БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ |
Мультимедийная энциклопедия |
СВ. (ок. 480-547?), родоначальник западного монашества. Родился
в Нурсии, городке в Сабинских горах в Умбрии, Италия, ок. 480;
умер в Монте-Кассино ок. 547. Два главных источника сведений о
жизни и служении св. Бенедикта - вторая книга Собеседований св.
Григория Великого, написанная ок. 597, и Святой устав,
написанный самим Бенедиктом для созданных им монашеских общин.
Цицерон характеризовал сабинян как severissimi homines - т.е.
как людей, традиционно отличающихся суровостью нрава. В своей
семье - семье мелких землевладельцев - Бенедикт, вероятно,
получил воспитание в духе старинных римских добродетелей
"серьезности" (gravitas) и "строгости" (severitas), смягченных
христианским благочестием и моралью. Нет достаточных оснований
доверять преданию в том, что он происходил из знатного рода
Анициев. В 14-летнем возрасте Бенедикт для завершения
образования был послан в Рим в сопровождении его кормилицы
Кириллы. Проникшись отвращением к праздности, роскоши и
порочности столичной жизни и ощущая в себе крепнущее монашеское
призвание, Бенедикт бежал из Рима и на некоторое время
поселился в городе Эффиде (ныне Аффида), где его приютила
община "благочестивых мужей". Тяготясь приобретенной репутацией
чудотворца, он решил стать отшельником и удалился в горную
пещеру в долине Анио, неподалеку от Субиако.
В своей пещере Бенедикт провел в полном уединении три года,
ведя суровую аскетическую жизнь, образцом для которой служили
подвиги египетских отцов-пустынножителей. Однако его уединение
было нарушено - сперва неким пресвитером, который в праздник
Пасхи принес ему обед, а затем множеством людей, которые искали
у него душеспасительных наставлений и даже "спешили поступить
под его начало" (Собеседования 2). Уступая просьбам, он
согласился стать на время настоятелем монастыря Виковаро,
однако покинул монастырь, поскольку монахи сочли его правило
слишком строгим и попытались отравить Бенедикта. В Субиако
Бенедикт положил начало новой организации монашеской жизни,
основными чертами которой были совместное осуществление
суточного цикла богослужений с общим пением, чтение и научные
занятия, а также физический труд. Здесь же к нему
присоединились два самых прославленных из его учеников, Мавр и
Плакидий, впоследствии канонизированные.
В конце концов, из-за притеснений со стороны иподиакона
Флоренция Бенедикт вынужден был покинуть основанные им в
Субиако 12 небольших монашеских общин и отправился в Монте-
Кассино. Земельный надел на вершине ставшей теперь знаменитой
Кассинской горы был подарен Бенедикту каким-то знатным
вельможей. Здесь св. Бенедикт обосновался на всю оставшуюся
жизнь, выстроив для своей общины первый из больших кассинских
монастырей.
В Монте-Кассино Бенедикт написал свой Устав. Этот замечательный
документ, состоящий из 73 коротких главок и вступления,
оставался непререкаемой нормой монашеской жизни в Западной
Европе на протяжении почти 5 веков. Устав отличает
относительная мягкость (в сравнении с крайне суровыми правилами
жизни восточного монашества). Главный акцент в нем делается на
принципах монашеского общежития как главного средства
достижения святости жизни, и на добродетелях смирения и
послушания. В уставе строго проводится принцип единоначалия:
аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом,
хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного
епископа. Детально расписано, каким образом должен
осуществляться суточный круг богослужений вместе с монастырским
horarium (чтение Часов), в котором отводится время для занятий
и для физического труда. Содержатся предписания относительно
пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается
необходимость общего владения имуществом. Досконально изложена
система подчинения старшим. Если община очень велика, аббат
может делегировать часть своей власти приору или деканам; по
всем серьезным вопросам аббат должен советоваться со старейшими
монахами.
Задачей Бенедикта, как он сам о том говорит, было создать
"школу служения Господу". Этой "школе" предстояло сыграть
важную роль в сохранении христианской культуры на протяжении
раннего Средневековья и в определении характера последующего
развития средневекового общества. День памяти святого 11 июля
(в Русской православной церкви 14 марта по старому стилю).
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ из Умбрии (ок. 480 — после 547) — счит. отцом монашества в Зап. Европе. В 529 Б. Н. основал на горе Монте-Кассино знаменитый монастырь бенедиктинцев. Монастырский устав, охваты-вающий все осн. стороны монашеской жизни и при-нуждавший монахов к регулярн. изучению богословской лит-ры, получил распростр. во всей Европе и стал для всего зап.-европ. монашества своего рода образцом вплоть до позднего средневековья. |
|
|