Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АМИРХАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Фатих Зарифович [1(13).1.1886, Казань, — 9.3.1926, там же], татарский писатель и публицист. Родился в семье муллы. В 1905 участвовал в движении шакирдов за коренные реформы в школе, за что был исключен из медресе. Основатель радикальной газеты «Эль-ислах» («Реформа», 1907—09). В своих художественных и публицистических произведениях А. выступал против пережитков феодализма в быту, изображал стремление татарской молодёжи к новой жизни, к русской культуре: повести «Татарская девушка» (1909), «Фатхулла хазрат» (1909), «На перепутье» (1912), драма «Молодёжь» (1910) и др. А. много сделал для развития татарской литературной критики, боролся за реалистическое искусство. После Октябрьской революции выступал как журналист.
         Соч.: Сайланма эсэрлар, т. 1—2, Каз., 1957—58; в рус. пер. — Татарка. Избр. произв., М., 1959.
         Лит.: Гайнуллин М., Татарская литература и публицистика начала XX века, Каз., 1966, с. 376—94.
         М. Гайнуллин.
Энциклопедия Отечеcтво
АМИРХАН Фатих Зарифович (1886-1926), татарский писатель, публицист-просветитель. Основатель газеты "Эль-ислах" ("Реформа", 1907-1909). Повесть "Татарская девушка" (1909), рассказы.
Литературная энциклопедия
Фатих (Амерханов) [1886–1926] — крупный татарский писатель и публицист. С раннего детства учится в одном из популярнейших по тому времени медрессе Мухамедия, основанном знаменитым Шейхом Алимджан Эль-Баруди. Несмотря на новометодность медрессе и на высокую авторитетность во всем мусульманском мире самого Шейха Баруди, шакирды (учащиеся) были недовольны академической программой медрессе, требовали коренных реформ и в 1904 предприняли организованное выступление, в результате к-рого свыше 100 шакирдов, в том числе и А., были исключены из медрессе. А. был во главе этого шакирдского движения, оказавшего сильное влияние на настроение шакирдов в других медрессе: Касимовского (Рязанской губернии), Оренбургского, Уфимского, Ишбабинского и др. Это движение татарской учащейся моложи известно под названием «Движениеед
112 шакирдов-ислахистов», — сторонников коренных реформ в медрессе. Его нельзя рассматривать изолированно; оно несомненно создавалось под влиянием революционной борьбы российского пролетариата в эпоху революции 1905. После изгнания из медрессе А. приглашается в Москву в качестве секретаря издававшегося тогда З. Шамилем журн. «Тербиете-этфаль» (Воспитание молодежи). В 1907 А. организует в Казани еженедельную газ. «Эль-Ислах», официальным редактором к-рой хотя и был В. Бахтиаров, но фактически ее редактировал А. Газета эта, с одной стороны, была официальным органом ислахистов, с другой — ориентировалась на либеральные буржуазные элементы татар. С 1912 по 1917 А. руководит националистической газ. «Кояш» (Солнце), принимает самое близкое участие в литературно-художественном журн. «Анг» и юмористическом журн. «Ялт-юлт». Лит-ое творчество А. многогранно. Современник А., знаменитый татарский поэт Тукаев, так характеризует его: «По едкости и глубине своего юмора А. — наш Гоголь, по красоте стиля — Тургенев, как психолог — он похож на Достоевского». И как публицист, и как писатель А. был одним из самых талантливых и смелых борцов против старого, фанатичного быта татарского общества. При этом А. считал невозможным возрождение татарского общества пока женщина-татарка остается под чадрой, совершенно бесправной и т. д. Жестокая борьба татарского молодого поколения за свое освобождение и борьба за освобождение женщины-татарки от старых семейных устоев и традиций лучше всего переданы в классических произведениях А. — в драме «Яшляр» (Молодежь) и лирической повести «Татар Кезы» (Девушка-татарка). В повестях «Фахтулла хазрят» и «Кендезги сяхар» вся едкость и острота сатиры А. направлены против духовенства и мещанства. В культурном возрождении татар А. был убежденнейшим западником. Неизлечимая болезнь (у него были парализованы обе ноги), потрясающая картина войны 1914–1918, гражданская война, ужасы голода в Поволжьи приводят А. к мистицизму, к-рый не покидает его до самой смерти. Ф. Аги
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АМИРХАН


будет выглядеть так: Что такое АМИРХАН