Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БЕДНЫЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Бедный
        Борис Васильевич [р. 12(25).8.1916, станция Ярославская, ныне Краснодарского края], русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Ленинградскую лесотехническую академию (1941) и Литературный институт им. М. Горького (1952). Работал инженером на лесосплаве. Выступил в 1948 как новеллист. Книгу повестей и рассказов «Большой поток» (1952) Б. посвятил людям леспромхоза. Затем вышли сборники: «Рассказы» (1954), «Неразменное счастье. Повесть и рассказы» (1962). В 1961 опубликовал повесть «Девчата» (одноимённый фильм, 1962). В центре внимания Б. — нравственный облик, духовный рост рабочего человека.
         Соч.: Комары, М., 1952; Хозяин, М., 1952; Девчата. Жаркое солнце. Повесть и рассказы, М., 1967.
         Лит.: Погодин Н., Поэтический рассказ, «Литературная газета», 1951, 31 мая; Соскин А., Правда характеров, «Звезда», 1952, № 7; Гус М., Столбовой дорогой жизни, «Октябрь», 1961, № 12; Апухтина В., Герой в коллективе, «Молодая гвардия», 1964, № 7.
II
Бедный
        Демьян (псевдоним; настоящая фамилия и имя Придворов Ефим Алексеевич) [1(13).4.1883, деревня Губовка Херсонской губернии, — 25.5.1945, Барвиха Московской области], русский советский поэт и общественный деятель, один из основоположников социалистического реализма в поэзии. Член Коммунистической партии с 1912. Родился в семье крестьянина-бедняка. Учился в сельской школе, затем — в военно-фельдшерской школе, в 1904—08 на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Начал печататься в 1909 (в журнале «Русское богатство»). В 1911 в большевистской газете «Звезда» опубликовал стихи «О Демьяне Бедном — мужике вредном», откуда и взят псевдоним поэта. С 1912 и до конца жизни печатался в газете «Правда». Большевистская партийность, народность — основные черты творчества Б. В программных стихах «Мой стих», «Правда-матка», «Вперёд и выше!", «О соловье» — запечатлен образ поэта нового типа, живущего по ленинским заветам, поставившего перед собой высокую цель: творить для широких масс, нести в массы правду ленинских революционных идей, приобщать их к политике и культуре. Отсюда — обращение Б. к наиболее демократическим, доходчивым жанрам: басне, песне, частушке, раёшнику, агитационной стихотворной повести. В героической лирике и сатире Б. развивал традиции Н. А. Некрасова, И. А. Крылова, поэтов «Искры» (См. Искра). В дооктябрьский период поэт выступал от имени рабочих и крестьян, клеймил в баснях политику правящих классов и их приспешников, едко высмеивал меньшевиков-ликвидаторов. В 1913 вышел сборник «Басни», отмеченный В. И. Лениным в письме к М. Горькому (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 180). По воспоминаниям В. Д. Бонч-Бруевича, В. И. Ленин «...замечательно чутко, близко и любовно... относился к могучей музе Демьяна Бедного... Он характеризовал его произведения как весьма остроумные, прекрасно написанные, меткие, бьющие в цель» («На литературном посту», 1931, № 4, с. 5). Ленин, по словам Горького, неоднократно подчёркивал агитационное значение работы Б., но говорил: «Грубоват. Идёт за читателем, а надо быть немножко впереди» (Собр. соч., т. 17, 1952, с. 45). В 1917 Б. создал стихотворную повесть «Про землю, про волю, про рабочую долю», запечатлевшую рост революционного сознания масс в годы империалистической войны, победу большевиков. В годы Гражданской войны стихи и песни Б. играли огромную роль, поднимая дух красноармейцев, сатирически разоблачая классовых врагов и ренегатов. Наиболее значительные произведения 20-х гг.: поэма «Главная улица» (1922), проникнутая героическим пафосом, в обобщённых образах рисующая события 1905 и 1917; стихи о Ленине («Снежинки», «Никто не знал» и др.), сатира на внешнеполитические темы. В 1930 Б. подвергся критике за фельетоны «Перерва», «Слезай с печки», «Без пощады». Излишне резкой была критика либретто оперы «Богатыри» (1936). В годы Великой Отечественной войны Б. вновь много работает, печатается в «Правде», в «Окнах ТАСС», создаёт стихотворные повести, патриотическую лирику («Я верю в свой народ» и др.), антифашистскую сатиру. Творчество Б. оказало влияние на развитие советской поэзии, способствовало демократизации поэтического языка, обновлению жанра басни. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени и медалями.
         Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—19, М.— Л., 1925—33; Собр. соч., т. 1—5, М., 1953—54; Собр. соч., т. 1—8, М., 1963—1965.
         Лит.: Макаров А., Демьян Бедный, М., 1964; Воспоминания о Демьяне Бедном. [Сост. Придворов Д. Е. и Прямков А. В.], М., 1966; Эвентов И., Жизнь и творчество Демьяна Бедного, Л., 1967; его же, Поэт красного Питера, Л., 1968; Бразуль И., Демьян Бедный, М., 1967.
         Л. К. Швецова.
         0247172560.tif
        Д. Бедный. Собр. соч. (М., 1924), Рис. К. П. Ротова.
        Д. Бедный.
1000 кратких биографических данных
Демьян (Придворов Е. А.) (1883-1945). Поэт и общественный деятель. Сын чернорабочего, обучался в сельской школе, затем в военно-фельдшерской, по окончании которой прослужил 4 года на военной службе. В 1904 г. поступил в Петербургский Университет на историко-филологический факультет. Начал печататься в 1909 г. в журнале "Русское богатство", с 1911 г. - в большевистской газете "Звезда", с 1912 г. - в "Правде". В 1912 г. вступил в РСДРП (б). В следующем году вышла его первая книга "Басни". С этого времени не происходило ни одного сколько-нибудь крупного политического события, на которое Д. Бедный не откликнулся бы своими стихами. Во время империалистической войны как запасный фельдшер был призван в армию. Закрытие "Правды" обрекло его на вынужденное молчание. После Февральской революции снова возвращается к литературной деятельности. В годы гражданской войны вел с большим успехом агитпропработу в рядах Красной Армии, за что награжден в 1923 г. орденом Красного Знамени.
Энциклопедия Отечеcтво
БЕДНЫЙ Демьян (настоящие имя и фамилия Ефим Алексеевич Придворов) (1883-1945), русский писатель. Печатался в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". Популярные в Гражданскую войну сатирические стихи, стихотворные фельетоны, басни, песни; эпические поэмы "Про землю, про волю, про рабочую долю" (1917), "Главная улица" (1922). Подписи к "Окнам ТАСС".
Орфографический словарь Лопатина
б`едный, б`едный; кр. ф. б`еден, бедн`а, б`едно
Словарь Даля
БЕДНЫЙ, убогий, неимущий, скудный, недостаточный, нужный, ·т.е. нуждающийся; о человеке, небогатый, у кого нет достатка, имущества, средств для жизни; о предмете, недостаточный: бедное дерево, у которого мало листвы или плодов; бедный урожай, мало приносящий; бедное воображение, скудное способностью вымышлять и изображать. В народе, бедный или победный иногда значит бедующий, бедствующий; вообще же, несчастный, бедный счастием, долей, достойный сожаления, возбуждающий сострадание. Она, бедненькая, и не знает, что мать умерла. Беднее всех бед, как денег нет. Бедному везде бедно. Бедно живет, да по-божьи. Что беднее, то щедрее. Бедность плачет, богатство скачет. Скуден да нужен человек, а беден бес. И бедный украдет, да его Бог прощает. Богатый бедному не брат. Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают. Бедный по чужому тужит: заботится или завидует, а своего нет. Никто того не ведает, как (где) бедный обедает. Убыль его (бедняка) никому не бедна (не горька, не обидна). Бедно нареч., ·*пск., ·*архан., ·*сиб. досадно, обидно, больно, горько, забедно, прискорбно. Бедно пало ·*архан., забедно ·*сиб., забеду стало ·стар. беда сталась. Бедноватый, не очень, не крайне бедный, но нуждающийся. Бедность жен. состояние бедного; недостаточность, неимущество, убожество, скудость, нищета, голь, нагота.
·*архан. досада, обида, огорчение, неудача. Бедность всего хуже. Бедность не стыд, или не порок. Бедность не порок, а несчастье. Беднеть, становиться бедным, приходить в бедность, лишаться обилия, достатка. Беднить кого, зорить, разорять, лишать достатка, не допускать до благосостояния. Нас беднят падежи, нельзя и скота держать. Беднить на кого, плакаться, жаловаться. Бедниться, бедняться ·*архан. бедноваться ·*архан. прикидываться бедным, прибедниться, преувеличивать нужду, нищету свою, скупясь отдать что, или выпрашивая. Так прибеднился, что всех разжалобил. Бедник муж., церк. увечный, калека. Бедняк, бедныш муж. бедняга, бедняжка, беданюха ·об. бедный, неимущий человек, убогий, без достатка;
несчастный, страдающий, обиженный, достойный сожаления и помощи. Куда иного конь везет, туда бедняжку Бог несет. Беднота жен. бедность.
Народ беднота, бедняки. Бедновать, жить в бедности, нуждаться, скудаться, обмогаться; бедноваться ·*архан. бедниться, выпрашивать прибеднясь;
·*пск. беднить на что, на кого, плакаться, жаловаться. Бедяшить (бидяшить) или -ся ·*архан. скитаться без приюта, ходить по миру, кормиться в людях. Бедяшной, бедяш муж. бедяша, бедяга ·об. бедняк, нищий, скиталец, бездомок. Бедяшно жить молодой вдове. Вдовица бедяга. Бедожной, бедожник муж., ·*архан. раненый, увечный, изуродованный; калека.
Словарь Ожегова
Б’ЕДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна, -дно, -дны и -дн’ы.
1. То же, что неимущий.
2. перен. Имеющий недостаток в чём-н., скудный. Бедная природа. Бедное воображение. Край беден лесом.
3. полн. Несчастный, жалкий. Он, б., так одинок.
сущ. бедность, -и, жен. (к 1 и 2 знач.).
Словарь синонимов Абрамова
недостаточный, неимущий, несостоятельный, маломочный (маломощный), скудный, жалкий, убогий, непрезентабельный, голь, голый, голыш, голяк; пролетарий (собир.: пролетариат, беднота), сирота. У него ни кола, ни двора, ни куриного пера, у него ни копейки за душою, ни гроша. Беден, как Иов, как Лазарь, как крыса (мышь) церковная. Гол как сокол. Яко благ, яко наг, яко нет ничего. Санкюлот. Беднее Ира. "Вы думаете, миллионер из беспорточника сам собой и делается?" Салт. Прот. "Богатый". См. голый, несчастный
Словарь Ушакова
Б’ЕДНЫЙ, бедная, бедное; беден, бедна, бедно.
1. Обладающий очень скудным достатком, неимущий. Бедный человек. Бедная деревня.
2. Скудный, однообразный. Бедна природа на севере. Бедная фантазия.
3. чем. Имеющий недостаток в чем-нибудь, содержащий в себе мало чего-нибудь. Романист, бедный фантазией. Пища, бедная витаминами, может вызвать цингу.
4. Дешевый, незатейливый, простой. Бедное платье. Бедно (нареч.) обставленная комната.
5. Несчастный, возбуждающий жалость, сострадание. «Бедная! как она мало жила, как она много любила.» Некрасов.
Толковый словарь Ефремовой
[бедный]
1. м. разг.
Тот, кто беден.
2. прил.
1) Не имеющий достаточных средств к существованию, неимущий (противоп.: богатый).
2) Скудный, убогий.
3)
а) Имеющий недостаток в ком-л., чем-л.
б) перен. Небогатый по содержанию, ограниченный в чем-л.
в) перен. Невыразительный, однообразный.
4) перен. Вызывающий сострадание, сочувствие, достойный сожаления; несчастный.
Этимологический словарь Крылова
Общеславянское слово, образованное от существительного <<беда>> посредством суффикса.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Демьян Б. – псевдоним Ефима Алексеевича Придворова (1883-1945); рус. поэт) С горы идет крестьянский комсомол, И под гармонику, наяривая рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол. Ес924 (II,168); Это кит – говорят. / Возможно, и так. / Вроде рыбьего Бедного – / обхвата в три. / Только у Демьяна усы наружу, / а у кита / внутри. Шутл. М925 (176)
Литературная энциклопедия
Демьян [1883–] — псевдоним современного поэта Ефима Алексеевича Придворова. Р. в семье крестьянина Херсонской губ., служившего в Елизаветграде церковным сторожем. Свое детство Б. яркими красками описал в автобиографии: «Жили мы вдвоем в подвальной каморке на десятирублевое отцовское жалованье. Мать с нами жила редкими временами, и чем эти времена случались реже, тем это для меня было приятнее, потому что обращение со мной со стороны матери было на редкость зверское. С семи лет и до тринадцати мне пришлось вытерпеть каторжную совместную жизнь с матерью в деревне у деда Софрона, удивительно душевного старика, любившего и жалевшего меня очень. Что касается матери, то если я остался жильцом на этом свете, она менее всего в этом повинна. Держала она меня в черном теле и била смертным боем. Под конец я стал помышлять о бегстве из дому и упивался церковно-монашеской книгой „Путь ко спасению“». Тринадцати лет Б. был отдан в киевскую военно-фельдшерскую школу. Двадцати одного года [1904] поступил на историко-филологический факультет петербургского университета. «После четырех лет новой жизни, новых встреч и новых впечатлений, после ошеломительной для меня революции 1905–1906 и еще более ошеломительной реакции последующих лет я растерял все, на чем зиждилось мое обывательски благонамеренное настроение. В 1909 я стал печататься в Короленковском „Русском богатстве“ и очень близко сошелся с известным поэтом-народовольцем П. Ф. Якубовичем-Мельшиным... Дав уже раньше значительный уклон в сторону марксизма, в 1911 я стал печататься в большевистской — славной памяти — „Звезде“. Мои перепутья сходились к одной дороге. Идейная сумятица кончалась... С 1912 жизнь моя — как струнка... То, что не связано непосредственно с моей агитационно-литературной работой, не имеет особого интереса и значения». Впервые выступил 7/20 мая 1911 на страницах «Звезды». Начав в следующем году свое сотрудничество в «Современном мире» (см.), Бедный превращается в присяжного фельетониста большевистской прессы. Огромное большинство его произведений впервые появляется на страницах «Звезды», «Правды», «Бедноты», «Известий ВЦИКа». В 1913 выпускается первый сборник его «Басен». Эпоха гражданских войн 1918–1920 создала исключительную популярность Б. в широких массах рабочих и беднейшего крестьянства. В особенности большим успехом пользовалось его творчество в Красной
379 армии. Неутомимый агитатор, «доблестный кавалерист слова», Б. в 1923 был награжден орденом Красного знамени. В своей сопроводительной грамоте Президиум ВЦИКа отметил «особо выдающиеся и исключительные заслуги» Б., произведения к-рого, «простые и понятные каждому, а потому и необыкновенно сильные, — зажигали революционным огнем сердца трудящихся и укрепляли бодрость духа в труднейшие минуты борьбы». На какой социальной основе выросло творчество Б., иначе говоря, каков классовый генезис его поэзии? Такой базой необходимо считать крестьянство. В этом нас убеждают не столько факты его биографии (сами по себе достаточно красноречивые), сколько вся устремленность его творчества раннего периода. Своими темами, образами, выразительными и изобразительными средствами поэтической речи молодой поэт тесно связан с деревней, с бытом и мироощущением великорусского крестьянства. Это определение нуждается конечно в немедленном социологическом уточнении. Такие поэты, как Клюев (см.) или Клычков (см.), с большой художественной силой закрепили в своем творчестве строй переживаний зажиточной, крестьянской верхушки. Б. представляет диаметрально противоположную группу крестьянства — недостаточного, беднейшего, пролетаризующегося. Центральным образом ранних произведений Б. следует считать батрака, энергично борющегося с кулацким засильем. «Строчит урядник донесение: „— Так что Нееловских селян, ваш-бродь, на сходе в воскресенье мутил Демьян...“» («О Демьяне Бедном — мужике вредном», 1909). Путь демьяновского революционера обычен: «хватание за букварь, а после за листовки, тюремный курс за забастовки». Но примечательно, что этот «Товарищ Борода» — по своему происхождению — мужик, «взрощенный деревенским полем, обкочевавший все большие города», что в прошлом у него «десятки лет батрацкого скитания по экономиям помещиков былых». Поэт неоднократно разрабатывает образ молодого крестьянина, ушедшего в город, поступившего там на фабрику, участвовавшего в рабочем движении и возвратившегося в деревню для новой и упорной борьбы. Персонаж этот проходит через все творчество Б., найдя себе законченное выражение в поэме «Мужики» [1918]. Петр Костров вернулся из Питера в родную деревню, «перешел, забыв завод, на крестьянский обиход». Завод не забыт им, разумеется: уроки пролетарской борьбы запомнились Петру навсегда, но это оружие Костров применяет в родной ему обстановке против «богатеев», сбивающих с толку деревенский люд. Тематика молодого Демьяна отражает в себе психологические настроения этих бедняцких слоев дореволюционной деревни. Сатирический показ сельских «мироедов»
380 (старшина, урядник, лавочник, вообще кулак, помещик и поп), непримиримая рознь между ними и эксплоатируемым «народом», темнота деревни, ее материальная бедность и социальная приниженность — все эти мотивы с неоспоримостью устанавливают батрацкий генезис демьяновской поэзии. Пред нами — художник «деревенского пролетариата, и если Петр Костров воплощает в себе черты сельского революционера, борющегося тем оружием, владеть к-рым его научил фабричный город, то не менее аллегоричен и другой герой Б. — деревенский дед, одетый в худые лохмотья — «в промокших дырявых онучах». Этот странник попадает в Пугачевский комитет бедноты: «Над крышею крайней избушки кумачный полощется флаг». В комитете деда одевают в то, что еще вчера было отобрано у деревенских «живоглотов». «Надевши тулуп без заплатки, вздохнул прослезившийся дед: — „До этого места, ребятки, я шел ровно семьдесят лет“». То, что Б. вошел в сознание читателей как рабочий поэт, ни в коей мере не противоречит всему сказанному выше. Б. свободно перебрасывается в своем творчестве к рабочим мотивам и тем не менее остается поэтом деревенской бедноты. Батрак, выходящий на арену широкой социальной борьбы, воспринимает идеологию рабочего, за к-рым все же остается политическое руководство. Нужно учесть также и то, что рабочий класс неослабно пополнял свои кадры именно в эти годы и именно из этого необъятного резервуара деревенского батрачества (1912–1914 — эпоха наивысшего расцвета русского капитализма). Выросшее на батрацком корню творчество Б. впитало в себя затем «конгениальные» рабочие мотивы; это было предопределено всей ориентацией передовых слоев его классовой группы. Характерно, что в песне деда Софрона: «Как я гряну во все сорок сороков, да сороков, как я крикну на Москве всех батраков, всех батраков» — мотивам рабочей революции придаются черты батрацкого восстания. С годами диапазон творчества Б. расширился, но батрацкая подоснова его стиля осталась неизменной. Это признал и сам поэт. Избрав себе на заре творчества псевдоним «Демьяна Бедного — мужика вредного», он неоднократно подчеркивал свою органическую связь с деревенским пролетариатом: «Мне родня всесоветская, мужики...», «Нету, братцы, у меня такого дня, чтоб я не думал о крестьянах...», «В печальных странствиях, в блужданиях по свету я сохранил себя природным мужиком...», «Вам, кровным братьям мужикам, для глаз — далеким, сердцу — близким, вам, горемыкам-беднякам, я поклонюсь поклоном низким. Вот, братцы, я, каков уж есть — мужик и сверху и с изнанки» (повесть «Красноармейцы») и т. д. В этих признаниях — глубокая социологическая правда. В лит-ру
381 Б. пришел из деревни, и те батрацкие настроения, к-рыми наделила его классовая группа, определили собой его литературный стиль. Свой путь Б. начинает с гражданской поэзии. Первые опыты отмечены явными подражаниями Некрасову и Якубовичу (см.). Но скоро поэт находит себя. От пессимистических самообличений он обращается к сатире. Объектами ее служат душители рабочей печати («Звезда»), разные оттенки соглашательского меньшевизма («Муха»), либерализм («Кукушка»), третье-июньская дума («Притон»), черносотенство («Союзники») и пр. Но основной и характернейшей темой этого периода является классовая борьба в деревне. Перед читателем проходят эксплоататоры всех видов и мастей, данные в намеренно примитивном и обнаженном раккурсе. Тут и помещик-»народник», ищущий популярности у мужиков, но морщащийся, когда те заводят разговор о «землице». Тут и лавочник Мокей, к-рый, пожертвовав на погоревших 50 рублей, стал затем чинить в своей лавке «дневной грабеж» («Мокеев дар»). Тут и Сысой Сысоич, «туз-лабазник», к-рый «боялся упустить из рук барыш большой, перед иконою престольной в светлый праздник скорбел душой» («В церкви»). Им противостоит эксплоатируемая деревенская голытьба. Стражник Фаддей провоцирует поджог. «В огне погибли все достатки несчастных батраков», и в довершение всего их же обвинили в поджоге и «упекли в тюрьму». Но рисуя угнетенных, Б. с особенным вниманием и сочувствием останавливается на протестантах, бунтарях. Таков бедняк Фока: «Аль наша память коротка? Аль мужики от бар когда добро видали? Проваливай отсель, собачий сын, пока тебе бока не обломали». Поэт констатирует усиление в деревне именно тех форм классовой борьбы, которыми так богат капиталистический город. «Над мужиком, над Еремеем, в деревне первым богатеем, стряслась беда: батрак от рук отбился, батрак Фома, кем Еремей всегда хвалился» («Хозяин и батрак»). Жанры этого периода — сказка, фельетон и эпиграмма, а чаще всего — басня (см.). Поэт пользуется этой сатирической формой, предоставляющей удобные возможности для замаскированного обличения. За Еремеем или Фокой цензору не видно представляемых ими классов; с другой стороны, непременный довесок басни — ее «мораль» — дает возможность настроить читательское восприятие в нужном направлении, подсказать ему разгадку авторской аллегории. Как и все мастера басни, Б. охотно прибегал к использованию звериных личин. В хищном обжоре-кроте нетрудно было угадать кулака, образы мухи и паука были достаточно ясны по своей классовой принадлежности. Продолжая щедринское противопоставление щук — ершам, Бедный восклицал в конце басни:
382 «У щуки сила сеть (к чему самообман?).
Опомнившись, она затеет новый план.
Ерши, вам надо ждать великой передряги,
Объединяйтеся, миляги». Восприняв этот жанр от Крылова (см.), Б. насыщает его той революционной тематикой, к-рая отсутствовала у его предшественника. Мораль Крыловских басен, даже в наиболее обличительных местах, откровенно буржуазна; басни Б. служат делу социальной революции. «Жил-был на свете клоп. И жил мужик Панкрат. Вот как-то довелось им встретиться случайно. Клоп рад был встрече чрезвычайно. Панкрат не слишком рад... Взобравшись ловко по обоям к Панкрату на рукав, клоп этаким героем уселся на руку и шарит хоботком. От злости наш Панкрат позеленел весь даже: „Ах, чорт, и ты туда же, кормиться мужиком“. И со всего размаху хлоп дядя по клопу свободною рукой» (басня «Клоп»). Аллегория ясна; но учитывая, что неискушенный читатель может не понять ее, Б. спешит поставить все точки над і: «Сижу, ужасною догадкой потрясенный: ну что, как этот клоп казенный?» Октябрьская революция ставит предел дальнейшему развитию демьяновской басни. Этот иносказательный жанр теряет свои права на существование в эпоху обостреннейших гражданских войн. Центр тяжести поэзии Б. перемещается на открытую, недвусмысленную сатиру. Свое внимание Демьян Бедный отдает «Денике-воину», «Кулаку Кулаковичу», «Иуденичу», «купцу Шкуродерову и орловскому помещику Зубодробилову». Однако объектом ее становится не только белогвардейщина, хотя в этой области Б. создает ряд любопытных произведений (особенно удачен пародийный «Манифест барона Врангеля»). Внимание поэта привлекают: эмигранты, рыцари «ера» и «яти» (цикл «Выметенный сор»), западноевропейские социалисты (цикл «О пресмыкающихся»), объединившиеся против советской страны империалисты («Грабьинтерн»). Но всего шире распространяется антирелигиозная сатира. Ранние басни почти обходили церковь: их не пропустила бы цензура. С 1918 Б. отдает этому жанру все свое внимание. Осмеянию подвергаются сначала корыстные и сластолюбивые служители культа (одну из наиболее характерных сатир «Пауки и мухи» читатель найдет на стр. 50 этого тома в статье «Агитационная лит-ра»). Приблизительно с 1920, когда стихают военные бури, Б. переходит к планомерной атаке самой религии. Отметим здесь особенно «Землю обетованную» (март 1920), в к-рой традиционный эпизод исхода евреев из Египта передается в плане снижения стиля и пародийной «руссификации» фабулы. «Расскажу я по-своему всей Рассее об Аароне и Моисее. Вот были мужики: настоящие большевики». Б. применяет приемы травестирования (см.): за еврейской оболочкой скрывается русская действительность. В поэме действуют иудейские
383 меньшевики и эсеры, Елдад и Модад, анархисты, спекулянты на манной крупе («манне небесной»), жандармы и даже бронированные колесницы! Все это введено в рассказ не только в сатирических, но и в дидактических целях. «Но из библии все ж почерпнем мы урок: пусть былые ошибки послужат нам впрок». «Если дрогнете вы, как евреи когда-то, слабость духа в беде обнаруживши ту же, ваш конец будет многим похуже». В «Новом завете без изъяна евангелиста Демьяна», написанном позднее [1925], Б. пытался, точно придерживаясь канонических текстов Евангелия, «показать, что Иисус выглядит совсем иначе, чем принято изображать... «Для большей жизненной убедительности я привлек к делу многочисленных русских христов и христоносиц». Здесь, как и в «Земле обетованной», поэт снижает и пародирует высокий евангельский стиль: «Иоанн Предтеча» у него превращается в «Ивана Захарьича Иорданского», «Осип» ведет «Марью» в Вифлеем «на регистрацию» и т. д. Пародируются не только евангельские образы, но и выспренняя лексика: «Аще кто ударит тебя по ланите, то-бишь на нынешнем языке звезданет тебя по щеке...». В развитии антирелигиозной пропаганды эти демьяновские поэмы сыграли безусловно весьма значительную роль. Следующим объектом его сатиры той поры является деревня. Поэт изображает уцелевшие в ней враждебные революции силы. «У кулака под вечер гости, попа расперло от ухи... — Отец, еще по рюмке, что ли? Кумышка ж право не плоха, — за гибель всей батрацкой голи! их-хи-хи-хи, ах-ха-ха-ха!» В целом ряде произведений Б. разрабатывает одну и ту же сюжетную схему: деревня недовольна советской властью, но вот приходят белые, вводят там царские порядки, и крестьяне с восторгом встречают возвращающуюся Красную армию. Так построены: «Генерал Шкура», «Беседа дяди Софрона», горькая дезертирская повесть «О Митьке-бегунце и об его конце» и в особенности «апокалиптическая поэма» «Царь Андрон». Как ни широко раскидывается в эту пору сатира Б., ею не исчерпывается его творчество. Гражданская война, борьба с белогвардейщиной требовала от революции предельной мобилизации ее моральных и физических ресурсов. От поэта, желавшего ускорить эти процессы, требовалось не только яростное отрицание отживающих форм жизни, но и глубокий революционный пафос. Что Б. вступил на этот путь, достаточно красноречиво свидетельствуют заголовки его стихотворений: «Обманутым братьям в белогвардейские окопы», «Пора», «Защищайте Советы», «Ура, добьем Юденича», «На защиту Красного Питера» и т. д. Пафос этот облекается в различные поэтические формы. На первом плане высокая лирика:
384 «Враг опьянен безумной отвагой,
Идет к концу неразрешенный спор,
В последний раз с дворянской тонкой шпагой
Скрестили мы наш боевой топор.
Пронзит ли враг нам сердце острой сталью,
Иль голова слетит с дворянских плеч?
От братских сил отрезаны мы далью,
А у врага нет сил для новых сеч.
В отчаяньи он все на карту ставит,
Ему назад дорога отнята.
Вперед, бойцы, и пусть змею раздавит
Железная рабочая пята!» («Набат», 1919) С подобной агитацией поэт обращается к крестьянам: от того, с кем пойдут они, зависит исход революции и будущее деревенского «пахаря». «Убогие пахари, Фролы, Афоньки, вставайте! Решается ваша судьба: казацкие кони, казацкие кони крестьянские топчут хлеба» («За волю и хлеб», 1919). И когда приходит наконец победа, поэт приветствует «советского часового», — крестьянина, стоящего на страже наших границ. «Герой, принесший гибель змею, твоих имен не перечесть. Тебе, — Вавиле, Фалалею, Кузьме, Семену, Еремею, слагаю стих я, как умею, и отдаю по форме честь». Жанры эпохи гражданской войны необычайно разнородны. Здесь мы встречаем и патетическое воззвание, и примитивную, намеренно грубую «агитку». Марши и песни уживаются бок-о-бок с язвительными эпиграммами. Патетическая лирика неотрывна от сатирического эпоса. Все эти формы Б. проникнуты единым и целостным устремлением. Разнообразие жанров обозначает лишь различие установок, многосложность заданий, стоявших перед поэтом восставшей и борющейся за свое существование революционной страны. Окончание гражданской войны определяет наступление нового, третьего по счету, периода в творчестве Б., периода, к-рый продолжается до наших дней. Изменившаяся обстановка требует новых тем. Строки демьяновских сатир посвящены возникновению и развитию нэпа («Эп», «В Спекуляндии»). На политической арене — новый враг — нэпман, расходящийся с партией только... в земельной программе: «вы в землю бы меня охотно закопали, а я бы вас!» («Пустяки разница»). Особо заслуживает здесь быть отмеченной мастерская поэма «Непград», написанная в форме дантовских терцин. Начинается стремительное развитие фельетона (см.), малой формы, отличительной чертой которой надо считать ее злободневность. Б. откликается на все события дня, к какой бы области они ни принадлежали. Он пишет фельетоны о мостовых без снега, о будильниках, вызванивающих царские гимны, о собачьей выставке, о хулиганстве, о фабричных прогулах и о «головешках», «дымящихся» во время партийных дискуссий. Окончив работу над большими полотнами гражданской войны, Б. принимается за каждодневное, будничное производство фельетонов, к-рые по необходимости должны стать экспромтами.
385 «Пригоняю к строчке строчку, чтоб вышло во-время и в точку. Наше время стремительно! — На призыв „будь готов“ умей отзываться незамедлительно: „всегда готов“» («Олимпа нет», «О литературном ремесле»). Не следует думать однако, что фельетоны этого периода исключительно сатирические. В них часто вспыхивает прежний пафос. Говорит ли поэт о прекращении ввоза иностранного угля, напоминает ли о появившейся в Балтике английской эскадре, о том, что у нас «за каждым плугом и станком стоит советский военком», приветствует ли юбиляров, скорбит ли о смерти революционного деятеля — этот демьяновский пафос присутствует всегда. Особое место здесь попрежнему занимает деревня. В лубочной поэме «Шефы» (надписи к юбилейному плакату) изображены старые знакомые — деревенские поп и кулак в новой обстановке, отступающими и деморализованными. В поэме «Куриный брод» повествуется о том, как комсомольцы (им посвящена поэма) кладут конец взаимной вражде двух соседних деревень. Необходимо остановиться здесь на двух формах: эпиграмме и раешнике (см.), столь характерных для этого периода. Эпиграммам Б. присуща не только их обычная сжатость и острота, но и неожиданная смена интонаций. Таковы напр. эпиграммы на «хлюста по женской части» — Чемберлена или на Керзона, поносящего Коминтерн: «У буржуазии, на вид такой победной,
Есть очень грозный супостат.
Так хмурый лорд Керзон дал лестный аттестат
Организации зловредной. *** Вреди, голубушка, вреди!
Работы много впереди!» Не менее любопытен его раешник — рифмованный стих, свободный в числе слогов, количество к-рых меняется от пятнадцати до одного. Этой формой написано большинство фельетонов Б., в частности все дипломатические послания «Наркомнеудела». Раешник отвечает содержанию фельетона, облегчает разговорный яз. автора. В эту достаточно свободную форму Б. в изобилии вбрасывает прозаические цитаты — протоколы, сообщения газет, цитаты из старых, сто лет тому назад изданных книг и пр. Иногда цитата является эпиграфом фельетона, и тогда самый раешник развертывает намеченную в ней схему. Но чаще она вводится в самый текст, к-рый приобретает внешнюю растрепанность. По сути дела здесь та же смена интонаций, что и в эпиграмме, но гораздо более усложненная. Фельетон, построенный по этому принципу, приобретает все черты «разговора», как бы он ни был велик размером. Мы восстановили главные вехи, по к-рым развивалась поэзия Б. Этапы ее эволюции неотрывны от русского революционного движения. В дооктябрьскую пору господствует басня, в эпоху гражданской войны она уступает место сатирической
386 поэме и патетической лирике. Последний период творчества отмечен расцветом фельетона. Смена жанров обусловлена своеобразием тех заданий, к-рые последовательно ставила перед Б. действительность, и, обратно, по эволюции его творчества можно восстановить динамику последнего двадцатилетия. В своей работе поэт использовал разнообразные формы классической поэзии. Здесь он снял обильную жатву с тем, чтобы употребить ее для новых социальных целей. Сатирический лубок Б. в основе своей имеет форму исторической песни и былины (см.). «Выезжали три богатыря могучие, Вудро Вильсон, чудо заморское, Клемансо, парижский банкирский прихвостень и Ллойд-Джордж, приказчик купеческий». Но сюжетная схема былины преодолена: богатырей побеждает неведомая сила: «Исполать тебе, сила великая, защитница наша народная, наша храбрая Красная армия!» («Старая былина на новый лад»). Пушкинский мосье Трике превращается у Б. во французского спекулянта при самарском правительстве. Стихотворение написано в размерах «Онегинской строфы», но в эту форму вкладывается новое классовое содержание: «Напрасно ждет Трике Жаннет:
Мы за нее дадим ответ
Чехо-словацкой подлой банде
В французских шорах и узде,
Белогвардейской всей орде,
Всей черной Дутовской команде.
Мы свой ответ мосье Трике
Дадим — о винтовкою в руке». Стиль Б. своеобразен. Он характеризуется намеренным примитивизмом образов (социальных «масок» попа, буржуя или батрака); почти полным устранением из повествования пейзажей (ни в сатирической, ни в патетической поэзии им места не находится); плакатной резкостью композиционных приемов (любимейшим из них является противопоставление «старого» и «нового»; отсюда — позднейшие довески к ранним басням). Наконец, стиль Б. характеризуется особым языком, «дерзким и колким», «без вывертов, без хитростей, без вычурных прикрас», языком, заимствовавшим из мужицкой речи крепкое словцо и острый образ. Вопрос о том, насколько художественна эта поэзия — праздный вопрос. У каждого класса своя эстетика. Класс, к-рый говорил устами Демьяна, не выдвинул до сих пор большего художника, нежели Демьян. Тем самым его творчество приобретает особую значительность. Путь Демьяна — это путь поэта деревенской бедноты в эпоху пролетарской революции. Библиография: I. Первое собр. сочин. Б. вышло в 1923, в изд. «Крокодил», в одном томе, с вводными статьями К. Еремеева и Л. Войтоловского. В настоящее время Госиздатом заканчивается 13-томное собр. сочин. Вышло 12 тт. (М. — Л., 1926–1928) под ред. Л. Сосновского, Г. Лелевича и А. Ефремина, со вступит. статьями редакторов (тт. I, II и XI) и комментариями. Издание это мало удовлетворительно: в него не вошла проза Б., хронологический принцип размещения материала постоянно перебивается тематическим; явно недостаточны комментарии.
387 II. Из отдельных статей о Б. отметим: Воронский А., «Красная новь», кн. 6, 1924; Войтоловский Л., «Печ. и рев.», кн. 4, 1925; Лелевич Г., «Молодая гвардия», кн. 9, 1925 и др. Отдельн. книги: Фатов Н. Н., Д. Б., М., 1922, 2-е дополн. изд., М., 1926; Сперанский В., Д. Б., М., 1925; Войтоловский Л., Д. Б., М., 1925; Медведев П. Н., Д. Б., Л., 1925; Ефремин А., Д. Б. на противоцерковном фронте, М., 1927 и др. Отдельн. главы посвящены Б. в книгах: Троцкий, Л. Д., Лит-ра и революция, изд. 2-е, М., 1924; Коган П. С., Лит-ра этих лет, Ив.-Вознесенск, 1924 (и др. изд.); Львов-Рогачевский В. Л., Новейшая русская лит-ра и др. Библиография отдельных изданий Б. и всей критической лит-ры о нем — в библиографических указателях: Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1924; Русская поэзия XX в. (Антология), ред. Ежова и Шамурина, М., 1925; Витман, Эттингер и Хаймович, Русская лит-ра революционного десятилетия, М., 1926; Львов-Рогачевский В. и Мандельштам Р., Рабоче-крестьянские писатели, Л., 1926. А. Г. Цейтлин
Словарь управления
(ограниченный в каком-л. отношении, имеющий недостаток в чём-л., скудный) чем, в чем и на что. Бедная полезными ископаемыми страна. Низкий голос ее [Горчаковой] был глуховат и беден оттенками (Шолохов). Сама природа поставила ее [березу] здесь для украшения бедного в убранстве поля (Бубеннов). Бедный на выдумки художник.
Воровской жаргон
бестолковый, неудачник
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БЕДНЫЙ


будет выглядеть так: Что такое БЕДНЫЙ