Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АРСЕНЬЕВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Арсеньев
        Владимир Клавдиевич [29.8(10.9).1872, Петербург, — 4.9.1930, Владивосток], советский исследователь Дальнего Востока, этнограф и писатель. В 1902—03 предпринял ряд экспедиций для топографического, географического и военно-статистического изучения отдельных районов Юж. Приморья. В 1906—07, а затем в 1908—10 исследовал горы Сихотэ-Алиня. В 1912 опубликовал «Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края» — первую комплексную сводку данных о природе и людях Уссурийского края. В 1918 совершил путешествие на Камчатку, в 1923 — на Командорские острова. В 1927 предпринял крупную экспедицию по маршруту Советская Гавань — Хабаровск. Во время этих экспедиций А. изучал быт, обычаи, промыслы, религиозные верования, фольклор удэгейцев, тазов, орочей, нанайцев и др. Вёл педагогическую работу в высших учебных заведениях, участвовал в создании музеев Дальнего Востока.
         Как писатель А. создал новое краеведческое направление в отечественной научно-художественной литературе. Основные книги: «По Уссурийскому краю» (1921), «Дерсу Узала» (1923) и «В горах Сихотэ-Алиня» (отд. изд. 1937) проникнуты любовью к природе Дальнего Востока и дают поэтическое и в то же время научное изображение жизни тайги, рассказывают о её мужественных людях. По словам М. Горького, А. «... удалось объединить в себе Брема и Фенимора Купера...» (Собр. соч., т. 30, 1956, с. 70).
         Соч.: Соч., т. 1—6, Владивосток, 1947—49.
         Лит.: Рогаль Н., В. К. Арсеньев, Хабаровск, 1947; Азадовский М. К., В. К. Арсеньев, М., 1956; Карпов Г. В., В. К. Арсеньев, М., 1955; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 1, Л., 1959.
        В. К. Арсеньев.
II
Арсеньев
        Константин Иванович [12(23).10.1789, с. Мироханово Костромской губернии, — 29.11(11.12).1865, Петрозаводск], русский статистик, историк и географ. Родился в семье сельского священника. Профессор Петербургского университета (1819—21). Академик Петербургской АН (1836). В трудах «Начертание статистики Российского государства» (ч. 1—2, 1818—1819), «Статистические очерки России» (1848) стремился обосновать экономическое районирование России. В лекциях в университете доказывал преимущества свободного труда над крепостным, необходимость свободы промыслов, за что был отстранён от работы. В 1828—35 преподавал историю и статистику будущему императору Александру II. В 1835—53 возглавлял статистические работы в министерстве внутренних дел. Один из учредителей Русского географического общества. Его «Краткая всеобщая география» (1818) выдержала 20 изданий и служила 30 лет единств. учебным пособием. Исторические работы А. потеряли значение.
         Лит.: Никитин Н. П., Академик К. И. Арсеньев и его роль в развитии экономической географии в России, в кн.: Вопросы географии, сб. 10, М., 1948.
III
Арсеньев
        Константин Константинович [24.1(5.2).1837, Петербург, — 22.3.1919, там же], русский либеральный публицист, литературовед и общественный деятель, почётный академик Петербургской АН (1900). Сын К. И. Арсеньева. С 1866 сотрудничал в «Вестнике Европы (См. Вестник Европы)»; с 1909 — ответственный редактор этого журнала. С 1891 один из главных редакторов «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона; с 1911 главный редактор «Нового энциклопедического словаря». В 1906—07 один из руководителей «Партии демократических реформ (См. Партия демократических реформ)». Наиболее значительные труды: «Судебное следствие. Сборник практических заметок» (1871), «Заметки о русской адвокатуре» (1875), «Критические этюды по русской литературе» (т. 1—2, 1888), «Свобода слова и веротерпимость. Сборник статей» (1905), «Салтыков-Щедрин» (1906), «За четверть века (1871—94). Сборник статей» (1915).
IV
Арсеньев
        город в Приморском крае РСФСР. Расположен на правом берегу р. Даубихе (приток Уссури). Ж.-д. станция (Даубихе) на ветке Манзовка — Варфоломеевка. 43 тыс. жит. (1968). Деревообрабатывающий, мебельный и строительных материалов комбинаты. Город образован в 1952 из поселка Семёновка. Назван в честь исследователя Дальнего Востока В. К. Арсеньева.
1000 кратких биографических данных
К. К. (род. в 1837 г.) - видный петербургский либерал и адвокат, постоянный сотрудник "Русского Вестника", "Отечественных Записок", "Вестника Европы". Был председателем Совета присяжных поверенных Петербургской судебной палаты. Одновременно играл видную роль в земском движении Петербургской губернии, много раз избирался в уездные и губернские гласные и участвовал в земских съездах. С начала русско-японской войны занял ультра-патриотическую позицию. 10 февраля 1904 г. участвовал в депутации Петерб. губ. земства, принятой в Зимнем дворце Николаем II. Кроме Арсеньева в состав депутации вошли: председатель Петербургского губернского земского собрания Гудович, председатель губернской земской управы Мартов и гласные губернского земского собрания гр. Сиверс, гр. Бобринский, бар. Корф и Стасюлевич.
Ономастикон
см. АРСЕЕВ
Русская цивилизация
город в Приморском крае. Расположен в предгорьях Сихотэ-Алиня, на правом берегу Арсеньевки (приток Уссури). Население 70 тыс. чел.
Основан в 1902 как деревня Семёновка; город Арсеньев с 1952 (назван в честь исследователя Дальнего Востока В. К. Арсенъева).
Энциклопедия Отечеcтво
1.
АРСЕНЬЕВ Владимир Клавдиевич (1872-1930), русский географ, этнограф и писатель. Исследовал Южное Приморье (1902-03), горы Сихотэ-Алиня (1906-10). Научные труды по проблемам географии, этнографии, биологии Дальнего Востока. Один из создателей краеведческого направления в отечественной научно-художественной литературе: книги "По Уссурийскому краю" (1921), "Дерсу Узала" (1923), "В горах Сихотэ-Алиня" (отд. изд. 1937) и др.
2.
АРСЕНЬЕВ Константин Иванович (1789-1865), статистик, историк, географ, академик Петербургской АН (1841). В 1819-21 профессор Петербургского университета, отстранён за осуждение крепостного права. Впервые предпринял попытку научного обоснования экономического районирования России. Главный труд - "Статистические очерки России" (1848). Один из организаторов Русского географического общества (1845), автор "Краткой всеобщей географии".
3.
АРСЕНЬЕВ Константин Константинович (1837-1919), публицист, юрист, земский деятель, почётный академик Петербургской АН (1901). С 1866 активно сотрудничал в журнале "Вестник Европы"; в 1882 опубликовал цикл статей, ставших программными для русского либерализма. Главный редактор "Энциклопедического словаря" и "Нового энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона. В 1906-07 один из основателей и руководителей Партии демократических реформ. В 1909-16 редактор журнала "Вестник Европы".
4.
АРСЕНЬЕВ, город (с 1952) в Приморском крае, на р. Арсеньевка. Ж.-д. станция. 68,6 тыс. жителей (1998). Промышленность: машиностроение, стройматериалов, деревообрабатывающая и др. Филиал Приморского государственного музея. Назван по имени В. К. Арсеньева.
Топонимический словарь
город, Приморский край. Русское переселенческое с. Семеновка в 1952 г. преобразовано в город и названо Арсеньев в честь русского исследователя Дальнего Востока, этнографа и писателя В.К.Арсеньева (1872-1930); его маршруты по краю включали территорию, где находилась Семеновка.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        Николай Сергеевич (1888-1977) - философ, богослов, культуролог, литературовед, унаследовавший идеи ранних славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков), испытавший влияние С.Н. Трубецкого и С.Н. Булгакова. В 1910 окончил Моск. ун-т, с 1914 приват-доцент кафедры зап.-европ. лит-ры. В 1920 эмигрировал, в 1921-1944 преподавал богословие и рус. лит-ру в Кенигсберге. С 1927 участник экуменич. движения. После поражения Германии жил в Париже, с 1948 преимущественно в США, читал лекции в ряде европ. стран.
        Основой духовной жизни человечества А. считал преодоление пессимизма на путях мистики, усматривая его у др. египтян, евреев, греков, а также в буддизме и христианстве. В исповедуемом им христианстве А. акцентировал не страх Божий и аскетику, а его светлую, жизнеприемлющую, эстетически окрашенную сторону, сказавшуюся в облике и воззрениях Франциска Ассизского и Данте. Миропонимание А., чуждое утопизму, окрашено в традиционалистские тона: “глубины духа” становятся достоянием человека, поскольку они питали “творч. жизнь” его предков; культура — порождение народного бытия; ее важнейшая сторона (наряду с великими культурными памятниками) — одухотворенная “ткань жизни”. А., в отличие от Бердяева, настойчиво говорит о ценностях ближайшего окружения человека (дом и семья, религиозно просветленный быт); отмечает болезненность и неплодотворность “разрывов” культурной преемственности, причины к-рых усматривает в революциях, всегда “бесплодных и убогих”, ибо они рождаются из ненависти; в “духовном оскудении... мещанском обмельчании духа”. В работах по эстетике А. утверждает, что красота призвана умиротворять и одновременно пробуждать томление, что ее назначение не только утешительное, но прежде всего “будящее”: прекрасное лишает человека покоя, порождает творч. тоску, вызывает душу на активность и “требует ответа”. Искусство при этом осознается, в противовес кантовской и романтич. эстетике, не столько в качестве сотворения красоты, сколько как “схватывание” того прекрасного, к-рое “преподносится душе” самой реальностью (в этом А. близок С.Н. Булгакову). Переживание прекрасного сопрягается философом с любовью к миру. Культурология и эстетика А. получили обоснование и применение в его работах о рус. народе и интеллигенции, об отеч. философии и лит-ре, в основном 19 в. Как о достойных продолжателях традиций рус. классич. лит-ры А. говорил об А.А. Ахматовой и А. И. Солженицыне. В отличие от большинства совр. ему философов-культурологов А. мыслил более “сопрягающе”, нежели “альтернативно”; избегал оценочно-поляризующих суждений, настойчиво сближал разные эпохи и культуры, будь то эллинизм и христианство, ср. века и Новое время, Россия и западноевроп. страны, Восток и Запад. Мирно традиционалистская позиция философа, настойчиво подчеркивавшего глубинное родство всего и вся в жизни человечества, обладала и обладает энергией объединения наций, конфессий, регионов, эпох.
 
Соч.: Жажда подлинного бытия: Пессимизм и мистика. Берлин, 1922; Православие. Католичество. Протестантизм. Париж, 1948; О духовной традиции и “разрывах” в истории культуры // Грани. Fr./M., 1953. N 20; Духовные силы в жизни русского народа // Лит. обозрение. 1994. № 1/2; Из русской культурной и творческой традиции. Fr./M., 1959; Тоже. L, 1992; Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959; О жизни Преизбыточествующей. Брюссель, 1966; Дары и встречи жизненного пути. Fr./M., 1974; Духовная традиция русской семейной культуры // Моск. журн. 1993. № 12; О некоторых основных темах русской религиозной мысли 19-го века // Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975; Тексты статей // Русские философы. К. 19—сер. 20 в. Биогр. очерки. Библиография. Тексты соч. М., 1993; О русской эмиграции (1920-1971) и о духовном ее служении // Русское Возрождение. Нью-Йорк; М.; Париж, 1992-93. N 60-61; О красоте в мире. Мадрид, 1974; Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwart. Mainz, 1929; Die geistigen Schicksale des russischen Volkes. Graz; Wien; Koln, 1966;
 
Лит.: Записки русской академической группы в США. Т. 12. Посвящается памяти Н.С. Арсеньева. Нью-Йорк, 1979 (библ.); L'emigration Russe. Revues et rec., 1920-80. Index general des art. P., 1988 (библ. на рус. яз.); Хализев В.Е. Н.С. Арсеньев: философ, культуролог и литературовед//Лит. обозрение.1994.N 1-2.
 
В.Е. Хализев
Литературная энциклопедия
Константин Константинович [1837–1919] — публицист, юрист, общественный деятель и литературный критик. Последовательный конституционалист, А. принадлежал к умеренно-либеральному направлению нашей общественно-политической мысли. С 1880–1912 вел в «Вестнике Европы» внутреннее обозрение, с 1882 общественную хронику, а с 1909 редактировал этот журнал. А. написал ряд книг по юридическим вопросам, редактировал «Энциклопедический словарь» Брокгауза-Ефрона, принимал участие в основании партии демократических реформ. Критические статьи А. отличаются описательным характером, обсуждают преимущественно общественные мотивы лит-ых произведений, академичны по тону, сдержанно полемизируют с реакционными тенденциями. Мало яркие и для своего времени, лит-ые этюды А. в наши дни не представляют большого интереса. Написанная А. биография Салтыкова-Щедрина сохраняет свое значение. Библиография: I. Критические этюды по русской лит-ре, 2 т., СПБ., 1888; Салтыков-Щедрин, СПБ., 1906. II. Кони А., На жизненном пути, т. II, СПБ., 1912; Венгеров С., Крит.-биогр. словарь, т. I, СПБ, 1889; Полнер Т., К. К. А., «Голос минувшего», 1917, II.
Энциклопедия литературных героев
АРСЕНЬЕВ - герой романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» (первые четыре части - 1927-1929; 5-я часть опубликована в 1939 под названием «Лика»). Алексей Александрович А.- герой автобиографического характера. Все в романе как бы намекает на то, что через его образ Бунин воссоздает этапы своего собственного жизненного пути. Родное село А.
- Каменка - во многом напоминает родину Бунина - хутор Бутырки Елецкого уезда; отец А.- Александр Сергеевич - это воссозданный портрет отца Бунина - Алексея Николаевича. В русской литературе образ А. замыкает целый цикл художественных автобиографий из жизни русского поместного дворянства («Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого, «Детство Никиты» А.Н.Толстого). К созданию образа А. Бунин подошел задолго до написания самого романа. Фактическими набросками к «Жизни Арсеньева» считают его «Безымянные записки» и «Книгу моей жизни» (1921). Роман «Цикады» (1926), написанный, по определению И.Ильина, в жанре философско-религиозных «мечтаний», тоже является как бы последним подступом к образу А. В 1929 г. Бунин публикует написанный в 1906 г. рассказ «У истока дней» и дает ему подзаголовок: «Из давних набросков «Жизни Арсеньева»«.
В романе А.- герой, проходящий несколько ступеней развития, - от первых шагов маленького ребенка, воспринимающего мир и себя самого лишь на уровне зрительных и звукевых реакций; через отрочество подростка, начинающего ощущать пространство и время, многомерность окружающего его мира, неоднозначность встречающихся в его жизни людей и, наконец, обнаруживающего в себе самом первые признаки самоанализа, внутренней рефлексии; к юности и полувзрослому состоянию, когда начинается самостоятельная (и от родителей, и от дома) жизнь, когда в его душе разыгрывается глубокая драма первой любви с вплетающейся в нее проблемой различения своей самости, эгоизма и истинной свободы своего Я. Неразрешенность этой дилеммы для юного А. приводит любовную драму к трагическому исходу (смерть Лики). Видимо, в истории отношений А. и Лики нашла отражение бунинская «теория любви»: любовь-страсть превращается в любовь-привычку, любовь-привязанность, прибежище от одиночества. Сам Бунин позже писал о созданном им образе: «Я хотел показать жизнь одного человека в узком кругу вокруг него. Человек приходит в мир и ищет в нем место, как и миллионы ему подобных: он работает, страдает, мучается, проливает кровь, борется за свое счастье и в конце концов или добивается своего, или, разбитый, падает на колени перед жизнью. Это все!.. Арсеньев, Дипон, Диран, можете назвать героя как угодно, суть дела от этого нисколько не изменится».
Основная особенность образа А. в том, что он как бы раздваивается на двух Арсеньевых: один - «юный» - живущий, взрослеющий, совершающий ошибки, делающий свои «первичные» умозаключения; другой - «повествователь», - уже с расстояния прожитых лет оценивающий поведение «юного» А., вспоминающий и оценивающий его чувства и мысли, его взаимоотношения с людьми. Некоторые исследователи поэтому сравнивают А. с героем «Поисков утраченного времени» Пруста. Как и у Пруста, А. вспоминает не столько историю своей жизни, сколько историю своих мыслей, своего восприятия; это «воспоминания о воспоминаниях», память о памяти, которая «есть некая совершенно особая духовная сущность, понимаемая художником как суть искусства». Бунин в начале романа приводит цитату из рукописи поморского проповедника XVIII века Ивана Филиппова: «Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...» В последнее время сам роман относят к категории феноменологического романа (Ю.Мальцев) - «ego cog-ito cogitata qua cogitata». Тем не менее образ А. остается в русле русской толстовско-достоев-ской психологической традиции. Для него главный вопрос не «как жить», а «в чем смысл жизни», которая есть «ни на единый миг не останавливающееся течение несвязных чувств и мыслей», но которая «еще нечто такое, в чем как будто и заключается некая суть ее, некий смысл и цель, что-то главное, чего уже никак нельзя уловить и выразить...».
Во многом образ А. имеет ностальгический характер: он гордится своим родом - «знатным, хотя и захудалым», тоскует о его былом величии и богатстве. У А.-»повествователя» очень силен мотив тоски по родине: «и вожделенное отечество подаждь ми». А. - не эпический, а лирический герой, его не интересуют «социально-общественные задачи искусства», он отдает предпочтение «вечным темам». Призывы типа «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» раздражают А.-человека и А.-писателя. Образ А. у многих исследователей ассоциируется с «Третьей симфонией» Рахманинова (1936): те же элегические видения детства и юности, та же красота и радость отчего дома и родной природы, та же цикута ностальгии, то же душевное смятение, удручающая радость дум о смерти, пронзительное ощущение свершившихся в мире катаклизмов (Н.П.Смирнов). Высказывалось также мнение, что образ А. и весь роман имеют музыкальную структуру, строящуюся на вариациях шести тем: любовь, природа, искусство, душа, Россия и биологическая наследственность.
Если «юный» А. погружен в «быт», который проявляется для него в «стремлении к прекрасному в каждой мелочи» (он даже «упрекает» Марка Аврелия в том, что у того «было пониженное чувство жизни»), то А.-»повествова-тель» практически теряет свою земную телесность, жизнь превращается для него «в вечное ожидание»: то он, подобно Данте, поднимающемуся на гору Чистилища, взбирается ко гробу усопшего великого князя, с которым когда-то встретился в молодости (конец 4-й части), то ему (во сне) является образ давно умершей Лики, и он видит ее «с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому никогда». Образ А. превращается в воспоминание души героя о своей «земной» жизни в России.
Став по сути первым «феноменологическим» героем русской литературы, образ А., как ни странно, практически не оказал на нее непосредственного влияния. Подобным ему можно считать лишь героя автобиографической прозы В.Набокова «Другие берега» (1954).
Лит.: Волков А. Проза Ив.Бунина. М., 1969; Лин-ков В.Я. Лирика против эпоса
//Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М., 1989; Сухих С.И. Память и прошлое: «Жизнь Ар-сеньева» И.Бунина
//Бунин И. Жизнь Арсеньева. Рассказы. Горький, 1986.
А.Л.Цуканов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АРСЕНЬЕВ


будет выглядеть так: Что такое АРСЕНЬЕВ