаться горазд (дым).
Кверху корнем растет (сажа).
Полон засечек красных яичек (уголья в порску).
Закопай - не гниет, кинь в воду - поплывет (уголь).
Не ходи канда (кот) в пенду (печь), в пенде канда (каша) прохонда (для гостя, новгородская устаревшая весьма обычна шутка).
Поле маленько, распахано гладенько, ни сохой, ни бороной, чертовой бородой (под в печи).
День корпит, ночь корпит, под затопом (или: одно утро) спит (заслон).
Где Самсон в избе? (Заслон.)
Матушка Софья день и ночь сохнет: утро настанет, прочь отстанет (заслонка печная).
Стоит волк - опаленный бок (заслон).
Чертова бабка вся в заплатках (каменка в бане).
Полна поветка воробышков: сидят, не летят, почирикивают (камни на каменке шипят при поддаче).
Черная корова целый ушат воды выпила (банная каменка).
Шапка татарка (чертова шапка) вся в заплатках (каменка).
Стоит свинка, золота щетинка (накаленная каменка).
Без рук, без ног, богу молится (очеп, журавец).
Ни рожен, ни ряжен - богу молится (очеп).
Старик над водой, трясят головой (журавец с бадьей).
Бык ревет, на поветь хвост дерет (очеп).
Козел ревет, вверх хвост дерет (очеп).
Стоит в воде по горло, а не напьется (кол).
Два братца одним пояском опоясаны (два кола).
Сто один брат, все в один ряд, вместе связаны стоят (частокол).
Криво-лукаво к лесу бежало, зелено-кудряво спрашивало: - Криво-лукаво, куда ты бежишь? - Зелено-кудряво, тебя беречи (стеречи. Загородь вокруг поля).
Криво-лукаво, куда побежало? - Зелено-кудряво, тебя беречи (изгорода).
Цепь за цепь до самого лесу (изгорода).
Шел я мимо декоськи, видел дело такоське: волога вологу ест; я пришел, разландал, выландал и заландал (т. е. шел мимо огорода и увидал овцу, отворил эаворы, выгнал ее и запер заворы).
На свете три кривобоины (дорога, река, изгорода).
Бежит волчок, выхвачен бочок (залавок).
В избе доской, в сенях трубой (постель).
Днем трубой, ночью полосой; в избе доской, в сенях трубой (войлок, постель).
Без рук, без ног - рубашки просит (подушка).
Два брюшка, четыре рожка (подушка).
Под одной шляпой четыре брата стоят (стол).
Четыре сестрицы под одной фатицей (стол).
Родился окат земной; крестился в огненной реке; привезли его на торговище, поставили в сторонище; пришла стара матера жена, ударила его златым кольцом: "Гой еси, окат земной, отзывайся! кости твои не оберущи, в землю не кладущи" (горшок).
Вили меня, повивали меня, бросили меня за перегороду - ни телу погребенья, ни душе поминовенья (горшок).
Вился, родился, мучился, крестился, пошел - замялся, весь мир засмеялся (горшок).
Купил я гагана, он разнежился и расплакался; кинул я его за окно, никто не берет: собаки не едят и вороны не клюют (горшок).
Родился на кружале, рос - вертелся, живучи парился, живучи жарился; помер - выкинули в поле; там зверь не ест и птица не клюет (горшок).
Молод был, людей кормил; стар стал, пеленаться стал; умер, мои кости негодящие бросили в ямку и собаки не едят (горшок).
Был я на копанце, был я на хлопанце, был на пожаре, был на базаре; молод был - людей кормил; стар стал - пеленаться стал; умер, мои кости негодящие бросили в ямку и собаки не гложут (горшок).
Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал, пеленаться стал (горшок).
Свет Кощей, господин Кощей: сто людей кормил, гулять ходил, головку сломил; кости выкинули, псы не понюхали (горшок).
Есть ли таков, как Иван Русаков? Сел на конь и поехал в огонь (горшок, чугун).
Никто таков, как Иван Колпаков (Токмачев): сядет на конь, а поедет в огонь (горшок, чугун).
Черныш, загарыш, куда поехал? - Молчи, кручено-верчено, там же будешь (чугун и корчага).
Стоит Егорий на осеку, переселся со смеху (горшок в печи).
Родился вертяся, а умер взбесяся (горшок; лопнет кипя).
Был ребенок, не знал пеленок; стар стал, пеленаться стал (молостов, горшок, повитый берестой).
Родится - вертится, растет - бесится (кипит), помрет - туда дорога (горшок).
Родится - вертится; живет - всем кормилец; смерть его - эх-ма! (Горшок).
Помер Адам - ни богу, ни нам: ни душа на небо, ни кости в землю (разбитый горшок).
Рассыпался черкас, никому его не скласть: ни попам, ни дьякам, ни серебряникам (горшок).
Сидит баба на грядках, вся в заплатках (корчага в бересте).
Что стом вито, обвито, повито? Кто то отганет, тому сто все (кринка в бересте или молостов).
Стоит молодец по колени в золоте (горшок в углях).
В печорском, в горшенском, под крышенским сидит курлип курлипович (гусь в горшке под крышкой).
Церковка, соловейковка - сама гладка, будто ягодка (бутылка).
Выше дерева растет (квашня).
Без рук, без ног в гору лезет (квашня; ветер).
Без рук, без ног, всем голова (квашня).
Без рук, без ног, а на печь лазит (квашня).
Не живой, а дышит (квашня).
Без души, без костей, без рук, а дерется на стену (квашня).
Слушаю, послушаю: вздох за вздохом, а в избе ни души (квашня).
С вечера заторкал, со полуночи захоркал, поутру встал, до локтей заскал (квашня).
Выпашу чисто поле, нагоню черных овец (хлеб в печи).
Выпашу, выпашу чистое поле; нагоню, нагоню белых лебедей (хлебы в печь сажать).
Распашу, распашу чисто поле, нагоню, нагоню белых лебедей; посажу, посажу рядышком, а после лебедей всех переем (хлебы).
Полон хлев бесхвостых овец; одна была с хвостом - и та ушла (хлебы и лопата).
Черненька собачка вкруг да вкруг (сковорода).
Маслено, воложно, под лавкой положено (сковорода).
Сорока в куст, Алексей за хвост (сковорода и сковородник).
Берега железны, рыба без костей, вода дорога (сковорода, блины и масло).
Сидит курочка на золотых яичках, а хвост деревянный (сковорода на углях и сковородник).
Сидит царица (царь-птица) на золотых яичках (сковорода).
Пол железный, половик нетканый (сковорода с блином).
Ток железный, посад яровой (блин на сковороде).
На железном мосту коковяки растут (блин на сковороде).
На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь (печь блины).
Бился Лука с Петром, помутилась вода с песком (затирка киселя).
Мышка ходит по брусочку, роняет по кусочку (горящая лучина).
Без рук, без ног - лапшу крошит (горящая лучина).
Бело ест, черное роняет (лучина горит).
Красненький кочеток по жерди ходит (горящая лучина).
Раскладу я клетку - и царю не скласть; ни попам, ни дьякам, ни богатым мужикам (щепать лучину).
Разберу беляну (т. е. судно) одними руками, не соберешь беляны всеми городами (щепать лучину).
Раскладу я клетку, не скласть эту клетку ни попам, ни дьякам, ни серебряникам (лучина).
Колокольня нова, колокольня бела, под маковкой черно, маковка золота (свеча).
Склизко, неловко, в середке веревка (свеча сальная).
Горит столб, а уголья нет (свеча).
Тело сальное, душа бумажная (свеча).
Сам наг, а рубашка в пазушке (в запазушке. Свеча).
Впотьмах родился, с огнем (в огне) помирает (свеча).
Черненька коровка, рожки железные, тем и полезна: зимний день по дважды, летний однажды, на камешек доит; межмолок не ходит (огниво).
Полон шестик воробышков (кайма сарафана с пуговками).
Маленький Данилко в петелку удавился (пуговка).
Маленька кутафьюшка в тесном месте сидит (пуговица).
У кого две кожи на ногах? (Кто в сапогах).
Стою ли я над головою - прямо стою; стою ли я под ногами - прямо стою (гвоздь в сапоге).
Хожу на голове, хотя и на ногах; хожу босиком, хотя и в сапогах (гвоздь в сапоге).
Мутовка мясна, квашня кожаная (нога в сапоге).
В липовом корытце живое мясо шевелится (нога в лапте).
В лес идет - клетки кладет; из лесу идет - перекладывает (лопатами след).
Два бурава (крота), четыре хвоста (лапти).
Два хвоста - елоза проста (лапти).
В лес иду - две меты кладу; из лесу иду - две другие кладу (лыжи).
Выдерну мохнушку, заткну голышом (рукавица и рука).
Без мяса, без костей, а все-таки пять пальцев (перчатки).
Размахну (разойму) мохнушку, воткну голышка (рукавица).
В пяти колодчиках сидят пять молодчиков (пальцы в перчатках).
Всякому мальчику по чуланчику (перчатки).
Ни глаз, ни ушей, а слепцов водит (палка).
Днем, как обруч, ночью, как уж, кто отгадает - будет мой муж (пояс).
Футка да фатка, футунди, футундак да две футеницы (шапка, шуба, зипун, кушак, рукавицы).
В лес идет - из лесу глядят; из лесу идет - в лес глядит (котомка за спиной).
Под лесом-лесом колесы висят (серьги в ушах).
Около кола золотая трава (кольцо).
Без начала, без конца, а не бог (кольцо).
Шило-мотовило под небеса подходило, по ниточке говорило (змей).
Шило-мотовило под небеса уходило, по-немецки говорило (журавль).
Маленький, горбатенький, зубастенький, повадился в луга утят таскать, а ему еще спасибо (гребень).
Слепой Демид в чащу ходил, поросят давил (гребень).
Сухой Гаврилко вскочил в лядинку, разогнал всю скотинку (гребень, голова).
Энциклопедия афоризмов
ДОМ, ЖИЛЬЕ
см.также СОСЕДИ
Дом - это место, где человек свободен говорить и делать что хочет, потому что всем на него наплевать.
•Автор неизветен
Дом - это место, где женщина трудится в отсутствие мужчины, а мужчина отдыхает в присутствии женщины.
•Автор неизветен
Нет ничего лучше дома, если у вас нет денег, чтобы пойти куда-нибудь еще.
•Автор неизветен
Все, что мне нужно - это комната, где можно положить шляпу и нескольких друзей.
•Дороти Паркер
Человек без адреса подозрителен, человек с двумя адресами - тем более.
•Джордж Бернард Шоу
Можно быть поэтом и платить за квартиру.
•Жюль Ренар
Квартира: помещение, в котором после выключения телевизора вы убеждаетесь, что слушали телевизор соседа.
•Леонард Луис Левинсон
Один переезд равняется трем пожарам.
•Бенджамин Франклин
Ремонт невозможно закончить, его можно только прекратить.
•Автор неизветен
Быть повсюду дома могут только короли, девки и воры.
•Оноре Бальзак
У бездомных двери распахнуты настежь для каждого.
•Станислав Ежи Лец
Ничто так не разделяет людей, как общее жилье.
•Збигнев Холодюк
Больше всего домоседов среди тех, у кого нет своего угла.
•Лешек Кумор
Тот, кто нигде не имеет дома, волен ехать куда угодно.
•Эрих Мария Ремарк
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДОМ


будет выглядеть так: Что такое ДОМ