Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДИЦГЕН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Dietzgen)
        Иосиф (9.12.1828, Бланкенберг, — 15.4.1888, Чикаго), немецкий рабочий-кожевник, философ, самостоятельно пришедший к идее материалистической диалектики. Преследуемый за революционную деятельность, Д. в 1848 эмигрировал в США; жил в России (1864—1869), где работал мастером на кожевенном заводе в Петербурге. В 1869 вернулся в Германию. Философскую эрудицию приобрёл самообразованием. Материализм и атеизм Д. формировались главным образом под влиянием Л. Фейербаха, а после 1867 — под воздействием К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1869 Д. член Социал-демократической партии, организатор одной из секций 1-го Интернационала в Германии. В 1870—88 сотрудничал в социал-демократических газетах Германии и США. Первый философский опыт Д. — «Сущность головной работы человека» (1869, рус. пер. 1902) — получил высокую оценку Маркса и Энгельса. Д. принадлежит ряд работ по философии и политэкономии (см. «Мелкие философские статьи», 2 изд., 1913). Последние годы жизни Д. посвятил разработке главным образом теории познания. В своих произведениях Д. выступал как воинствующий материалист, противник философской метафизики и религии. Однако философские построения Д. не всегда были последовательными, что в обстановке теоретической борьбы внутри 2-го Интернационала дало философам махистского толка основание противопоставить «дицгенизм» марксистской философии (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 261). Так, в ряде случаев Д. формулировал тождество материи и сознания, априоризм отдельных понятий, преувеличивал степень относительности знания, что приводило его к агностицизму. Диалектика Д. не сложилась в целостную систему; Д. не удалось раскрыть диалектику как теорию познания. Критикуя ошибки Д., Ленин высоко ценил его как одного из «... выдающихся социал-демократических писателей-философов Германии» (там же, т. 23, с. 117).
         Соч.: Samtliche Schriften, Bd 1-3, Stuttg., 1920; Ausgewahlte Schriften, B., 1954; в рус. пер. — Избранные философские сочинения, М., 1941.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, 2, 3 (см. указатель имен); Андреев Н., Диалектический материализм и философия Иосифа Дицгена, «Современный мир», 1907, №11; Волкова В., Иосиф Дицген, М., 1961.
        И. Дицген.
Философский словарь
Иосиф (1828 — 88) — рабочий-кожевник, один из “выдающихся социал-демократических писателей-философов Германии” (Ленин В. И. Т. 23. С. 117). Философ-самоучка, Д. испытал сильное влияние материализма Фейербаха я самостоятельно пришел к материалистической диалектике. Жил и работал в Германии, России и Америке. Осн. труды Д. — “Сущность головной работы человека” (1869), “Аквизит философии” (1887) — посвящены гл. обр. гносеологии. Сознание, по Д., — идеальный продукт вечно существующей и движущейся материи, “универсума”. Носитель сознания — мозг, часть “мирового целого”. Содержание сознания — природное и общественное бытие. Познание совершается в чувственной и абстрактной формах; оно — процесс движения от относительной истины к абсолютной. Отвергая кантовский агностицизм, Д. утверждал, что познание человека в обеих формах есть образ внешнего мира, проверяемый опытом. “Универсум” он рассматривал в движении, полагая источник развития в противоречии. Однако диалектика у Д. не сложилась в научную систему, ему не удалось раскрыть полностью диалектику как теорию познания (хотя он высказал ряд нек-рых мыслей и в данной области). Это приводило Д. к уступкам релятивизму и вульгарному материализму. Д. был воинствующим атеистом, страстным пропагандистом учения Маркса и Энгельса.
Философский энциклопедический словарь
ДИЦГЕН (Dietzgen) Иосиф (род. 9 дек. 1828, Бланкенберг, близ Кельна – ум. 15 апр. 1888, Чикаго) – нем.-австр. философ-самоучка. Занимался гл. о. теоретическими проблемами познания и развил собственную теорию диалектического материализма. Осн. произв.: «Das Wesen der menschlichen Kopfarbeit», 1869 (рус. пер. «Сущность головной работы человека», 1907); «Gesammelte Schriften», 3 Bde., 1911; «Dietzgen-Brevir», 1915; на рус. яз.: Избр. философ, соч., 1941.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Dietzgen) Иосиф (9.12.1828, Бланкенберг,— 15.4.1888, Чикаго), нем. рабочий-кожевник, философ, самостоятельно пришедший в своих выводах к мате-риалистич. диалектике. Испытал влияние филос. и атеистич. идей Фейербаха. Преследуемый за революц. деятельность, Д. в 1848 эмигрировал в США, а затем в Россию (1864—69). От изучения социально-политич. проблем Д. перешёл к филос. вопросам, особенно теории познания. В 1850-х гг. Д. познакомился с работами К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1867 переписывался с Марксом. С этого времени развитие мировоззрения Д. протекало под влиянием марксизма. С 1869 Д. — член с.-д. партии, организатор одной из секций 1-го Интернационала в Германии. Он опубликовал ряд статей в социалистич. печати, в крых пропагандировал эко-номич. и социальные идеи Маркса. Преследования нем. властей заставили Д. вновь эмигрировать в США.
        Первая филос. работа Д. — «Сущность головной работы человека» (1869, рус. пер. 1902). Как и более поздние его работы («Экскурсии социалиста в область теории познания», 1887, рус. пер., 1907; «Аквизит философии», 1895, рус. пер.— «Завоевания (аквизит) философии...», 1906), она посвящена разработке осн. проблем теории познания. В гносеологии Д. усматривал теоретич. основу объяснения всех социально-экономич. вопросов. Будучи материалистом, он исходил из того, что мыслит. способность человека связана с его мозгом, является естеств. функцией. С позиций диалектики Д. подверг критике метафизику и агностицизм. Раскрывая содержание диалектикоматериалистпч. теории познания, он рассмотрел ступени и формы познания, роль практики, анализировал процесс отражения бесконечного универсума в формах относит. и конкретной истины. Д. удалось раскрыть противоречивую природу сознания как отражения противоречий материального мира. Однако в своих произведениях он допускал ряд непоследовательностей, отд. ошибок и терминологич. неточностей (отождествление в некоторых случаях сознания и материи, преувеличение относительности человеч. знаний, неточное определение истины и др.). У Д. диалектика не сложилась в целостную систему. В. И. Ленин считал Д. «... одним из выдающихся социал-демократических писателей-философов Германии» (ПСС, т. 23, с. 117).
        Samtliche Schriften, Bd 1—3, Stuttg., 1920; Ausgewahlte Schriften, B., 1954; в рус. пер.—Избр. филос. соч., М., 1941; Письма II. Д. К. Марксу и Ф. Энгельсу. Приложение к кн.: Волкова В. В., И. Д., М., 1981.
        Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. кем. философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Л е-нин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, гл. 3, § 3, гл. 4, § 8; В u л к о в а В. В., И. Д., М., 1961; Комарова В. Я., Филос. взгляды И. Д., в сб.: Распространение идей марксистской философии в Европе (кон. 19 — нач. 20 вв ), Л., 1964; H е p n е г A., Josef Dietzgen's philosophische Lehren, Stuttff., 19222.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДИЦГЕН


будет выглядеть так: Что такое ДИЦГЕН