Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АНГЕЛЫ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Ангелы (греч. angelos — вестник)
        в иудейской, христианской, мусульманской и в некоторых др. мифологиях существа, промежуточные между богом и людьми, посредники между ними. Ветхозаветные представления об ангелах, восходящие, видимо, к политеистическим верованиям, частично же — к ассиро-вавилонским мифологическим образам, были восприняты Новым заветом и стали одним из основных элементов христианской мифологии. Согласно этой мифологии, А. бессмертны, могущественны, обладают знанием будущего (хотя и могущество, и знания их ограничены). И позднеиудейская и христианская мифологии содержат понятие «падшие А.», которые возглавляются дьяволом, или сатаной, и толкают людей на грехи. В позднеиудейской религии была разработана дифференциация А., получившая развитие в христианской мифологии; были выделены херувимы, серафимы, 4 князя А. (архангелы). В христианской мифологии пользовались наибольшим почитанием архангелы: Михаил — вождь небесной рати, Гавриил — вестник бога (согласно евангелиям, объявивший Марии о грядущем рождении Христа), Рафаил — целитель и Уриил — А. раскаяния. Архангелам приписывалась функция представления людей на суд божий. Один из основоположников христианской мистики, византийский богослов Псевдо-Дионисий Ареопагит (4 в.) по аналогии с делением византийских придворных чинов на 9 рангов разработал иерархию А. — 9 хоров («чинов») А. Высшие разряды А., к которым были отнесены серафимы и херувимы, мыслились стоящими в непосредственной близости к богу, низшие — к человеку. Христианское искусство первоначально изображало А. в человеческом облике, с конца 4 в., когда утвердилось представление о бестелесности А., их стали изображать крылатыми. В мифологии ислама 4 архангела (мукар-рабун): Джибрил, Микаил, вестник страшного суда Исрефил и архангел смерти Азраил.
         А. П. Каждан, М. И. Занд.
II
Ангелы
        династия византийских императоров (1185 — 1204). А. пришли к власти после свержения Андроника I Комнина (См. Комнины). Правили в сложной внутренней и внешней политической обстановке и не смогли преодолеть сепаратизм провинций. Опирались на чиновную знать, своекорыстие и продажность которой достигли при них своего апогея. Увеличили налоги. Ненависть населения Константинополя к крестоносцам, которых поддерживали последние А., привела к низложению династии 28 января 1204.
         Представители династии А.: Исаак II (правил в 1185—95); Алексей III (брат Исаака II) (1195—1203), сверг и ослепил брата, лишён власти крестоносцами; Исаак II (вторично) и его сын Алексей IV (1203—1204).
         А. П. Каждан.
Современная Энциклопедия
АНГЕЛЫ (греческое angelos - вестник), в иудейской, христианской, мусульманской мифологиях бесплотные существа, посредники между Богом и людьми. В христианстве 9 чинов ангельских - три триады (сверху вниз): 1-я - серафимы, херувимы, престолы, 2-я - господства, силы, власти, 3-я - начала, архангелы, ангелы.
Все монархи
[Все монархи мира (Древняя Греция. Древний Рим. Византия)] Византийская императорская династия, правившая в 1185—1204 гг.
Русская цивилизация
сотворенные Богом высшие бесплотные духовные существа, одаренные высшим разумом, свободной волей и большим могуществом, всегда предстоящие перед Престолом Божьим, служащие Богу и прославляющие Его, и посылаемые в служении спасению людей.
Ангелы принимают участие в главных событиях Священного Писания и потому изображены почти на всех иконах. Архангел благовествует Деве Марии Воплощение Спасителя, сонм Ангелов поет Рождество Христово, при Крещении Спасителя Ангелы держат Его одежды, Ангелы несут Орудия Страстей, предвозвещая Искупительную Жертву, и витают скорбя у Распятия. Ангел возвещает св. женам Воскресение, Ангелы возносят Христа на небо, предстоят при Успении Богоматери и принимают участие в Страшном Суде.
Ангелы, по видениям Пророков, пишутся с крыльями, в длинных одеждах или в царском одеянии, в священном облачении и воинских доспехах. В их кудрявых волосах продета лента (слухи), концы которой свободно развеваются. Ангелы на иконах усугубляют представление о небесном явлении, и их полет дает чувство воздушного пространства и беспредельности.
Откуда черпал русский иконописец сведения об Ангелах? В Иконописном Подлиннике он находил лишь краткое указание, что «Ангелы — юноши неописуемой красоты», сведения о расцветке их одеяний и о стиле волос. О сотворении Ангелов не говорится в Библии при перечислении дней Творения и сказано лишь, что при изгнании Прародителей из Рая «Господь поставил Херувима на Восток от сада» (Быт. 3: 24). В некоторых апокрифических сказаниях сотворение Ангелов помещается в первый день, в других — в третий день, тогда как «Книга Небеси и Земли», или «Палея», т. е. Сборник библейских текстов от Бытия до Царя Давида, устанавливает сотворение Ангелов одновременно с небесными светилами в четвертый день Творения «при общем ликовании утренних звезд» (Иов 38: 7), что совпадает с учением Катехизиса.
Из Св. Писания известно, что Ангелы — духи, они принимают человеческий образ в соприкосновении с видимым миром, что они бессмертны, бесчисленны, святы, мудры, воинственны, целители, каратели, покровители, наставники и приставлены к человеку со дня его рождения до смерти.
На основании этих данных, св. Дионисий Псевдоареопагит распределил Небесные Силы на Девять Чинов Ангельских по их отличительным свойствам:
Серафимы — Премудрость Божья, они сапфиро-синие,
Херувимы — пламя и любовь, они алые,
Господства — покровительствуют народам, они облачены дьяконами,
Власти — повелевают стихиями, они в коронах,
Силы — выполняют Божьи повеления, на них военные доспехи,
Престолы — судят, их облачение епископское, они держат книги,
Начала — творят чудеса, они держат «Печать Бога Живого»,
Архангелы — благовестители, предстоят перед престолом Бога,
Ангелы Хранители держат свитки с записью деяний своих питомцев, за которых они ответственны.
Четырьмя каноническими Архангелами являются: Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. К ним добавляются в «Палее» еще три Архангела: Самаил, Рагуил и Варнафаил, — доводя таким образом число Архангелов до семи, которые, по Откровению св. Иоанна Богослова, предстоят перед престолом Божьим.
На иконах и росписях Архангелы изображаются следующим образом: Архангел Самаил, который следит за молитвами вселенной, стоит скрестив руки на груди в созерцании и с потупленным взором; Архангел Рагуил карает и вдохновляет людей — он держит корону и бич; Архангел Варнафаил следит за произрастанием и изобилием плодов земных — он держит сноп цветов; Архангел Рафаил — целитель, в его руке алебастр с лекарством и рыба, его сопровождает Тобий, отца которого он вылечил рыбьей печенью от слепоты; Архангел Уриил — свет и огонь, он воспламеняет сердца людей божественной любовью и держит горящий факел; Архангел Гавриил — благовеститсль, он несет фонарь и пальмовую ветвь; Архангел Михаил — самый великий из всех Архангелов, по словам Пророка Даниила (Дан. 10: 13). Он Архистратиг, начальник Небесного Войска, побеждает и низвергает сатану (Апок. 12: 9) и потому часто изображается в военных доспехах.
Архангел Михаил пользовался особым почитанием на Руси, о чем свидетельствует множество церквей, посвященных его имени. Он покровитель Киева, древней Русской столицы, его изображение встречается на военных доспехах, знаменах, монетах и княжеских гербах Рюриковичей, потомков Киевских правителей. В 1808 был найден во Владимирских лесах шлем вел. кн. Ярослава Всеволодовича (XIII в.); на нем изображен Архангел Михаил и читается надпись: «Великий Архистратиг Архангеле Михаиле, помози рабу твоему». Царь Иван Васильевич Грозный в своей переписке с князем Курбским пишет, что образ Михаила Архангела на военных знаменах — «лучший знак победы над неверными».
Архангел Михаил — заступник и защитник; молитва, обращенная к нему в Требнике XVI в., гласит: «Святой Михаиле, огради мя от зла».
По древним повериям, Ангелы и Архангелы покровительствуют не только людям, но и зверям и животным. Так, во Второй книге Видения Гермеса говорится об «Ангеле зверей по имени Фегри». Ориген называет Ангела «следящим за рождением зверей». В средневековой апокрифической литературе рассказано, как св. Варфоломей просил Бога показать ему «Ангела коров» и получил ответ: «Имя ему Тутель, напиши его имя на доске и повесь для защиты зверей в стойло».
Архангелу Михаилу в греческих и славянских легендах приписывается пленение черной силы, вредящей скоту, с запретом ей проникать в стойла. В русских деревнях служился благодарственный молебен 2 сентября Архангелу Михаилу за то, что он дал «оградительную молитву» пастуху, св. Мамасу Каппадокийскому против падежа скота и, главное, лошадей.
Русский земледелец особенно ценил в хозяйстве свою лошадь и для ее предохранения от падежа прибегал с верой к чудодейственной силе Архангела Михаила. Икона свв. Флора и Лавра была широко распространена среди земледельцев. Первая икона этой чисто русской композиции появилась в Новгороде в XIV в. На древней иконе надпись стерта от времени, но более поздние иконы ее повторяют: «Архангел Михаил вручает табун свв. Флору и Лавру», и на иконе Архангел Михаил, держа за поводья лошадей, передает их под защиту святых целителей.
Н.Ш.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АНГЕЛЫ


будет выглядеть так: Что такое АНГЕЛЫ