Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БОТЕВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Ботев
        Христо (6.1.1849, Калофер, — 1.6.1876), болгарский революционный деятель, поэт, публицист. Родился в семье болгарского просветителя Ботю Петкова. В 1863—66 жил в России, учился в гимназии в Одессе (1863—65), где сблизился с высланными участниками польского восстания 1863. На Б. оказали влияние идеи русских революционных демократов. В январе 1867 вернулся на родину, но был вынужден покинуть Болгарию из-за преследований турецких властей. Жил в Румынии; находился в центре болгарской революционной эмиграции. Сотрудничал в эмигрантских газетах «Барабан», «Дунайская заря» и др., сблизился с болгарским революционером В. Левским. В 1871 в Браиле начал издавать газету «Дума на българските емигранти». В 1872 в Бухаресте стал сотрудником Л. Каравелова по изданию газет «Свобода» и «Независимость» и принимал участие в деятельности Болгарского революционного центрального комитета, членом которого он стал в конце 1874. Б. приветствовал Парижскую Коммуну, положительно оценивал деятельность 1-го Интернационала, был знаком с «Коммунистическим манифестом» и «Капиталом» К. Маркса. В условиях турецкого военно-феодального господства в Болгарии, Б. выступал с революционно-демократической программой, утверждал, что национальное освобождение Болгарии связано с её социальным освобождением. Развивая идеи утопического социализма, Б. сближался с воззрениями русского народничества (надежда на крестьянскую общину, возможность избежать для Болгарии проникновения капиталистической цивилизации). В фельетонах и публицистических статьях Б. сатирически высмеивал обскурантов, выступал против болгарских либералов-реформистов, разоблачал реакционную роль церкви. Главные надежды Б. возлагал на революционное восстание. С 1875 возглавил болгарское революционное движение. После Апрельского восстания 1876 (См. Апрельское восстание 1876) против турецкого ига организовал отряд повстанцев и 17 мая (ст. ст.) 1876 высадился на болгарском берегу. Погиб в сражении с турецкими войсками на горе Вол. Б. — национальный герой болгарского народа. День его гибели объявлен днём национального траура и памяти героев, погибших в борьбе против национального угнетения и фашизма.
         Поэзия Б. проникнута глубоким лиризмом, высоким гражданским пафосом. Б. воспевает героя-борца, жертвенный революционный подвиг (стихи «Элегия», «Борьба» и др.), гайдуцкую борьбу против турок (поэма «Гайдуки» и др.). В творчестве Б. сочетаются реалистическая типизация с революционно-романтическими чертами, мотивами народного творчества. Б. — один из зачинателей болгарской литературной критики; его высказывания по вопросам эстетики, роли литературы и искусства способствовали утверждению реализма в болгарской литературе.
         Соч.: Съчинения, под ред. на Мих. Димитров, т. 1—3, С., 1949—50; в рус. пер.— Избранное, М., 1948; Публицистика, М., 1952.
         Лит.: Димитров Мих., Христо Ботев, Идеи, личност, творчеств, 2 изд., София, 1945; Державин Н. С., Христо Ботев поэт-революционер, М.—Л., 1948; Воробьев Л. В., Христо Ботев, М., 1953; Шептунов И. М., Христо Ботев, в кн.:: Очерки истории болгарской литературы XIX—XX вв., М., 1959; Державин К.Н., Христо Ботев (1848—1876), М., 1962; Зарев П., Христо Ботев, С., 1963; Таринска С., Прозата на Христо Ботев, С., 1966; Горов К. Ж., Социално-икономичеките възгляди на Христо Ботев, С., 1968.
         И. М. Шептунов.
        Х. Ботев.
II
Ботев (до 1950 — Юмрукчал)
        самая высокая вершина в хребте Стара-Планина в Болгарии. Высота 2376 м. Вершина плоская, покрыта лугами. Названа в честь болгарского революционера, поэта Х. Ботева.
Топонимический словарь
вершина, наиболее высокая (2376 м) в горах Стара-Планина; Болгария. Вершина Юмрукчал - 'кулак-гора' (болг. юмрук 'кулак', чал 'высокая горная вершина, поросшая травой', 'горное пастбище') в 1942 г. была переименована в Фердинандов-Врых (болг. еръх 'гора, вершина') в честь Фердинанда I Кобургского (1861 - 1948), который в 1908-1918 гг. был царем Болгарии. В 1946 г. вершине возвращено название Юмрукчал, но в 1950 г. она переименована в Ботев в ознаменование 100-летия рождения видного деятеля болг. нац.-освободитель-ного движения 60-70-х гг. XIX в. Хрис-то Ботева (1849-1876).
Литературная энциклопедия
Христо [1848–1876] — болгарский поэт, не оставивший большого лит-ого наследства за свою двадцатидевятилетнюю жизнь, но замечательный тем, что дал образец концентрированного воплощения революционной идеи в художественной форме. Его стихи, равно как и его жизнь, характеризуются гармоническим слиянием таланта к революционной работе с талантом художественного творчества. В силу этого небольшое число (около 20) уцелевших стихов Ботева оказало на развитие болгарской литературы огромное влияние. Стихи Б. пользовались большой популярностью среди болгарского крестьянства: они выражали его революционные настроения. Б. — сын народного учителя Ботю Петкова. Р. в местечке Калофере, успевшем откупиться от (экономического и национального) засилья и турок и греков. Б. Петков с энтузиазмом вел дело народного
572 просвещения; на сыне сказалось раннее увлечение отца русской лит-рой и освободительным движением. В 1863 Петков отправляет сына в одесскую гимназию, где он больше занимается чтением Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Писарева, чем уроками, а в свободное время ищет подпольных революционных связей. В апреле 1866, под впечатлением выстрела Каракозова, Б. бросает школу ради революции и уезжает из Одессы. После года скитаний, прибыв в Константинополь уже в качестве пропагандиста и агитатора, Б. печатает в журнале «Гайда» первое свое стихотворение «Моей матери», где яркая эмоциональная насыщенность соединяется с четкой идеей борьбы за свободу. В том же 1867 он становится редактором подпольного листка «Болгарин». Сильное влияние на Б. оказала встреча с Н. Нечаевым в 1868. Вступив в организацию «Молодая Болгария», Б. знакомится со взглядами Бакунина и с большим увлечением занимается вопросом о «панславянской революции». Рядовая революционная работа чередуется у него с лит-ой: он пишет статьи в «Будильнике». Ко времени сближения с Нечаевым относится знаменитое стихотворение Ботева «На прощанье»; замечательное по экспрессии и форме, оно выражает идею самоотречения революционного борца. Другое стихотворение «Он жив» воспевает погибшего борца Хаджи Димитру. Выражение идей Ботева мы видим в программе болгарского революционного меньшинства, стремившегося к социалистической революции: «мы причисляем болгарских буржуа к числу наших врагов и будем преследовать их всегда и везде». Свое убеждение, что в силу национального гнета болгарский народ является революционером, а в силу национального инстинкта — социалистом, Б. проводил в журнале «Дума» и в газете «Знамя». Рационализм и материализм Б. выражены в его стихотворении «Молитва». Около 1872 русские власти хлопотали об аресте Б., но Б., просидев 3 месяца в Фокшанской тюрьме в Румынии, был освобожден под денежное поручительство неизвестных болгар, раньше чем Россия сумела добиться его выдачи. Замечательна статья Б. этого времени о Парижской коммуне — «Смешной плач», где говорится о неизбежности коммунистической революции в Европе. В 1875 Б. нелегально выезжал в Россию для сбора денег на организацию революционных отрядов. По возвращении он стал во главе одного из этих революционных отрядов и в стычке с турецкой пехотой и черкесами был убит [1876] на горах у Коростенского моста. Сочинения его собраны и изданы лишь в 1907, но задолго до этого издания его песни о героях «хайдути», о свободе, о лесах и реках Болгарии ходили по рукам в тысяче списков и распевались четниками.
573 Библиография: I. Переводы стихотворений Б.: Кузминский К., Болгарский сборник, М., 1918. II. Волков Е., Х. Б. (На заре балканского революционного коммунизма), Истпарт, М. — П., 1923; Страшимиров, Х. Б. како поэтъ и журналистъ, 1897; Иконимов Д., Материалы о чете Х. Б., Никополь, 1901; Миролюбов, Художественните мотивы у Б., Сб. «Мисъль», I, София, 1920; Пенев Б., Х. Б., «Златорог», I, кн. 5, София. 1920. А. В.
Философский словарь
Христо (1849 — 76) — болгарский поэт и философ-материалист, один из вождей Апрельского национально-освободительного восстания (1876). В мировоззрении Б. тесно сливались революционный демократизм и утопический социализм. Большое влияние на формирование его взглядов оказали Герцен и Чернышевский. Горячий патриот и вождь крестьянской болгарской революции, Б. считал возможным создание социалистического строя в стране сразу же после ее освобождения от ига турецких феодалов и отечественных эксплуататоров, полагая,что социалистические начала присущи крестьянской общине. Под влиянием “Капитала” Маркса и рабочего движения на Западе Б. в последние годы жизни пришел к выводу, что творцом социализма будет пролетариат, однако под пролетариатом ошибочно понимал бедноту вообще. По своим философским взглядам Б. — материалист, развивавший нек-рые элементы диалектики, и атеист; в понимании общественных явлений был идеалистом; исторический процесс он рассматривал как результат совершенствования разума в ходе борьбы народных масс. В его поэтическом творчестве органически слиты реализм и революционная романтика.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БОТЕВ


будет выглядеть так: Что такое БОТЕВ