Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АВЕНАРИУС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Авенариус
        Михаил Петрович [7(19).9.1835 — 4(16).9.1895], русский физик, член-корреспондент Петербургской АН (1876). В 1858 окончил Петербургский университет. Профессор Киевского университета с 1866. Изучал термоэлектрические явления; вывел формулу для термоэлектродвижущей силы. Определил критические температуры ряда жидкостей.
         Соч.: О термоэлектричестве, СПБ, 1864; Об электрических разностях металлов при различных температурах, СПБ, 1866.
         Лит.: Русаков В. П., Киевский физик Михаил Петрович Авенариус, в кн.: Труды Института истории естествознания и техники (АН СССР), т. 5, М., 1955, с. 181—215; Столетов А., М. П. Авенариус. [Некролог], «Журнал русского физ.-хим. об-ва», 1895, т. 27, вып. 8.
        М. П. Авенариус.
II
Авенариус (Avenarius)
        Рихард (19.11.1843—18.8.1896), швейцарский философ-идеалист, один из основоположников Эмпириокритицизма. Профессор Цюрихского университета. Центральное понятие философии А. — опыт, в котором он стремился растворить противоположность материи и духа, физического и психического («Критика чистого опыта», 1888—90, русский перевод 1905, 1907—08). Однако понимание физического и психического лишь как содержания опыта (внешнего и внутреннего) и есть признание первичности сознания, ибо опыт без субъекта, без сознания невозможен. Учение А. о «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») есть субъективный идеализм, исключающий объективную реальность, существующую независимо от сознания. Объективной истине А. противопоставлял биологическую ценность познания и мышления по «принципу наименьшей траты сил». Философия А. и его учеников — Р. Вилли, Й. Петцольдта, Ф. Карстаньена — была подвергнута развёрнутой критике В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908, изд. 1909).
         Соч.: Человеч. понятие о мире, М., 1909; Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы, СПБ, 1913.
         Лит.: Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957, с. 202—301, 448—480; Аксельрод Л., Против идеализма, М.— П., 1922; Филиппов М., О философии чистого опыта, «Научное обозрение», 1898, № 5.
         Б.Э. Быховский.
1000 кратких биографических данных
Рихард (Avenarlus) (1843-1896). Швейцарский философ-идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Считал, что в опыте снимается противоположность материи и духа.
Литературная энциклопедия
Василий Петрович [1839–1919] — писатель для детей и юношества. Повесть «Современная идиллия» впервые помещена в «Всемирном труде» [1865]. Отрицательное отношение к передовым
28 стремлениям шестидесятых годов, грубый пасквиль на современную молодежь вызвали жестокие нападки критики как на эту, так и на следующую его повесть («Поветрие», 1867), и он скоро оставил общую лит-ру, только изредка возвращаясь к ней впоследствии. Имя его известно почти исключительно в детской лит-ре. Он не был писателем по профессии и работал над своими произведениями очень медленно. А. переложил, или вернее издал в приспособленном для детей виде, русские былины — «Книга о киевских богатырях» [1875]. Эта книга приобрела большую популярность и много раз переиздавалась. Затем последовал ряд оригинальных сказок для детей («О пчелке Мохнатке», «О муравье-богатыре» и др.). В середине 80-х гг. А. начинает издавать ряд повестей из жизни писателей («Отроческие годы Пушкина», 1886, «Юность Пушкина», 1888, «Гоголь-гимназист», 1897, «Гоголь-студент», 1898, «Школа жизни великого юмориста», 1899, «Детские годы Моцарта», 1901, «Создатель русской оперы — Глинка», 1903, «Молодость Пирогова», 1909). Другая группа сочинений А. — его исторические повести, не поднимавшиеся выше обычных в то время исторических повестей и романов Данилевского, Соловьева, Мордовцева и др. Но все они были приспособлены к чтению подростками. В них больше рассказа о приключениях и описаний быта, чем психологии действующих лиц. Наконец третью группу представляют воспоминания детства и молодости («Листки из детских воспоминаний» и др.), о виденном и пережитом («Перед рассветом», «За тридцать лет»). Повесть «Перед рассветом» рисует картины крепостного быта накануне отмены крепостного права и воспроизводит психологию сторонников и врагов этой отмены в помещичьей среде. Цель писательской деятельности Авенариуса — передача полезных сведений юным читателям. Его произведения проникнуты «благонамеренными» взглядами, что в свое время и облегчило им доступ в царскую школу в качестве «рекомендованной» лит-ры. Библиография: Венгеров С. А., Критико-биографический словарь, т. I, СПБ., 1915; Чехов Н. В., В. П. А., «Педагогический листок», кн. 5, 1915 (в ст. хронологический перечень произведений).
История философии. Энциклопедия
АВЕНАРИУС, (Avenarius) Рихард (1843-1896) - швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма. С 1876 - совместно с Вундтом - начал издавать в Германии "Трехмесячник научной философии". Преподавал "индуктивную философию" в университете Цюриха (1877-1896). Основные сочинения: "Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта" (1876), "Критика чистого опыта" (в 2-х томах, 1888-1890), "Человеческое понятие о мире" (1891), "О предмете психологии" (1894-1895) и др. Собственную философскую позицию А. именовал "эмпириокритицизмом" - "надпартийным" философским подходом, критически рассматривающим все, якобы проверенные, истины. Целью А. являлась разработка философии как строгой науки наподобие позитивных природоведческих дисциплин. Согласно А., "любая область нашей среды устроена так, что индивиды на определенном этапе познания говорят: "Это следует проверить". Если же, по мысли А., "среда - предпосылка утверждения, то последнее полагается как опыт". Содержанием утверждения в таком контексте выступает "испытанное". Критикуя "чистый опыт", А. призывает вернуться к "естественному понятию мира", постулирующему существование индивидов, элементов окружающей среды, а также - множественность актуальных отношений между всеми ними ("закон жизненного ряда"). По версии А., содержание опыта "естественного понятия мира" включает в себя то, что есть данное из меня, из соответствующей среды и из зависимостей между фрагментами опыта. Сопряженная же с данным опытом гипотеза наделяет движения моих близких определенным значением - точнее, трактует их [движения - А.Г.] как высказывания. Это у А. - "основное эмпириокритическое допущение принципиального человеческого равенства". Началом исследования, его исходным пунктом, А. именует "ближнего", "не затронутого никакой - ни дикой, ни цивилизованной философией". Под опытом подразумеваются лишь мысли, находимые ближним данными, но лишь "такими, какими он находит их данными". Поэтому естественное понятие о мире, согласно А., искажается интроекцией - истинным бичом, по версии А., истории философии. Свою, нетрадиционную, трактовку интроекции А. обозначил так: "В то время как я оставляю дерево предо мною, как виденное, в том же самом отношении ко мне, в каком оно найдено, как данное, - господствующая же психология вкладывает дерево, как "виденное", в человека (т.е. в его мозг). Это вкладывание "виденного" внутрь и т.д. в человека и есть то, что мы обозначаем словом интроекция". А. разработал учение об "эмпириокритической принципиальной координации", уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения. По замыслу А., учение о "принципиальной координации" должно было открыть возможность для преодоления дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрыть эффект воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. По А., индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту - то, что описывает критик, суть интеракция или взаимодействие среды и нервной системы индивида. "Исходный ближний" и "близкий ближний", по схеме А., принимают некоторую составную часть окружающей среды за количественно единую для них обоих и называют ее "киноварью". Как писал А.: "Я называю человеческого индивидуума, как (относительно) постоянного члена некоторой эмпириокритической принципиальной координации, центральным членом последней; а составную часть окружающей среды - безразлично, будет ли она опять-таки человеком или деревом, - называю противоположным членом... Некоторая же составная часть моей окружающей среды - ближний - есть центральный член некоторой принципиальной эмпириокритической координации". Различие между физическим и психическим оказывалось не принципиальным. Познание, в конечном счете, может интерпретироваться как адаптационный процесс биологического порядка, как процедура "восстановления равновесия", как субъективная окраска элементов среды. Наше "Я", согласно А., отнюдь не наделено категориальными структурами (в отличие от мнения Канта): комплекс наших представлений суть результат нашей успешной адаптации к среде. Основанием адекватного теоретического объяснения А. считал принцип "экономии мышления", обусловленный: а) природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде ("мышление как максимальный результат при наименьшей мере силы"); б) функцией философии как "критики чистого опыта" - элиминирование из культурной сферы излишних ее фрагментов типа материализма или спиритуализма. Исходный принцип учения А. - нерасторжимое единство "системы С" или центрального члена, и "системы R" или противочлена, т.е. субъекта и объекта ("без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта"). Общее понятие, под которое, согласно А., можно подвести все сущее и которое не может быть подведено ни под какое другое более общее понятие - это "ощущение". В картине мира понятию ощущения А. отводил ключевую роль. Учение А. о "принципиальной координации" не смогло войти в теоретическое основание естественных наук того времени, поскольку не признавало независимого существования объективной реальности, а также излагалось (как и вся философия А.) избыточно тяжеловесным и запутанным языком. Мах предлагал даже создать специальный толковый словарь философии А.
А. А. Грицанов
История философии. Грицианов
(Avenarius) Рихард (1843—1896) — швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма. С 1876 — совместно с Вундтом — начал издавать в Германии ‘Трехмесячник научной философии’. Преподавал ‘индуктивную философию’ в университете Цюриха (1877—1896). Основные сочинения: ‘Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта’ (1876), ‘Критика чистого опыта’ (в 2-х томах, 1888—1890), ‘Человеческое понятие о мире’ (1891), ‘О предмете психологии’ (1894—1895) и др. Собственную философскую позицию А. именовал ‘эмпириокритицизмом’ — ‘надпартийным’ философским подходом, критически рассматривающим все, якобы проверенные, истины. Целью А. являлась разработка философии как строгой науки наподобие позитивных природоведческих дисциплин. Согласно А., ‘любая область нашей среды устроена так, что индивиды на определенном этапе познания говорят: ‘Это следует проверить’. Если же, по мысли А., ‘среда — предпосылка утверждения, то последнее полагается как опыт’. Содержанием утверждения в таком контексте выступает ‘испытанное’. Критикуя ‘чистый опыт’, А. призывает вернуться к ‘естественному понятию мира’, постулирующему существование индивидов, элементов окружающей среды, а также — множественность актуальных отношений между всеми ними (‘закон жизненного ряда’). По версии А., содержание опыта ‘естественного понятия мира’ включает в себя то, что есть данное из меня, из соответствующей среды и из зависимостей между фрагментами опыта. Сопряженная же с данным опытом гипотеза наделяет движения моих близких определенным значением — точнее, трактует их /движения — А.Г./ как высказывания. Это у А. — ‘основное эмпириокритическое допущение принципиального человеческого равенства’. Началом исследования, его исходным пунктом, А. именует ‘ближнего’, ‘не затронутого никакой — ни дикой, ни цивилизованной философией’. Под опытом подразумеваются лишь мысли, находимые ближним данными, но лишь ‘такими, какими он находит их данными’. Поэтому естественное понятие о мире, согласно А., искажается интроекцией — истинным бичом, по версии А., истории философии. Свою, нетрадиционную, трактовку интроекции А. обозначил так: ‘В то время как я оставляю дерево предо мною, как виденное, в том же самом отношении ко мне, в каком оно найдено, как данное, — господствующая же психология вкладывает дерево, как ‘виденное’, в человека (т.е. в его мозг). Это вкладывание ‘виденного’ внутрь и т.д. в человека и есть то, что мы обозначаем словом интроекция’. А. разработал учение об ‘эмпириокритической принципиальной координации’, уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения. По замыслу А., учение о ‘принципиальной координации’ должно было открыть возможность для преодоления дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрыть эффект воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. По А., индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту — то, что описывает критик, суть интеракция или взаимодействие среды и нервной системы индивида. ‘Исходный ближний’ и ‘близкий ближний’, по схеме А., принимают некоторую составную часть окружающей среды за количественно единую для них обоих и называют ее ‘киноварью’. Как писал А.: ‘Я называю человеческого индивидуума, как (относительно) постоянного члена некоторой эмпириокритической принципиальной координации, центральным членом последней; а составную часть окружающей среды — безразлично, будет ли она опять-таки человеком или деревом, — называю противоположным членом... Некоторая же составная часть моей окружающей среды — ближний — есть центральный член некоторой принципиальной эмпириокритической координации’. Различие между физическим и психическим оказывалось не принципиальным. Познание, в конечном счете, может интерпретироваться как адаптационный процесс биологического порядка, как процедура ‘восстановления равновесия’, как субъективная окраска элементов среды. Наше ‘Я’, согласно А., отнюдь не наделено категориальными структурами (в отличие от мнения Канта): комплекс наших представлений суть результат нашей успешной адаптации к среде. Основанием адекватного теоретического объяснения А. считал принцип ‘экономии мышления’, обусловленный: а) природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде (‘мышление как максимальный результат при наименьшей мере силы’); б) функцией философии как ‘критики чистого опыта’ — элиминирование из культурной сферы излишних ее фрагментов типа материализма или спиритуализма. Исходный принцип учения А. — нерасторжимое единство ‘системы С’ или центрального члена, и ‘системы R’ или противочлена, т.е. субъекта и объекта (‘без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта’). Общее понятие, под которое, согласно А., можно подвести все сущее и которое не может быть подведено ни под какое другое более общее понятие — это ‘ощущение’. В картине мира понятию ощущения А. отводил ключевую роль. Учение А. о ‘принципиальной координации’ не смогло войти в теоретическое основание естественных наук того времени, поскольку не признавало независимого существования объективной реальности, а также излагалось (как и вся философия А.) избыточно тяжеловесным и запутанным языком. Мах предлагал даже создать специальный толковый словарь философии А.
Новый философский словарь
(Avenarius)
Рихард (1843-1896) — швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма. Основные сочинения: "Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил" (1876), "Критика чистого опыта" (в 2-х томах, 1888—1890), "Человеческое понятие о мире" (1891) и др. А. разработал учение о "принципиальной координации", уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения. По замыслу А., учение о "принципиальной координации" должно было открыть возможность для преодоления дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрыть эффект воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. Исходный принцип учения А. — нерасторжимое единство "системы С" или центрального члена, и "системы R" или противочлена, т.е. субъекта и объекта ("без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта"). Общее понятие, под которое, согласно А., можно подвести все сущее и которое не может быть подведено ни под какое другое более общее понятие — это "ощущение". В картине мира понятию ощущения А. отводил ключевую роль. Идеалом теоретического объяснения А. считал "мышление согласно принципу наименьшей меры силы". Учение А. о "принципиальной координации" не смогло войти в теоретическое основание естественных наук того времени, поскольку не признавало независимого существования объективной реальности и отвергало понятие объективной истины.
Е.В. Петушкова
Философский словарь
Рихард (1843 — 96) — швейцарск. философ — субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма, проф. Цюрихского унта. В центре его философии — понятие опыта, в к-ром, по его убеждению, снимается противоположность сознания и материи, психического и физического. А. выступил с критикой материалистической теории познания, противопоставив ей идеалистическую теорию “чистого опыта”. Он также отстаивал теорию “принципиальной координации” субъекта и объекта, т. е. их абсолютную взаимозависимость. Философская несостоятельность взглядов А. и их несовместимость с фактами естествознания были показаны Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”. Осн. соч. А. — “Критика чистого опыта” (1888 — 90).
Философский энциклопедический словарь
АВЕНАРИУС (Avenarius) Рихард (род. 19 нояб. 1843, Париж – ум. 18 авг. 1896, Цюрих) – швейц. философ; с 1877 профессор; родоначальник эмпириокритицизма. Главное произв. «Критика чистого опыта» («Kritik der reinen Erfahrung», 2 Bde., 1888-1900).
Философский энциклопедический словарь 2
        (Avenarius) Рихард (19.11.1843, Париж,— 18.8.1896, Цюрих), швейц. философидеалист, един из основоположников эмпириокритицизма. Центр, понятие философии А.— опыт, в котором он стремится растворить противоположность материи и духа, физического и психического, толкуя их лишь как содержание внеш. и внутр. опыта. Учение А. о «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Объективной истине А. противопоставляет биологич. ценность познания по принципу наименьшей траты сил. Философия А. была подвергнута резкой критике В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм».
        в рус. пер.: Критика чистого опыта, т. 1—2, М., 1907—08; Человеч. понятие о мире, М., 1909; Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы, СПБ, 1913.
        Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957, с. 202—301, 448—80; Совр. бурж. философия, М., 1972, гл. 2.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АВЕНАРИУС


будет выглядеть так: Что такое АВЕНАРИУС