АМФИТЕАТРОВ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
Александр Васильевич (1862, Калуга, — 1938, Леванто, Италия), русский писатель. Окончил юридический факультет Московского университета (1885). В 1902 за опубликование острого сатирического фельетона «Господа Обмановы» (о царской семье) был выслан в Минусинск. Автор романов «Восьмидесятники» (ч. 1—2, 1907—08) и «Девятидесятники» (1910), фельетонов, повестей, рассказов, очерков. В 1920 эмигрировал; по отношению к Советской власти занял враждебную позицию. За границей опубликовал роман «Зачарованная степь» (1921), книгу «Литература в изгнании» (1929) и др.
Соч.: Собр. соч., т. 1 — 30, 33 — 35, 37, СПБ, [1911-16].
Лит.: История русской литературы конца XIX — начала XX вв. Библиографический указатель, М.—Л., 1963.
|
Ономастикон |
Такие причудливые фамилии тоже давались ученикам духовных семинарий. Фамилию Амфитеатров носил известный дореволюционный журналист, унаследовав ее от отца, калужского протоиерея. (Ф). Другие семинарские фамилии, связанные с древними языками, Атраментов (чернила), Документов, Клавикордов, Металлов, Фарфоровсий, Телескопов. |
Энциклопедия Отечеcтво |
АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), русский писатель, журналист. Фельетоны (в т. ч. "Господа Обмановы", 1902, о царской семье). Роман "Восьмидесятники" (т. 1-2, 1907), "Девятидесятники" (т. 1-2, 1910-11). Литературно-критические статьи, пьесы. С 1921 в эмиграции.
|
Литературная энциклопедия |
Александр Валентинович [1862–1923] — фельетонист и беллетрист. Газетная вырезка, обрывок случайно услышанной беседы, скандал в московских аристократических кругах вдохновляют его, служа материалом для фельетонов, подчас весьма острых. Один из таковых, «Господа Обмановы», т. е. Романовы, вызвал ссылку А. в Минусинск [1902]. Фельетонный характер окрашивает все творчество А. Он пишет стихи, драмы, критические статьи и романы — об артисте Далматове и о протопопе Аввакуме, о Нероне («Зверь из бездны»), о быте и нравах конца XIX в. (романы «Восьмидесятники» и «Девятидесятники»), о женском вопросе и проституции («Виктория Павловна» и «Марья Лусьева») — всегда многословные и почти всегда поверхностные. А. привлекает общественная хроника с широким захватом эпохи. У него же находим произведения из эпохи крепостного права («Княжна»), из жизни театра («Сумерки божков»), на оккультные темы (роман «Жарцвет»). «Бегом через жизнь» — так характеризует творчество А. один из критиков. Большинство книг А. — свод старых и новых фельетонов. Бульварные приемы А. способствовали широкой популярности его, особенно в мелкобуржуазных слоях. Портретность фигур придает его сочинениям интерес любопытных общественно-исторических документов. Столь же пестра жизнь А. и эклектична его идеология. «Бурсак без бурсы», впитавший с молоком матери влияние церковной среды, великолепно знающий и чувствующий мир Пролога и Миней, аромат старинного яз. (отразившийся напр. в его пародии на «Слово о полку Игореве»), кандидат юридических наук и оперный артист (три года работы в Италии и России), политический эмигрант (в 1905 выехал в Париж, где издавал в течение ряда лет революционный журн. «Красное знамя»), редактор протопоповской националистической «Русской воли», — он кончает белой эмиграцией после Октября. Такой конец был предопределен, ибо А. — типичный представитель той части буржуазии, к-рая революционна в словесных упражнениях, причем упражнения эти не отличались излишней принципиальностью. А. печатался как в либеральных с народническим уклоном «Русских ведомостях» и «Русском слове», так и в «С.-Петербургских ведомостях» и в «Новом времени», упомянутой «Русской воле» и т. п. изданиях. Стиль фельетониста заставляет А. пользоваться в своих беллетристических произведениях
117 несколько необычным в его время лит-ым приемом: он вставляет в текст обширнейшие цитаты, приводит полностью какую-нибудь афишу или целые главы из старинных оккультных книг — прием, к-рый широко применяется в наше время. Библиография: Львов-Рогачевский В. Л., Писатель без выдумки, «Современный мир), кн. 9, 1911, или в его сб. «Снова накануне», М., 1913. Б. К. |
|
|