Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДЮАМЕЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Duhamel)
        Жорж (30.6.1884, Париж, — 13.4.1966, Вальмондуа), французский писатель, член Французской академии (1935). Вырос в мелкобуржуазной семье. Врач по образованию. Один из основателей творческого объединения «Аббатство» (1906). Поэт (книги стихов «Легенды, битвы», 1907, «Спутники», 1912), драматург (пьесы «Свет», 1911, «Битва», 1913) и критик (этюды «Поль Клодель», 1913, «Поэты и поэзия», 1914), Д. дебютировал как представитель Унанимизма. В реалистических рассказах («Жизнь мучеников», 1917, рус. пер. 1924; «Цивилизация», 1918, Гонкуровская премия, рус. пер. 1924) и балладах (книга стихов «Элегии», 1920) Д. пацифистски осуждал 1-ю мировую войну 1914—18 (фарс «Лапуант и Ропито», 1919). Отвергал революционное переустройство общества (эссе «Беседы в суматохе», 1919), защищал «независимость духа» от политики.
         Творчество Д. двойственно: резкая критика ницшеанствующих «спасителей» человечества (комедия «Сообщество атлетов», 1920), колониальной войны в Марокко (заявление Д. в журнале «Кларте» — «Clarte», 15.7.1925, № 76), интерес к созиданию нового мира (очерки «Путешествие в Москву», 1927), осуждение американской «торгашеской диктатуры» (очерки «Сцены будущего», 1930) совмещались у него с боязнью революционной активности масс. В цикле романов «Жизнь и приключения Салавена» (т. 1—5, 1920—32) рассказано о трагическом стремлении «маленького человека» обрести себя в духовном самопознании и общественном действии. Угрозе стандартизации жизни (эссе «Гуманист и автомат», 1933), духовному кризису Запада (эссе «Защита литературы», 1937) Д. противопоставляет лишь созерцание чуда самой жизни («Сказки моего сада», 1936). Д. видел опасность фашизма («Дневник белой войны», 1939), его книги заметок («Французские позиции», 1940) и впечатлений военной поры («Место убежища», 1940) сожжены нацистскими оккупантами, которых он проклял в очерке «На руинах морали: Орадур-сюр-Глан» (1944). Духовная несвобода, власть денег, кризис буржуазного общества воссозданы Д. в реалистической серии романов «Хроника семьи Паскье» (т. 1—10, 1933—44). В романе «Путешествие Патриса Перио» (1950) Д. отдал дань реакционной демагогии периода «холодной войны». Автор атомной утопии «Пассажиры “Надежды”» (1953) и детектива «Комплекс Теофиля» (1958). Примечательны его мемуары «Моя жизнь при свете дня» (т. 1—5, 1945—53).
         Соч.: Nouvelles du Sombre empire, P., 1960; в рус. пер. — Теория свободного стиха, М., 1920 (совм. с Ш. Вильдраком); Полуночная исповедь, М.—П., 1923; Двое, Л., 1925; Дневник Салавена, М.—Л., 1927; Баллада о солдатской смерти, в кн.: Современная революционная поэзия Запада, предисл. А. В. Луначарского, М., 1930.
         Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Maurois A., Georges Dubamel, «A la page», 1966, № 28; Georges Duhamel. 1884—1966, [P.], 1967 (имеется библ.).
         В. П. Балашов.
Литературная энциклопедия
Жорж [Georges Duhamel, 1884—] — современный французский писатель. Получил специальное медицинское образование. В 1906 принял участие в создании артели молодых поэтов и художников «Abbaye» («Аббатство» — см.); через несколько месяцев сделался одним из руководителей и виднейшим критиком выделившейся из среды «аббеистов» литературной группы унанимистов (см.), звавших «ближе к жизни», восстававших против книжности, «искусственности», натурализма и символизма. В 1907 Д. дебютировал книжкой стихов — «Des Legendes, des Batailles» (О легендах, о битвах). Своему положению в лит-ре Д. обязан не своим малосценичным пьесам и не стихам, в к-рых он, продолжая устремления Клоделя (см.), старается дать лиризм «в чистом виде» — «освобожденным» от версификационных достижений. Достижения Д. — в области художественной прозы. Первую серию его прозаических вещей образуют «свидетельства» о войне 1914—1918, в к-рой он участвовал в качестве военного врача: «Vie des Martyrs» (Жизнь мучеников, 1917), напечатана
616 под псевдонимом Дени Тэвенен, «Civilisation» (Цивилизация, 1918) — получившая Гонкуровскую премию, «Sept dernieres plaies» (Семь последних язв, 1928). Эти книги — эпопея лазарета; они проникнуты сочувствием жертвам войны, возмущением и печалью, вызванными сознанием, что помешать организованному истреблению людей невозможно. Центральной группой прозаических произведений Д., в которой он выступает как вполне сложившийся художник, являются повести о Салавене («Confession de Minuit» — «Полуночная исповедь», 1920; «Deux Hommes» — «Двое», 1924; «Journal de Salavin» — «Дневник Салавена», 1926; «Le club de Lyonnais» — «Клуб на улице де Лионнэ», 1929), сборник новелл «Hommes abandonnes» (Покинутые люди, 1921) и повесть «Les Plaisirs et les Jeux» (Игры и утехи, 1922). Перед нами совершенно органически развивающаяся художественная проза, своим лирически окрашенным импрессионизмом примыкающая к манере письма Ш.-Л. Филиппа, утонченным анализом близкая прозе Пруста и Ж. Ромэна и связанная с прозой Достоевского стремлением взамен «линейной латинской психологии» французской литературы дать полную противоречий, подлинную внутреннюю жизнь человека. О Достоевском заставляет вспомнить и центральный персонаж прозы Дюамеля — конторщик Луи Салавен — образ современного европейского «человека из подполья». Но как, бичуя «цивилизацию» милитаристов — творцов «великой войны», он до конца остается пассивным пессимистом, так и изображая разрушительное давление капиталистического общественного строя на личность маленького человека, Д. не верит, чтобы и этой «жертве цивилизации» можно было помочь. К Салавену, оказывается, нужно относиться как к «геометрическому месту» всей человеческой сущности, взятому «вне времени и пространства»; существование Салавенов не следует связывать с условиями капиталистической социальной системы; Салавен просто — человек с больной психикой. Социальная категория подменивается биологической. Неустанная защита прав личности и пассивность, боязнь действия; пессимизм и склонность успокаивать, утешать; боязнь толпы («Покинутые люди») и идеализация семейного очага, дружбы («Les Plaisirs et les Jeux» — «Игры и утехи», стихи); возмущение перед войной и страх перед революцией — все это характеризует Д. как писателя современной французской среднебуржуазной интеллигенции, в психологии которой гуманность сочетается с консервативностью. В связи с этими особенностями социальной психологии следует рассматривать и характерное для художественной манеры Д. стремление к ясности, спокойствию, уравновешенности — стремление, верным которому писатель старается быть тем больше, чем неуравновешенней его герой Салавен. Только в связи с классовой природой творчества
617 Д. можно рассматривать и его философско-моралистские выступления, которые привлекли во Франции большое внимание, захватили большую аудиторию и непосредственным поводом для которых послужили военные бедствия 1914—1918 («Possession du Monde» — «Обладание миром», 1919; «Entretiens dans le tumulte» — «Разговоры в сутолоке», 1919). Основным в проповеди Д. является утверждение примата духовного над материальным, сочетающееся с недоброжелательным отношением к современной технической цивилизации и в конечном счете определяющееся психологией тех слоев средней буржуазии, которые оттеснены назад крупной финансово-промышленной буржуазией и сравнительно в незначительной степени участвуют в овладении материальными благами. Духовные блага (познавание людей, любовь, дружба, мечты) — единственно реальные для Дюамеля. Каждый может, обратившись к ним, овладев ими, притти к «обладанию миром» («Possession du Monde» — рецепт уничтожения «салавенизма»). Бедным и голодным, эксплоатируемым рабочим и ошалевшим от жадности дельцам рекомендуется «жить в мечте», сделать из «культа мечты» род религии; только так могут быть обеспечены спокойствие, счастье. Классовый характер этой проповеди совершенно ясен. Еще отчетливее становится он, когда «философ» выступает с призывом защитить «нашу древнюю цивилизацию» от варварских орд, будто бы надвигающихся из колониальных стран («Entretien sur l’esprit europeen» — «Беседа о духе Европы», 1928). Классовый инстинкт самосохранения заставляет даже этого чуждого буржуазной агрессивности художника переходить в маскируемое наступление. В 1927 Д. вместе с Дюртеном (см.) посетил СССР. Об этой поездке Д. очень подробно рассказал в книге «Voyage a Moscou» (Путешествие в Москву, 1927), к-рая была встречена во Франции с большим вниманием, как объективное сообщение о СССР человека незаинтересованного. Конечно социализм для него — нечто неосуществимое (ссылка на «древний собственнический инстинкт»), но он признает «право русского народа устраивать свою жизнь по своему желанию» (ведь и во Франции была своя революция 1789); особенно интересуясь положением и настроениями советской интеллигенции, Д. приходит к заключению, что эта интеллигенция охвачена «советским патриотизмом» (так он определяет ее стремление сотрудничать с пролетариатом); наконец он настойчиво предостерегает Запад против новой интервенции, к-рая может подготовить гибельное для него столкновение с азиатским миром. К этой мысли Д. возвращается и в «Беседе о духе Европы», где советует «принять Советскую Россию в европейскую семью», — сделать из нее буфер между Европой и волнующейся Азией.
618 Библиография: I. Произв. Дюамеля кроме указанных в тексте: L’Homme en tete, 1909; Selon ma loi, 1910; Compagnons, 1912; Elegies, 1920. Театральн. пьесы: La Lumiere, 1911; Dans l’Ombre des Statues, 1912; Le Combat, 1913; Lapoint et Popiteau, 1919; L’?uvre des Athletes, 1920; Journee des Aveux, 1924; Quand vous voudrez, 1924. Художественная проза: Confession de Minuit, 1920; Prince Jaffar, 1924; La Pierre d’Horeb, 1926; La Nuit d’Orage, 1927. Критич. и лит-ые теоретические работы: Propos critiques, 1912; Les Poetes et la Poesie, 1913; Paul Claudel, 1913; Notes sur la technique poetique (в сотрудничестве с Ш. Вильдраком), 1920; Essai sur le Theatre, Essai sur le Roman, 1925; Guerre et Litterature, 1920. Размышления, опыты, очерки: La Musique liberatrice, 1921; Deliberations, 1925; Lettres au Patagon, 1926; Lettres d’Auspasie, Suite Hollandaise и др. На русск. яз. перев.: стихи в перев. О. Мандельштама, А. Эфроса, «Современный Запад», №№ 3 и 1(5); из худож. прозы — все, кроме La nuit d’Orage (Грозовая ночь); Le club de Lyonnais, Sept dernieres plaies, изд. под загл. Рассказы доктора Кошуа, «ЗИФ», 1929 (один расск. выпущен); из эссэ перев.: Письма к патагонцу; из лит-ых теоретич. работ: Заметки о поэтич. технике. II. Durtain L., Georges Duhamel, P., 1920; Santelli С., Georges Duhamel, P., 1925; Therive А., Georges Duhamel ou l’intelligence du cu0153ur, P., 1925; Ecrivains et poetes d’aujourd’hui, Georges Duhamel, P., 1927; Ony A., Georges Duhamel, l’homme et l’u0153uvre, P., 1927; Massis H., Jugements, p. 155; Dubeck L., Les chefs de file de la jenne generation; Frank W., Georges Duhamel, «The Saturday Review», 1928; Ayguesparse A., Georges Duhamel, «Monde», 1929; Фрид Я., Дюамель, «Печать и революция», 1928, № 7; Песис Б., Откровения буржуазного пацифиста, «Революция и культура», 1928; Фрид Я., Миссионер призывает к оружию, «Новый мир», 1929, № 3; Локс К., Неореализм во Франции, «Новый мир», 1926, 8—9. Я. Фрид.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДЮАМЕЛЬ


будет выглядеть так: Что такое ДЮАМЕЛЬ