Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БОКЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Buckle)
        Генри Томас (24.11.1821, Ли, Кент, — 29.5.1862, Дамаск), английский историк и социолог-позитивист. Систематического образования не получил. Главный труд Б. — двухтомная «История цивилизации в Англии» (1857—61; русский перевод в «Отечественных записках», 1861, отд. изд., 1863—64). В этой работе Б. обращает внимание на изучение природной среды, движения населения, на распределение имуществ и рост просвещения. Б. связывал развитие сознания непосредственно с условиями географической среды, а накопление знаний считал причиной изменений в экономическом и политическом строе. В книге Б. заметно преклонение перед английским либерализмом, принципами фритреда (см. Фритредеры), государственного невмешательства в экономическую жизнь. Взгляды Б. проникнуты верой в безграничную силу разума и общественный прогресс, ненавистью к клерикализму, убеждением в возможности использования научных методов (особенно статистики) для познания законов истории. Эти черты мировоззрения Б. обеспечили ему популярность в кругах передовой интеллигенции России и ряда других стран.
         Лит.: Чернышевский Н. Г., Замечания на книгу Г. Т. Бокля «История цивилизации в Англии», Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953.
         Е. Б. Черняк.
1000 кратких биографических данных
(1821 - 1862) - английский историк, автор "Истории цивилизации Англии". Основная мысль этого труда заключается в том, что цивилизация является необходимым результатом закономерной цепи причин и что основным фактором общественного развития в странах умеренного климата, где человек не находится в рабстве у природы, является разум, т.-е. знание, наука, просвещение, тогда как в нецивилизованных странах общественная жизнь находится целиком во власти природы. Для установления законов исторического процесса необходимо поэтому изучить законы разума и природы.
Новый философский словарь
(Buckle)
Генри Томас (1821-1862) — британский мыслитель и историк. Испытал большое влияние идей Конта. Главное сочинение — незаконченная двухтомная "История цивилизации в Англии" (1857-1861). Предпринял попытку применить к истории закон причинности в духе материализма, отвергая соответствующие гипотезы о предопределении, сверхъестественных вмешательствах либо господстве случайностей и тем самым "поднять историю на один уровень с другими отраслями знания". Особое внимание обращал на статистически значимые составляющие в поведении больших масс людей. Установил, что "все должно быть результатом двоякого действия: действия внешних явлений на дух человека и духа человеческого на внешние явления". Разделял представления географического детерминизма, объясняя эволюцию народов влиянием ландшафта, климата, почвы, рациона питания и даже "общего вида природы". Различал ландшафты, способствующие развитию рассудка и логической деятельности (Европа), которые предзадавали подчинение природы человеку, и ландшафты, возбуждающие воображение (районы возникновения древнейших цивилизаций и пояс тропиков), которые способствовали процессу подчинения человека природе. Пищу Б. трактовал как вторичный фактор, зависящий от климата и почвы, при этом "почвой обусловливается вознаграждение, получаемое за данный итог труда, а климатом — энергия и постоянство самого труда". Главным фактором исторического развития считал умственный прогресс и накопление практических знаний и умений людей. "Умственный фактор" трактовал как "истинный двигатель" общественной эволюции, что "может быть доказано двумя различными путями: во-первых, тем, что если не нравственное начало движет цивилизацией, то остается приписать это действие одному умственному; а, во-вторых, тем, что умственное начало проявляет такую способность все обхватывать, которая совершенно достаточно объясняет необыкновенные успехи, сделанные Европой в продолжении нескольких столетий". Б. признавал важную роль безграничной "энергии человека" в сравнении с ограниченностью ресурсов природы. Прогрессиям и научная основательность Б. сделали его труды весьма популярными (но только кратковременно — лишь в третьей четверти 19 в.).
А.А. Грицанов
Философский словарь
Генри Томас (1821 — 62) — англ. историк и социолог-позитивист. Подвергая критике теологическую трактовку истории, Б. ставил своей задачей открыть закономерности исторического процесса и показать их действие на примере ряда стран. Вслед за Контом он считал гл. фактором исторического развития интеллектуальный прогресс и накопление практических знаний, отрицая наличие нравственного прогресса. Будучи представителем географического детерминизма, объяснял особенности исторического развития отдельных народов влиянием естественных факторов (ландшафта, почвы, климата, а также характера пищи). Соч. — “Истории цивилизации в Англии” (1857 — 61).
Философский энциклопедический словарь
БОКЛЬ (Buckle) Генри Томас (род. 24 нояб. 1821, Ли, Кент – ум. 29 мая 1862, Дамаск) – англ, историк. Сделал J попытку применить к истории закон причинности в духе материализма. Особенно большой успех имела его работа «History, of civilisation in England», 2 vol., 18571861 (рус. пер. «История цивилизации в Англии», 1861).
Философский энциклопедический словарь 2
        (Buckle) Генри Томас (24.11.1821, Ли, графство Кент,— 29.5.1862, Дамаск), англ. историк, представитель географической школы в социологии. Под влиянием позитивизма Канта взялся за создание многотомной естеств.-науч. истории человечества, из которой успел завершить лишь первые два тома — «Историю цивилизацип в Англии» (1857—61, рус. пер. 1863—64). С позиций механистич. детерминизма и эволюционизма, господствовавших в естествознании его эпохи, В. выступил против традиционных идеалистич. объяснений истории предопределением, сверхъестеств. вмешательством или случайным стечением обстоятельств. Согласно Б., развитие общества — столь же закономерный процесс, как и развитие природы, но лишь более сложный и многообразный. При этом Б. стремился вывести эмпирич. путём главные законы истории, настаивая на их универсальности, а познание статис-тич. закономерностей в поведении больших масс людей и преобладающей роли экономич. фактора противопоставлял коллекционированию биографий великих личностей и событий политич. жизни. Преувеличивая влияние география, условий (климата, рациона питания, плодородия почвы и ландшафта) как стимула обществ. развития, Б. вместе с тем подчёркивал, что достигнутый уровень экономич. благосостояния «зависит не от благости природы, а от энергии человека», которая безгранична в сравнении с ограниченностью и стабильностью естеств. ресурсов («История...», СПБ, 1895, с. 18), а также от соотношения сил между классами трудящихся и нетрудящихся. В интеллектуальном развитии человечества и в накоплении практич. знаний Б. усматривал решающий фактор поступат. движения истории, тогда как нравств. уровень общества считал неизменным. В политич. взглядах Б. разделял убеждения бурж. радикалов и пацифистов, выступал с яркими памфлетами в защиту эмансипации женщин, веротерпимости, естеств. равенства людей и улучшения жизненных условий трудящихся. Социологич. и политич. идеи Б. оказали большое влияние на передовую интеллигенцию 19 в. во мн. странах, в том числе на народников в России.
        в рус. пер.: Этюды, СПБ, 1867; Влияние женщин на успехи знания, СПБ, 1896».
        Чернышевский Н. Г., Замечания на книгу Г. Т. Б. «История цивилизации в Англии», ПСС, т. 16, М., 1953, с. 535 — 635; Соловьев ?. ?., Б., его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1895; История бурж. социологии 19 — нач. 20 в., М., 1979, гл. 4, § 3.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БОКЛЬ


будет выглядеть так: Что такое БОКЛЬ