Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЗОЛЬГЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Solger)
        Карл Вильгельм Фердинанд (28.11.1780, Шведт, — 25.10.1819, Берлин), немецкий философ-идеалист и эстетик, представитель Романтизма. Профессор Франкфуртского (с 1809) и Берлинского (с 1811) университетов. От субъективного идеализма в духе Фихте З. под влиянием Спинозы (См. Спиноза), а также Шеллинга, которого слушал в Иене, эволюционировал к объективному идеализму («Философские беседы», 1817). Наиболее значительны эстетические сочинения З. — «Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и искусстве» (т. 1—2, 1815) и посмертно изданные «Лекции по эстетике» (1829). З. истолковал в них выдвинутое немецкими романтиками понятие романтической иронии (См. Ирония) в духе объективного идеализма, отождествив её с диалектическим моментом отрицания отрицания. В этом отношении З. явился одним из предшественников Гегеля, высоко его ценившего (см. «Эстетика», т. 1, М., 1968, с. 74—75).
         Соч.: Nachgelassene Schriften und Briefwechsel, Bd 1—2, Lpz., 1826; The complete correspondence, N. Y. — B., 1933 (совм. с J. L. Tieck).
         Лит.: Мемнон (Давыдов И. И.), Разбор сочинения Сольгера..., «Вестник Европы», 1822, № 13—14; Heller J. E., Solgers Philosophic der ironischen Dialektik, Kirchhain, 1928(Diss.); Boucher М., K. W F. Solger, P., 1934; Herzog R., Die Bewahrung der Vernunft. Eine Untersuchung der Metaphysik K. W. F. Solgers, Munch., 1967.
         Г. М. Фридлендер.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Solger) Карл Вильгельм Фридрих (28.11. 1780, Шведт,—25.10.1819, Берлин), нем. философ-эстетик. Преодолевая влияния Шеллинга и романтия. философии, разрабатывал диалектику объективно-идеалистич. типа («Филос. диалоги» — «Philosophische Gesprache», 1817). В соя. «Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве» (Bd l—2, 1815, рус. пер. 1978) развивал учение о взаимопроникновении идеи и материала в художеств. творчестве. Развёрнутая диалектика художеств. творчества завершается у 3. теорией иронии, которая выступает как свидетельство достигнутого в произведении искусства равновесия всех сторон (объективного и субъективного, идеи и материи и т. п.), обретения «существенного центра искусства». Смысл философской эволюции 3. был показан Гегелем, выявившим моменты, сближающие учение 3. с системой Гегеля.
        Nachgelassene Schriften und Briefwechsel, Bd 1—2, Hdlb., 1973; Vorlesungen uber Asthetik, Darmstadt, 1973.
        ? е г е л ь Г. В. Ф., О «Посмертных сочинениях и переписке Зольгера», в его кн.: Эстетика, т. 4, М., 1973, с. 452—500; F r i с k е H., K. W. P. Solger, В., 1972.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЗОЛЬГЕР


будет выглядеть так: Что такое ЗОЛЬГЕР