Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БЕНН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Benn)
        Готфрид (2.5.1886, Мансфельд, — 7.7.1956, Западный Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства. Как врач участвовал в 1-й мировой войне и во 2-й мировой войне в рядах гитлеровской армии. Первые сборники его стихов «Морг» (1912) и «Сыновья» (1913) — начало немецкой поэзии Экспрессионизма. Б. поэтизировал уродливые картины жизни и смерти в большом городе. сборники «Плоть» (1917), «Мусор» (1919), «Расщепление» (1925) проникнуты таким же пессимизмом. В 1933 Б. пытался сотрудничать с нацистами, но вскоре осознал бесчеловечность их идеологии, и с 1935 нацистская печать начала его травить. После 1945 его абсолютное неприятие мира обострилось (сборники «Статические стихи», 1948, «Дистилляции», 1953; сюрреалистическая проза «Птоломеец», 1949). Публицистика Б. («Должна ли поэзия улучшать мир», изд. 1957) выражает настроение безысходности, а искусство становится для Б. неким абсолютом.
         Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—4, [Wiesbaden], [1958—60]; Den Traum alleine tragen, Wiesbaden, [1966]; Doppelleben, [Munch., 1967].
         Лит.: Lohner E., Gottfried Benn. Bibliographie, 1912—1956, Wiesbaden, 1958.
         И. Л. Захаров.
Современная Энциклопедия
БЕНН (Benn) Готфрид (1886 - 1956), немецкий писатель. Участник 1-й мировой войны. Экспрессионистические сборники стихов ("Морг", 1912; "Плоть", 1917) и новелл ("Мозги", 1917) поражают отталкивающим физиологизмом образов и мастерски-дозированной шоковой лексикой. Поэзию Бенна, осознававшего себя в рамках идущей к концу европейской цивилизации (бессмысленный, опустошенный и убийственный для человека мир), отличают метафизический нигилизм, стоический пессимизм одиночества ("Статические стихи", 1948). Тот же комплекс идей в автобиографической прозе ("Двойная жизнь", 1950), эссеистике ("После нигилизма", 1932; "Мировыражение", 1949), статье "Проблемы лирики" (1951).
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Benn) Готфрид (1886-1956) – нем. поэт, писатель, теоретик искусства и культуры. Мировоззрение Б. сложилось под влиянием идей Ницше, Шпенглера и др. представителей “философии жизни”, а также филос. антропологии и глубинной психологии.
        Взглядам Б. на историю культуры присущ своеобразный биологизм и натурализм. Ход истор. изменений он рассматривает вслед за Г. Дришем по аналогии с геол. процессами. Все многообразие наслоений культурно-цивилизационных форм составляет, по Б., единый поток жизни, складывающийся из иррациональных по своей природе истор. событий. Следуя Гелену и А. Портману, Б. утверждает, что человек — не результат эволюции, а некая данность особого рода, “еще не установившееся животное” (Ницше), “биологически недостаточное существо” (Гелен), компенсирующее свою биол. недостаточность с помощью Духа, принципа, к-рый Б. противопоставляет Жизни. В отличие от телесной природы человека, его духовная сущность содержит в себе множество еще не раскрытых возможностей. Их реализация — не только “эмансипация духа”, но и создание окружающей человека духовной среды. Б. трактует ее как вечно себя порождающий мир культуры, ценности к-рой трансцендентны по отношению к жизни. Взаимоотношения между об-вом и творч. индивидуальностью носят двойств, характер: создавая необходимый для ее становления “культурный круг” (термин Фробениуса) и поощряя культ гения, об-во пытается в то же время усреднить его талант, отмечая произведения художника печатью ограниченности филистерского сознания. Идеи социального биологизма не в поел. очередь способствовали временному увлечению Б. национал-социализмом, когда он был убежден в том, что наступающая истор. эпоха должна выразить себя в появлении новой расы, нового типа человека.
        Совр. культурно-истор. ситуация, с т.зр. Б., таит в себе мрачные перспективы: грядущее представляется ему миром “радаров и роботов”, неким синтетич. раем, а стиль будущего — “искусством монтажа”.
        Теория творчества у Б. выходит за рамки эстетического и обретает статус важнейшей составляющей теории культуры. Он полагает, что в Новое время искусство занимает место религии, а артистизм как феномен культуры приобретает наивысшую ценность. В условиях всеобщего духовного кризиса искусство способно “переживать само себя как содержание” и противостоять тем самым тотальному отрицанию ценностей, созидая автономную сферу высшей реальности.
        Порождение худож. образов, с т.зр. Б., есть вместе с тем произведение новых перспективных возможностей. Перспективизм как основополагающий принцип его теории культуры делает проблематичным само существование реальности, утверждая непосредственную достоверность законченного произведения, в имманентной статичности к-рого и завершается опыт трансцендентности. Идеалом является “абсолютное стихотворение”, не имеющее конкр. адресата, и “абсолютная проза”, к-рая пребывает вне пространства и времени. Этим абсолютным формам выражения соответствует и абсолютное Я творца с его “акаузальным безмолвием”. Созидающее творч. Я, изолированное от окружающего мира, одинокое и монологичное, абсолютно лишь в смысле причастности к трансцендентному и является по сути лишь одним из аспектов личности, само единство к-рой Б. подвергает сомнению.
        Творч. начало особенно полно проявляется в том типе человека, к-рый Б. именует “носителем искусства”, противопоставляя его “носителю культуры”. Последний призван создать предпосылки для поэтич. творения, расширяя культурное пространство, к-рое служит “перегноем, кровью и почвой” для “носителя искусства”. “Носитель культуры” воспринимает объекты внешнего мира как данности и описывает реальность с помощью слов. В отличие от него, “носитель искусства” — поэт, имеющий дело со словом как с самодостаточной телесной предметностью (“стиль — это тело”), к-рая представляет собой существование, замкнутое в себе. Поэтому для искусства важна “не истина, а выражение”. Обосновывая авангардистски-экспрессионистское видение творчества, Б. дистанцируется от идеи искусства для искусства, рассматривая эстетич. начало как сущностное проявление духа. Экспрессионизм для него — “беспощадное продвижение к корням вещей”, способ раскрытия их подлинного деиндивидуализированного и депсихологизированного бытия.
 
Соч.: Gesammelte Werke. Hrsg. von D. Wellershoff. Bd. 1-8. Wiesbaden, 1960-68; Избранные стихотворения. М., 1994; Стихи // Сумерки человечества. М., 1990.
 
Лит.: LenningW. Gottfried Benn. Hamb., 1962; Roche M.W. Gottfried Benn's static poetry. Chapel Hill; L., 1991; История нем. лит-ры. Т. 5. М., 1976.
 
В.В. Рынкевич
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БЕНН


будет выглядеть так: Что такое БЕНН