АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО |
Мультимедийная энциклопедия |
в драме и кино, создание сценического образа, исполнительское творчество.
Актерское (сценическое) искусство стоит в ряду древнейших, одним из его
источников явились религиозные обряды. Развитые формы сценического
искусства, с диалогами и зачатками актерской техники, появились на древнем
Востоке. На ранних этапах развития драмы в качестве актера обычно выступал
сам автор. Из древних цивилизаций наиболее интересные и совершенные формы
драматического искусства дала Греция, где из Дионисий в Афинах зародилась
драма.
Ранняя древнегреческая драма была тесно связана с ритуальными танцами и
религией. Актеру воздавались жреческие почести, он облачался в ритуальное
одеяние, принятое на празднествах в честь бога Диониса, - длинный, с
тяжелыми складками хитон, полностью скрывавший тело. Он также надевал
маску и обувь на очень высокой подошве (котурны). При скудости признаков
внешней индивидуальности огромное значение приобретало искусство
декламации, актер получал возможность играть в одной пьесе несколько
ролей, меняя маски. Иногда, изображая экстатическое состояние или
умопомрачение, актеру приходилось исполнять неистовые пляски, но обычно
телодвижения в трагедии сводились к минимуму. Знаменитыми драматическими
актерами 5 в. до н.э. были Клеандр и Тлеполем, однако об их сценической
технике не осталось никаких свидетельств.
Комические актеры того времени также надевали маски, но обувались в
сандалии, носили короткую одежду, спереди прикреплялся огромный фаллос.
Двигались они преувеличенно живо и размашисто. К 4 в. до н.э. уровень
драматургии упал, что привело к повышению значимости актера; он
индивидуализирует маску и даже приноравливает к себе текст пьесы. К 3 в.
до н.э. манера исполнения как в комедии, так и в трагедии становится более
жизненной, естественной и менее скованной, особенно в т.н. "новой
комедии", отличавшейся необычайным разнообразием и жизнеподобием масок.
Древнеримская драма, в основном отталкиваясь в своем развитии от поздних
греческих образцов, также зачастую утрачивала культовое значение и служила
главным образом развлекательным зрелищем; актеры набирались, как правило,
из рабов. До начала 1 в. до н.э. римляне не использовали масок и потому
могли совершенствовать свою мимику. Наиболее известным актером-трагиком
был Клодий Эзоп, а комиком - Росций. Затем в подражание греческому
театральному стилю пришли длинные одежды и маски, но одежды более искусные
и маски - более реалистичные. Присущий римлянам "культ личности" поощрял,
выражаясь сегодняшним языком, "систему звезд". Актеры стали
специализироваться в определенных амплуа - женщины, боги, юноши, параситы,
- причем каждому полагалась своя выразительная маска, а типизация
подкреплялась реалистичными речью и жестами. Мастера натуралистической
комедии, римляне разработали соответствующие костюмы. Помимо масок они
использовали мягкие сандалии, ставшие символом комедии.
В 1 в. н.э. завоевывает популярность мим. Реалистичная харктерная сценка
бытового содержания исполнялась в повседневной одежде и обычно в гриме
вместо масок, изобиловала непристойными шутками и телодвижениями. Впервые
на сцену были допущены женщины. Величайший артист мима Норбан Сорекс имел
собственную труппу, включавшую и женщин. Последним драматическим жанром,
появившимся в древнем Риме, стал пантомим - представление с танцами и
игрой без слов. Актер-декламатор распевал или читал сцены из знаменитых
произведений, а пантомимист представлял их жестами и пластикой.
К 6 в. профессиональный театр в Риме полностью исчезает; драматические
представления вырождаются в примитивное действо. Среди причин можно
назвать тяжелые последствия варварских набегов, а также цензуру
увеселительных зрелищ, введенную императором Юстинианом. В театральную
культуру Средневековья и Возрождения сценическое искусство древнего Рима
передалось через фольклорную традицию, народные гулянья и нерегулярное
частное покровительство актерам, мимам и танцорам - любителям либо
полупрофессионалам.
С падением Римской империи и упадком исполнительского профессионализма
объявилось множество лицедеев-любителей - жонглеров, акробатов,
менестрелей и мимов, - бродивших по европейским городам с сольными
представлениями. Мистерии, новая форма драмы, распространившаяся по всей
Западной Европе в Средние века, развились из католической литургии и
пастырских наставлений. Поначалу исполнителями были духовные лица и
певчие, а действо, иллюстрирующее эпизод из Библии или просто
сопровождавшее мессу, совершалось у алтаря или в нефе церкви. По мере
становления жанра мистерия восприняла мирские и фарсовые элементы. Со
временем мистерии были выведены из церкви и перешли под опеку ремесленных
цехов; их стали исполнять на специальных платформах, часто передвижных.
Мистерии были главным событием праздника тела Христова в начале лета.
Обмирщение драмы продолжалось, латынь уступила место живым языкам, ради
увеселения толпы примешивался грубый юмор. Основным видом сцены стали
передвижные платформы и "беседки" в различных вариациях.
Позже появились моралите, рационально выстроенные назидательные пьесы, в
которых выступали персонифицированные Добро и Зло. По мере внедрения в
моралите элементов грубой комики жанр деградировал и его комические черты
и дидактику переняли дворцовые интерлюдии, представлявшие собой смесь
светских и классических элементов и получившие распространение в начале
правления Тюдоров. К этому времени в Англии и на материке уже существовали
небольшие странствующие актерские группы, с которых берет начало
елизаветинский театр и разряд актеров-профессионалов.
К 16 в. религиозная драма в Европе утратила свои позиции. Первые гуманисты
способствовали чтению и постановкам латинских пьес в школах, светские
пьесы писались на родном языке. В Англии, испытавшей сильнейшее влияние
древнеримской драмы, в особенности комедий Плавта и Теренция и трагедий
Сенеки, явилась плеяда поэтов-драматургов - К.Марло, У.Шекспир, Б.Джонсон.
В детские годы Шекспира профессиональные группы актеров перестали быть
редкостью в Англии. Защиту от законов против бродяжничества они обычно
находили в покровительстве знатных вельмож. В 1576 в Лондоне возводятся
первые публичные театры, но пока еще вне юрисдикции городских властей. До
этого представления давались в постоялых дворах, банкетных залах, дворцах,
школьных часовнях, ратушах и т.п., как в помещениях, так и под открытым
небом. С появлением постоянных помещений актерская игра становится
профессией, между труппами разворачивается конкурентная борьба, и театры
обретают признание, широкую поддержку и финансовую самостоятельность.
Искусство актеров-елизаветинцев вырастало на достижениях поэзии и драмы
английского Возрождения. Отсюда чрезвычайно условная и риторическая манера
исполнения. Требования к сценическому искусству той поры блестяще изложены
в указаниях Гамлета (Гамлет, акт III, сц. 2), которые он дает актерам.
Лучшими трагиками считались Э.Аллейн и Р.Бербедж, комиками - Р.Тарлтон и
У.Кемп.
Для дворцовых маскарадов Якова I И. Джонс разработал искусные декорации и
сценическое оборудование, а Джонсон писал для знатных дам и кавалеров
любительские роли мифологических персонажей. Однако эти дворцовые забавы,
т.н. "маски", не оказали серьезного влияния на народную английскую драму,
которая процветала вплоть до закрытия пуританами публичных театров в 1642.
Традиция актерского профессионализма возродилась лишь после Реставрации.
Елизаветинскому театру была свойственна большая степень условности. Актеры
всегда выходили в современных костюмах, к какой бы исторической эпохе ни
относилось действие пьесы. Текст писался стихами и потому торжественно
декламировался, что резко разводило сценический диалог и обыденную речь.
Исполнение женских ролей мальчиками снижало правдоподобие любовных сцен,
превращая их в возвышенные словопрения. Почти лишенная реквизита сцена
вынуждала актеров все время быть на ногах и расхаживать по сцене. Наконец,
тот факт, что спектакли давались днем под открытым небом, вменял
поэтическому тексту делать указания на место действия, время суток, время
года и год.
Актерам-елизаветинцам не было чуждо и искусство импровизации, в
особенности комедиантам вроде Кемпа. В том же 16 в. в Италии появляется
театр, который вовсе отказался от сценария и полагался исключительно на
способность актеров к экспромту. Это представление, известное как "комедия
дель'арте", во многом отталкивалось от традиций мимов и менестрелей,
насчитывавших уже многие столетия. Это была вульгарная, "низкая" комедия,
и для ее представления требовались только помост, актеры и зрители.
Героями являлись хорошо известные типажи, зародившиеся еще в древнеримской
комедии: любовный треугольник - Пьеро, Коломбина и Арлекин; врачеватель-
шарлатан Доктор; скупой купец Панталоне; бахвал и трус Капитан. Актеры
придерживались лишь общей линии сюжета и импровизировали по ходу действия.
Объединяя в одном лице мима, акробата, танцора, музыканта и комедианта,
они вносили в представления новизну и занимательность, заставляя работать
воображение. Актеры выступали в масках и традиционных костюмах и
разъезжали от города к городу организованными труппами. Один из таких
коллективов, "Джелози", привлекал в конце 16 в. внимание многих
путешественников. В конце концов комические положения и остроты приелись,
но, прежде чем выродиться, комедия дель'арте успела оказать влияние на
драму и балет Италии, Франции, Испании и Англии.
К концу 17 в. в английском театре имели место нововведения, отразившиеся и
на исполнительском искусстве: возникли закрытые театры, появились
декорации и искусственное освещение, на сцену были допущены женщины. Но
театру Реставрации были еще свойственны множество условностей и
стилизованная манера исполнения, будь то торжественный стих героической
пьесы или бестолковая сценка из утонченной сатирической комедии.
Выдающиеся актеры того периода - Т.Беттертон и Нелл Гвин.
Во Франции актерская игра в 17 в. также не отличалась особой
реалистичностью, во многом благодаря господству поэтики классицизма, чьи
жесткие правила равнялись на древнегреческую трагедию. Строки Корнеля,
Мольера и Расина декламировались в манере, исполненной благородства и
величия, движения и жесты были рассчитанно скупыми, актеры обращались не
столько друг к другу, сколько к зрительному залу.
Осмысление актерской игры как искусства начинается лишь в 18 в. Д.Гаррик и
Д.Дидро задались вопросом, должен ли актер сам испытывать душевные
состояния, которые изображает, или же надо с помощью определенных приемов
уметь пробудить в зрителях эти чувства. Впрочем, подобные теоретические
споры мало влияли на саму игру, и в 19 в. преобладала "романтическая",
т.е. аффектированная, выспренняя манера исполнения: ставились тогда по
большей части мелодрамы, дававшие исполнителю возможность щегольнуть
декламацией и пластикой. Этого соблазна не избежали даже великие - Рашель,
Сара Сиддонс, У.Ч.Макриди, Кины и Кемблы, Г.Ирвинг и Б.Три.
Лишь к концу 19 в. появляются тенденции реалистической манеры актерской
игры. Впервые они проявились в массовках спектаклей Мейнингенского театра,
поставленных Георгом II, герцогом Саксен-Мейнингенским, одним из первых
великих постановщиков современности. Однако "реализм" этого режиссера-
диктатора сомнителен, поскольку он манипулировал актерами, словно
марионетками. Под впечатлением от спектаклей Мейнингенского театра
К.С.Станиславский начал разрабатывать собственные приемы ансамблевой игры,
что привело его к созданию такой исполнительской системы, при которой
актер, опираясь на собственный опыт, добивался перевоплощения в
создаваемый образ. Система Станиславского повлияла на современное
сценическое искусство во всем мире, а открытия в области психоанализа
позволили актеру глубже проникать в душевный мир своего персонажа.
Научный подход коснулся и других аспектов сценического действия. Костюмы и
декорации изготавливаются в соответствии с историческими данными, мебель
нередко заимствуется из музеев. Современное осветительное оборудование
свело на нет необходимость в избыточном гриме; голос и речь приблизились к
разговорным
ДРАМАТИЧЕСКИЕ АКТЕРЫ
<<АДАМС Мод>>
<<АЛЕКСАНДЕР Джейн>>
<<АЛЛЕЙН Эдвард>>
<<АНДЕРСОН Джудит>>
<<БАНКРОФТ Энн>>
<<БАНКХЕД Таллула>>
<<БАРРИМОР>>
<<БАРРО Жан Луи>>
<<БЕРТОН Ричард>>
<<БЕТТЕРТОН Томас>>
<<БРЕЙСГЕРДЛ Энн>>
<<БУТ>>
<<БУТ Шерли>>
<<ВЕРНЕР Оскар>>
<<ГАСМАН Витторио>>
<<ГВИН Нелл>>
<<ДЕЙВИС Осси>>
<<ДЖЕФФЕРСОН Джозеф>>
<<ДЖОНС Джеймс Эрл>>
<<ДРЕЙПЕР Рут>>
<<ДЬЮХЕРСТ Колин>>
<<ЖУВЕ Луи>>
<<КАРНОВСКИ Морис>>
<<КЕМБЛ>>
<<КЕМП Уилл>>
<<КОББ Ли Дж.>>
<<КОКЛЕН Бенуа Констан>>
<<КОЛДУЭЛЛ Зое>>
<<КОРНЕЛЛ Кэтрин>>
<<КРОНИН Хьюм>>
<<КУИН Антони>>
<<ЛАЙЛЛИ Беатрис>>
<<ЛАНТ Алфред>>
<<ЛЕЙТОН Маргарет>>
<<ЛИ Вивьен>>
<<ЛИНДФОРС Вивека>>
<<ЛОРЕНС Гертруда>>
<<МАКЛИН Чарлз>>
<<МАКРЕДИ Уильям Чарлз>>
<<МАРЛО Джулия>>
<<МАРЧ Фредрик>>
<<МЕРЕДИТ Берджес>>
<<МОДЖЕЕВСКАЯ Хелена>>
<<МУНИ Пол>>
<<МЭЙ ЛАНЬФАН>>
<<НАЗИМОВА Алла Александровна>>
<<ОЛДРИДЖ Айра Фредерик>>
<<ПАПАС Ирена>>
<<ПАУЭР Тироун>>
<<ПЕЙДЖ Джералдина>>
<<ПЛАММЕР Кристофер>>
<<ПЛАУРАЙТ Джоан>>
<<ПЛЕЗАНС Доналд>>
<<РЕДГРЕЙВ Ванесса>>
<<РЕЗЕРФОРД Маргарет>>
<<РЕНО Мадлен>>
<<РОБАРДЗ Джейсон>>
<<РОБСОН Поль>>
<<РОБСОН Флора>>
<<САЛЬВИНИ Томазо>>
<<СИМ Алистер>>
<<СКОТТ Джордж>>
<<СКОФИЛД Пол>>
<<СОДЕРН Эдвард Хью>>
<<СТЕЙПЛТОН Морин>>
<<СТЭНЛИ Ким>>
<<СЮДОВ Макс фон>>
<<ТАЛЬМА Франсуа Жозеф>>
<<ТАНДИ Джессика>>
<<ТАРЛТОН Ричард>>
<<ТОРНДАЙК Сибил>>
<<ТУЛИН Ингрид>>
<<УИЛЬЯМС Эмлин>>
<<УИЛЬЯМСОН Никол>>
<<УОФФИНГТОН Маргарет>>
<<УСПЕНСКАЯ Мария>>
<<УСТИНОВ Питер>>
<<ФЕРРЕР Хосе>>
<<ФИННИ Алберт>>
<<ФИСК Минни Мэдден>>
<<ФОЙ Эдди>>
<<ФОНТАНН Линн>>
<<ФОРБС-РОБЕРТСОН Джонстон>>
<<ФОРРЕСТ Эдвин>>
<<ХAГЕН Ута>>
<<ХАРРИС Джули>>
<<ХАРРИСОН Рекс>>
<<ХИЛЛЕР Венди>>
<<ШИЛЬДКРАУТ Джозеф>>
<<ШОУ Роберт>>
<<ЭВАНС Морис>>
<<ЭВАНС Эдит>>
<<ЭЛДРИДЖ Флоренс>>
<<ЭШКРОФТ Пегги>>
ЛИТЕРАТУРА
Станиславский К.С. Работа актера над собой. Дневник ученика, ч. 1-2. М.,
1951
Горчаков Н.М. К.С.Станиславский о работе режиссера с актером. М., 1958
Вайтите И.В. Формирование творческого характера актера. М., 1961
Малочевская И.Б. Этические аспекты метода действеного анализа. Л., 1991
Ершов П.М. Технология актерского искусства. - В кн.: Ершов П.М. Сочинения,
т. 1. М., 1992
Линклэйтер К. Освобождение голоса. М., 1993
Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. СПб, 1995 |
Идеографический словарь |
^ сценическое искусство
^ выражать, -ся, эмоция
актерское искусство - искусство выражения эмоций.
актерская игра. | создать роль кого. | в лицах (# рассказывать).
рисунок роли. | войти в образ. вжиться в образ. |
|
|