Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БУСЛАЕВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Буслаев (настоящая фамилия — Бутенко)
        Александр Николаевич [р. 29.3(11.4).1894, Миргород], советский цирковой артист, дрессировщик, народный артист РСФСР (1967). Член КПСС с 1943. В 1929 создал аттракцион «Полёт на санях из-под купола цирка» (совместно с И. Н. Бугримовой). С 1941 выступал с номером «Круг смелости», в котором сочетал фигурную езду на мотоциклах и дрессировку львов. Затем создал номер «Львы и лошади» соединив в одной клетке львов и лошадей. Награжден 3 орденами, а также медалями.
         Соч.: Записки укротителя львов, М., 1965.
II
Буслаев
        Василий, герой русских былин. См. Василий Буслаев.
III
Буслаев
        Федор Иванович [13(25).4.1818, Керенск, ныне с. Вадинск Пензенской области, — 31.7(12.8).1897, поселок Люблино Московской губернии, ныне в черте Москвы], русский филолог и искусствовед, академик Петербургской АН (1860). Окончил Московский университет (1838). Профессор Московского университета (1847). Труды Б. в области славяно-русского языкознания, древнерусской литературы, устного народного творчества и древнерусского изобразительного искусства в значительной мере сохранили своё научное значение. В исследованиях по русскому языку Б. выступил сторонником сравнительно-исторического метода. Он стремился установить связь истории языка с жизнью народа, с его нравами, обычаями, преданиями и верованиями («О преподавании отечественного языка», ч. 1—2, 1844, 2 изд., 1941; «О влиянии христианства на славянский язык. Опыт истории языка по Остромирову евангелию», 1848; «Историческая грамматика русского языка», ч. 1—2, 1863, 1-е изд. вышло под названием «Опыт исторической грамматики русского языка», ч. 1—2, 1858). Б. занимался также филологическим исследованием и изданием древних рукописей. Капитальный труд «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (т. 1—2, 1861) характеризуют Б. как наиболее последовательного представителя мифологической школы (См. Мифологическая школа) в русской науке. Б. связывает воедино язык, поэзию и мифологию, он рассматривает фольклор как безличное творчество народа, как «осколки древних мифов». Позже Б. примкнул к так называемой школе заимствования (см. Миграционная теория). В работе «Перехожие повести» (1874, опубликованные в сборнике «Мои досуги», 1886) Б. развивает и пропагандирует идеи немецкого учёного Т. Бенфея, приходит к выводу, что родиной европейского фольклора является Восток. Б. принадлежат заслуги в области сопоставления фактов устной поэзии с письменной, словесного искусства с изобразительным искусством, в частности с иконописью. Книга «Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX» (т. 1—2, 1884) доставила Б. мировую известность.
         Соч.: Соч., т. 1-3, СПБ — Л., 1908-30; Историческая грамматика русского языка, М., 1959.
         Лит.: Азадовский М. К., История русской фольклористики, М., 1958.
         О. А. Князевская, Э. В. Померанцева.
        Ф. И. Буслаев.
IV
Буслаев
        Юрий Александрович (р. 22.11.1929, Сызрань), советский химик-неорганик, член-корреспондент АН СССР (1968). Член КПСС с 1959. В 1952 окончил Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева; работает (с 1952) в институте общей и неорганической химии им. Н. С. Курнакова АН СССР. Основные научные работы посвящены химии переходных металлов, синтезу их комплексных соединений, кратным связям в неорганической химии, полимеризации неорганических соединений, получению новых классов тугоплавких веществ.
Современная Энциклопедия
БУСЛАЕВ Федор Иванович (1818 - 97), филолог и искусствовед. Труды в области славянского и русского языкознания, древнерусской литературы и фольклора, древнерусского изобразительного искусства. Представитель "мифологической школы" в русской науке, позже - школы заимствования (миграционная теория).
Ономастикон
Кому не известен былинный добрый молодец Васька Буслаев! Существует предположение, что Буслай вариант древнерусского имени Буслав, Богуслав. Однако в новейшее время буслай, вероятно, благодаря былинному герою, стало синонимом гуляки, разбитного человека. (Ф). В северно-русских говорах буслай - «грубый, невежественный человек, озорник» (Словарь русских народных говоров)
Русская цивилизация
Федор Иванович (13.04.1818-31.07.1897), историк русского языка, издатель древних рукописей. Много внимания уделял исследованию русского фольклора, памятников древнерусской литературы. Одним из первых поставил вопрос о необходимости изучать произведения древнерусской литературы в тесной связи с изобразительным искусством, обращал внимание не только на содержание памятника, но и на его эстетическую ценность, подчеркивая неразрывное единство языка, поэзии и мифологии. Результаты исследований Буслаева обобщены в «Исторических очерках русской народной словесности и искусства» (СПб., 1861).
Энциклопедия Отечеcтво
1.
БУСЛАЕВ Александр Николаевич (1894-1976), артист цирка, народный артист РСФСР (1963). Работал с И. Н. Бугримовой в воздушном аттракционе и как дрессировщик в аттракционе "Львы на мотоциклах" (1929-46), затем с женой Т. Н. Буслаевой в аттракционе "Львы на лошадях".
2.
БУСЛАЕВ Фёдор Иванович (1818-1897), филолог и искусствовед, палеограф, академик Петербургской АН (I860). Труды в области славянского и русского языкознания, древнерусской литературы и фольклора, древнерусского изобразительного искусства. Один из основателей эт-нолингвистики в России. Представитель логической школы в языкознании, мифологической школы, позже - школы заимствования (миграционная теория) в фольклористике. Исследовал и издавал древние рукописи.
3.
БУСЛАЕВ Юрий Александрович (род. 1929), химик-неорганик, академик РАН (1984). Труды по стереохимии комплексных соединений с кратной связью металл - лиганд. Государственные премии СССР (1976, 1986).
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(прил. к БУСЛАЙ) Слышен волховский звон И Буслаев разгул, Закружились под гул Волга, Каспий и Дон. Ес917 (I,276)
Литературная энциклопедия
Федор Иванович [1818–1897] — знаменитый исследователь в области русского яз., устной поэзии, старой письменности и древнерусского искусства. Родился в г. Керенске, Пензенской губ., где отец его служил в земском суде. В 1838 окончил словесный факультет Московского университета; с 1847 стал читать лекции в том же университете — сначала в качестве стороннего преподавателя, потом адъюнкта, т. е. помощника профессора [1848], и наконец ординарного профессора [1861–1881]; имел звание ординарного академика Российской академии наук [с 1881]. Б. выступил блестящим представителем историко-сравнительного метода, заимствованного русской наукой из Германии вместе с мифологической теорией, основоположником к-рой был Яков Гримм. В 40-х гг. вышли две работы Б.: «О преподавании отечественного яз.» [1844] и «О влиянии христианства на славянский яз.» [1848] (магистерская диссертация). В этих работах впервые были применены к русскому и славянскому яз. принципы и приемы сравнительного языкознания, выработанные на Западе гриммовской школой. Особенно важное значение имело второе из названных исследований, в к-ром на новом для науки материале — языке древнеславянского перевода свящ. писания — устанавливается тесная связь истории языка с жизнью народа — с его нравами и обычаями, преданиями и верованиями. Собственно русскому языку и его истории Б. посвятил большой труд — «Опыт исторической грамматики русского языка» (2 части, 1858), где собран богатый фактический материал и дано строго научное (для своего времени) истолкование его. В чисто грамматическом отношении много давала вторая часть исследования, где впервые был положен прочный фундамент для научного изучения синтаксического строя нашей речи. В связи с «Опытом» находится «Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языка» [1861], в к-рой дан целый ряд памятников древней письменности (многие напечатаны здесь впервые) с историко-литературными и грамматическими примечаниями. Этим самым книга выполняла одну из важнейших в то время научных задач — привести в известность рукописный материал. Такое же значение имеет и более ранний труд Б. «Палеографические и филологические материалы для истории письмен славянских» [1855]. Названные лингвистические и филологические работы Б. нашли непосредственное отражение в изданных им для школы учебных руководствах: «Учебник русской грамматики,
629 сближенной с церковно-славянской» [1869] и «Русская хрестоматия» [1870]. Важнейшие исследования Б. в области устной поэзии и древнерусской письменности (а также отчасти и по вопросам древнерусского искусства) собраны в трех больших его сборниках: «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (2 тома, 1861), «Народная поэзия» [1887] и «Мои досуги» [1886]. В своем исследовании памятников устно-народного творчества Б. обыкновенно стоял (особенно вначале) на почве мифологической теории, которая видела в этих памятниках древнеязыческую мифологию народа. Б. никогда однако не увлекался мифологическими толкованиями (нередко чисто фантастическими) в духе наших крайних «мифологов» — Афанасьева и Ор. Миллера. Рассматривая памятники народно-поэтической старины, Б. выделял в них, кроме первоначальных мифологических элементов, и более поздние — исторические, культурно-бытовые и книжные. Привлекая к исследованию устной поэзии и памятники древнерусской письменности, Б. указывал на постоянное взаимодействие народного творчества и литературы. В своей долголетней работе Буслаев постепенно отходит от мифологической школы и приближается к теории заимствования (главным представителем ее на Западе был Бенфей), к-рая изучала устно-поэтическую старину на почве международного лит-ого обмена, объясняя общие элементы в творчестве двух народов не происхождением их из одного корня (от одного народа-предка), а культурным общением между ними. По этому бенфеевскому пути вслед за Б. пошли другие наши исследователи, в том числе такой крупный ученый, как Александр Веселовский (см.). В области изучения древнерусской письменности Б. особенно много сделал по отношению к легендарно-апокрифической литературе и светской повести. При этом важно отметить, что его интересовали в нашей старой письменности главным образом поэтические произведения, а в прозаических — их художественные элементы. В результате исследования Б. нашей книжной старины явились две его большие работы (кроме отдельных статей в указанных выше трех сборниках, преимущественно в «Моих досугах»): «Общие понятия русской иконописи» [1866] и «Русский лицевой апокалипсис» [1884]. Здесь (в области древнерусского искусства) Б. был в сущности первым исследователем, к-рый не только поставил ряд важных проблем, но и указал конкретные пути и средства к их разрешению. Большой ученый, Б. был и превосходным стилистом; его работы написаны с тонким художественным проникновением в изучаемые памятники. Библиография: I. Б. Ф. И., Мои воспоминания, М., 1897. II. Миллер Вс., Памяти Ф. И. Б., «Отчет Московского университета» за 1897; Кирпичников А. И., Статья о Б. в «Критико-библиографическом словаре» С. А. Венгерова, т. V, СПБ., 1897; Памяти Ф. И. Б., сборник, изд. Учеб. отдела
630 общества распростран. технич. знаний, М., 1898; Айналов Д. В., Значение Ф. И. Б. в науке истории искусства, Каз., 1898; Редин Е. К., Обзор трудов Ф. И. Б. по истории и археологии искусства, Харьков, 1898. С. Шувалов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БУСЛАЕВ


будет выглядеть так: Что такое БУСЛАЕВ