|
|
|
|
|
АВИЦЕННА |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
латинизированное имя среднеазиатского философа и учёного 11 в. Абу Али Ибн Сины (См. Ибн Сина).
|
Современная Энциклопедия |
АВИЦЕННА, смотри Ибн Сина. |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
АВИЦЕННА, Ибн Сина (980 в Афшане возле Бухары — 1037 в Хамадане) — влиятел. представитель ислам. рецепции античности. Его лат. переводы сыграли заметную роль в христ. схоластике. А. явл. придвор. врачом и министром при перс. правителях. А. приписыв. более 400 работ по всем извест. тогда разделам науч. и философских знаний. |
Литературная энциклопедия |
[980–1037] — знаменитый ученый энциклопедист мусульманского мира, настоящее имя к-рого было Абу Али аль Хуссейн Ибн Абдаллах Ибн Сина (сокр. Абу Али Сина, Ибн Сина). Р. около Бухары; начав с изучения богословия, он позднее познакомился и со светскими науками (математика, философия, медицина) и к 20 годам вырос в крупного ученого, более разностороннего, чем оригинального. После падения Сасанидов А. до конца своей жизни странствует по дворам удельных персидских князей (Джурджан, Рей, Хамадан, Исфаган), чередуя разгульную жизнь с напряженнейшей научной работой. Из громадного количества ученых трудов А. особенно знамениты: так наз. «Книга исцеления» (Китаб-аш-шифа) — изложение философии Аристотеля сквозь призму неоплатонических комментариев (до эпохи Возрождения заменяла Европе подлинного Аристотеля); знаменитый «Канон А.» (Канун-фи-и-Тыб) и «Начала медицины», сохранявшие в целом свой авторитет в Европе до XVII в. (изд. полного текста в Риме, 1593; латинский перевод Племпия, Львов, 1658), а на Востоке и до сего времени. Из лит-ых произведений А. интересны: философский роман о Хайе, сыне Яхзана (ср. одноименный роман Ибн-Туфейля) и прозаический роман о Саламане и Абсаль — прототип поэтической обработки Джами, XV в.; оба на арабском яз. Библиография: Статья Ethe H., A. als persischer Lyriker, «Gotting. Nachricht.», 1875; Brockelman C., Geschichte der arabischen Literatur, 2 Bde., Berlin, 1902; Его же, статья в Лейденской Enziklopadie d. Islam (art. Ibn-Sina), Leiden. |
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней |
Аристотелизм Авиценны
Авиценна: личность и сочинения
Блестяще образованный персидский философ Авиценна (Ибн-Сина) представил взору европейских теологов и ученых начала XI века первую систематическую форму аристотелизма. Он родился в предместье Бухары в 980 году, а умер близ Амадана в 1037 году. Множество его работ были переведены на латинский язык во второй половине XII века. Наиболее известная работа "Книга исцеления" в 18 томах включала в себя "Логику", "Риторику", "Поэтику", "Физику" (в восьми частях, шестой была книга "О душе") и "Метафизику", которую завершил уже в 1180 году в Толедо Доминик Гундисальви.
Это был первый грандиозный спекулятивный синтез в рамках классической культуры, который дал мощный импульс развитию западной философии. Он стал авторизованным комментарием аристотелевской философии во всей ее полноте, более того, лучшим и даже единственным. Странно, но Стагирит вряд ли признал бы в Авиценне верного своего ученика. Но, возможно, и сама эта неверность — ироническая улыбка истории — подыграла успеху Авиценны. Пред суровым взором христианина оказались в тени две вещи: мнение Аристотеля о возникновении вещей и мира ? о боге. Лаконизм или просто молчание Стагирита по этим вопросам в подаче Авицены предельно упростили интеграцию Аристотеля с неоплатонической теодицеей. И в самом деле, нельзя не заметить неоплатонический обжиг аристотелизма Авиценны, к тому же, с чертами исламской религии. Такой любопытный симбиоз не вызвал ни малейшего смущения и был принят с энтузиазмом европейской христианской средой: неоплатонизм древних уже был ассимилирован патристикой, а ислам имел в себе немало общих с христианством истин.
Бытие возможное и бытие необходимое
Из необъятного литературного наследия великого перса в диапазоне от медицины до логики, от физики до музыки, от эзотерики до религии мы выделим лишь те тезисы, которые в XIII веке были подхвачены Фомой Аквинским и Дунсом Скотом. Назовем это условно "Латинским Авиценной".
Прежде всего, Авиценна отличает существо от сущности. Первое конкретно, второе абстрактно. Например, люди — существа, но человечество и человечность образуют уже сущность. Первые существуют как факт, второе предсуществует, ибо "естьность" вещей — "квид эст quid est — самодостаточна, т.е. не связана ни с существованием, ни с несуществованием, ни с необходимостью, ни с возможностью. "Equinitas est tantum equinitas", — ens и essentia (существование это одно, сущность другое, к первому само по себе не сводимое).
Чтобы понять сущее реально, необходимое следует отличать от возможного. Реально сущее в виде факта, которого могло бы и не быть, называется возможно сущим, ибо оно не имеет в самом себе основания бытия. Необходимо сущее всегда есть и не может не быть, ибо оно само себя обосновывает и оправдывает. Это Бог, естественным образом, он отделен от мира, возможно и актуально существующего. "Бытие необходимое, — писал Авиценна, — единственно, а потому изначально, оно есть первопричина и первоначало... ясно, что все, находящееся вне его самодостаточной сущности, всего лишь возможно в отношении к своему существованию, а потому каузально. Это и есть основание того, почему цепь причинно обусловленных вещей приведет к необходимо сущему.
"Логика генерации" и влияние Авиценны
Так каково же отношение между миром и Богом? Каково отношение свободы к необходимости, идет ли речь об эманации или о творении? В ответах Авиценны на эти вопросы можно заметить влияние как Аристотеля, так и неоплатонизма. Все в мире сущее возможно и необходимо вместе: возможно, ибо актуальность его существования не вытекает целиком и полностью из его сущности, но и необходимо, ибо Бог, которому оно обязано своим существованием, не может действовать иначе как в согласии с природой. Бог, понятый по-аристотелевски как мышление о мышлении, порождает небходимым образом перворазум, интеллигибельное начало, от которого исходит второй, третий разум по нисходящей. Здесь очевидно неоплатоническое влияние: десять ступеней, где каждая — непосредственная причина нижеположенной.
Десятая разумная сила, в отличие от других, не порождает новую реальность, но воздействует на мир земной, будучи под девятым лунным небом, как онтологически, так и гносеологически. С онтологической точки зрения, это начало множественности и изменчивости, структурирующее подлунный мир на материю и форму, индивидуализируя все земное. Перед нами нечто вроде гилеморфической композиции Аристотеля, переосмысленной на неоплатонический лад. То, что Дает формы первой материи подлунного мира, это десятая разумная сила, а среди ее форм и бессмертные души, растворенные в телах.
С гносеологической точки зрения, этот разум обеспечивает переход от потенции к акту, от пассивного состояния интеллекта к осознанному действию индивидуума. То же происходит путем иррадиации первоначала (благодаря чему есть интеллект обычный) путем абстрагирующей действительности при помощи универсальных понятий (активный интеллект), а также через восхождение индивидуального интеллекта к высшему, что доступно в виду предельной сложности лишь избранным (святой интеллект). Во всех этих контактах с высшим единственно активным интеллектом человеческая индивидуальность и персональное начало остаются нетронутыми.
Идеи Авиценны оказали заметное влияние на Фому Аквинского (разделение на сущее и сущность), Бонавентуру (множественность индивидуальных форм, духовиая, чувственные и вегетативные формы), Дунса Скота (теория сущностей). Однако помимо отдельных тезисов, можно говорить о счастливой судьбе учения Ибн-Сины, ведь он едва ли первым попытался гармонизировать аристотелевскую философию с исламом, следовательно, в глазах христиан, и с некоторыми фундаментальными христианскими тезисами, разрушив тем самым предрассудок об их несовместимости. Именно на эту удачу, как на компас, были ориентированы последующие попытки найти новое диалогическое пространство. |
Новый философский словарь |
см. ИБН СИНА
АВТАРКИЯ (греч. autarkeia — самоудовлетворение) — независимость от всех вещей внешнего мира или других людей (Платон, Аристотель), жизненный идеал киренаиков и стоиков. Мудрецу-стоику "достаточно самого себя". А. в экономике — это экономическая независимость страны, освобождающая данное государство от ввоза наиболее важных предметов потребления.
С.Ю. Солодовников |
Философский словарь |
см. ИБН США. |
Философский энциклопедический словарь |
АВИЦЕННА (лат. от Ибн Сина) (род. 980, Авшана, близ Бухары – ум. 18 июня 1037, Хамадан) – араб, врач и философ перс, происхождения. Как и его учитель Фараби, пытался соединить философию Аристотеля с неоплатонизмом; его большая энциклопедическая «Книга исцеления» оказала огромное влияние на христ. Запад, и в частности на Альберта Великого и Фому Аквинского. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
см. Ибн Сина. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: АВИЦЕННА
будет выглядеть так: Что такое АВИЦЕННА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|