Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АФРОДИТА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        в древнегреческой мифологии богиня любви и красоты. Дочь Зевса и океаниды Дионы (согласно другому варианту мифа, А. возникла из морской пены). По-видимому, первоначально А. почиталась как богиня плодородия, близкая по своему характеру и происхождению к финикийской богине Астарте (См. Астарта). Культ её был широко распространён, кроме Греции, на побережье М. Азии, Эгейского моря и в греческих колониях Причерноморья. В древнеримской мифологии отождествлялась с Венерой (См. Венера). Из античных изображений А. наиболее известны: А. Книдская Праксителя (середина 4 в. до н. э.), А. (Венера) Милосская (2 в. до н. э.).
        Афродита (Венера) Милосская. Мрамор. 2 в до н. э . Лувр, Париж.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    АФРОДИТА — в греч. миф. богиня любви и красоты. Богиня малоазийск. происхожд. Существуют две версии происхожд. А.: согл. одной — поздней, она — дочь Зевса и Дионы; согл. другой она родилась из крови оскоплен. Кроном Урана, к-рая попала в море и образовала пену; отсюда т.н. нар. этимология ее имени «пенорожденная» и одного из ее прозвищ — Анадиомена — «появивш. на поверхности моря». А. представл. как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровожд. харит и нимф. А. прославл. как дарующая земле изобилие, вершинная (богиня гор), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т.е. земля, море и горы объяты силой А.     Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия. По своему вост. происхожд. А. близка и даже отожд. с финикийской Астартой, вавилоно-ассир. Иштар, егип. Исидой. Подобно этим вост. богиням плодородия А. появл. в сопровожд. свиты диких зверей — львов, волков, медведей, усмирен. вселенным в них богиней любовным желанием. Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии, в Персии, у арабов и даже скифов. Ксенофонт и Павсаний упомин. храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на о-ве Кифера считался у эллинов самым древ. и самым священным; статуя богини была деревян. и изображала богиню вооружен.     А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Многочисл. святилища А. имелись в др. обл. Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на о-вах — Крит (в г. Пафос, где находился храм, имевший общегреч. значение, и отсюда произвище А. — Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрикс — прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в М. Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе; этому посвящен трактат Лукиа-на «О Сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародит. римлян через своего сына — троянца Энея, отца Юла — легендар. предка рода Юлиев, к к-рому принадл. Юлий Цезарь.
Орфографический словарь Лопатина
Афрод`ита, Афрод`ита, -ы
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(в др.-греч. мифологии – богиня любви и красоты; тж в знач. нариц.; см. тж КИПРИДА, УРАНИЯ) Тебе, Афродита, слагаю танец, Танец слагаю тебе. Ахм910 (305); Останься пеной, Афродита, И, слово, в музыку вернись, (рфм.: слито) ОМ910 (70.3); Радужной влагой рожденье повито, О, белоногая, о, Афродита, Сладостно тай! Куз920 (230); ЗВЕЗДА АФРОДИТЫ Загл. Куз921 (253); ХВАЛА АФРОДИТЕ Загл. Цв921 (II,62.1); Афродиты возникли из пены, Ахм940 (282)
Литературная энциклопедия
богиня половой любви и красоты у древних греков. Культ А. был широко распространен в Греции, М. Азии и на островах Средиземного моря, между прочим на Кифере («Киферея»), в Сицилии, в особенности же на Кипре («Киприда»). В ней смешались черты восточного божества с образами критско-эгейской культуры и некоторыми греческими божествами, напр. с Дианой (см.), женской параллелью к Зевсу (см.), к-рая в мифе иногда является матерью А., иногда с ней отождествляется. Образ А. очень сложен и неясен. Из многочисленных оформлений его особо важны: 1. А.-Урания — «небесная» — параллель к семитической «царице неба» (Иштар и т. п.), 2. А.-Пелагия — «морская», покровительница мореплавания, 3. А. — мать Эрота (см.), богиня половой любви, а в небесной проекции — весеннего сочетания неба с землей в дожде; отсюда миф о любви А. к Адонису (см.), юному богу весны (ср. любовь Иштар к Таммузу). Все эти образы объединены в мифе о рождении А. в пене морской от упавших в море половых органов оскопленного Урана и в объяснении имени А. как «пенорожденной». А. не удалось проникнуть в земледельческие культы, где царили исконные божества земли, и она мало связана с социальными установлениями феодальной Греции. В гомеровском эпосе она не занимает выдающегося места среди богов, и поведение ее дает материал для «скандальной» хроники Олимпа. Но в этом же эпосе она подлинная
709 виновница троянской войны. О ней повествуют III-V песни «Илиады». А. — излюбленный образ греческой лирики (см. напр. гимн к А. Сафо). Роковая сила А. — мотив греческой трагедии [у Софокла (см.), Еврипида (см.); особенно у последнего в «Ипполите»]. Образ А. легко поддавался истолкованию в духе монотеистических тенденций, сопровождавших в Греции рост торговых связей и создание больших политических объединений. Еще к эпохе господства аристократии относится А.-Пандемос — «всенародная», повидимому женская параллель к Зевсу, «всенародному» божеству государства, объединившего роды. А затем философы и поэты начинают прославлять А. как космический принцип сохранения жизни (напр. Гесиод, Эмпедокл, Эсхил в «Данаидах»). С другой стороны, в эллинистической лит-ре и искусстве, проникнутых эротизмом, образ богини теряет уже всякие «возвышенные» черты, и А. становится вульгарной красавицей. — Противоположение А. «небесной» и А. «всенародной» не имеет опоры ни в культе, ни в мифе. Оно вложено Платоном в уста Павсания, одного из собеседников в диалоге «Пир». — Культ А. был перенесен в Рим, где она почиталась под именем Венеры. В Риме поэт Овидий (см.) в «Метаморфозах» рассказывает об ее любви к Адонису и об его превращении в цветок. У Вергилия в «Энеиде» Венера — праматерь Рима, воспета и как владычица чувственной страсти. Лукреций, подобно Эмпедоклу и Гесиоду, придает ей значение философского символа (вступл. к поэме «О природе вещей»). В позднейшей лит-ре Венера-Афродита иногда изображается богиней любви и идеалом женской красоты, напр. у Шекспира («земная Венера»), Шиллера, Гете, Пушкина [«подобный ветреной Венере» («Евгений Онегин»), «прелестный баловень Киприды» («К Юрьеву»), «крестница Киприды»].
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АФРОДИТА


будет выглядеть так: Что такое АФРОДИТА