Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДИОНИС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        в древнегреческой мифологии сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Культ Д. — растительного или зооморфного божества, существовавший в Греции уже в крито-микенскую эпоху, в 8—6 вв. до н. э. получил широкое распространение среди сельского демоса, чтившего Д. главным образом как покровителя виноградарства и виноделия. В классическую эпоху культ Д. пользовался особой популярностью в Дельфах (наряду с культом Аполлона) и Афинах (см. Дионисии). Другое имя Д. — Вакх (греч. Bakchos, в латинской форме — Bacchus, Бахус); отсюда и название празднеств в честь этого бога — вакханалии.
         Лит.: Jeanmaire Н., Dionysos. Histoire du culte de Bacchus, P., 1951; Otto W. F., Dionysos. Mythos und Kultus, 3 Aufl., Fr. M., 1960.
        Дионис. Статуя эллинистического времени. Национальный музей. Неаполь.
Мультимедийная энциклопедия
в греческой религии, бог плодородия и растительности, особенно - виноградной лозы, а отсюда - бог вина, носитель цивилизации и миротворец. По происхождению Дионис - чужеземное божество, вероятно, фракийское; в Малой Азии его культ был особенно популярен во Фригии и Лидии. Диониса называли Лиэем, т.е. "освобождающим" (от злых чар), его приветствовали специально посвященным ему гимном - дифирамбом, а также исполняли в его честь трагедию и комедию; состязания трагических и комических поэтов в Афинах были приурочены к посвященным ему празднествам, особенно - к Великим, или Городским, Дионисиям, проводившимся в марте - апреле. Римляне называли Диониса Вакхом, а его спутников и почитателей - вакхантами а если это были женщины - вакханками и менадами. В свиту Вакха входили также сатиры и силены. Согласно преданию, Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма. По наущению ревнивой Геры Семела заставила Зевса пообещать, что он явится ей во всем божественном величии, но, когда он это исполнил, его огонь испепелил Семелу. Зевсу удалось спасти своего недоношенного сына, зашив его в собственное бедро, откуда тот в надлежащие сроки родился. Дионис вначале воспитывался у Ино, сестры Семелы, а затем у нисейских нимф, однако Гера вынудила его скитаться, так что он достиг пределов Индии. Распространение в Греции его культа привнесло экстатический и мистический элемент в греческую религию, и почитателям Диониса приписывалась способность совершать чудеса (например, источать из земли потоки молока или вина), а также нечеловеческая сила, позволявшая им голыми руками разрывать на куски козла или быка. Предания, повествующие о Дионисе после достижения им зрелого возраста, обычно содержат рассказы о гонениях и о постепенном распространении его культа (мирном или насильственном).
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ДИОНИС, Бахус, Вакх — в греч. миф. бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество вост. (фракийск. и лидийско-фригийск.) происхожд. Хотя имя Д. встречается на табличках критск. линейного письма «В» еще в 14 в. до н.э., распростр. и утверж-дение культа Д. в Греции относится к 8 — 7 вв. до н.э. Известны архаич. ипостаси Д.: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Д. — сын Зевса и Деметры. Согл. основному мифу, Д. — сын Зевса и дочери фиванск. царя Кадма Семелы. В число 12 олимпийских богов Д. вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались фиады — вакханки из Аттики. В Афинах устраивались оргии в честь Д. и разыгрывался свящ. брак с супругой архонта-басилевса. В Аттике Д. были посвящены Великие, или городские, Дионисии, включ. в торжеств. процессии в честь бога состязания трагич. и комич. поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте — апреле); Ленеи, включ. исполнение новых комедий (в январе — феврале); Малые, или сельские Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре — январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе. В эллинистич. время культ Д. сливается с культом фригийск. бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Др. Риме Д. почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отожд. с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.
Орфографический словарь Лопатина
Ди`он`ис, Ди`он`ис, -а
Толковый словарь Ефремовой
[Дионис]
м.
Бог виноградарства, вина и веселья (в древнегреческой мифологии).
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(в др.-греч. мифологии – бог виноделия; см. тж ВАКХ, БАХУС) Как люблю я <...> любовь до завтра, / смерть без сожаленья о жизни, / где все мило, / которую люблю я, клянусь Дионисом, / всею силою сердца / и милой плоти! Куз905 (71); О, Дионис, как муж, наивный И благодарный, как дитя! Ты перенес свой жребий дивный То негодуя, то шутя! ОМ914 (100); И, увенчан вечным светом, Ждет невесты Дионис. (рфм. к вниз) Куз921 (250); Гелиос, Эрос, Дионис, Пан! Близнецы! близнецы! Где двое связаны – третье рождается. Но не всегда бывает тленно. Куз922 (275); Гелиос, Эрос, Дионис, Пан! Близнецы! близнецы! Рождаемое тело небу угодно, Угоден небу и рождаемый дух... ib.; Так вот когда царю приснился странный сон: Сам Дионис ему снять повелел осаду, Чтоб шумом не мешать обряду похорон И дать афинянам почтить его отраду. (о смерти Софокла) Ахм961 (242.1)
Литературная энциклопедия
[Вакх] — греческое божество, воплощение жизненной силы. Древнейшие формы культа Д. сохранились во Фракии, где они имели «оргиастический» характер: участники культа, одетые в звериные шкуры, в массовых радениях доводили себя до исступления (экстаза), разрывали на части и пожирали в сыром виде воплощавшее бога животное (чаще всего быка или козла), приобщаясь таким образом к божеству и достигая «богоодержимости» (энтузиазма), становясь «вакхами». При этом отождествляются: 1. самое божество, 2. растерзываемое животное и 3. участники коллективного священного действа. Культ Д. находится в тесном родстве с земледельческими культами умирающих и воскресающих богов растительности (Адонис, Озирис и т. п.), но отражает более ранние социальные отношения и более древний строй мысли. Дионисийские обряды восходят к тому времени, когда общественное разделение труда было весьма незначительно, и первобытная группа совершала свои священные действа исключительно коллективно; божество еще не представляется на недоступной высоте, и к нему можно приобщиться примитивным способом: пожиранием растерзанного животного, в котором божество воплотилось. Самое представление о мире еще недостаточно дифференцировано, и Дионис объединяет в себе надземную и подземную сферу, жизнь и смерть в их нераздельном слиянии
312 и отождествлении. Радения Д. осуществлялись в значительной мере женщинами, которые в «богоодержимости» становятся «вакханками», «мэнадами» (т. е. исступленными); они и терзают Диониса и одновременно пестуют его как воскресающего бога-младенца. Эта преобладающая роль женщин объясняется тем, что в самые ранние периоды земледелия, когда радения возникли, оно находилось почти исключительно в руках женщин, совершавших таким образом магический обряд укрепления жизненной силы нового бога, от которого, по их верованиям, зависел новый урожай. Из Фракии почитание Диониса перешло в Грецию, где для религии Диониса существовала благоприятная почва благодаря распространению сельских культов и обрядов аграрной магии. Однако воспринятая крестьянским населением Греции фракийская религия с ее первобытным недифференцированным характером встретила сильное противодействие со стороны аристократии, идеология которой строилась на «благоразумии» и «умеренности», на уважении к установленным социальным граням (см. «Аполлон»). Идеологическому центру греческого феодализма, дельфийскому святилищу Аполлона, удалось наконец овладеть новым религиозным движением. Дельфы приняли Диониса как божество, равноправное с Аполлоном, но оргиастические формы культа Д. были значительно смягчены. Д. был признан сыном Зевса, рожденным от фиванки Семелы (обычная форма ассимилирования чуждых божеств с олимпийскими богами; при этом в мифе сохранена архаическая черта двойного рождения, восходящая вероятно к первобытным обрядам «вторичного рождения» юношей при достижении ими зрелости: Семела гибнет от козней ревнивой Геры, и Зевс зашивает недоношенного Д. в свое бедро и вынашивает его до конца); в гражданском культе греческих государств Д. уделяется место бога вина и опьянения, а также владыки душ умерших. Ожесточенная социальная борьба VII—VI вв., сопровождавшая распад греческого феодализма, была благоприятна для религии Д. Пессимистические настроения аристократии облеклись в учение орфиков о греховности всех границ, всякого обособленного существования, греховности, от которой душа, заключенная в темницу — тело, может освободиться для слияния с первоединым божеством лишь путем аскетической жизни и приобщения к мистериям Диониса, растерзанного и вновь воскресшего [в орфическом мифе Дионис-Загрей растерзан и съеден титанами (лишь сердце Д. спасает Афина и передает Зевсу, к-рый, проглотив это сердце, рождает нового Д.); титанов Зевс испепеляет, а из их золы создает людей; поэтому в людях соединено злое титаническое начало — тело — с дионисийским — душой]. С другой стороны, культ Диониса как владыки душ умерших усиленно выдвигался «тиранами», политическими
313 вождями торгового капитала, в противовес аристократическому культу героев, мифических прародителей знатных родов. Оргиастический характер культа Д., где участвующие в священном действии считали себя перевоплотившимися в бога и его спутников (мэнад или лесных демонов-сатиров) и надевали соответствующие маски, создал специфические литературные формы. Таковыми являются: культовая песнь дионисийских празднеств — дифирамб (см.) и драма (см.) — «действо»; Д. становится покровителем актерского искусства, и на грани VI—V вв. до христ. эры, как один из элементов культа Д., впитавшего в себя аграрные магические обряды и поминальные моменты героического культа, создаются в Аттике трагедия (см.) и комедия (см.). В эллинистических государствах религия Д. играла гораздо меньшую роль, но культ его продолжал существовать в течение всей древности; орфические таинства временами привлекали широкие круги и в эпоху упадка античной культуры явились одним из источников неопифагорейской и неоплатоновской метафизики. Изображения дионисийского оргиазма в сохранившейся лит-ре встречаются очень редко (напр. «Вакханки» Еврипида); для эллинистической, в особенности же римской, поэзии Д. является исключительно божеством вина и опьянения. В этой форме образ Диониса переходит в литературу средневековой и новой Европы, и лишь учение Фр. Ницше о метафизическом противоположении двух начал — образного — «аполлоновского» — и беспредметного, музыкального — «дионисийского» (см. «Аполлон») вызывает в новейшей лит-ре интерес к исконным формам религии Д. Из русских писателей в этом отношении особенно выделяется Вяч. Иванов (см.), символист и мистик, являющийся одновременно и поэтом и исследователем дионисийства. Библиография: II. Ницше Фр., Происхождение трагедии из духа музыки, СПБ., 1903; Вересаев В., Аполлон и Дионис (см. собр. сочин.); Иванов Вяч., Дионис и прадионисийство, Баку, 1923; Фрэзер, Золотая ветвь; Freret Culte de Bacchus parmi les Grecs, 1756; Maass E. W. T., ???????? ?????????, 1887; Его же, Theokrites D. aus einer Inschrift erlautert, 1891; Wiesler F., Ueber den Stierdionysos, Gottingen, 1881; Его же, Attribute und Symbole des D., 1892; Sittl C., D. Treiben und Dichten, 1898; Wheeler B. I., D. and immortality, 1899; Quandt W., De Baccho ab Alexandri aetate in Asia Minore culto, 1913; Harrit I. R., Origin of the cult of D., 1915; Rohde, Psyche, 2 Bde, Tubingen, 925. И. Троцкий
Теософский словарь
    (Греч.) Демиург, который, подобно Озирису, был убит Титанами и расчленен на четырнадцать частей. Он был олицетворением Солнца или, как говорит автор "Great Dionysiak Myth": "Он есть Фанес, дух материальной видимости, великан-циклоп Вселенной с одним ярким солнечным глазом, мировая сила прорастания, все пропитывающий анимизм вещей, сын Семелы. ..." Дионис родился в Нисе или Нисси - так евреи называли Гору Синай ("Исход", XVII, 15), место рождения Озириса, что подозрительно идентифицирует их обоих с "Иеговой Нисси". (См. "Раз. Изида", II, 193, 605.)
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДИОНИС


будет выглядеть так: Что такое ДИОНИС