АНТИНОМИЗМ |
Мультимедийная энциклопедия |
от греч. anti, "против", и nomos, "закон". Антиномизм всегда
был важной тенденцией христианской мысли. Еще апостол Павел
утверждал, что "человек оправдывается верою, независимо от дел
закона" (Рим 3:28) и что "если законом оправдание, то Христос
напрасно умер" (Гал 2:21). Под "законом" в данном случае
понимаются заповеди и установления, содержащиеся в Торе, пяти
первых книгах Библии. Павел доказывает, что установленная Торой
практика обрезания, запреты, касающиеся пищи, празднование
субботы и прочие правила не имеют религиозного смысла для
христиан. Он рассматривает эти установления, вытекающие из
заключенного Богом с Авраамом союза-завета, как временные и уже
не имеющие силы после пришествия Христа.
Учение Павла может показаться призывом к моральной анархии,
однако сам он отрицал такое толкование. Павел находит новые
основания для нравственности, видя их не в системе правил
поведения, а в преображении внутренней жизни христианина: "Если
мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал 5:25).
Согласно апостолу Павлу, христианин должен воздерживаться от
безнравственных поступков не для того, чтобы подчиниться закону
или избежать наказания, а потому, что - движимый Духом Святым -
он хочет жить новой жизнью, в любви к Богу и к ближнему, и не
хочет делать дурное.
В эпоху раннего христианства возник целый ряд сект, тяготевших
к крайнему антиномизму. Многие гностики вообще отвергали
еврейскую Библию, утверждая, что Творец, давший Закон евреям, -
это не подлинный Бог, а некое низшее божество; некоторые же
секты настаивали на том, что нарушение законов Торы даже
необходимо для спасения.
Разумеется, ортодоксальное христианство признало еврейскую
Библию, принятую в качестве "Ветхого Завета". Христианские
богословы (такие, как Фома Аквинский, 1225-1274) различали в
установлениях Торы заповеди трех типов: "моральные" законы
(направленные против убийства, воровства, прелюбодеяния и
т.д.), обрядовые установления (касающиеся пищи, обрезания и
т.д.) и юридические законы (регулирующие отношения
собственности или установление наказаний за преступления).
Такого разграничения нет ни в самой Торе, ни у апостола Павла,
однако христианские теологи ссылались на слова из Послания к
Римлянам: "Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе
законное делают... они показывают, что дело закона у них
написано в сердцах" (Рим 2:14-15), отождествляя "моральные"
законы Торы, изложенные в десяти заповедях, с "естественным"
нравственным законом, регулирующим поведение человека в
соответствии с разумом.
В эпоху Реформации антиномистские споры вступили в новую фазу.
Лютер твердо придерживался учения апостола Павла об оправдании
одной только верой, а не "делами закона". Вместе с тем в
лютеранстве сохраняется представление о том, что десять
заповедей были выражением естественного нравственного закона.
Они считали этот закон полезным в трех отношениях: он
удерживает неверующих от дурных поступков, побуждает верующих к
покаянию и обеспечивает необходимое моральное руководство
христианам, которые оправданы одной верой, но поведение которых
в этой земной жизни еще не вполне изменилось. Некоторые
последователи Лютера в своих антиномистских взглядах шли еще
дальше учителя. Например, Агрикола (1499-1566) учил, что
покаяние верующих вызывается не страхом перед Законом, а
исключительно любовью к праведности, и считал, что христиане
могут обойтись без знания десяти заповедей. Николай Амсдорфский
(1483-1565) занимал еще более радикальную позицию, утверждая,
что добрые дела вообще мешают спасению. Обе эти позиции
отвергаются в умеренном лютеранстве.
Антиномистские споры эпохи раннего христианства и эпохи
Реформации отражают постоянное колебание христианской мысли
между утверждением свободы, о которой говорил апостол Павел:
"стойте в свободе, которую даровал нам Христос" (Гал 5:1), и
потребностью в этических нормах, которыми мог бы
руководствоваться христианин, осуществляя свой нравственный
выбор.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
Орфографический словарь Лопатина |
антином`изм, антином`изм, -а |
|
|