Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БЕНУА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Бенуа
        Александр Николаевич [21.4(3.5).1870, Петербург, — 9.2.1960, Париж], русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Искусству обучался самостоятельно. Жил в Петербурге. В 1896—98 и 1905—07 работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения «Мир искусства» и журнала того же наименования. В своей книге «История русской живописи в 19 веке» (ч. 1—2, СПБ, 1901—02) и статьях начала 1900-х гг. Б. подверг критике академическое искусство, а также выступил с идеалистических позиций против эстетики Н. Г. Чернышевского и гражданственности живописи передвижников, выдвинув главным критерием оценки произведений искусства их «художественность». От некоторых полемически заострённых оценок Б. впоследствии отказался. Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства 18 — 1-й четверти 19 вв., Б. был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (сборники «Художественные сокровища России», редактировал в 1901—03; журнал «Старые годы»; Музей старого Петербурга и т.д.). В предреволюционные годы выступал против крайних формалистических направлений. С 1917 Б. принимал активное участие в организации охраны памятников искусства и в перестройке музейного дела (особенно в реорганизации Эрмитажа, заведующим картинной галереей которого он был в 1918—26).
         Ощущение кризиса буржуазного общества и неизбежности революционных потрясений приводит Б. к поискам «вечных», «устойчивых» духовных и эстетических идеалов как антитезы противоречиям современности. Сочетаясь с увлечением искусством Франции 17—18 вв. и России 18 — 1-й четверти 19 вв., это придаёт его творчеству ретроспективную направленность. Б. — создатель особой разновидности исторической живописи, типичной для «Мира искусства», т. е. достоверного по характерности деталей, но одностороннего поэтического отражения той области истории, которую в каждую эпоху составляют её быт и искусство. Б. привлекают хрупкая красота и гротескная причудливость клонящейся к упадку дворянской культуры (серия «Последние прогулки Людовика XIV», 1897—98; «Версальская серия», 1905—06). Грустная ирония пронизывает его картины, в которых чинно шествующие или суетящиеся фигурки людей сопоставлены с непреходящей и величественной красотой совершенных произведений искусства. В завитках старинного орнамента, в жестах и осанке людей прошлого Б. видел материальное выражение духа и поэзии минувшей эпохи. Но творчество Б. не сводится к искусной стилизации, оно связано и с общим развитием живописи своего времени.
         Б. принадлежит к числу реформаторов русской театрально-декорационной живописи на рубеже 20 в. (опера «Гибель богов» Р. Вагнера, 1903, и балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1907, — Мариинский театр в Петербурге). С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1911, театр Шатле) и до 1911 был её художественным руководителем. В 1913—15 заведующий художественной частью и режиссёр МХТ («Мольеровский спектакль», 1913, сорежиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко). С 1919 режиссёр и художник Академического театра оперы и балета («Пиковая дама» П. И. Чайковского, 1921) и Большого драматического театра («Слуга двух господ» К. Гольдони, 1921) — в Петрограде. Работы Б. для театра отличаются художественной цельностью, тщательной продуманностью декораций, костюмов и бутафории, тонким чувством стиля. Убедительны отмеченные графическим изяществом иллюстрации Б., в том числе иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина (один из вариантов издан в 1923), созвучные то лиризму, то драматическому пафосу пушкинского стиха.
         С 1926 Б. жил в Париже, работая главным образом над эскизами декораций и костюмов для спектаклей в театрах Франции, Италии и др. стран.
        Соч.: Русская школа живописи, СПБ, 1904; Художественные письма, газета «Речь», ноябрь 1908 — февраль 1917; Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910; История живописи всех времен и народов, т. 1—4, СПБ, 1912—17 (не окончено); Возникновение «Мира искусства», Л., 1928; Жизнь художника. Воспоминания, т. 1—2, Нью-Йорк, 1955: Александр Бенуа размышляет... [статьи и письма 1917—1960 гг.], М., 1968; Memoirs, v. 1—2, L., 1960—64.
         Лит.: Эрнст С., А. Бенуа, П.,1921; Эткинд М., А. Н. Бенуа, Л.— М., 1965.
         В. М. Петюшенко.
        А. Н. Бенуа. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Тушь, акварель, белила. 1916—22. Собрание И. С. Зильберштейна. Москва.
II
Бенуа
        Леонтий Николаевич [11(23).8.1856, Н. Петергоф, близ Петербурга, — 8.2.1928, Ленинград], русский архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Сын архитектора Н. Л. Бенуа. В 1879 окончил петербургскую АХ. Преподавал в петербургском институте гражданских инженеров (1884—92, 1920—27). Профессор (1892—1927) и ректор (1903—06 и 1911—17) АХ. Почётный председатель общества архитекторов-художников, редактор журнала «3одчий (См. Зодчий)» (1892—95). Строил в Петербурге (Академическая капелла им. М. И. Глинки, 1885—89; корпус, ныне советский отдел, Русского музея, 1914—16), Москве, Киеве, Варшаве; создал проект преобразования Петербурга (1910—13, с архитектором М. М. Перетятковичем и инженером Ф. Е. Енакиевым).
         Лит.: Ружже В. Л., Градостроительные взгляды архитектора Л. Н. Бенуа, в сборнике: Архитектурное наследство, [в.] 7, Л.— М., 1955.
        Л. Н. Бенуа. Жилой дом на Кировском проспекте в Ленинграде. 1911—13.
III
Бенуа
        Николай Леонтьевич [1(13).7.1813, Петербург, — 11(23).12.1898, там же], русский архитектор. В 1827—36 учился в петербургской АХ, с 1857 профессор АХ. В 1890—93 председатель Петербургского общества архитекторов. Работал в Петербурге и его окрестностях. Достраивал крупные ансамбли, например Петергоф (ныне Петродворец; 1848—59), мастерски подражая историческим стилям (фрейлинские дома, 1858) и тактично вписывая свои постройки в сложившийся ансамбль или парковый комплекс («Швейцарский домик» в Кускове (См. Кусково), 1870). Построил также ряд ж.-д. вокзалов (например, в Петергофе, 1855—57), в которых применял новые, металлические конструкции, воспроизводя в металле готический каркас.
IV
Бенуа (Benoit)
        Пьер (16.7.1886, Альби, департамент Тарн, — 3.3.1962, Сибурн, близ Сен-Жан-де-Люз), французский писатель, член Французской академии (1931). Детские годы провёл в Тунисе и Алжире. В 1914 опубликовал сборник стихов «Диадумен», посвященный М. Барресу. Колониальные романы Б. построены на экзотическом материале, отличаются надуманным психологизмом, эротикой и нередко мистицизмом: «Кенигсмарк» (1918, рус. пер. 1923), «Атлантида» (1919, рус. пер. 1922), «Властительница Ливана». (1924, рус. пер. 1924), «Колодцы Иакова» (1925) и др. Позднее опубликовал романы «Затерянный город» (1954), «Фабриций» (1956) и др.
         Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Benoit P. et Guimard P., De «Koenigsmark» a «Montsavat». Quarante annees — quarante romans, P., [1958].
         Н. Н. Козюра.
1000 кратких биографических данных
Александр Николаевич (1870-1960) - русский художник и художественный критик, с особенной любовью изучавший быт и искусство XVIII века во Франции и России и написавший целый ряд картин из этой эпохи. С 1926 г. жил за границей.
Русская цивилизация
Александр Николаевич (21.04/3.05.1870-9.02.1960), художник, историк искусства, художественный критик. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Как художник приобрел известность серией парижских акварелей (1897), три его картины были приобретены П. М. Третьяковым.
С 1898 организованный им кружок единомышленников издает журнал «Мир искусства», но названию которого именуется и само объединение.
В 1901 Бенуа выпускает журналы «Художественные сокровища России», «Старые годы», пропагандирующие старых русских мастеров и западноевропейскую живопись.
Автор ряда искусствоведческих работ («История живописи в XIX в.», «Царское Село», «История живописи всех времен и народов»), как график высоко оценен критикой за серию иллюстраций к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, тонко передающих стиль Петровской эпохи.
В 1908-11 художественный руководитель «Русских сезонов» С. П. Дягилева.
В 1918 — художник и режиссер Мариинского и Большого драматического театров в Петрограде. В 1919 — 26 заведует картинной галереей Эрмитажа. С 1926 — в эмиграции.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960), художник, историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бену а. Один из организаторов и идеолог журнала "Мир искусства" и одноимённого художественного объединения. В живописи, графике, театральных работах ("Версальская серия", 1905-06, иллюстрации к "Медному всаднику" А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия, особенно искусства барокко и классицизма, с проповедью "свободы искусства". Художественный руководитель "Русских сезонов" С. П. Дягилева (1908-11), режиссёр (МХТ, 1913-15). С 1926 жил во Франции. Историко-культурные мемуары "Мои воспоминания" (опубликованы в России в 1980).
2.
БЕНУА Леонтий Николаевич (1856-1928), архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. Продолжал традиции архитектуры русского классицизма (западный корпус Русского музея в Петрограде, 1914-16).
3.
БЕНУА Николай Леонтьевич (1813-1898), архитектор. Мастерски подражал историческим стилям (фрейлинские дома в Пстродворце, необарокко, 1858). Построил ряд ж.-д. вокзалов (в Петродворце, 1855-57), где воспроизвёл в металлических конструкциях формы готического каркаса.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Benoist) Ален де (р. 1947) франц. философ, культуролог, политолог, публицист, лидер движения “новых правых”, обосновавший программные положения его культурологии: витализм в трактовке сущности культуры, борьбу с “декультурацией” Европы, выявление индоевроп. истоков зап. культуры, возрождение ее на основе восстановления архаич. “социофункциональной трехчленной структуры” и “героич.” арийского духа, отстаивание культурного регионализма и пр. Опора на традицию, носительницу опыта “народной души”, к-рая обеспечивает непрерывность национально-истор. преемственности — краеугольный камень “неопочвеннической ориентации “новых правых”. Совр. мир, пронизанный “физикалистским” детерминизмом и объективистским фатализмом, как никогда, по мнению Б., нуждается в повторении того, что человек есть существо культуры, существо историческое. Разработка соотношения “природы” и “культуры” в перспективе последоват. “гуманизации” человека, переходящего от необходимости к свободе, от единства к многообразию, — ведущее направление развития концепции культуры “новых правых”, во многом вдохновленное стилем мышления нем. культурфилос. антропологии, связанной с именами Плеснера, Гелена, Э. Ротхакера и Ландмана. Унаследованный от Ницше и Шпенглера витализм, лежащий в основе представления Б. о культуре, когда природа и культура понимаются как последоват. стадии проявления жизни, соотносится с указаниями на конкретно-практич., органич. характер культуры. Культура подчеркнуто исторична и предельно национальна. Наднациональность идеала всеобщей культуры, выдаваемая за свидетельство “прогрессивности” и непредвзятости мысли, наделе, считает Б., является безнациональнос-тью, выявляющей беспочвенность совр. “неосхоластицизма”. Поскольку пути жизни — это одновременно пути культурно-истор. творчества, “всеобщая культура” навсегда остается фикцией либералов-универсалистов: ни отд. человек, ни народ в целом не властны выйти за рамки своей нац. и истор. принадлежности. Неотторжимость человека от его культуры; уникальность европ. культурного наследия; его абсолютная незаменимость для народов Европы другим “культурным багажом” в какой бы то ни было космополитическо-универсальной форме — все эти “простые истины”, пишет Б., как никогда нуждаются сейчас в защите, поскольку традиц. культурный уклад европ. жизни под напором тотальной унификации исчезает с угрожающей быстротой. Б. пытается выявить специфику “арианизма”, индоевроп. архетипа, обусловившего своеобразие религиозно-мифол. комплекса европ. народов, их миросозерцания и социальной жизни. Опираясь на труды Ж. Дюмезиля, разработавшего фундаментальную индоевроп. трихотомическую систему мифол. функций (магич. и юридич. власть, воинская сила, плодородие) и установившего взаимосвязь данной структуры с героико-архаич. эпосом ряда индоевроп. народов и особенностями их социального устройства, Б. подчеркивает, что для индоевроп. мира (Европы в том числе) характерна изначальная сбалансированность всех проявлений жизни об-ва: религии — права — экономики, а также структуры личности, в к-рой гармонично сочетаются разум, эмоции и трудовая деятельность. В том, что европ. культура перестала осознавать свой индоевроп. архетип, с т. зр. “новых правых”, повинно христианство. Б. усматривает в претензиях церкви на культурную монополию, в глобальной культурной ассимиляции народов Европы под предлогом христианизации черты ненавистной ему “идеологии эгалитаризма”, христ. монотеизм, с помощью к-рого искоренялись древние святилища и празднества в Европе. Антипод христианства, именуемого Б. “большевизмом древности”, — исконная религия Европы, древняя “религия богов и героев”, “арианизм”. Полемич. заострение Б. достоинств этого “исповедания” как религии “нац.”, культивирующей “героический дух в человеке”, превращающей его в “творца самого себя”, снабжено обильными рецепциями из трудов Ницше.
 
Соч.: Vu de droite: Anthologie critique des idees con-temporaines. P.,1977; Les idees a 1'endroit. P., 1979; La mort. P., 1983 (в соавт.); La Reforme intellectuelle et morale. P., 1982 (в соавт.).
 
Лит.: Vial P. Pour line renaissance culturelle: La Grece prend la parole. P., 1979.
 
Т.Е. Савицкая
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Александр Николаевич (1870-1960) – рус. художник) Как будто / влип / в акварель Бенуа, / к каким-то / стишкам Ахматовой. (рфм. к не нова) Ирон. М925 (158)
Литературная энциклопедия
Пьер [Pierre Benoit, 1866–] — французский писатель, у которого одно из очень почтенных амплуа в буржуазной лит-ре — развлекать. Нередко на эту роль, кажущуюся ничтожной, выдвигается писатель большого дарования; буржуазия покупает себе удовольствие видеть большой талант растленным. Б. с видимым удовольствием выполняет свою развлекательную функцию. Это его подлинная стихия. Французская лит-ра знает таких мастеров развлекательного жанра, как Гастон Леру и Морис Леблан; «почтенную» и пустую традицию этих художников, возведших бессодержательность в творческий принцип, с успехом продолжает Б. Он не сразу нащупал свое лит-ое призвание, два сборника слабых поэм с историческим налетом («Diadumene» 1914, «Les Suppliants», 1920) свидетельствуют о том, что сначала он хотел быть поэтом. Успех «Кенигсмарка» и «Атлантиды» [1920] показал Б., в каком направлении ему следует двигаться. С тех пор он начал производить не меньше одного романа в год и в настоящее время числится автором таких развлекательных «шедевров», как «За Дон-Карлоса», «Соленое озеро», «Дорога гигантов», «Альберта», «Властительница Ливана», «Колодцы Иакова», «Прокаженный царь». Автор рассчитывает на пестроту предлагаемого им ассортимента. Б. с чисто бульварной развязностью искажает факты истории, вульгаризирует традиции психологического романа, эксплоатирует жгучую колониальную тему, превращая ее в красочную
450 ширму для затасканнейших любовных приключений. Б. пишет хлестко и умеет ловить внимание своего потребителя. Его охотно читают французские мещане. Надо сказать, что к сожалению произведения Б. в большом количестве проникли и к нам; почти все его романы переведены на русский яз. Библиография: Boulanger J., Mais l’art est difficile, 1-re serie, P., 1919; Wanderem, Le miroir des lettres, P., 1920–1921; Cremieux B., XX-e siecle, 1-re serie, P., 1924; Strowski F., La renaissance litteraire de la France contemporaine, P., 1924; Dubech L., Les chefs de file de la jeune generation, P., 1925. И. А.
Современная западная философия
БЕНУА, (Benoist) Жан-Мари (р.1942) - франц. философ, публицист, политический деятель. Окончил Эколь Нормаль, преподавал философию во Французском Лицее в Лондоне, был атташе по культуре при посольстве Франции в Англии. С 1967 активно сотрудничает в журналах Critique и La Quinzain litteraire, a также в Национальном институте радио и телевидения. С 1974 - ассистент <<Леви-Строса>> в Коллеж де Франс, затем - зам. директора этого учебного заведения. На взгляды Б. определяющее влияние оказали лидеры <<структурализма>> - <<Альтюссер>>, <<Р. Барт>>, <<Фуко>>. Б. - структуралистски ориентированный «философ языка». Свою задачу он видит в философской генерализации структуралистского движения, выявившего, по его мнению, неуниверсальность «западного разума» и несостоятельность «теологии» человека. С этих позиций он отвергает марксизм как «метафизическое учение», следуя в понимании <<метафизики>> за <<Хайдеггером>>. По Б., марксизм не выдержал испытания революционной практикой мая 1968 года, а также не смог ответить на вызов «структуралистской революции» в теории, давшей, по его мнению, образец научности для наук о человеке. В своей политической философии Б. стоит на правом фланге «новой философии». Он обращается к ценностям классического либерализма, не принимая романтический анархизм в духе <<Глюксмана>> и других «новых философов». Б. выдвигает идеал опирающегося на стойкие культурные традиции государства, которое одновременно является и либеральным, и сильным. Анализируя современное западное общество, Б. в ницшеанском духе развивает критику буржуазной культуры и «массового общества». Его эссеистика подчинена задаче борьбы с левыми силами, в возможной победе которых в условиях «массовой культуры» он видит прямую угрозу <<тоталитаризма>> и катастрофического «упадка культуры».
Marx est mort. P., 1970; Tyranie du logos. P., 1975; Pavane pour une Europe defunte. P., 1976; La revolution structurale. P., 1975.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БЕНУА


будет выглядеть так: Что такое БЕНУА