Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДЮБУА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Дюбуа (Dubois)
        Станислав (7.1.1901, Варшава, — 21.8.1942, Освенцим), польский политический деятель, журналист. Член Польской социалистической партии (См. Польская социалистическая партия)(ППС) с 1918, один из руководителей её левого крыла. Участник Силезских восстаний (См. Силезские восстания) 1919 и 1921. Депутат сейма с 1928. Активный деятель «Центролева» (блок реформистских партий). Сторонник единого фронта с компартией. После захвата Польши фашистской Германией и роспуска ППС (октябре 1939) объединял левые силы (пэпээсовцев), издавал подпольные социалистические газеты. Созданная им группа позднее вошла в Польскую рабочую партию. В августе 1940 Д. был схвачен гестапо. Был первым руководителем подпольной организации в Освенциме. Казнён в концлагере.
         Соч. Artykuly i przemowienia, [Warsz.], 1968.
         Лит.: Rudzinski Е., OIszyna R., Pasja ich zycia, Warsz., 1960.
II
Дюбуа
        Дю Бойс (Dubois, Du Bois) Уильям Эдуард Бёркхардт (23.2.1868, Грейт-Баррингтон, штат Массачусетс, США, — 27.8.1963, Аккра, Гана), американский историк, социолог, писатель, один из основоположников современной негритянской литературы США. В 1895 получил степень доктора философии. В 1897—1910 профессор экономики и истории, в 1933—44 декан факультета социологии университета в Атланте. В 1961 переехал в Гану, где являлся директором Секретариата по вопросам создания Африканской энциклопедии. Автор фундаментальных трудов, в которых показаны роль негритянских народов в истории мировой культуры и губительные последствия колониальной политики империализма, рабства и расовой дискриминации. Д. в течение многих лет считал действенным средством борьбы против угнетения негров США создание независимой общины мелких негритянских фермеров. Нравственное самосовершенствование и просвещение он идеалистически рассматривал как решающую предпосылку осуществления демократических преобразований. Это отразилось и в его художественных произведениях: сборнике очерков «Души чёрных людей» (1903), романе «За серебряным руном» (1911, рус. пер. 1925), герой которого столкнулся с цинизмом буржуазных политиканов. Книга новелл, очерков и стихов «Тёмная вода» (1920) отражает растущий радикализм Д. К концу 40-х гг. в мировоззрении Д. совершился перелом: он пришёл к осознанию тесной связи между национально-освободительным движением и классовой борьбой пролетариата. Д. — автор трилогии «Чёрное пламя»: «Испытание Мансарта» (1957, рус. пер. 1960), «Мансарт строит школу» (1959, рус. пер. 1963), «Чёрное пламя» (1961) — беллетризованной истории борьбы американских негров против расовой дискриминации. Свою научную, литературную и педагогическую деятельность Д. неразрывно связывал с практической борьбой за мир и дружбу между народами, с борьбой за уничтожение колониализма. В 1910—48 он входил в руководство Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения. Являлся инициатором и участником международных так называемых панафриканских конгрессов (1919, 1921, 1923, 1927, 1945). С 1950 был членом Всемирного Совета Мира. Лауреат Международной премии Мира (1953) и Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1959). В 1961 вступил в компартию США. Почётный доктор исторических и юридических наук, философии и литературы университетов многих стран, с 1959 почётный доктор исторических наук МГУ.
         Соч.: In battle for peace, N. Y., 1952; Black reconstruction, N. Y., 1956; The autobiography, N. Y., 1968; An AВC of color. Selections... With an introd, by J. O. Killens, N. Y., [1969]; в рус. пер. — Джон Браун, М., 1960; Африка, М., 1961; Воспоминания, М., 1962; Цветные миры, М., 1964.
         Лит.: Иванов Р. Ф., Дюбуа, М., 1968; Питтман Дж., Логика одной жизни, «Иностранная литература», 1962, № 3; W. Е. В. Du Bois. 1868—1963: a bibliography, Accra, 1964.
         P. Ф. Иванов.
        У. Э. Б. Дюбуа.
III
Дюбуа (Dubois)
        Эжен (28.1.1858, Эйсден, — 16.12.1940, Хален), голландский антрополог. По образованию военный врач. В 1890—92 обнаружил на острове Ява скелетные остатки ископаемого предка человека, назвав его «Pithecanthropus erectus», т. е. «обезьяночеловек прямостоящий» (см. Питекантроп). Эти открытия сыграли важную роль в укреплении эволюционной теории.
         Соч.: Pithecanthropus erectus, Batavia, 1894.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Du Bois) Кора Элис (р. 1903) - амер. этнограф и культурный антрополог, известна своими этногр. исследованиями североамер. индейцев и алорцев, а также междисциплинарными исследованиями процессов модернизации и культурного изменения. Образование получила в США (1928 — магистр в Колумбийском ун-те; дис. была посвящена культуре и мышлению ср. веков). Под влиянием Боаса и Бенедикт у нее сформировался интерес к антропологии. В 1929 учится в Калифорнийском ун-те, где в 1932 защитила докт. дис. по антропологии. В 1932-35 работала в Калифорнийском ун-те, а также провела под руководством Крёбера и Лоуи серию полевых исследований (обычаи, культы, религ. представления и мифология североамер. индейцев, живущих в штатах Калифорния и Орегон). Работая в 1935-36 членом Нац. исследоват. совета, она приходит к выводу о необходимости использования в антропологии психол. методов исследования и объяснения. Участвует в междисциплинарном семинаре Кардинера в Нью-Йорк. психоаналитич. об-ве, что во многом определило ее последующую научную карьеру.
        В 1938-39 она провела широкомасштабное полевое исследование на о-ве Алор (Индонезия). В центре внимания находилась проблема взаимоотношения между культурой и личностью, проверка идей и гипотез, возникших в ходе дискуссий в семинаре Кардинера. По материалам исследования была издана книга “Люди острова Алор” (1944), принесшая Д. известность и неоднократно переиздававшаяся.
        В 1942-49 Д. работала в разл. гос. учреждениях США, в 1950-51 - консультантом ВОЗ, в 1951-54 - директором отдела исследований Междунар. ин-та образования. Осн. предметом ее интереса в 40-50-е гг. были проблемы аккулыпурации и кросскультурного образования. В 1954-69 — проф. Гарвард, ун-та.
        В 1961-72 Д. руководила крупномасштабным междисциплинарным исследованием социокультурного изменения, проводившимся в одном из небольших городов Индии; в проекте принимали участие молодые ученые из США и Индии, представлявшие разные научные дисциплины (социологию, антропологию, религиоведение, городское планирование). Неудовлетворенная результатами исследования, Д. отказалась от их публикации.
        За выдающиеся профессиональные достижения и заслуги в области преподавания была удостоена высоких академич. почестей. В 1968 избрана президентом Амер. антропол. ассоциации, а в 1969-70 занимала пост президента Ассоциации азиат, исследований.
 
Соч.: Wintu Myths (with D.Demetracopoulou). Berkeley, 1931; Wintu Ethnography. Berkeley, 1935; The People ofAlor. Minneapolis, 1944; The Alorese // KardinerA. (ed). The Psychological Frontiers of Society. N.Y., 1945; Social Forces in South-East Asia. Minneapolis, 1949.
 
Лит.: Seymour S. Cora Du Bois // Women Anthropologists: A Biographical Dictionary. Ed bv U. Gacs et al. N.Y., 1988.
 
В. Г. Николаев
Литературная энциклопедия
1. Альберт [Albert Du Bois, 1872—] — бельгийский писатель, принадлежавший к школе исторических романистов, черпавший сюжеты из античной жизни. Эстет, с большим тяготением к мистицизму. В своих романах «Левконоя» (Leuconoe) и «Под вишневыми лаврами» (Sous les lauriers roses) стремится передать рафинированные переживания девушек античной эпохи. Д. более известен драматическими произведениями: из «Цикла двенадцати гениев» (Le cycle des douze genies) — вышел в 1911 — «Herodienne» имел значительный успех на сцене парижской «Comedie Francaise». Творчество Дюбуа — типичный образец дворянской идеологии, потерявшей реальную почву и вследствие того идеализирующей классику. Библиография: II. Liebrecht, Histoire de la litterature belge, 1910; Gaucher Maurice, Histoire des lettres francaises de Belgique, Brux., 1922; Braunschvig M., La litterature francaise contemporaine, 1929. Л.
2. Уильям Эдуард Бурхард [William Edward Burghardt Du Bois, 1868—] — американский писатель, публицист и общественный деятель, профессор экономики и истории. Мулат по происхождению, Д. с ранних лет вошел в движение радикальной негритянской интеллигенции; за агитацию в пользу экономического и политического равенства черных и белых его изгнали из университета Атланты. Д. был одним из организаторов «Национальной ассоциации для развития цветного народа», ее бессменным председателем и редактором радикального негритянского органа «Кризис» (Crisis). Член социалистической партии, Д. примыкает к ее наиболее реформистскому крылу; во время войны дискредитировал себя, обратившись в «Кризисе» [1917] с призывом поддерживать Америку в войне с Германией (позднее Д. признал свою ошибку). После Букера Вашингтона, надолго задержавшего развитие американских негров своей проповедью сотрудничества с белыми во что бы то
620 ни стало, Д. — наиболее образованный негритянский лидер. Он занимает также совершенно исключительное место в негритянской культуре и искусстве: его книга «Души черного народа» (The Souls of the Black Folk, 1905) открывает для Америки негритянскую расу как имеющую свое искусство, музыку и лит-ру. Одновременно Д. резко выступил против расового неравенства. «„Души черного народа“, — пишет Клод Мак Кей в книге „Негры в Америке“, — эта интимная хроника несправедливостей, — поставили Д. во главе негритянской интеллигенции». Опубликовав [1909] исследование о деятеле освобождения негров «Джон Браун» (John Brown), затем [1911] роман «Серебряное руно» (The Quest of the Silver Fleece), Дюбуа положил основание негритянской прозе на английском языке. «Серебряное руно» — роман о негритянской трудовой интеллигенции, отказывающейся от преимуществ «белого» общества для работы над просвещением своей угнетенной расы. Эти мотивы получили свое дальнейшее развитие у других негритянских прозаиков: У. Уайта, Д. Фоссет, Ж. Тумера. В «Темном потоке» (Darkwater, 1920) Д. объединил свои очерки, наброски и статьи о быте и культуре чернокожих; художественная ценность этих книг настолько велика, что, по мнению Д. М. Мэнли и Э. Риккерт («Contemporary American Literature» by John M. Manly and E. Rickert), Д. вошел в лит-ру гл. обр. как автор «Темного потока». Последний роман Дюбуа «Темная принцесса» (Dark Princess, 1928) менее значителен, чем «Серебряное руно»; художественные, реалистические картины быта чернокожих заменены здесь романтической историей любви американского негра к индусской принцессе. Этот поворот Д. от реализма к романтизму стоит в несомненной связи с усилением консервативных элементов в его идеологии и с вытеснением представляемой им группы негритянской интеллигенции более решительными, в том числе и коммунистическими, слоями. На русск. яз. переведено «Серебряное руно» (изд-во «Сеятель», 1925). Библиография: II. Мак Кей Клод, Негры в Америке, М. — Л., 1923; The Negro Intellectual, by Alain Locke, ст. в «New-York Herald Tribune Books», may 1928. С. Динамов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДЮБУА


будет выглядеть так: Что такое ДЮБУА