Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БУТРУ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Boutroux)
        Эмиль [28.7.1845, Монруж (Сена), — 22.11.1921, Париж], французский философ-идеалист, представитель Спиритуализма. Профессор Сорбонны, член Французской академии (1912). Б. выступил с критикой контовского Позитивизма и абсолютизации научных методов («О случайности законов природы», 1874, русский перевод, 1900); считал, что объективная закономерность оставляет также место случайности, источник которой тот же, что и у необходимости — творчество, божественное начало; свобода у Б. — «корень бытия». Таким образом, Б. выступал с позиций Индетерминизма. Б. определял религию как высшую ступень духовной свободы, выражение человеческого стремления выйти за пределы данного. Учение Б. оказывало влияние на А. Бергсона, М. Блонделя (См. Блондель), Л. Брюнсвика.
         Соч.: De l'idee de loinaturelle dans la science et la philosophic contemporaine, P., 1895; Pascal, 5ed., P., 1912; Etudes d'histoire de la philosophic, 5 ed., P., 1925: в рус. пер. — Наука и религия в современной философии, СПБ. 1910; 0б отношении философии к науке, в сборнике: Новые идеи в философии, сб. 1, СПБ, 1912.
         Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с.. 489—93: La Fontaine A. P., La philosophie de Boutroux, P., 1921; Crawford L. S., The philosophy of Emile Boutroux as representative of French idealism in the nineteenth century, N. Y., 1924.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Boutroux) Эмиль (28.7.1845, Монруж, близ Парижа,— 22.11.1921, Париж), франц. философидеалист. В центре внимания Б.— проблемы детерминизма и свободы, творчества и необходимости. Б. выступал против механицизма и механич. детерминизма при объяснении явлений жизни и психики, утверждая радикальный разрыв уровней бытия — материального, инстинктивного и мыслящего — и подчёркивая, что высшие формы жизни необъяснимы в терминах механистич. законов, управляющих материей. При этом Б. утверждал первичность духа и считал, что в основе биологич. эволюции лежит случайный с т. зр. законов материи свободный творч. акт, постоянно производящий что-то новое. Это новое нельзя охватить науч. законами, которые фиксируют постоянное, неизменное. Согласно Б., уровни бытия образуют иерархич. лестницу: от неодушевлённой материи до духовного совершенства бога. Бог в наибольшей степени способен к творчеству и свободе; наделён этой способностью и человек, хотя он может и утратить её из-за привычного следования рутине. И даже материальные объекты не полностью лишены духовного начала — у них есть тенденция к высшему. Необходимость и причинность в природе Б. подменял идеалистич. телеологией. Учеником Б. был Бергсон.
        De l'idee de loi naturelle dans la science et la Philosophie contemporaine, P., 1895; Science et religion dans la philosophic contemporaine, P., 1908; в рус. пер.— О случайности законен природы, М., 1900; Паскаль, СПБ, 1901; Вильям Джемс и религ. опыт, М., 1908; Наука и религия в совр. философии, СПБ, 1910.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БУТРУ


будет выглядеть так: Что такое БУТРУ