БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ |
Мультимедийная энциклопедия |
(1814-1876), один из основателей анархизма; родился 18 (30) мая 1814 в
Тверской губернии в дворянской семье. В 1833 окончил Артиллерийское
училище в Санкт-Петербурге, служил в армии, а в 1835 вышел в отставку.
Переехав в Москву, Бакунин изучал философию, историю, богословие. На него
оказала влияние немецкая классическая философия, причем идеи Шеллинга,
Фихте и Гегеля истолковывались им в романтическом духе. Бакунин играл
видную роль в кружке Н.В.Станкевича, сблизился с А.И.Герценом и
В.Г.Белинским. В 1840 Бакунин уехал в Германию.
В Берлине он сошелся с младогегельянцами, которые интерпретировали
диалектику Гегеля как "алгебру революции". Ключевой момент его жизненного
пути в этот период - публикация в 1842 в журнале "Немецкие ежегодники"
("Deutsche Jahrbcher") статьи Реакция в Германии, содержавшей страстный
призыв к революции в России и заканчивавшейся знаменитой фразой: "Страсть
к разрушению - творческая страсть". Царское правительство потребовало его
возвращения в Россию. В январе 1843 Бакунин покинул Дрезден (в который он
перебрался из Берлина) и направился в Швейцарию, а затем в Париж. Здесь он
оставался более четырех лет, встречался с Прудоном, Марксом и видными
польскими эмигрантами. Высланный полицией, он вернулся в Париж к самому
началу революции 1848 и принял в ней участие как агитатор. Позднее стал
участником революционных событий в Берлине и Праге, где сыграл видную роль
в работе Славянского съезда в июне 1848.
Здесь к революционным устремлениям Бакунина добавился новый элемент -
призыв к освобождению славян Австрии от немецкого ига, союзу с целью
освобождения всех славян, созданию славянской федерации (два Воззвания к
славянам, 1848; 1849). В этих работах были сформулированы основные
положения его программы: 1) отрицание либерально-буржуазной демократии
Запада; 2) освобождение славян от власти как австрийских (Габсбурги), так
и российских (Романовы) самодержцев; 3) вера в крестьянство как
революционную силу.
В мае 1849 Бакунина арестовали в Дрездене, где он принимал активное
участие в восстании. Он был приговорен саксонским судом к смертной казни,
которая была заменена пожизненным заключением. После длительных
переговоров его передали австрийской, а затем российской полиции. В России
он был заключен на три года в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге,
а затем на четыре года - в Шлиссельбургскую крепость на Ладожском озере. В
Петропавловской крепости он написал покаянную Исповедь, впервые
опубликованную в 1921, в которой просил царя Николая I о помиловании и
предлагал ему возглавить движение за освобождение славян. В 1857 по
просьбе семьи он был освобожден из заключения и отправлен на поселение в
Сибирь. Здесь Бакунин женился на дочери польского ссыльного. В 1861 бежал
через Японию и США в Лондон.
Оставшуюся часть жизни Бакунин посвятил составлению программ и памфлетов,
которых почти никогда не заканчивал, а также организации тайных, но
неизменно раскрывавшихся полицией обществ. Он жил сначала в Лондоне, затем
в Италии и наконец в Швейцарии, где участвовал в издании 1-го номера
журнала "Народное дело", но потом вышел из редакции. Он поссорился с
Герценом, взгляды которого представлялись ему теперь слишком умеренными, и
сблизился с революционером-радикалом С.Г.Нечаевым. После возобновления
отношений с К.Марксом присоединился в 1864 к Международному товариществу
рабочих (1-му Интернационалу) Вскоре анархисты уже составляли значительную
фракцию в 1-м Интернационале и в конце концов выступили против марксистов.
Бакунин попытался организовать тайное общество в рамках Интернационала, за
что был исключен из этой организации на Гаагском конгрессе 1872. Наиболее
важные труды этих лет - Революционный катехизис (1865), написанный под
влиянием Нечаева; Кнуто-германская империя и социальная революция, в
которой он вернулся к теме тирании Романовых и Габсбургов; Бог и
государство (1872), в котором религия и государство трактовались как
вечные враги свободы. В 1873 появилась книга Государственность и анархия,
оказавшая влияние на революционное движение в России.
Умер Бакунин в Берне 19 июня (1 июля) 1876.
В последние годы он занимался разработкой анархизма как доктрины крайнего
индивидуализма в духе учения М.Штирнера, отрицал существование объективных
исторических сил и связывал надежды на революцию с крестьянством - вопреки
вере Маркса в пролетариат. Следуя Руссо, Бакунин верил в "природу
человека", свободного от ограничений, налагаемых образованием и обществом.
Влияние великого русского анархиста ощущалось во всем революционном
движении той эпохи. Бакунин оставил после себя заметные группы
последователей в Германии, Великобритании, а особенно в Италии и Испании,
где анархистское движение проявляло активность еще несколько десятилетий
после смерти Бакунина. Его идеи оказали воздействие на программу и тактику
народничества в России в 1870-х годах ("Земля и воля"). В Бакунине
проявились два основополагающих элемента русской революционной мысли -
убеждение в революционном предназначении российского крестьянства и веру в
призвание славян к возрождению мира, приведенного западной буржуазной
цивилизацией в состояние упадка.
ЛИТЕРАТУРА
Должиков В.А. Михаил Александрович Бакунин и Сибирь. Новосибирск, 1993
Борисенок Н. А., Олейников Д.И. Михаил Александрович Бакунин. - Вопросы
истории, 1994, № 3
Зеньковский В.В. История русской философии, тт. 1-2. М., 1991
Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А.Бакунина. М., 1990 |
Новый философский словарь |
(1814-1876)
русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище. В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве. Вошел в кружок Станкевича. Увлекся философией Гегеля, которую определял как синтетическую систему, преодолевшую крайности идеализма и эмпиризма, разрыв бесконечного и конечного, духа и материи, а также примирявшую человека с действительностью. Б. истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеообщее должно быть реализовано в жизни личности, проникнутой любовью. Соответственно, познание призвано объяснить "тайну" этой реализации. В свою очередь, единичное самосознание, по мнению В., движется "всеобщей сущностью". Мысль должна перейти из теории в "действительность". В 1840 выехал в Берлин для продолжения образования. Познакомился с А.Руге, В. Вейтлингом, Марксом, что способствовало переходу Б. в лагерь левых гегельянцев и увлечению политической проблематикой, а затем и революционизации его мышления. Б. становится профессиональным революционером — эмигрантом. Принял активное участие в революционных событиях 1848—1849 в Париже, Праге, Дрездене. В 1849 арестован и приговорен к смертной казни. В 1851 Б. выдают в Россию как опасного государственного преступника. Отбывал наказание в Петропавловской, затем (с 1854) — в Шлиссельбургской крепости. После смерти Николая I выслан в Сибирь на вечное поселение. В 1861 бежал из ссылки через Японию в Америку, затем перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герценом. С середины 1860-х занялся разработкой анархической доктрины. С 1868 — член I Интернационала, из которого исключен в 1872 на Гаагском конгрессе. В эти годы Б. являлся одним из основных оппонентов Маркса. После поражения Парижской коммуны отошел от активной политической деятельности. Основные сочинения: "Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика" (1838), "О философии" (1840), "Реакция в Германии" (1842), "Кнуто-Германская империя и социальная революция" (1871), "Государственность и анархия" (1873), "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена), "Бог и государство" (не закончена), "Исповедь" (написана в заключении) и др. Во второй период своего творчества Б. предложил анархическую версию философии действия, построенную на отрицании всего существующего порядка. В марксизме Б. видел главным образом "материализм экономический", игнорирующий социальные инстинкты человека. Разумная трудовая деятельность людей переводит их, по Б., из сферы биологического в сферу общественного. Как часть природы, человек должен повиноваться ее законам, но социальную действительность люди творят сами. Цель прогресса и его критерий — постоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества — государство, созданное меньшинством для господства над большинством. Государство, по мнению Б., — антипод гражданского общества. Власть опирается на фикцию Бога. В своей идейной эволюции Б. проделал путь от имманентной "новой религии" (религии жизни и деятельности, иначе — "дела"), в которой борются откровение и рассудок, между которыми действует мысль, преобразующая рассудок в разум, — до полного отрицания религии и дискредитации ее как социального института и культурного феномена. "Если Бог существует, то у человека нет свободы, он — раб; но если человек может и должен быть свободен, то, значит, Бога нет". Отсюда, религия — второе основное препятствие в движении человека к свободе. В конечном итоге, Б. стал трактовать религию как вид "коллективного сумасшествия", а церковь — как разновидность "небесного кабака". Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового. По Б., власть обладает уникальным свойством развращать всех независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформированные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксплуататоров. Всякая форма легитимного политического поведения, по мнению Б., лишь укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт. Революция, согласно Б., "закроет кабаки и церкви, развращающие душу и тело призрачными радостями". Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство, как главные препятствия на пути свободы. Антиавторитарные формы жизни Б. трактовал как неизбежное будущее человечества. Идеал Б. — созданная исключительно "снизу вверх" свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций — был явно утопичен. В России Б. абсолютизировал социальный потенциал общинной артели с ее идеей "права на землю" и "социалистическим инстинктом". Полагал, что русскому народу присущи "наивное чувство братства" и "любовь к огню". Пожар из России призван, по В., уничтожить мировую цивилизацию буржуазного типа и заменить ее свободным союзом народов на основаниях автономии и федерализма.
В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов |
|
|