АКАДЕМИЗМ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(французское academisme)
в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях 16—19 вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. А. способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему «вечных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, А. обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства.
А. возник в конце 16 в. в Италии. Болонская школа, выработавшая правила подражания искусству античности и Высокого Возрождения, а также французскому А. 2-й половины 17—18 вв. (Ш. Лебрен и др.), усвоивший ряд принципов и приёмов Классицизма, послужили образцом для многих европейских и американских художественных академий. В 19 в. А. (возглавлявшийся А. Кановой в Италии, Д. Энгром во Франции, Ф. А. Бруни в России), опираясь на выхолощенную традицию классицизма, вёл борьбу с романтиками, реалистами и натуралистами, но сам воспринимал внешние стороны их методов, перерождаясь в эклектичное Салонное искусство. Под ударами реалистов (в т. ч. рус. передвижников) и буржуазно-индивидуалистической оппозиции А. распадался и лишь отчасти сохранился в конце 19 в. и в 20 в. в ряде стран, главным образом в обновленных формах Неоклассицизма.
Термин «А.» понимается и расширительно — как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов искусства прошлого. В этом смысле говорят, например, об А. некоторых школ эллинистической и древнеримской скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений.
Лит. см. при статье Академии художественные.
А. М. Кантор.
Академизм: Д. Энгр. «Апофеоз Гомера». 1827. Лувр. Париж.
|
Современная Энциклопедия |
АКАДЕМИЗМ (французское academisme), направление, сложившееся в академиях художественных 16 - 19 вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства античности и Возрождения. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению традиций классического искусства, но культивировал условные идеализированные образы, отвлеченные нормы красоты. |
Орфографический словарь Лопатина |
академ`изм, академ`изм, -а |
Словарь Ожегова |
АКАДЕМ’ИЗМ, -а, муж. (книжн.).
1. Академическое (во 2 и 4 знач.) отношение к чему-н.
2. Направление в искусстве, догматически следующее сложившимся канонам искусства античности и эпохи Возрождения. |
Словарь Ушакова |
АКАДЕМ’ИЗМ, академизма, мн. нет, ·муж.
1. ·отвлеч. сущ. к академический во 2 ·знач.
2. Пренебрежение к общественной работе под предлогом первостепенной важности академических занятий (в высших учебных заведениях). |
Толковый словарь Ефремовой |
[академизм]
м.
1) Направление, сложившееся в художественных академиях Российского государства в XVI-XIX вв., основанное на подражании внешним формам античности и ренессанса в сочетании с идеализацией образов, театральностью композиции, условностью рисунка и колорита.
2) Следование в искусстве, науке и т.п. строгим классическим образцам, установившимся традициям, сложившимся правилам.
3) Сугубо теоретическая направленность научных и учебных занятий, их оторванность от практики, требований жизни. |
|
|