|
|
|
|
|
ДАЙ ЧЖЭНЬ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(19.1.1723 — 1.7.1777)
китайский мыслитель с материалистической тенденцией, автор трудов по философии, математике, лингвистике и истории. В противовес Чжу Си, который, отождествляя категорию дао («путь») с ли («принципом»), ставил её над материальным началом — ци, Д. Ч. расшифровывал дао не как трансцендентный принцип, находящийся вне времени и пространства, а как ци; причём реальную субстанцию дао, по Д. Ч., составляют инь, ян (противоположные, находящиеся в борьбе силы) и пять первоэлементов. Для Д. Ч. характерен гуманистический подход к социальной проблематике. Полемизируя с представителями ортодоксального неоконфуцианства (См. Неоконфуцианство), настаивавшими на необходимости подавления человеческих желаний во имя выполнения долга (рассматривавшегося как социальный аспект «принципа» — ли), Д. Ч. говорил, что желания и эмоции следует не подавлять, а воспитывать с тем, чтобы сделать их основой лучших человеческих качеств.
Лит.: Хоу Вай-лу, Чжунго цзаоци цимэн сысян ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956; Радуль-3атуловский Я. Б., Дай Чжэнь — выдающийся китайский просветитель, «Вопросы философии», 1954, №4; Фишман О. Л., Китайский сатирический роман, М., 1966: Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953.
В. А. Рубин.
|
Мультимедийная энциклопедия |
Дай Дунъюань, Дай Шзньсю (1723-1777), китайский философ-неоконфуцианец,
лидер одного (Вань пай) из двух главных направлений "ханьского учения"
(хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и
географ). Родился 19 января 1723 в Сюнине провинции Аньхой. Происходил из
семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классической
литературы Сы ку цюань шу (Полное собрание всех книг по четырем разделам).
В 1775 за научные заслуги без экзаменов (которые шесть раз безуспешно
пытался сдать) получил высшую ученую степень - цзиньши и звание академика
Ханьлиньской академии. Умер 1 июля 1777 в Пекине. Развивал методологию
" доказательного исследования" (као цзюй), основывая
экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Дай Чжэнь излагал
собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской
классике, противопоставляя их искаженным, по его мнению, даосско-
буддийскими влияниями комментариям предшествовавших конфуцианцев (Чэн
- Чжу школы, Лу - Ван школы).
Главные философские сочинения Дай Чжэня - Значения слов "Мэн-цзы" в
комментариях и свидетельствах (Мэн-цзы цзы и шу чжэн) и Обращение к началу
добра (Юань шань).
Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэня - стремление к
гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной
и гармоничной целостности мира. Идущее от Си цы чжуани (комментирующая
часть Чжоу и) и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление
"надформенного" (син эр шан) дао "подформенным" (син яр ся) "орудиям"
(ци2) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие
состояний единой "пневмы" (ци1): с одной стороны, беспрестанно
изменяющейся, "порождающей порождения" (шэн шэн) по законам сил инь ян и
"пяти элементов" (у син1) и, с другой - уже оформившейся в множества
конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэнь обосновывал включение "пяти
элементов" в понятие "дао" определением последнего термина, имеющего
лексическое значение "путь, дорога", с помощью этимологического компонента
иероглифа "дао" - графического элемента (в другом написании -
самостоятельного иероглифа) "син3" ("движение", "действие", "поведение"),
входящего в словосочетание "у син1" (Мэн-цзы цзы и шу чжэн, цзюань 2).
" природа" (син1) каждой вещи, по Дай Чжэню,
"естественна" (цзы жань) и определяется "добром" (шань), которое
порождается "гуманностью" (жэнь2), упорядочивается "благопристойностью"
(ли2) и стабилизируется "должной справедливостью" (и1). Космологически
"добро" проявляется в виде дао, "благодати" ("добродетели"-дэ1) и
"принципов" (ли1), а антропологически - в виде "предопределения" (мин1),
" природы" и "способностей" (цай) (Юань дао, цзюань 1).
Дай Чжэнь выступал против канонизированного неоконфуцианством периода
правления династии Сун (960-1279) противопоставления "принципов"
"чувствам" (цин2) и "желаниям" (юй), утверждая, что "принципы" неотделимы
от "чувств" и "желаний".
"Принцип" - то неизменное, что специфично для "индивидуальной природы"
каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от
предшествовавших неоконфуцианцев Дай Чжэнь считал, что "принципы" в явном
виде не присутствуют в человеческой психике - "сердце" (синь1), а
выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по
Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти
различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет
эмпирико-аналитического подхода как в познании, так и в практике.
Малопопулярные в свое время труды Дай Чжэня вызвали к себе интерес в 20
в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части
китайской интеллигенции.
ЛИТЕРАТУРА
Радуль-Затуловский Я.Б. Дай Чжэнь - выдающийся китайский просветитель. -
Вопросы философии, 1954, № 4
Кобзев А.И. Китай. - В кн.: История политических и правовых учений XVII-
XVIII вв. М., 1989
История китайской философии. М., 1989
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Великие мыслители Востока. М., 1998 |
Философский энциклопедический словарь |
ДАЙ ЧЖЭНЬ (род. 19 янв. 1724, Сюнин, пров. Аньхой – ум. 1 июля 1777, Пекин) – кит. философ-материалист. Мир, в котором взаимодействуют два начала – идеальное Ли и материальное Ци, – по Дай Чжэню, находится в постоянном процессе развития, становления. Благодаря действию противоположных сил – положительного Ян и отрицательного Инь (см. ЯН и ИНЬ) – процесс движения в мире вечен и неотделим от природы, а явления подчинены естественной необходимости. Отрицал существование врожденного знания, которое предлагал подвергать опытной проверке. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
Дай Дунъюань (19.1.1724, Сю-нин, пров. Аньхой,— 1.7.1777, Пекин), кит. философматериалист периода Цин (1644—1911). Крупный учёный, занимался астрономией, математикой, историей, географией, лингвистикой. Автор или редактор ок. 50 соч., 35 из которых опубликованы u дошли до нас.
Как философ Д. Ч. возглавлял одну из двух группировок в течении, именуемом «Хань сюе» — букв, «учение периода Хань» (3 в. до н. э.— 3 в. н. э.), или «Цянь— Цзя сюепай» — «филос. школа периода правлений Цяньлуна и Цзя-цина» (1736—1820). Течение это возникло в 17 в. и приобрело популярность в 18 в. Оно провозгласило возврат к изучению конфуцианских классиков в редакция периода Хань (отсюда назв.), однако с учётом не только текстологич., но и историч., аст-рономич., математич., географич. проблем, н было направлено против сунского неоконфуцианства с его отвлечёнными рассуждениями. Д. Ч., в частности, отвергал идеалистич. трактовку неоконфуцианцами ли-за-кона как высшего начала, ниспосланного небом и предшествующего вещам: ли, по Д. Ч.,— это естественный и необходимый закон, порядок всех вещей и явлений, существующий в них самих, в материальных частицах ци, познаваемый путём анализа их мельчайших деталей. Ли находится также в чувствах и желаниях, поэтому их нельзя отбрасывать, подавлять или считать чем-то негативным, как полагали неоконфуцианцы; источником зла в человеке является лишь извращение чувств — эгоизм, пристрастие, обман. Космологич. построения Д. Ч. базировались на понятиях ци и дао — движения и изменения ци, приводящих к беспрерывному возникновению жизни. Сущностью дао являются космич. силы инь и ян и пять движущих начал (у-син); дао это также ци, которое не обрело ещё формы и материального содержания. Ци, обладающее данными атрибутами,— это вещь.
Д. Ч. был одним из составителей библиотеки «Сы Ку цюань шу» («Полное собрание книг по всем четырем разделам»).
Юань шань. Мэн-цзы цзы- и шу-чжэн («Об изначальной доброте человеческой натуры. Пояснения с доказательствами значений знаков в тексте «Мон-цзы»), Пекин, 1956.
Б у p о в В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976; Fang Chao-ying, Tai Chen, в сб.:
Eminent Chinese ot the Ch'ing period (1644—1912), ед. A. W. Hummel, v. 2, Wash., 1944, p. 695—700; Wing-tsit Chan, A Source Book in Chinese Philosophy, Princeton, 1963, p. 709—22. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ДАЙ ЧЖЭНЬ
будет выглядеть так: Что такое ДАЙ ЧЖЭНЬ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|