Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЦИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
        династия и феодальное государство на юге Китая в период Южных и Северных династий (4—6 вв.). Другое название — Нань Ци (Южное Ци). Существовали с 479 по 502. Основан Сяо Дао-чэном после узурпации им трона династии Сун (420—479). Столица — Цзянькан (современный Нанкин). В 502 правитель округа Юнчжоу Сяо Янь захватил престол и провозгласил династию Лян (502—557).
II
        древнекитайское царство периода Чуньцю и Чжаньго. Входило в число «5 гегемонов» (7—6 вв. до н. э.) и «7 сильнейших» (5—3 вв. до н. э.) царств, независимых от чжоуской монархии. Занимало большую часть современной провинции Шаньдун и частично территорию провинции Хэбэй. Столица Ц. — Инцю (современный Линьцзы в Шаньдуне). В 221 до н. э. было завоёвано царством Цинь.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЦИ — 1) Др.-кит. царство периода Чуньцю и Чжаньго. Входило в «число 5 гегемонов» (7 — 6 вв. до н.э.) и « 7 сильнейших» (5 — 3 вв. до н.э.) — царств, независимых от чжоуской монархии. Занимало б.ч. совр. пров. Шаньдун и частично терр. пров. Хэбэй. Столица Ц. — Инцю (совр. Линьцзы в Шаньдуне), крупный торг-ремесл. и культурный центр того времени. В 221 до н.э. было завоевано царством Цинь. 2) Династия и госуд. на Ю. Китая в период Юж. и Сев. династий (4 — 6 вв.). Др. назв. — Нань Ци (Юж. Ци). Существовали с 479 по 502. Основаны Сяо Даочэном после узурпации им трона династии Сун (420 — 479). Столица — Цзянькан (совр. Нанкин). В 502 отпрыск правящего дома Сяо Янь захватил престол и провозгл. династию Лян (502 — 557). 3) Династии и госуд. на С. Китая в 550 — 577.
Философский словарь
ЦИ, или ЮАНЬЦИ
, — осн. понятие кит. натурфилософии. Первоначальное значение — “воздух”, “пар”, “дыхание”. Имеет весьма широкое содержание — первоматерия, осн. материя природы, “жизненная сила” и т. д. Согласно древнейшим натурфилософским представлениям, мир образуется из Ц. — первоматерии, легкая и чистая часть к-рой поднимается вверх и создает небо, а тяжелая и мутная часть опускается и создает землю. Первая называется янци, вторая — иньци. Кроме того, существует также пять Ц., или пять первоэлементов — “стихий” природы: вода, огонь, дерево, металл, земля. Расцвет и гибель инь и ян и пяти “стихий” проходит в смене четырех времен года. Данная натурфилософская схема, в к-рой инь и ян и пять “стихий” выступают одновременно как полуфизические и полуметафизические понятия, оказала исключительное воздействие на развитие кит. философской мысли. Она широко использовалась даосизмом, конфуцианством и частично буддизмом.
Философский энциклопедический словарь
ЛИ и ЦИ – понятия в кит. философии. Если Ли означало принцип, порядок вещей, форму и истолковывалось как идеальное, духовное, нематериальное начало, то противоположное ему Ци – пар, дыхание, эфир, т.е. основа мира в виде мельчайших частиц, – как материальное начало. Частицы, находясь в постоянном движении, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и исчезновения вещей. Кроме того, Ци – это материальная сила, энергия, а также жизненная сила и в этом качестве участвует в процессе становления вещей и людей. В кит. философии Ли и Ци (принцип и материальная сила) выступали как два связанных друг с другом аспекта, как проявления единого пути. В конфуцианстве понятие Ли играло роль осн. этического принципа, регулирующего отношения между людьми в различных сферах жизни, нормы их поведения.
Философский энциклопедический словарь 2
        (кит., букв.— воздух, газ, пар, дыхание, эфир), одно из осн. понятий кит. философии. В общем плане означает материальную основу мира в виде мельчайших частиц, которые, находясь в постоянном дыхании, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и исчезновение вещей. Кроме того, Ц.— это материальная сила, энергия, либо жизненная сила, связанная с кровью и дыханием. В этом качестве Ц. участвует в процессе становления вещей и людей. Ц. появляется в «Сицы-чжуани» (см. «Ицзин»), занимает важное место в материалистич. концепции Ван Чуна, а также у Сюнъ-цзы. Иное понимание Ц. дало неоконфуцианство. Чжан Цзай отождествил Ц. в состоянии покоя с «великой пустотой», а в движении — с «великой гармонией», понятиями, развивающими концепцию «великого предела» (см. Тайцзи). Чэн Хао идентифицировал Ц. с природой (т. е. врождёнными качествами) и интегрировал Ц. и ли (принцип, духовное, или идеальное, начало): «Нет принципа вне материальной силы и нет материальной силы вне принципа». Его брат Чэн И развивал несколько иную концепцию, в которой принцип и материальная сила выступают как два аспекта, проявления единого «пути». Идею Ц. развивали и последующие мыслители (Ужу Си и др.) вплоть до 20 в.
        Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 128, 231—33, 295— 296; т. 2, М., 1973, с. 10—13, 31—32, 51—57, 157—58, 289, 294; Петров А. А., Ван Чун — др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954; Быков Ф. С., Зарождение обществ.политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 46—56; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 19722, с. 174—207; Феоктистов В. Ф., Филос. и обществ.-полит. взгляды Сюнь-цзы, М., 1976.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЦИ


будет выглядеть так: Что такое ЦИ