АШВИНЫ |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
АШВИНЫ — в вед. и индуист. миф. божеств. братья-близнецы, живущие на небе. Принадл. к небесным божествам и связаны с предрассветн. и вечерн. сумерками. Разбуженные Ушас, они несутся на золотой колеснице (трехколесной, трехместной, широкой и т.п.), запряж. конями, птицами (орел, лебеди, соколы) и т.п., или на стовесельном корабле по небу над всем миром в сопровожд. Сурьи. Они объезжают за день вселенную и прогоняют тьму. Утром их призывают к себе молящиеся. А. — знатоки времени, они рожд. небом, их место в обоих мирах. А. — спасители, помогающие в беде; они приносят дары для ариев, богатство, пищу, коней, коров, быков, детей, свет, счастье, победу, дают дол-гую жизнь, жизнен. силу; они защищают певцов, вознаграждают их. |
Теософский словарь |
(Санскр.), или Ашвинау, двойственный; или же Ашвини-Кумарау - наиболее таинственные и оккультные божества, которые "смущали древнейших комментаторов". Буквально, они "Всадники", "божественные возничие", так как они едут в золотой колеснице, несомой конями или птицами, или животными, и "владеют множеством форм". Они суть два ведийских божества, сыновья-близнецы солнца и неба, которое становится нимфой Ашвини. В мифологическом символизме они являются "яркими предвестниками Ушас, зари", будучи "вечно молодыми и красивыми, светлыми, подвижными и быстрыми, как соколы", "прокладывающие путь для прекрасной утренней зари к тем, кто терпеливо ожидал всю ночь". Их называют также "целителями Сварги" (или Дэвачана), поскольку они исцеляют все страдания и горести, и излечивают все болезни. Астрономически они - созвездия. Им восторженно поклонялись, как показывают их эпитеты. Они - "Океаном порожденные" (т.е. родившиеся от пространства), или Абдхиджау, "увенчанные лотосами", или Пушкара-шраджам, и т.д. Яска, комментатор, заявляет в "Нирукте", что "Ашвины представляют переход от тьмы к свету" - космически, и мы можем добавить, что и метафизически. Мьюир и Гольдштюкер склонны усмотреть в них древних "широко известных всадников", - несомненно исходя из легенды, "что боги отказали Ашвинам в доступе к жертвоприношению на основании, что те были в слишком близких отношениях с людьми". Именно так, ибо как поясняет тот же Яска, "они отождествлены с небом и землею", только по совершенно иной причине. В действительности они подобны Рибхам, "сперва прославленным смертным (но иногда и не-прославленным), которые с течением времени переведены в общество богов"; и они проявляют отрицательный характер, "результат союза света с тьмою", просто потому, что эти близнецы является, в эзотерической философии, Кумара-Эго, воплощающимися "Принципами" в этой Манвантаре. |
|
|