Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БРАМАНТЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Bramante)
        [собственно Паскуччо д'Антонио (Pascuccio d'Antonio)] Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11.3.1514, Рим), итальянский архитектор эпохи Возрождения. Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны (См. Лаурана). До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Вначале выступал как живописец, что отразилось и в первой архитектурной работе Б. — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Б. использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор; там же Б. осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Б. создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом; цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Б. принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
         Переехав в 1499 в Рим, Б. занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество. Строг и величав завершенный Б. в 1499—1511 фасад дворца Канчеллерия; его внутреннему двору с 2 ярусами изящных аркад Б. придал лёгкость и пластичность. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Б. достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио; 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
         С 1503 Б. вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ; разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени. До конца жизни Б. проектировал и строил грандиозный собор св. Петра в Риме. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран.
         Творчество Б. — одна из вершин архитектуры Возрождения. Б. создал архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью, свободным, творческим применением классических форм.
         Лит.: Всеобщая история архитектуры в 12 томах т. 5, М.. 1967, с. 151—82; Forster O. H., Bramante, W. — Munh., [1956].
        Браманте. Двор Палаццо Канчеллерия в Риме. После 1499.
        Браманте. Двор церкви Сапта-Мария долла Паче в Риме. 1500—04.
        Браманте. Ниша двора Бельведера в Ватикане в Риме. 1503—45.
        Браманте. Храм Темпьетто в Риме. 1502.
        Браманте. Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане. 1479—83. Сакристия.
        Браманте. Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане. 1479—83. Капелла Снятия со креста.
        Браманте. Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане.1479—83. Интерьер.
        Браманте. Церковь Санта Мария делле Грацие в Милане. 1492—97. Восточный фасад.
        Браманте. Церковь Санта Мария делле Грацие в Милане. 1492—97. Средокрестие и хор.
         0297194148.tif
        Д. Браманте. План собора св. Петра в Риме. Между 1506—14.
Современная Энциклопедия
БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444 - 1514), итальянский архитектор. Представитель Высокого Возрождения. Создал гармоничные, цельные, смелые по пространственной композиции постройки (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане, 1479 - 83; дворцы Сан-Дамазо, около 1510, и Бельведера, 1503 - 05, проект собора Святого Петра, 1506 - 14; все - в Ватикане, в Риме).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БРАМАНТЕ


будет выглядеть так: Что такое БРАМАНТЕ