Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АПОЛЛОН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Аполлон
        в древнегреческой и древнеримской мифологиях и религиях божество; один из наиболее сложных мифологических образов. Вероятно, культ А. проник из М. Азии в Грецию, а оттуда в Рим (в «Илиаде» А. покровительствует троянцам). Первоначально А. был божеством, связанным с культом производительных сил земли и отвращающим от людей беды и болезни. Так возникли его функции: бога-целителя, бога-прорицателя, а затем бога мудрости, а также покровителя искусства (отсюда А. Мусагет — предводитель муз). Позднее А. стал отождествляться с богом солнца (его прозвище Феб от греческого прилагательного phoibos — светлый, блистающий). Основными центрами культа А. были Дельфы, о. Делос и Дидимы (в М. Азии).
         Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, ч. 2 — Аполлон, М., 1957.
        Аполлон Бельведерский. Скульптор Леохар. Сер. 4 в. до н.э. Римская копия. Ватикан.
II
Аполлон
        малая планета (См. Малые планеты), открыта в 1932 немецким астрономом К. Рейнмутом. Расстояние от Солнца в перигелии 0,645, в афелии 2,327 астрономической единицы (См. Астрономическая единица). Может подходить к Земле на расстояние 15 млн. км.
III
Аполлон (Parnassius apollo)
        дневная бабочка семейства парусников (Papilionidae). Крылья в размахе до 9 см, белые, у вершины прозрачные, с чёрными и красными пятнами. Встречается в горах Европы, на Кавказе и в Юж. Сибири, а на равнине — во многих местах Европейской части СССР. Летает в июне и в июле по сосновым перелескам. Гусеница живёт на заячьей капусте и молодиле.
IV
Аполлон («Аполлон»,)
        русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы; изд. в 1909—17 в Петербурге (в 1909—10 — ежемесячно, с 1911 — десять раз в год; в 1909—10 выпускал в виде приложения «Литературный альманах», в 1911—12 — 2 раза в месяц приложение «Русская художественная летопись», ставшее с 1913 частью отдела хроники журнала); редактор-издатель С. К. Маковский. «А.» публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощрёнными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. «А.» проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к официально-государственному направлению. В «А.» выступали представители различных течений в русском искусстве начала 20 в.; печатались сочинения И. Ф. Анненского, В. Я. Брюсова, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилева, художественно-критические статьи В. А. Дмитриева, А. А. Ростиславова, Н. Н. Лунина, Я. А. Тугендхольда. В 1918 в связи с публикацией ряда антисоветских статей «А.» был закрыт.
V
Аполлон («Аполлон»,)
        наименование космических кораблей США для полёта космонавтов на Луну, а также программа их разработки и полётов. Для запуска «А.» предназначена ракета-носитель «Сатурн-5», первые полёты которой осуществлены в конце 1967 — начале 1968. «А.» состоит из 2 состыкованных космических кораблей (модулей), выводимых ракетой-носителем на геоцентрическую орбиту, затем совершающих совместный полёт к Луне и переход на окололунную орбиту. В одном из кораблей (т. н. орбитальном) размещаются 3 космонавта, 2 из них осуществляют во втором (посадочном) корабле спуск на Луну, а затем взлёт с Луны на орбиту искусственного спутника Луны с последующей стыковкой с орбитальным кораблём, на котором весь экипаж возвращается на Землю. Общая масса «А.» с двигателями и запасом топлива — около 44 т. Орбитальный корабль (называется также — основной блок) состоит из отсека экипажа — спускаемого на Землю аппарата, имеющего форму конуса (масса — ~5,6 т, диаметр основания 3,84 м, высота 3,4 м), в котором космонавты находятся в течение всего полета, — и двигательного отсека (масса 22,8 т, в том числе 17,6 т топлива). Посадочный корабль (лунная кабина) имеет массу около 14,5 т, высоту 7 м; состоит из 2 ступеней — посадочной, снабженной посадочным шасси, и взлётной, на которой имеется герметическая кабина космонавтов.
         Основные запуски космических кораблей «А.» в 1967—70: «А.-4» (без экипажа) выведен на геоцентрическую орбиту ракетой-носителем «Сатурн-5» 9 ноября 1967, осуществлена проверка входа спускаемого аппарата в атмосферу со скоростью 11 км/сек (за счёт его разгона ракетным двигателем). «А.-5»— запуск 22 января 1968 лунной кабины (без экипажа) на геоцентрическую орбиту с помощью ракеты-носителя «Сатурн-1Б». «А.-6» (без экипажа) выведен на геоцентрическую орбиту ракетой-носителем «Сатурн-5» 4 апреля 1968. «А.-7» — основной блок космического корабля с космонавтами У. Ширрой, Д. Эйзелом и У. Каннингемом выведен ракетой-носителем «Сатурн-1Б» на геоцентрическую орбиту 11 октября 1968, совершил полёт в течение 10,7 сут (163 витка) с приводнением в Атлантическом ок. «А.-8» — основной блок космического корабля с космонавтами Ф. Борманом, Дж. Ловеллом и У. Андерсом 21 декабря 1968 был выведен ракетой-носителем «Сатурн-5» на траекторию полёта к Луне, перешёл 24 декабря на орбиту искусственного спутника Луны (высота периселения 112 км, апоселения 312 км, после коррекции — орбита круговая высотой 113 км), совершил на ней 10 оборотов, после чего стартовал к Земле и 27 декабря 1968 приводнился в Тихом океане. «А.-9» с космонавтами Дж. Мак-Дивиттом, Д. Скоттом и Р. Швейкартом выведен ракетой-носителем «Сатурн-5» на геоцентрическую орбиту 3 марта 1969. Он совершил десятисуточный полёт.
         «А.-10» с космонавтами Т. Стаффордом, Дж. Янгом и Ю. Сернаном, запущенный 18 мая 1969 ракетой-носителем «Сатурн-5», вновь совершил облёт Луны с выходом 21 мая на селеноцентрическую орбиту. Космонавты Стаффорд и Сернан перешли в лунную кабину, отделились от основного блока «А.-10» и опустились до высоты 15 км над поверхностью Луны. Затем орбита была изменена (высота периселения 23 км, апоселения 380 км. Полёт в лунной кабине длился ок. 8 час. Отделив посадочную ступень, космонавты во взлётной ступени приблизились к основному блоку и состыковались с ним. Всего на селеноцентрической орбите космический корабль пробыл 61 час 40 мин, совершив 31 оборот. После 8 сут полёта 26 мая космический корабль приводнился в Тихом океане.
         «А.-11» с экипажем в составе Н. Армстронга (командир корабля), М. Коллинза (пилот основного блока корабля — «Колумбия»), Э. Олдрина (пилот лунной кабины корабля «Орёл») совершил исторический полёт с высадкой на Луну и возвращением на Землю. Запуск «А.-11» ракетой-носителем «Сатурн-5» произведён 16 июля 1969 со стартовой площадки полигона на мысе Кеннеди. Через 76 час после старта «А.-11» вышел на начальную селеноцентрическую орбиту с высотой периселения 112 км и высотой апоселения 314 км. В результате маневрирования и под влиянием аномалий гравитационного поля Луны орбита стала круговой с высотой 111 км. Армстронг и Олдрин перешли в лунную кабину и отстыковались от основного блока корабля. Лунная кабина, пилотируемая Армстронгом, успешно прилунилась 20 июля на освещенной Солнцем поверхности на экваторе в юго-западной части Моря Спокойствия, у края кратера (0°41'15» сев. широты и 23,26° вост. долготы). 21 июля на поверхность Луны ступил первый человек — Нил Армстронг, а через 20 мин к нему присоединился Эдвин Олдрин. Космонавты, одетые в скафандры с автономной ранцевой системой жизнеобеспечения, перемещались по лунной поверхности в пределах 30 м от «Орла», установили телевизионную камеру, сейсмометр, лазерно-радарный отражатель для измерения расстояния от Земли до Луны с высокой точностью, развернули рулон алюминиевой фольги для улавливания частиц благородных газов в солнечном ветре, собрали 22 кг образцов лунных пород, фотографировали, вели телефонный разговор с Землёй, установили флаг США, оставили на Луне 5 медалей с изображениями погибших космонавтов: Ю. А. Гагарина, В. М. Комарова, В. Гриссома, Э. Уайта, Р. Чаффи. В течение всего периода пребывания космонавтов на Луне велась телевизионная передача на Землю. Место посадки было названо «Базой спокойствия». По истечении 1 час 44 мин в кабину вернулся Олдрин, а через 10 мин после него — Армстронг. 21 июля космонавты стартовали с Луны, пробыв на ней 21 час 36 мин. Проведя ряд манёвров на селеноцентрических орбитах, состыковались с «Колумбией», перешли в неё, отделили лунную кабину и, включив маршевый двигатель, вышли на траекторию полёта к Земле. 24 июля «А.-11» успешно приводнился в Тихом океане вблизи острова Джонстон, к Ю.-З. от Гавайских островов. Вертолёт перенёс космонавтов в биоизоляционных костюмах на авианосец «Хорнет», на котором они перешли в герметизированный фургон для прохождения карантина. Космонавтов доставили самолётом в Центр управления космическими полётами в Хьюстоне, после чего они были переведены в изолятор, где пробыли до 12 августа. Никаких признаков заражения зафиксировано не было. В результате тщательного обследования лунных пород, доставленных экипажем «А.-11» на Землю, следы жизни не были обнаружены.
         «А.-12» с космонавтами Ч. Конрадом (командир корабля), Р. Гордоном (пилот основного блока корабля «Янки-Клиппер») и А. Бином (пилот лунной кабины корабля «Интерпид») повторил полёт на Луну. Старт произведён 14 ноября 1969. 18 ноября корабль вышел на начальную селеноцентрическую орбиту. На конечном участке посадки с ручным управлением корабль облетел кратер диаметром ~ 200 м, в котором с апреля 1967 находилась автоматическая станция «Сервейер-3», и 19 ноября Конрад посадил лунную кабину на ровную площадку на расстоянии ~ 180 м от станции. Конрад вышел из корабля на поверхность Луны в 14 час 44 мин, Бин — в 15 час 15 мин. Космонавты установили на Луне антенну, алюминиевую ловушку атомов инертных газов, содержащихся в солнечном ветре, радиоизотопную энергетическую установку мощностью 63 вт и комплект приборов, передающих телеметрическую информацию на Землю. Сделали фото- и киносъёмки. Собрали образцы грунта с поверхности и глубины до 0,3 м. Поверхность Луны оказалась более пыльной, чем в месте посадки корабля «А.-11». Бин возвратился в лунную кабину в 18 час 16 мин, Конрад — в 18 час 27 мин. 20 ноября в 7 час 01 мин Конрад, а через 10 мин Бин вновь вышли на Поверхность Луны, собрали образцы лунного грунта, обследовали 6 малых кратеров, спустились в кратер к «Сервейеру-3»и демонтировали некоторые его элементы для изучения в земных лабораториях. В 10 час 44 мин космонавты возвратились в лунную кабину. При первом выходе космонавты прошли в общей сложности 1,5 км, при втором выходе — 1,8 км. Всего ими собрано ~ 45 кг образцов лунного грунта. Взлётная ступень лунной кабины стартовала в 17 час 26 мин и после ряда маневров состыковалась с основным блоком. Проведена широкая программа фотографирования лунной поверхности с селеноцентрической орбиты. На 45-м витке был включен двигатель и корабль перешёл на траекторию полёта к Земле. В полёте на Луну и обратно проводились сеансы телевидения. «А.-12» приводнился 24 ноября в Тихом океане.
         «А.-13» с космонавтами Дж. Ловеллом, Дж. Суиджертом, Ф. Хейсом, запущенный 11 апреля 1970, в связи со взрывом в двигательном отсеке, поставившим под угрозу жизнь экипажа, не мог совершить посадку на Луну; облетев Луну, «А.-13» приводнился в Тихом океане 17 апреля.
         Г. В. Петрович.
         0225681149.tif
        Схема космического корабля «Аполлон»: 1 — ракетный двигатель системы аварийного спасения; 2 — спускаемый аппарат орбитального космического корабля (отсек экипажа); 3 — двигательный отсек орбитального космического корабля: 4 — посадочный космический корабль (лунная кабина).
         0252937636.tif
        Схема полёта космического корабля «Аполлон».
        Космонавт Э. Олдрин на Луне.
Современная Энциклопедия
АПОЛЛОН (Феб), в греческой мифологии олимпийский бог, сын Зевса и Лето, целитель, пастух, музыкант (изображался с кифарой), покровитель искусств, прорицатель (оракул в Дельфах). "АПОЛЛОН", 3-местные космические корабли, разработанные в США в основном для полетов на Луну. "Аполлон" состоял из основного блока с отсеками экипажа и агрегатным; лунной кабины с посадочной и взлетной ступенями. Максимальная стартовая масса около 47 т, объем жилых отсеков 12,7 м3. В 1968 - 72 проведено 11 пилотируемых полетов "Аполлона", 6 из них доставили космонавтов на Луну. Кроме того, модифицированные корабли "Аполлон" использовались для доставки космонавтов на орбитальную станцию "Скайлэб" и в программе "ЭПАС".
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    АПОЛЛОН — в греч. миф. сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог. Род. на плавучем о-ве Астерия, принявшем возлюбл. Зевса Лето, к-рой ревнивая Гера запрет. вступать на твердую землю. О-в, явивший чудо рожд. двух близнецов — А. и Артемиды, стал именов. после этого Делосом (греч. «являю»), а пальма, под к-рой разрешилась Лето, стала свящ., как и само место рожд. А. рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавш. окрестн. Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А. основал свое прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (свящ. гимне). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавш. оскорбить Лето, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участв. в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Наряду с губител. дейст-виями А. присущи и целительные: он врач, или Пеон, Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. В позднее время А. отожд. с солнцем во всей полноте его целител. и губител. функций. Эпитет А. — Феб — указыв. на чистоту, блеск, прорицание. А. — прорицателю приписыв. основание святилищ в М. Азии и Италии — в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах. Среди детей А. были: прорицатели Бранх, Сибилла, Мопс — сын А. и прорицательницы Манто, Идмон — участник похода аргонавтов, А. — пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родонач. и покровитель племен, «отчий». Иногда эти функции А. связаны с мифами о служении А. людям, на к-рое посылает его Зевс, разгнев. независимым нравом А. А. — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз и жестоко наказыв. тех, кто пытается состяз. с ним в музыке. А. вступ. в связи с богинями и смертн. женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращ. по ее просьбе в лавр, Кассандра. Ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды — Асклепия, от муз Талии и Урании — корибантов и певцов Лина и Орфея. Его любимцами были юноши Гиакинф и Кипарис, рассматрив. как ипостаси А. Для архаич. А. хар-рно наличие растит. функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он — Дафний, т.е. лавровый, «прорицающий из лавра», «любящий лавровое дерево» Дафну. Его эпитет Дримас, «дубовый»; А. связан с кипарисом, пальмой, маслиной, плющом и др. растениями. Зооморфизм А. проявл. в его связи с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона А. указал, где надо основать город, он — Кикн («лебедь»), обративший в бегство Геракла, он — Сминфей («мышиный»), но он спасатель от мышей. А. Карнейский связан с Карном — демоном плодородия. Эпитет Ликейский («волчий») указыв. на А. как на хранителя от волков и как на волка. Матриархал. черты А. сказыв. в его имени по матери — Летоид; отчества у него нет, но он постоянно носит имя родившей его Лето. Он — демон смерти, убийства, даже освящ. ритуалом человеч. жертвопринош., но он и ценитель, отвратитель бед; его прозвища — Алексикакос («отвратитель зла»), Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»), Акесий («целитель»), Пеан или Пеон («разрешитель болезней»), Эпикурий («попечитель»).
Русская цивилизация
русский художественно-литературный иллюстрированный журнал, выходил в Петербурге с октября 1909 по 1917. Редакторы С.К. Маковский, барон Н.Н. Врангель, издатели С.К. Маковский и М.К. Ушаков. В ряде статей журнала искусство рассматривалось как форма служения Богу. С журналом сотрудничали многие русские художники, писатели и поэты.
Орфографический словарь Лопатина
Аполл`он, Аполл`он, -а (мифол.; о красивом мужчине)
Орфографический словарь Лопатина
аполл`он, аполл`он, -а (бабочка)
Словарь синонимов Абрамова
см. бог
Толковый словарь Ефремовой
[Аполлон]
м.
1) Бог солнца (в древнегреческой мифологии).
2) Покровитель искусств, а в поэтической речи XIX в. - покровитель поэзии.
Толковый словарь Ефремовой
[аполлон]
м.
Крупная бабочка семейства парусников с черными и красными пятнами на белых крыльях.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(в др.-греч. мифологии – бог солнца и покровитель искусств; см. тж КИФАРЕД, КИФАРЭД, ФЕБ) Что жизнь тому, кто новый Аполлон, Скорбит над гробом свежим Гиацинта? (рфм. к сон) Куз907 (43); Jeunes homm'ы (молодые люди) чисты так и бриты, Как бельведерский Аполлон, (рфм.: икон) Куз911-12 (110); Последним солнцем розовея, Распахнутый лежит Платон... Бюст Аполлона – план Музея – И всё – как сон. Цв914 (III,12.2); дорожки / полны статуями – / везде Аполлоны, (о Версале) Ирон. М925 (158)
«АПОЛЛОН
(назв.; лит. журнал, издававшийся С. К. Маковским в нач. XX в. в Петербурге) ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШУТКА НА РОЖДЕНИЕ «АПОЛЛОНА» Подзаг. Хл909 (391)
Литературная энциклопедия
греческий бог, сын Зевса и Лето (Латоны), первоначально повидимому малоазиатское божество. Основной функцией А. является «ведовство», «знахарство», выражающееся в «прорицании» и религиозном врачевании, тесно связанном с «заговорами» (в «Илиаде» А. насылает чуму на войско ахеян). Напевный характер, одинаково свойственный и прорицанию и заговорам, делает А. богом пения и музыки; некоторые формы музыкальной лирики, напр. так наз. «номос» и «пеан» (см.) были связаны с культом А. Поскольку «ведун» оформляет и хранит идеологию первобытного общества и подчиняет себе все области его жизни, функции А. имели тенденцию к безграничному расширению. А. был объявлен сыном Зевса — богом-юношей, рожденным Лето от Зевса на острове Делосе, одном из крупных центров религии А. В другом крупном центре, Дельфах, А. стал вещать волю своего отца, Зевса, через свою пророчицу Пифию. А. был поставлен на службу интересам могущественных дорийских государств; содержание религии А. определялось аристократическим строем с его консервативной этикой. От имени дельфийского бога проповедывалась
687 «умеренность» («ничего слишком») и «благоразумие», каралась «заносчивость», стремление выйти за пределы издревле установленного порядка в личной и социальной жизни («познай самого себя»). Культ А. вытеснял пережитки древности, не умещавшиеся в рамках аристократического государства, заменял кровную месть своими «очищениями», способствовал героизации легендарных основателей знатных родов. Ассимилируя себе второстепенные культы, А. проникал во все отрасли жизни — в земледелие и скотоводство, в мореплавание и гимнастические упражнения юношей, в постройку городов и в основание колоний, в установление календаря и в пути сообщения, повсюду являясь блюстителем аристократической законности. А. повидимому значительно повлиял и на мифотворчество, приспособляя к морали феодального общества мифы, отражавшие более первобытную социальную структуру. А., поглощавший второстепенные божества, умел примиряться с могучими соперниками, и в главном центре религии А., в Дельфах, рядом с ним мог находиться Дионис (см.). Глубокое различие между этими двумя богами уже древние пытались выявить в противоположении успокаивающей, проясняющей сознание музыки А. и возбуждающей, оргиастической музыки Диониса. Это различение было положено Фр. Ницше в основу его метафизического противоположения двух начал — А. и дионисовского. А. начало есть «принцип индивидуализации», стремление к обособлению личного сознания от изначального единства бытия, к восприятию мира в четких и расчлененных образах. Дионисовское начало — принцип наркотического слияния с природой, когда все грани стираются, личность растворяется в первоедином и рациональное уступает место мистическому экстазу и художественной интуиции. Некоторые стороны образа А., развившиеся сравнительно поздно и не связанные со специфическими условиями феодальной Греции, заняли преобладающее место в римской и зап.-европейской лит-ой традиции, а именно, солнечная природа А. (древним является лишь его имя «Феб» — «сияющий»), поведшая к отождествлению его с Гелиосом, солнцем, равно как и представление об А., боге поэзии, «предводителе муз» («Мусагете») на горе Парнасе.
Рус. арго (Елистратов)
АПОЛЛОН, -а, м.
Человек, считающий себя очень привлекательным.
От имени древнегреч. бога Аполлона.
Крылатые слова
В греческой мифологии Аполлон – бог солнца, юности, поэзии, музыки, искусств. Обычно его изображали в виде прекрасного юноши. Переносно Аполлоном называют красивого молодого человека.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АПОЛЛОН


будет выглядеть так: Что такое АПОЛЛОН