Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БОЭЦИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Boetius или Boethius)
        Аниций Манлий Северин (около 480, Рим, — 524, Павия), римский философ и государственый деятель. Сенатор, одно время приближённый остготского короля Теодориха. По обвинению в тайных связях с Византией заключён в тюрьму, где в ожидании казни писал своё главное сочинение «Утешение философское» (1474, рус. пер. 1794). Основные идеи этого трактата, имеющего форму диалога между автором и олицетворённой философией, — ничтожество земных благ, преимущества душевного спокойствия и чистой совести. Влияние Б. на духовную жизнь раннего средневековья определялось его переводами на латинский язык логического сочинения Аристотеля («Категории» и «Об истолковании») и «Введения» Порфирия (к «Категориям» Аристотеля), переводами «Арифметики» Никомаха, «Начал» Евклида, а также трактатом «О музыке». Идеи христианства эклектически переплетаются у Б. с учениями различных школ позднеантичной философии (кроме Аристотеля — неоплатонизма и стоицизма).
         Соч.: Opera omnia, t. 1—2, P., 1860 (Patrologiae latina, t. 63—64), в рус. пер.—Наставление к музыке, в кн.: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, М., 1966.
         Лит.: История римской литературы, М., 1954; Кольман Э., История математики в древности, М., 1961; Steward Н. Е., Boetius, Edin.—L., 1891.
         В. В. Соколов.
Современная Энциклопедия
БОЭЦИЙ (Boetius, Boethius) Аниций Манлий Северин (около 480 - 524), римский христианский философ и государственный деятель. Приближенный короля остготов Теодориха; обвинен в заговоре против него; в ожидании казни написал главное сочинение "Утешение философское", оказавшее влияние на европейскую литературу. Перевел на латинский язык логические сочинения Аристотеля и Порфирия, "Начала" Евклида.
Мультимедийная энциклопедия
АНИЦИЙ МАНЛИЙ СЕВЕРИН (Boethius, Anicius Manlius Severinus) (ок. 480-524), римский философ и государственный деятель. Родился в Риме в знатной семье; его отец был консулом 487. После смерти отца был усыновлен Квинтом Аврелием Симмахом, на дочери которого Рустициане впоследствии женился. В 510 стал консулом при короле остготов Теодорихе. Боэция обвинили в попытке свергнуть Теодориха и в изменнической переписке с византийским императором Юстинианом, противником арианства, которого придерживался Теодорих. В результате Боэций был брошен в темницу в Тицине (ныне Павия), подвергнут пыткам и казнен (в 524). Боэция отличали обширные познания и усердие. Он стремился сделать доступными сочинения Платона и Аристотеля, а также истолковать и примирить между собой учения этих философов. Боэций перевел сочинения греческого философа-неоплатоника Порфирия, написал комментарий к Топике Цицерона и оставил ряд собственных сочинений, где рассматривались вопросы логики, математики и музыки. Кроме того, Боэцию принадлежит пять богословских Трактатов, посвященных Троице и христианской вере. В них он проводил строгое различие между верой и разумом, утверждая, что разум должен лишь подкреплять веру. Славу Боэцию принесло его сочинение Утешение философией (De consolatione philosophiae), написанное им перед смертью в темнице. Хотя в этом сочинении Боэций и не выказывает враждебного отношения к вере, однако утешения и понимания он ищет не в ней, а исключительно в разуме. Книга открывается описанием видения, в котором Боэцию предстает Философия в облике прекрасной женщины, обращающейся к нему со словами утешения. Она рекомендует ему лучше узнать самого себя, пренебречь своими несчастьями и вспомнить о своих удачах. Она указывает ему на то, что безумие - стремиться к высоким должностям, служить царям и искать телесных наслаждений, и советует научиться отличать истинное благо от кажущегося. Здесь же рассматриваются причины существования зла, превратности судьбы и вопрос о соотношении свободы воли и божественного предопределения. Боэция нередко называют последним римлянином и первым схоластом. Он был христианином и задолго до Фомы Аквинского пытался примирить платонизм и аристотелизм с христианским вероучением. Этими трудами Боэций оказал глубокое влияние на богословскую мысль последующих веков, познакомив средневековых схоластов с аристотелевскими идеями, аристотелевскими методами обоснования веры и аристотелевской классификацией наук. В Средние века Утешение философией, пользовавшееся огромной популярностью, было переведено на англо-саксонский язык королем Альфредом Великим (849-899), а затем на английский - Дж.Чосером (ок. 1340-1400). ЛИТЕРАТУРА Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М., 1996
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    БОЭЦИЙ, Аниций (480 — 524) — рим. философ-неоплатоник, автор трудов по математике, теории музыки и др., гос. деятель эпохи господства остготов в Италии. Философское образование Б. получил в Афинах. Б. был одним из представителей рим. землевладельч. знати, поступивших на службу к остготск. королю Теодориху.
Античные писатели
    Боэций, Анций Манлий Торкват Северин , Boethius, Ancicius Manlius Torquatus Severinus, ок. 475-524 гг. н. э., римский философ и государственный деятель. Родился в Риме в аристократической семье, которая в период Империи достигла невиданного богатства и влияния. После смерти отца Б. был принят в дом состоятельного родственника Меммия Симмаха, на дочери которого впоследствии женился. Б. не стоял в стороне от политической жизни. После завоевания Италии королем остготов Теодорихом Великим (493 г.) Б. вместе с другими патрициями предложил ему свои услуги. Будучи вскоре удостоен доверия короля, он был назначен сенатором, патрицием и консулом (510 г.), несколько позднее получил звание magister officiorum (организатор всех государственных и придворных церемоний), благодаря чему вошел в ближайшее окружение короля. Это высшее отличие римлянина в государстве остготов стало для Б. началом катастрофы. Как римлянин он употребил свое влияние для защиты интересов римских граждан от злоупотреблений остготских чиновников. Обвиненный в измене, после двух лет пребывания в заключении в Павии, где он написал свое наиболее известное произведение Об утешении философией (De consolatione philosophiae), Б. был казнен в 524 г. Б. в равной степени свободно владел латинским и греческим. Он перевел на латинский язык произведения Аристотеля, которые попутно комментировал (сохранился перевод Категорий и О выражении мыслей с комментариями), а также Isagoge Порфирия. Составил комментарий к Цицерону (фр.). Из собственных произведений Б. сохранились два из четырех учебников для школ Об изучении арифметики (De institutione arithmetica) в 2 книгах и Об обучении музыке (De institutione musica) в 5 книгах (погибли два пособия по геометрии и астрономии). Из сочинений Б. о логике до нас дошли Введение в категорические силлогизмы, О гипотетических силлогизмах, О разделении, О различии выводов на основании общеизвестных суждений. Основным произведением Б., которое многократно переводилось на все европейские языки, является Об утешении философией в 5 книгах. Произведение представляет собой диалог (проза с 39 стихотворными вставками) узника с Госпожой Философией, которая утешает его в несчастье. Здесь смешиваются основы стоической философии с философией христианской и неоплатонической. Окончательно подтверждено, что Б. был также автором теологических трактатов Каким образом Троица является единым Богом, а не тремя; О католической вере и др. Б. заслуженно называли последним римлянином и вместе с тем первым схоластиком. Он оказал значительное влияние на развитие средневековой науки и схоластической философии. Латинский Запад благодаря его переводам познакомился с трудами Аристотеля, которые породили среди средневековых ученых спор об универсалиях, сыгравший столь важную роль в схоластике. Б. упорно добивался в своих переводах с греческого точности и однозначности терминов, равно как правильности выражения мыслей.
Литературная энциклопедия
Аниций Манлий Торкват Северин [Boethius, прибл. 475–526] — римский писатель, философ и ученый. Пользовался особенной популярностью в средние века, когда его произведение — в особенности привлекавшее внимание своим аллегорическим обрамлением — «De consolatione philosophiae» (Об утешении философией) перелагалось в прозе и стихах почти на все народные яз. Зап. Европы. Одно из последних изданий — Lpz., 1871. Его жизнеописанию посвящен один из древнейших памятников романских лит-р «Б.» (см. «Провансальская литература»). Библиография: Borgstedt K. F., De vita et scriptis B., 1842.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Боэций: последний из римлян и первый из схоластов
    В "Готской войне" византийский историк Прокопий Кесарийский рассказывает: "Симмах и Боэций, его зять, оба люди античной стати, среди наиболее авторитетных римских сенаторов были отмечены особым благородством. Результаты философских исследований они искусно применяли для нахождения справедливых решений... как в отношении сограждан, так и инородцев; посему снискали не только признание достойных, но и зависть ничтожеств, всегда готовых к измене. Теодорих, поверив клевете на них, осудил сенаторов к смертной казни за участие в в подготовке мятежа, конфисковав их имущество". В действительности процесс Боэция был не просто местью личного характера, но кульминацией политического противостояния, знаком радикального изменения методов правления Теодориха.
    Северин Боэций родился в Риме около 480 г. Еще юношей он женился на дочери Симмаха; консулом стал в 510 г. В 522—523 гг. он исполнял обязанности начальника канцелярии при дворе Теодориха. Зимой 524 г. он был осужден и затем казнен за действия "в ущерб императорской власти".
    Мартин Грабман назвал Боэция "последним из римлян и первым из схоластов", Э.Рэнд увидел в нем основателя Средневековья. И в самом деле, Боэций сознавал свою миссию в том, чтобы открыть греческую культуру латинянам. Благодаря ему осуществилась передача традиционного наследия средневековой культуре, была обеспеченаприемственность интеллектуальной жизни.
    В одном из писем Симмаху Боэций пишет о необходимости удерживать в поле зрения все науки, приготовляющие к философии: арифметику, музыку, геометрию, астрономию. Он сам намеревался перевести на латинский язык все сочинения Аристотеля с комментариями по логике, морали и физике, а также сочинения Платона с тем, чтобы показать согласие и гармонию между двумя гениями. Но по причине преждевременной смерти Боэцию не удалось завершить свой проект. Тем не менее, он подготовил новый перевод и комментарий к "Исагога" Порфирия, перевод "Категорий" Аристотеля, его же "Об истолковании" с двумя комментариями, один в двух, другой — в 6 книгах, "Аналитику", "Топику".Эти тексты вплоть до XIII века были едва ли не единственным источником изучения Аристотеля.
Боэций и "логический квадрат оппозиций"
    Проблема универсалий вошла в схоластику именно через Боэция. Комментируя Порфирия, он столкнулся с тремя вопросами: 1) универсалии, т.е. роды и виды: животное, человек, существуют или нет? 2) Насколько они телесны? 3) Если они бестелесны, то едины ли с чувственным? И хотя Порфирий поставил эти вопросы, ответов на них не дал. Это сделал Боэций в фарватере, проложенном Александром Афродисийским; его решение позднее было названо умеренным реализмом. Универсалии существуют только в коллективе, в этом смысле они бестелесны. В реальности нет человека вообще, зато существуют отдельные индивиды. Если абстрагироваться от них как от отдельных существ, выделяя характерные черты вида или рода, то можно получить универсалии.
    Апулей, латинский поэт, автор "Золотого осла", также писал на философские темы. В третьей книге "Об учении Платона" Боэций пишет о соотношении четырех классических пропозиций и их разделении по количеству: в модусе субъекта — на универсальные, партикулярные (особенности), единичные и неопределенные. Некая пропозиция (предложение, утверждение) универсальна, когда предикат приписывается (или отрицается) всем единицам, поименованным в субъекте: например, "каждый человек (или никто из людей) — философ". "Иван — философ", "Луций не философ" — примеры единичной пропозиции. "Некоторые из людей — философы" — пример партикулярной пропозиции. Неопределенной пропозицией будет та, где не уточняется, к какому множеству индивидов относится субъект, например, "поезд едет". Итак, Боэций вновь обращается к Апулею и его логическому квадрату, дополнив который, он способствовал вхождению его в обиход средневековой эпохи. Он говорит о пропозициях контрарных, контрадикторных, субконтрарных и подчиненных, используя термины, ставшие потом классическими, субъект, предикат, возможный.
Средневековое истолкование квадрата оппозиций
    В "суммулах" логики эти четыре пропозиции выглядели так: А — универсальная утвердительная, E — универсальная негативная, I — утвердительная особенная, О — негативная особенная.
    Это были своего рода мнемотехнические упражнения (тренинг памяти) в рамках логической дидактики. Классический квадрат оппозиций представлял собой комбинацию четырех упомянутых букв, наподобие имен: Е, 0—nEgO, т.е. отрицаю; А,1 — от Adflrmo, утверждаю. Это значит, что из А и E одна из пропозиций истинна, другая — ложна, обе не могут быть истинными, но могут быть обе ложными. А,О и Е,I не могут быть вместе ни истинными, ни ложными, либо одна комбинация истинна, либо — другая.
    1) Если А истинно, то E и О ложны, I — верно.
    2) Если E истинно, то А и I ложны, О — верно.
    3) Если I истинно, то E — ложно, А и О неопределенны.
    4) Если О истинно, то А — ложно, E и I неопределенны.
    5) Если А ложно, то О — верно, E и I неопределенны.
    6) Если E ложно, то I — верно, А и О неопределенны.
    7) Если I ложно, то А — ложно, E и О — верны.
    8) Если О ложно, то А — верно, I — верно, E — ложно.
    Некоторые непосредственные выводы мы получаем путем конверсии, обверсии, контрапозиции. Конверсия получается путем обмена позициями терминов субъекта и предиката некоего предложения. Такова конверсия к E и I; О и А не имеют конверсии. Например, "все со6аки суть животные" имеет конверсию: "некоторые животные — собаки". Обверсия имеет место, если термин-субъект и количественный момент пропозиции остаются неизменными, но происходит замена качественная, когда термин-предикат замещается своим дополнением (некий класс — это собрание объектов, объединенных общей дефинитивной характеристикой. Класс-заместитель — собрание объектов, которые не принадлежат к первоначальному классу). Так, класс "человек" — это класс всех единиц, которые одновременно и животные, и разумные; класс-заместитель — "не человек", где все единицы не имеют свойства быть разумными животными -книги,дороги и пр. Обверсия имеет место во всех четырех пропозициячх.Контрапозиция имеет место в категорической пропозиции,где термин-субьект замещен дополнением своего термина-предиката и наоборот. Она значима для А и О,но не для I.Е имеет только акциденцию.
Гипотетические пропозиции и гипотетические силлогизмы
    Боэций в работе "О гипотетическом силлогизме",по-видимому,испытал немалое влияние со стороны стоиков(пример:"если есть день,то есть свет"),хотя очевидны аристотелевские корни его мысли.По Боэцию,гипотетические предложения-более общие,чем категорические;последние можно выразить через гипотетические, но наоборот- нельзя.Боэций выделяет два типа гипотетических пропозиций- акцидентальные,когда следствие связано с посылкой случайным образом, и необходимые,где вывод следует из естества посылки.Так,пример "если огонь горяч,то небо округло" принадлежит к первому типу, ибо нет естественной связи,а лишь совпадение.Утверждение,что "cum Homo sit,animal est","раз есть человек,есть и животное"-второго типа.Заметим в скобках,что Дж.Кларк,современный логик,увидел в этом раздичении Боэция несовпадение между импликациями материальной и формальной.Ясно,что с этого момента берут свое начало средневековые спекуляции по типологии импликаций.Боэций составил своеобразный инвентарий форм гипотетических силлогизмов:
    1) Если А,то есть В, А дано, следовательно,есть В.
    2) Если есть А,то есть В; В нет;следовательно, нет А.
    3) Если есть А,то есть В,и, если есть В, должно быть С,тогда: если есть А, должно быть С.
    4) Если есть А,то есть В,то должно быть и С;но С нет,следовательно,нет и А.
    5) Если есть А,то есть В;если нет А,есть С,тогда говорю:если В нет, то есть С.
    6) Если есть А,то есть В;если нет А,то нет С,тогда говорю:если В есть, С нет.
    7) Если есть В, есть А; если есть С, нет А; тогда предполагается:если есть В, необходимо, чтобы С не было.
    8) Если есть В, есть А; если нет С, нет А, следовательно говорю:если есть В, будет С.
    9) Если есть или А, или Б, то в случае, если есть А, то Б не будет,если А нет, то будет Б: если Б нет, то будет А; если есть Б, не будет А.
    10) Если или нет А, или нет Б, то несомненно, что если есть А, то Б не может быть никогда.
    Как видим, мысль Боэция здесь скорее утонченна, чем оригинальна: на базе античной логики он разработал логику средневековую.
"Утешение философией"; Бог — это само счастье
    Речь пойдет о самой знаменитой работе Боэция. Стихами и прозой она написана в тюрьме и замечательна своим влиянием на духовный климат Средневековья. Все старинные каталоги свидетельствуют о присутствии "Утешения" в крупных и провинциальных библиотеках, особенно широкое распространение оно получило в XII и XIII веках.
    Замкнутый в тюремной камере, Боэций стенает в отчаянии, как вдруг пред очи ясные его предстала "некая восхитительная женщина, своим взглядом пронзая все вокруг". Боэций, вокруг которого были лишь физиономии беспутных женщин, ("они не только не могли избавиться от своих недугов, но своим ядом лишь их усиливали"), тут же признал в своем чудном видении "кормилицу", в доме которой он пребывал с отрочества: то была философия. "Могла ли я, — говорит она Боэцию, — тебя покинуть, питомец мой, не разделить с тобой это тяжкое бремя, которое ты вынужден нести ради сострадания к невиновным..." Философия напоминает Боэцию о несправедливостях, жертвами которых стали Анаксагор, Сократ, Зенон, Сенека и многие другие. А значит, нет причины возмущаться, что все мы брошены в пучину морскую жизненных бед на волю стихии будущего с того самого момента, когда наибольшим нашим уделом стала скорбь по предавшим душу свою. Боэций ответствует своей Даме, что он пытался лишь защищать право человека от мародеров и злопыхателей, и все же фортуна отвернулась от него, неправедно обвиненного и осужденного. "Светлая и ясная справедливость спряталась в тенетах безмолвия и не спешит с законным воздаянием, карающим лицемеров".
    Тревогу Боэция отводит она же, Философия, давая ему понять, что судьба в его руках, что править миром доверено не случаю слепому, но божественному разуму, а потому нет оснований для страха. Затем, во второй книге "Утешения" премудрая Дама учит смирению перед лицом превратностей судьбы, всевластной над жизнью людей. И чем ласковее судьба, тем опаснее, тем яснее, что в действительности дело обстоит наоборот, ибо именно так она заслоняет от них то, что является подлинным счастьем. От этих идей, типичных для здравого смысла, Философия переходит к более эффективному курсу терапии зла, досаждающего нашему узнику. Так в чем же благо? Его нет ни в почестях, ни в славе, ни в богатстве, ни в наслаждениях, ни в силе власти. В самом деле, ты хотел бы скопить много денег? Но тогда ты должен отнять их у тех, кто их имеет. Ты бы хотел быть при многих солидных должностях? Тогда тебе придется пойти на унижения пред теми, кто тебе все это может дать, затем ты будешь жаждать взлететь выше тех, кто при почестях, а пока клянчишь чего-то, ты уже обесчещен. Вожделеешь власти? Значит ты подставлен изменам подчиненных тебе и разрушительным последствиям опасностей. Стремишься к славе? Тогда средь терний и преград не уберечь тебе спокойствия. Тебя прельщает жизнь среди услад чревоугодных? Но кто же не отвернется от тебя с отвращением, ведь нет ничего более унизительного, чем быть рабом своей плоти, слабой и уязвимой. Значит, нечего и думать искать счастья среди земного. Но есть же блаженство, ибо блага несовершенные таковы, лишь поскольку они участвуют в совершенном. Значит, следует признать, что "Бог — это само счастье, как высшее счастье — это Бог".
Проблема зла и вопрос свободы
    Теперь мы перед лицом типично неоплатонической проблемы, которую Боэций обсуждает в третьей книге "Утешения". Если мир управляем Богом, то почему существует зло? Почему порочные люди уходят от наказания? Ответ Философии прост: "Вспыхнешь алчной завистью к мародерам и стяжателям чужого богатства, не заметишь, как уподобишься волку лютому. Настроишь язык свой на желчный манер, нападая на всех без разбору и пощады, — встанешь рядом с цепной собакой. Вероломный мошенник сыт бывает лишь своими надувательствами и удавшимися грабежами: у него все ужимки старой лисы. Поддайся необузданной ярости до потери самообладания: скажут про тебя — инстинкты льва дикого. Покажешь страх перед чем-то безобидным: тебя будут считать пугливым оленем... бесконечная нерешительность — признак ослиного существования. Меняешь вечно свои пристрастия: в своем непостоянстве ничем не разнишься от стрекоз. Лезешь сам и толкаешь других в помойку похотей: уже никто не отличит тебя от грязной свиньи". Попрана честь: человек, утратив облик человека, превратился в бестию. И все же, говорит Боэций, все перевернуто: порядочные люди под прессом наказаний, назначенных преступникам, зато порочные души снискивают признание, достойное лишь добродетели. Где же смысл такого смещения ценностей? Но Философия не согласна: нет ничего удивительного, если понять, наконец, принцип, регулирующий любую активность. Этот принцип — не случай, но Провидение, т.е. тот же божественный разум, покоящийся на вершине бытия, он управляет всем. Изменчивым миром вещей, напротив, управляет Фатум, посредством которого Провидение удерживает всякое существо на своем месте. Люди не понимают этого порядка, поэтому им все представляется вывернутым и извращенным. Все сориентировано к благу, ничто не сотворено ко злу, и даже злодеи в действительности ищут блага, хотя и ошибочным образом, потеряв ориентиры, где верх, где низ. А если кто и в состоянии отличить добрых от недобрых, то надобно для этого проникнуть вглубь души, в ее интимное строение. А если все так, если Провидение управляет миром, то где же свобода человека? Ответ мы находим в пятой книге "Утешения": божественное познание схватывает суть всех событий одномоментно — и тех, что были, и тех, что будут. "Если бы ты захотел оценить точный смысл Провидения, коим владеет оно относительно всех вещей, то необходимо понять, что речь не идет о пред-знании чего-то, спроектированного будущего, но о знании настоящего, которое никогда не прейдет. Потому и именуется оно не предвидением, но провидением... Отчего же ты видишь необходимое как освещенное божественным светом? Может, и вправду, твой взгляд делает необходимым все, что ты видишь присутствующим?". Итак, в Боге события будущего присутствуют, и они даны так, как они случаются, поэтому те из них, которые зависят от свободной воли, присутствуют как возможность.
Боэций о вере и разуме
    "Утешение" представляется поначалу сугубо мирским произведением, вне христианских акцентов, без отсылок к тайнам христианства. Возможно, это проистекает из-за резкого водораздела, установленного Боэцием между научными аспектами и теологией. Однако христианский мотив прослушивается достаточно ясно и глубоко. Ведь поэзия не пользуется историческим методом. Уже Аристотель учил видеть и понимать все существенные различия между дисциплинами. Вместе с тем, из всей философской традиции Боэций выбирает лишь понятия, способные выразить силовые линии духовного опыта и христианской этики.
    Подобно святому Фоме, Боэций подчиняется законам литературного жанра, и его вдохновение напрямую связано с источниками, к которым оно восходит. Его христианская философия сохраняет свою автономию и аутентичное содержание.
    В 1875 г. Альфред Хольдер нашел фрагмент 522г., приписываемый Кассиодору, в котором, среди прочего, упоминается Боэций как автор трактата о Троице, сочинений по вопросам догматики и произведения против Нестория. Версия о Боэции как о нехристианском философе должна быть скорректирована.
История философии. Энциклопедия
БОЭЦИЙ, (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (480-524, казнен) - римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение "Утешение философией". Б. созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены "Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха. Б. перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также "Введение" Порфирия к аристотелевским "Категориям", что сыграло основополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концептуальный оборот в рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформление векторов развития последней. Так, именно после перевода Б. Порфирия схоластической проблематикой ассимилируется проблема универсалий (см. Универсалии). Посвятил ряд работ теологической тематике. Основные сочинения: "Наставление в арифметике", "Наставление к музыке", "Комментарий к Порфирию", "О категорическом силлогизме", "О гипотетических силлогизмах", "О логическом делении", "Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества", "Могут ли "Отец", "Сын" и "Святой Дух" сказываться о божестве субстанционально", "Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными", "Против Евтихия и Нестория". Философские воззрения Б. в целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Проблема универсалий решалась Б. следующим образом: роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее. Из десяти аристотелевских категорий Б. обозначил категорию сущности как субстанцию, все же остальные - как акциденции, что привело к образованию в схоластической традиции устойчивой метафизической пары "субстанция - акциденция". Известная в схоластике метафизическая пара "форма - материя" также выделена Б. из четырех причин Аристотеля. В соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено как чистая форма. По утверждению Б., Бог не имеет привходящих свойств, все его свойства атрибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием. Например, "величие" - это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, то есть атрибут. Б. пытался оправдать христианские догматы разумом. Так, понятие Троицы он представил конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциальному признаку "божественности". При этом "Отец", "Сын" и "Святой Дух" не являются субстанциальными признаками, так как ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы.
А. Н. Шуман
История философии. Грицианов
(Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (480—524, казнен) — римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение ‘Утешение философией’. Б. созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены ‘Начала’ Евклида и ‘Арифметика’ Никомаха. Б. перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также ‘Введение’ Порфирия к аристотелевским ‘Категориям’, что сыграло основополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концептуальный оборот в рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформление векторов развития последней. Так, именно после перевода Б. Порфирия схоластической проблематикой ассимилируется проблема универсалий (см. УНИВЕРСАЛИИ). Посвятил ряд работ теологической тематике. Основные сочинения: ‘Наставление в арифметике’, ‘Наставление к музыке’, ‘Комментарий к Порфирию’, ‘О категорическом силлогизме’, ‘О гипотетических силлогизмах’, ‘О логическом делении’, ‘Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества’, ‘Могут ли ‘Отец’, ‘Сын’ и ‘Святой Дух’ сказываться о божестве субстанционально’, ‘Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными’, ‘Против Евтихия и Нестория’. Философские воззрения Б. в целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Проблема универсалий решалась Б. следующим образом: роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее. Из десяти аристотелевских категорий Б. обозначил категорию сущности как субстанцию, все же остальные — как акциденции, что привело к образованию в схоластической традиции устойчивой метафизической пары ‘субстанция — акциденция’. Известная в схоластике метафизическая пара ‘форма — материя’ также выделена Б. из четырех причин Аристотеля. В соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено как чистая форма. По утверждению Б., Бог не имеет привходящих свойств, все его свойства атрибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием. Например, ‘величие’ — это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, то есть атрибут. Б. пытался оправдать христианские догматы разумом. Так, понятие Троицы он представил конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциальному признаку ‘божественности’. При этом ‘Отец’, ‘Сын’ и ‘Святой Дух’ не являются субстанциальными признаками, так как ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы.
Новый философский словарь
(Boethius)
Аниций Манлий Торкват Северин (480-524, казнен) - римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение "Утешение философией". Б. созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены "Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха. Б. перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также "Введение" Порфирия к аристотелевским "Категориям", что сыграло основополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концептуальный оборот в рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформление векторов развития последней. Так, именно после перевода Б. Порфирия схоластической проблематикой ассимилируется проблема универсалий. (См. Универсалии). Посвятил ряд работ теологической тематике. Основные сочинения: "Наставление в арифметике", "Наставление к музыке", "Комментарий к Порфирию", "О категорическом силлогизме", "О гипотетических силлогизмах", "О логическом делении", "Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества", "Могут ли "Отец", "Сын" и "Святой Дух" сказываться о божестве субстанционально", "Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными", "Против Ев-тихия и Нестория". Философские воззрения Б. в целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Проблема универсалий решалась Б. следующим образом: роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее. Из десяти аристотелевских категорий Б. обозначил категорию сущности как субстанцию, все же остальные - как акциденции, что привело к образованию в схоластической традиции устойчивой метафизической пары "субстанция - акциденция". Известная в схоластике метафизическая пара "форма - материя" также выделена Б. из четырех причин Аристотеля. В соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено как чистая форма. По утверждению Б., Бог не имеет привходящих свойств, все его свойства атрибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием. Например, "величие" - это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, то есть атрибут. Б. пытался оправдать христианские догматы разумом. Так, понятие Троицы он представил конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциальному признаку "божественности". При этом "Отец", "Сын" и "Святой Дух" не являются субстанциальными признаками, так как ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы.
А.Н. Шуман
Философский словарь
, или, точнее, Аниций Манлий Северин (480 — 524), — позднерим-ский философ; формально представитель неоплатонизма. Фактически его философия отличалась большим эклектизмом, он проявлял склонность к точным наукам, а в морали его взгляды отмечены даже стоицизмом. Б, переводил и толковал логические соч. Аристотеля, а также “Введение в категории Аристотеля” Порфирия. Он переводил Евклида и трактовал “Основания арифметики” Никомаха. Ему принадлежит также трактат о музыке с тщательно разработанной теорией греч. музыки. Осн. его философское соч. — пользующийся мировой известностью стоически окрашенный трактат “Об утешении философией”, повествующий о терзаниях души в связи с трагическими обстоятельствами жизни самого автора. Нек-рые из его переводов Аристотеля считаются подложными.
Философский энциклопедический словарь
БОЭЦИЙ (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (род. ок. 480, Рим – ум. 524, Павия: казнен по ложному обвинению в государственной измене) – рим. государственный деятель и философ. Его работы как переводчика и комментатора аристотелевских текстов имели большое значение для средневековой философии. Он был посредником между древним миром и средневековьем, «последним римлянином и первым схоластом». Большую известность получила его работа «De consolatione philosophiae» («Об утешении философией»), написанная им во время длительной болезни. В ней нашли выражение взгляды автора как представителя неоплатонизма и едва заметные черты христ. учения, в то время как в его «Opuscula sacra» имеется ряд теологических статей.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Boethius, Boetius) Аниций Манлий Северин (ок. 480, Рим,— 524, Павия). рим. философ, теолог и поэт. Принадлежал к старой рим. знати и получил блестящее образование, достиг высокого положения на службе остготского короля Теодориха, но но обвинению в тайных сношениях с Вост. Рим. империей был казнён. Оказал исключительно широкое влияние на ср.-век. культуру. Его переводы «Органона» Аристотеля и «Введения» Порфирия, комментарии к аристотелевским и послеаристотелевским логико-герменевтич. текстам, а также оригинальные теологич. соч. явились основой ср.-век. аристотелиз-ма и предвосхищением синтеза зрелой схоластики; его компендии по арифметике и музыке передали ср.-век. практике «квадривия» пифагорейскоплатонов-скую математич. традицию; наконец, его моралистич. «Утешение философией», написанное в тюрьме и посвящённое теме свободы духа среди текучей видимости житейских дел, было в течение целого тысячелетия одним из самых читаемых произведений и многократно переводилось.
        Migne, PL, t. 63—64; The theological tractates, The consolation of philosophy, transl, by H. F. Stewart, E. K. Rand, S. J. Tester, Camb. (Mass) — L., 1973.
        Courcelle P., Les lettres grecques en Occident..., P., 1948.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БОЭЦИЙ


будет выглядеть так: Что такое БОЭЦИЙ