Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа А. и. полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяет их выражением неких «очищенных от реальности» духовных сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной культуры, идеалистических концепций «искусства для искусства (См. Искусство для искусства)». Практика же А. и. сводится к составлению с помощью отвлечённых элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объём и т. д.) неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора. Понятием «А. и.» объединяются разнородные явления — антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления к «абсолютной свободе» от действительности и общества, попытки выразить мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям А. и. чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством.
         А. и. возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. — Кубизма, Экспрессионизма, Футуризма и др.; в 1910—13 первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В. В. Кандинский и П. Клее, парижские «орфисты» — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы — Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, в России — «супрематист» К. С. Малевич, «лучисты» М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах — «неопластицисты» П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны А. и. питалось порожденными войной нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (Дадаизм — испанец Х. Миро, француз Ж. Арп); одновременно определилось стремление найти неизобразительным формам применение в архитектуре и декоративном искусстве (эксперименты группы Cтuль (См. Стиль)— в Нидерландах, Баухауз — в Германии), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, покинувших Россию братьев А. Певзнера и Н. Габо, позже — мобили (См. Мобиль) американца А. Колдера). Большая группа советских художников 1920-х гг., видя несоответствие программ А. и. целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании (Татлин, Л. С. Попова). В годы 2-й мировой войны в США возникла школа «абстрактного экспрессионизма» (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби), распространившегося после войны во многих странах (под названием «ташизма», или «бесформенного искусства») и провозгласившего своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов. В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре — парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида в Испании). В середине 20 в. А. и. стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству; оно повлияло и на искусство некоторых социалистических стран (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е гг. А. и. эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических композиций («Оп-арт»), как течение А. и. теряет свои позиции и вытесняется различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению.
         Лит.: Стойков А., Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; Лебедев А. К., К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве, М., [1967]; Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия..., М., 1967; Brion M., Art abstrait, P., 1963.
         А. М. Комаров.
         0247393021.tif
        П. Мондриан. «Композиция в красном, жёлтом и синем». 1927. Городской музей. Амстердам.
        П. Сулаж. «23 мая 1953». Галерея Тейт. Лондон.
        А. Певзнер. «Конструкция в яйце». Бронза. 1943. Собрание Песси. Париж.
        В. В. Кандинский. «Восток». 1913. Городской музей. Амстердам.
Современная Энциклопедия
АБСТРАКТНОЕ искусство (абстракционизм), направление в авангардистском (смотри Авангардизм) искусстве 20 в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10-х гг., принадлежало к наиболее распространенным направлениям искусства в конце 40-х - начале 60-х гг. Некоторые течения абстрактного искусства (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических форм и объемов, другие (абстрактный экспрессионизм) - стремились выразить бессознательность, стихийность художественного творчества в динамике пятен или объемов. В 60-х гг. абстрактное искусство утрачивает ведущую роль в авангардизме и вытесняется различными направлениями, обращающимися к изображению реальных явлений.
Мультимедийная энциклопедия
Национальный музей современного искусства. Париж.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (беспредметное, нефигуративное) — направление в живописи 20 в., отказавшееся от изображения форм реальной действительности; одно из осн. направлений авангарда. Первые абстр. произведения были созданы в 1910 В. Кандинским и в 1912 Ф. Купкой. Эстетич. кредо А.и. изложил Кандинский (“О духовном в искусстве”, 1910 и ряд др.). Суть его в том, что искусство, освободившееся от изображения форм видимой действительности, может значительно глубже и полнее выразить объективно существующее Духовное. А.и. развивалось по двум осн. путям: 1) гармонизации “бесформенных” цветовых сочетаний; 2) создания геометрич. абстракций. Первое направление (гл. представители — ранний Кандинский, Купка) довело до логич. завершения поиски фовистов и экспрессионистов в плане “освобождения” цвета от форм реальной действительности. Гл. акцент делался на самостоят, выразит, ценности цветового пятна, его колористич. богатстве цветовых отношений, на муз. ассоциациях цветовых сочетаний, с помощью к-рых А.и. стремилось выразить глубинные “истины бытия”, вечные “духовные сущности”, движение “космич. сил”, а также лиризм и драматизм человеч. переживаний, т.е. переносило на живопись многие функции музыки.
        Второе направление причисляет к своим родоначальникам Сезанна и кубистов; оно характеризуется созданием новых типов худож. пространства путем сочетания всевозможных геометрич. форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Оно имело ряд разветвлений: в России — лучизм М. Ларионова, “беспредметничество” О. Розановой, Л. Поповой, супрематизм К. Малевича; в Голландии — группа “Стиль” во главе с П. Мондрианом и Т. ван Дусбюргом. Голландцы выдвинули концепцию неопластицизма, противопоставлявшую “простоту, ясность, конструктивность, функциональность” чистых геометрич. форм “случайности, неопределенности и произволу природы” (ван Дусбюрг). После Второй мир. войны новое поколение абстракционистов (Дж. Поллок, де Кунинг и др.) восприняло от сюрреализма принцип “психич. автоматизма”. У Поллока акцент в творч. акте перемещается с произведения (оно теперь не является целью творчества) на процесс создания картины, к-рый становится самоцелью. Отсюда берет начало “живопись-действие”. Разновидностью А.и. в США с 50-х гг. становится “абстр. экспрессионизм” (М. Ротко, А. Горки и др.).
        А.и. открыло новые горизонты выражения духовного только с помощью цвета и абстр. форм, уведя искусство от повседневной эмпирии, практицизма, утилитаризма, социальной ангажированности. Однако работа только с цветом и формой требует утонченного художе-ственно-эстетич. чувства, к-рым обладают лишь единицы даже среди живописцев. Это сугубо элитарное искусство, поэтому в мире абстр. полотен 20 в. встречаются лишь единицы действительно выдающихся произведений, поднявшихся на уровень классики. Среди них многие работы Кандинского и Малевича бесспорно занимают первое место. Отказавшись от использования изобразит, принципов, органически присущих живописи как виду искусства, А.и. абсолютизировало эстетич. значимость цвета и абстр. формы и тем самым в целом значительно сузило изобразительно-выразит. возможности живописи. Собственно живописные находки А.и. (в области гармонизации цвета и формы, повышенной цветовой экспрессии) активно используются сегодня живописцами самых разных направлений, а также в дизайне, в оформит, искусстве, в театре, кино, телевидении, во многих совр. арт-практиках.
 
Лит.: Brion М. Art abstrait. P., 1956; Abstrakte Kunst. Theorien und Tendenzen. Baden-Baden, 1958; Poensgen G., Zahn L. Abstrakte Kunst: eine Weltsprache. Baden-Baden, 1958; Vallier D. L'Art abstrait. P., 1967; Capon R. Introducing Abstract Painting. L., 1973; Blok C. Geschichte der abstrakten Kunst, 1900-60. Koln, 1975; Balla G. Origin! dell'astrattismo. 1885-1919. Mil., 1980.
 
В.В. Бычков
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО


будет выглядеть так: Что такое АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО