Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДЕМОСФЕН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Demosthenes)
        (около 384 до н. э., Аттика, — 322 до н. э., Калаврия), древнегреческий оратор и политический деятель. Родился в семье оружейного мастера. Изучив ораторское искусство, Д. стал логографом, т. е. составлял речи для других, преподавал риторику, сам принимал участие в судебных процессах, выступал в народном собрании. Сохранились приписываемые Д. 61 речь, 56 выступлений, 6 писем (из них около 20 речей и несколько писем ему, по-видимому, не принадлежат). В 351 Д. произнёс свою первую «Филиппику» — речь против македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского), в которой резко критиковал пассивную позицию Афин по отношению к захватнической политике Македонии, угрожавшей независимости греческих полисов. С этого времени Д. стал признанным вождём антимакедонской группировки Афин и др. полисов Греции. Став фактически руководителем Афин, он добился проведения закона о введении чрезвычайной государственной повинности — триерархии, т. е. снаряжения военного корабля — триеры отдельными гражданами и метеками (См. Метеки), и об использовании теорикона, так называемых зрелищных денег на военные цели; путём ряда военных союзов Д. добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов. После разгрома союзного войска при Херонее (См. Херонея) (338) Д. продолжал придерживаться осторожной, но последовательной антимакедонской позиции. В 323 (после смерти Александра Македонского) снова призвал к борьбе с Македонией. После нового поражения греков в Ламийской войне (323—322) Д., преследуемый врагами, отравился. Последовательная патриотическая позиция Д., непревзойдённое ораторское мастерство сделали его имя популярным. Его творчество явилось важным этапом в развитии мирового ораторского искусства.
         Изд.: Orationes, [v. 1—3], ed. С. Fuhr und J. Sykutris, Lpz., 1914—27; в рус. пер. — Речи, пер. с греч., предисл. С. И. Радцига, М., 1954.
         Лит.: Жебелев С. А., Демосфен, Берлин — П. — М., 1922; Cloche P., Demosthenes et la fin de la democratic athenienne, [2 ed.], P., 1957; Jaeger W., Demosthenes der Staatsmann und sein Werden, [B.], 1939; Mathieu G., Demosthfene, l'homme et l'oeuvre, P., [1948].
         И. В. Поздеева.
        Демосфен. Статуя работы Полиевкта. Около 280 до н. э. Римская копия. Новый корпус. Ватикан. Фрагмент.
Мультимедийная энциклопедия
(384-322 до н.э.), величайший оратор Афин и Древней Греции. Отец Демосфена, тоже Демосфен, умер, когда сыну было семь лет. В 20 лет Демосфену пришлось обратиться в суд, чтобы вернуть наследство, которым недобросовестно распорядились опекуны. В 350-х годах до н.э. Демосфен участвовал в качестве составителя речей в ряде процессов. Демосфен пропагандировал экономию и последовательную защиту национальных интересов во внешней политике. Он следовал традиционной афинской политике, которая стремилась, опираясь главным образом на морскую мощь, сохранить контроль над Геллеспонтом (совр. Дарданеллы) и Босфором и поддерживать повсюду в Греции антиспартанские (и антифиванские) настроения. С момента своего восшествия на престол в 359 до н.э. Филипп занял побережье Македонии, Фессалию и прибрежные области Фракии, лишив Афины областей, являвшихся источником их благосостояния на протяжении двух веков. В ряде страстных выступлений, знаменитых Филиппиках и Олинфских речах, Демосфен обличал и осуждал агрессивную политику Филиппа. 1-я Филиппика была произнесена в 352 (или в начале 351) до н.э. Тяжелая болезнь, перенесенная Филиппом во время его фракийской компании, дала Афинам краткую передышку, однако Демосфену не удалось убедить афинян в том, что им необходимо пресечь имперские устремления Филиппа. Когда в 349 до н.э. Филипп напал на Олинф (город в области Халкидика в северной части Эгейского моря), Демосфену стало ясно, что пришло время решительных действий. Настаивая на необходимости противостоять пагубной мощи Филиппа, он говорил, что Афины, поверь они в свои силы и в правоту своего дела, могли бы справиться с этой задачей. Однако для того, чтобы защитить Олинф, пришлось бы использовать все материальные и финансовые ресурсы города. Призыв Демосфена остался неуслышанным, и в 348 до н.э. Олинф пал. Видя слабость и изолированность Афин, Демосфен был готов согласиться на мир с Филиппом. Он вошел в состав афинского посольства в качестве десятого, младшего его члена, однако отказался поддержать договор в той форме, в которой его навязывал Филипп. Столь же неохотно принял Демосфен и общегреческий мирный договор, продиктованный Филиппом от имени совета амфиктионов (греческих государств, объединившихся вокруг Дельф), который контролировался Македонией. Демосфен делал все, что от него зависело, чтобы собрать силы для решительного военного противостояния Филиппу. У себя на родине он столкнулся с влиятельным противником в лице коллеги- оратора Эсхина, который сговорился с Филиппом и полагал дальнейшее сопротивление бессмысленным. Расхождение между двумя политиками и их идеологиями видно из их речей О предательском посольстве. Этими речами ораторы, взаимно обвинявшие друг друга, обменялись в ходе процесса об измене и подкупе, к которому Демосфен привлек Эсхина. Эсхин был оправдан небольшим большинством голосов, но стало очевидно, что политика Демосфена наконец обретает популярность. Конфликт между Демосфеном и его противниками возник, сколько можно судить, по принципиальным мотивам: для Демосфена Филипп был разрушителем старого порядка, а значит, несомненным злом; его оппоненты считали победу македонского царя делом решенным. Поначалу Демосфену удалось заручиться поддержкой в борьбе против Филиппа как у себя на родине, так и в других городах Греции и даже открыть военные действия против него на важном с экономической точки зрения Херсонесе (полуостров при входе в Геллеспонт). И Демосфен, и престарелый афинский оратор Исократ ратовали за панэллинизм, хотя и в разных формах. Демосфену он представлялся в форме свободного союза, направленного против македонского господства; Исократ мечтал о централизованном руководимом Филиппом государстве, способном справиться с Персией. 3-я Филиппика, произнесенная в 342 или 341 до н.э., является высшей точкой в развитии аттического красноречия и в то же время знаменует его завершение: это есть в полном смысле переход от слов к делу. В ближайшие несколько лет Демосфен разоблачал интриги Филиппа еще в нескольких чрезвычайно впечатляющих речах, достигающих кульминации в 4-й Филиппике (340 до н.э.). В 338 до н.э. Филипп одержал победу при Херонее над силами государств, группировавшихся вокруг Афин, к которым присоединились Фивы. Демосфен бежал с остатками разбитой армии и навлек на себя обвинение в трусости. Впрочем, судя по тому, что именно Демосфен был после этого организатором оборонительных мероприятий в Афинах на случай возможного подхода македонских войск и именно ему было поручено произнести речь в память о павших (не сохранилась), никто, кроме старинных недругов, не воспринимал это обвинение всерьез. В защиту своего достоинства как воина и политика он выступил впоследствии с наиболее прославленной из своих речей - О венке (330 до н.э.). Македонское владычество в Греции продолжалось и после убийства Филиппа в 336 до н.э., когда власть перешла к его сыну Александру. Возможно, на какое-то время в середине десятилетия Демосфен стал возлагать надежды на выступление греков против Македонии в союзе с Персией. В целом десятилетие прошло спокойно: Александр был занят на Востоке и о Греции думал мало. В 324 до н.э. македонянин Гарпал, которому Александр доверил вавилонскую добычу, бежал с сокровищами и обратился к Афинам с просьбой о предоставлении убежища. Хотя поначалу Демосфен возражал, Гарпала все же приняли, а позднее уже сам Демосфен отказался его выдать. Впоследствии против Демосфена было выдвинуто обвинение в получении от Гарпала взятки в 20 талантов. Суд признал оратора виновным и приговорил его к штрафу в 50 талантов. Поскольку Демосфен был не в состоянии уплатить такую сумму, его подвергли тюремному заключению, однако через несколько дней ему удалось бежать (очевидно, не без ведома властей), и он сразу же удалился в изгнание. Тем не менее уже в 323 до н.э., когда со смертью Александра надежды греков на свободу вновь ожили, афиняне призвали Демосфена и устроили ему по прибытии триумфальную встречу. Штраф было решено уплатить из казны в качестве приношения Зевсу. Однако радость была недолгой. В 322 до н.э. при Кранноне войска антимакедонской коалиции были разбиты Антипатром, который потребовал от Афин выдачи лидеров сопротивления, в том числе Демосфена. В Афинах Демосфену был вынесен смертный приговор. Он бежал на остров Калаврия и при появлении людей, посланных Антипатром, чтобы его схватить, покончил с собой, приняв яд. Сограждане постановили выбить на постаменте статуи Демосфена следующее двустишие, в котором почтили его должным образом. Будь у тебя, Демосфен, разуму равная сила, Воинству македонян Греции б не покорить. О венке. Речь Демосфена О венке была произнесена в защиту афинянина Ктесифона, которого Эсхин привлек в 336 до н.э. к суду за то, что тот якобы незаконно предложил почтить Демосфена золотым венком за заслуги перед отечеством. На деле же Эсхин, разумеется, нападал на самого Демосфена, так что оратору приходилось защищать самого себя и дело своей жизни, в свою очередь обвиняя Эсхина. Эта речь (являющаяся ответом на выступление Эсхина) превратилась в памятник, уникальный по историческому и биографическому значению. В то же время это шедевр отточенной аттической прозы и красноречивое свидетельство эллинского стремления к политической независимости. Демосфен понимал, что ему следует дать полный отчет о своей частной и общественной жизни, поэтому он представил широкую картину отношений Афин с Филиппом с момента Филократова мира (346 до н.э.) до битвы при Херонее. Он старается убедить слушателей, что не несет ответственности за этот договор, между тем как Эсхин находился на содержании вначале у Филиппа, а затем у Александра. Он убедительно опровергает один из пунктов обвинения, направленный уже против него лично: будто бы в своих поступках и выступлениях Демосфен не руководствовался исключительно благом Афин и Греции. Обобщая свое отношение к Филиппу, Демосфен заявляет, что он "увидел человека, порабощающего всех на свете, и выступил против него" и что его поступки были признаны всеми в качестве полезных и благих. Особой похвалы заслуживает проведенная Демосфеном подготовка Афин к решительному военному столкновению, когда он настоял на том, чтобы и богатые и бедные внесли свой вклад в защиту свободы Афин и Греции. Демосфен всецело берет на себя ответственность за решение принять битву при Херонее, но убежденно утверждает, что неповинен в поражении Афин, которым завершилась эта битва. И все же Демосфену кажется, что Афинам не следует сожалеть о своих действиях, ибо политика, которую они проводили, была честной и справедливой. Такая убежденность в нравственной правоте, несмотря на неудачу, пронизывает всю речь, придавая ей непреходящую ценность, что еще усиливается величественным, гладко текущим слогом. Неудивительно, что Демосфен выиграл дело и был оправдан, а Эсхин, поскольку не собрал даже 1/5 голосов присяжных, был вынужден с позором покинуть Афины. Сам Филипп в значительной мере обязан своей известностью речам своего великого противника Демосфена. ЛИТЕРАТУРА Плутарх. Демосфен. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 3. М., 1964 Демосфен. Речи, тт. 1-3. М., 1994
Современная Энциклопедия
ДЕМОСФЕН (около 384 - 322 до нашей эры), афинский оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Речи Демосфена против македонского царя Филиппа II - "филиппики". Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов. После подчинения Греции Македонией отравился.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ДЕМОСФЕН (ок. 384 — 12.10.322 до н.э.) — др.-греч. оратор, политич. деятель. Род. в Афинах в семье богатого оружейн. мастера. В 351 произнес первую речь против Филиппа Македонского (отсюда «Филиппики»), в к-рой резко критиковал пассивную позицию Афин по отношению к захватнич. политике Македонии. С этого времени он — признан. вождь антимакед. группировки Афин и др. полисов Греции. В своих речах требовал организации союза греч. госуд. и подготовки к войне с Филиппом. Победа Д., выступивш. с речью в защиту афин. стратега Диопифа, сделала его фактич. руководителем Афин (341). Д. проводит закон о триерар-хиях, важный для создания флота, и об использовании теорикона на воен. цели; путем ряда воен. союзов добивается создания антимакед. коалиции греч. полисов. После разгрома союзного войска при Херонее (338) продолжает придерживаться осторожной, но последоват. антимакед. позиции. В 324, привлеч. к суду в связи с делом казначея Гарпала, вынужден покинуть Афины. В 323, после смерти Александра Македонского, он торжественно возвратился в город и снова призвал к борьбе с Македонией. После нового пораж. греков в Ламийской войне (323 — 322 до н.э.) Д., преследуемый врагами, принял яд.
Словарь синонимов Абрамова
см. оратор
Античные писатели
    Демосфен, Demosthenes, 384-322 гг. до н. э., греческий оратор и политик. Причисленный к канону 10 ораторов, признанный самым выдающимся представителем греческой риторики, блистательным стилистом и великим политиком. Сын Демосфена, владельца оружейной мастерской. Лишившийся отца в возрасте 7 лет, лишенный также имения недобросовестными опекунами, он решил добиваться восстановления своих прав в суде и с этой целью упражнялся в красноречии у Изея. В возрасте 20 лет он начал процесс о возвращении имения и выиграл его, однако растраченного имущества не получил. В результате он стал логографом, составляя речи для клиентов - сначала для частных процессов, а затем также и для политических. Из-за изъянов произношения терпеливо работал над дикцией, упражнялся под руководством актера Сатира, зачитывался Изократом, Фукидидом и Платоном. Стал известен как оратор ок. 354 г., когда выступил с первой политической речью О податных округах (Peri symmorion), в которой призывал афинян к реформированию податной системы и расширении военного флота, необходимого для борьбы с грозящей экспансией Филиппа II, македонского правителя. Вскоре Д. становится предводителем антимакедонской партии и в своих знаменитых политических речах предупреждал афинян о захватнической политике Филиппа, призывал греков защищать свободу и демократический строй, боролся против олигархических промакедонских группировок, во главе которых среди прочих находился его главный противник Эсхин. Энергичная деятельность Д. привела в 340 г. к объединению греческих государств под предводительством Афин, а его самым значительным политическим достижением было склонение Фив к заключению союза с Афинами против Филиппа, который подкупом и посулами старался обеспечить дружбу фиванцев, учитывая стратегическое положение их страны. Сражение под Херонеей (338 г.) определило победу македонцев. В надгробной речи в честь павших в этом сражении Д. прославляет политику Афин, их неустанную борьбу за свободу и демократическое устройство, клеймит продажных политиков из промакедонского лагеря. После поражения Д. занялся внутренними делами Афин, в том числе состоянием восстановлением фортификации. В знак признания его заслуг Ктесифонт выступил с предложением о награждении Д. золотым венком. Этому воспротивился Эсхин, вменивший в вину Ктесифонту неправомочность предложения и при этом яростно нападал на Д. Д. ответил известной речью О венке, в которой, защищая Ктесифонта, предоставил отчет о своей жизни и противопоставил собственную деятельность в интересах государства промакедонской политике Эсхина и его стороников. Венок был ему присужден. Втянутый в дело Гарпала, казначея Александра Македонского, Д. вновь предстал перед судом в 324 г.и был обвинен в растрате 20 талантов, которые он должен был пустить на государственные нужды, и был наказан штрафом в 50 талантов. Поскольку он не мог их заплатить, то был заключен в тюрьму, откуда ему удалось сбежать. Он удалился на Эгину и триумфально вернулся в Афины после смерти Александра. Однако когда Афины потерпели поражение в так называемой ламийской войне, правитель Македонии Антипатр потребовал смерти Д. Пытаясь уйти от преследователей, оратор покончил с собой на острове Калавра в храме Посейдона. Под именем Д. сохранилась 61 политическая и судебная речь. Речи на частных процессах, подлинность которых большей частью находится под сомнением, интересны главным образом с точки зрения исследований права, изучения обычаев и исторических событий. Известность среди современников и потомков принесли Д. политические речи, а в особенности 3 Олинтийские речи (Olynthiakoi logoi I-III), 3 Филиппики (Kata Philippon), из которых третья имела две редакции, и речь О венке, или В защиту Ктесифонта (Hyper Ktesiphontos peri tu stephanu). В Олинтийских речахШ, созданный в 349-348 гг. Д. призывает прийти на помощь Олинту, которому угрожает вторжение Филиппа, клеймит бездействие и политическую недальновидность Афин, выступает за проведение податных реформ, и прежде всего за ликвидацию так называемого театрального фонда и направления всех бюджетных излишков на укрепление афинской армии и флота. Когда несмотря на троекратные выступления афинского флота Олинт пал, а Филипп, захватив южное побережье Херсонеса, Амфиполис, Пидну и Потидею, завладел затем Фокидой, для Д. стало ясно, что он стремится окружить Афины и завладеть всей Грецией. С предостережением против этой опасности Д. выступает в Филиппиках. Он детально анализирует политическое положение Афин, борется с пассивностью и упадком духа соотечественников и, предвидя прекрасное будущее своей страны, призывает всех греков сражаться за свободу. Он достигает вершин своего красноречия. Другие политические речи Д.: О положении на Херсонесе (Peri tu en Chersonesego), О превышении полномочий посла (Peri parapresbeias) - обвинение Эсхина в предательстве интересов Афин в ходе переговоров, связанных с так называемым Филократовым миро;. О податных округах (Peri symmorion), В защиту свободы родосцев (Peri tes Rhodion eleutherias); Против Аристократа (Kata Aristokratus). Речи Д. отличает тщательная продуманность как содержания, так и выражений. Д. считается наиболее выдающимся представителем так называемого возвышенного стиля, хотя он мастерски использовал также средний и простой стили. Он избегал украшений, но не отвергал необычных конструкций и анаколуфов. Использовал сильные, хотя и простые метафоры, а строй предложений служил ему для подчеркивания хода мысли. Форму он подчинял содержанию. Д. увлекал слушателей логикой аргументов, силой чувства, выразительностью произношения, а также специфической ритмикой прозы. Цицерон и Квинтилиан признавали его первейшим греческим оратором, он пользовался популярностью в Европе нового времени, а его речи неоднократно комментировались, им подражали, в частности, Боссюэ, Фенелон, Монтескье и Мирабо.
Лексикон прописных истин
Произносил речи не иначе как с камешком во рту.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДЕМОСФЕН


будет выглядеть так: Что такое ДЕМОСФЕН